КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АКТИВНОГО ТУРИЗМА
Брюхова В.,
Воронцова Ю.,
Дружинина Ю.,
ТРМ-20
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АКТИВНОГО ТУРИЗМА
Водный туризм
Типичные недочёты работы действующих сопровождающих туристских групп:
Критерий
| Комментарии
| Тактика АТ
| 1) Экипажи, участники не страхуют друг друга при прохождении сложных участков (например, шиверов, резкое сужение русла, убыстрение течения и т. д. ).
2) Экипажи не соблюдают минимальное требуемое расстояние между суднами (в зависимости от участка оно варьируется от 1 метра до 50 метров). Как итог: сложности в возможности маневра, столкновение, переворот.
Примечание 1: если расстояние между суднами больше 50 метров, то можно вовремя не заметить что происходит с товарищами.
Примечание 2: прямая видимость и слышимость соседей.
3) Пренебрежение правилом «первым судом идут более опытные участники». В теории первый – в составе есть руководитель, последний (замыкающий) – так же опытный экипаж.
4) Пренебрежение сигнальными огнями в темное время суток, на опасных участках.
5) Переоценивание возможностей участников (в зависимости от возраста, физической подготовки, опыта, психологической готовности, нагруженности судна, крена судна, сложности участка и т. д. ). Т. о. надо еще и правильно оценивать километраж на день, который должен подбираться от характеристик, указанных ранее.
6) Пренебрежение в слежении за ветро-волновой обстановкой;
7) Пренебрежение береговым осмотром в случае прохождения сложных, неизвестных участков.
8) Допуск срывов на маршруте
9) Использование неудобной одежды и одежды не по погоде, что имеет возможность сказываться на тактике выполнения хода.
| Техника АТ
| 1) Выправление судна в случае заворота (возникают сложности в связи с интенсивностью и согласованностью действий всего экипажа);
2) Использование весел (причинно-следственная связь между действиями и последствиями, то есть что нужно предпринять, чтобы повернуть или развернуться);
3) Излишние завороты. Маршрут должен проходить по наиболее спокойным участком воды.
4) В местах впадения притоков необходимо держаться противоположного притоку берега реки или самого края отмели или шиверы, образовавшейся у устья притока.
5) Повороты почти всегда чередуются, т. е, за правым следует левый и наоборот, Поэтому между поворотами чаще всего приходится пересекать струю в наиболее спокойных местах.
| Организация сервиса на маршруте
| Сопровождающие проверяют инвентарь/оборудование при получении на складе. Нередки случаи передвижения на «тримаранах», малое количество насосов или их отсутствие вообще (ни одного на все катамараны), нехватка весел, спасательных жилетов.
Организация проживания: чаще всего претензии туристов адресованы ТО, т. к. используются тонкие спальники, тонкие коврики. Некомплект (иногда), сломанные/ порванные палатки.
Остановки для курения. С одной стороны, курение на катамаране недопустимо, поэтому делаются остановки, что удобно для курящих людей. Многие сопровождающие также имеют эту вредную привычку. Знакомые в качестве туристов столкнулись с следующей ситуацией: делали остановки для курения инструкторов каждые 30 мин. (туристы были все некурящие), а потом не укладывались в график и гребли, не осмотрели объекты и не услышали информацию о них. Ситуация изменилась только после замечаний туристов, однако неприятный осадок остался.
| Организация досуга туристов
| Туры предполагают посещение природных объектов (например, сплав по р. Усьва+Каменный город), а также осмотр природных объектов (скал) с воды. Таким образом, инструктор должен обладать хорошей дикцией, грамотно и интересно выражать свои мысли, быть знакомым с природными объектами на маршруте (их местоположение, внешний вид, легенды и др. особенности), иметь запас интересных историй (в целом, иметь широкий кругозор). Нередко случается так, что инструктор во время прохождения маршрута молчит, не обладает информацией об объекте и не может ответить на вопросы туристов, что приводит к некачественному оказанию «экскурсионных»/информационных услуг.
Сопровождающие должны обладать примерно одинаковой информацией об объектах на маршрутах: участники сплава во время прохождения маршрута находятся на разных катамаранах, поэтому каждый инструктор должен рассказать об объектах. На практике случается, что один катамаран находится под руководством «разговорчивого» сопровождающего, другой – под руководством «молчаливого».
Основная часть туристов предпочитает проводить время с алкогольной продукцией. При этом сами сопровождающие (не всегда) тоже употребляют алкоголь, хотя правилами ТО это запрещено.
Положительные моменты: организация зарядки, игр, тематические сплавы.
| Организация питания
| При организации питания на водных массовых маршрутах существует нерациональное использование продуктов питания. С одной стороны, оговоренное меню является услугами, которые ТО обязуется предоставить. С другой стороны, питание обусловлено личными привычками участников и погодными условиями.
Чаще всего, меню ТО предполагает сложные и калорийные (иногда жирные) блюда: шурпа, плов и др. На каждого туриста рассчитана большая порция. Такую пищу туристы не всегда могут съесть в силу физиологических особенностей/ привычек питания, биоритмов. Например, ранний подъем и плотный завтрак – для многих туристов ранний подъем непривычен, поэтому они отказываются от каши, пьют только чай/кофе. В теплую и жаркую погоду (а большая часть водных туров проходит летом) туристы также отказываются от пищи.
В связи с этим, большое количество пищи выбрасывается (часто – неправильно утилизируется).
Другой фактор: разведение костра в неположенном месте. Это связано с отсутствием оборудованных стоянок, но в целом, большинство сопровождающих следят за костром и тушат его верно.
| Обеспечение безопасности прохождения
| Распитие туристов алкогольных напитков во время сплава (на катамаране).
Отсутствие контроля за тем, чтобы все участники были в спасательных жилетах. Состояние спасательных жилетов (часто не застегиваются, сломаны застежки).
Походная баня в ночное время: люди идут в темное время суток (а внутри горячие камни), а позднее ныряют в темноте в холодную воду, хотя часто не знакомы с тем, какое дно в этом месте.
Отсутствие у инструктора квалификации: сопровождающие проходят внутренние курсы и обучение на Ревуне в весеннее время, после чего допускаются к работе. Курсы посещают люди абсолютно разных профессий. Безопаснее, если сопровождающие сами увлечены водным туризмом и прошли много маршрутов ДО прихода на курсы. Многие из сопровождающих таким способом подрабатывают, т. е. они не входят в штат ТО.
|
Актуальные требования к личности инструктора для коммерческих туристских мероприятий выбранного вида АТ:
1. широкий кругозор;
2. грамотная речь;
3. знание основ психологии (профилактика возникновения и выход из конфликтных ситуаций, способы сплочения коллектива, особенности личности в разные возрастные периоды и т. д. );
4. умение оказывать первую медицинскую помощь;
5. разъяснение вопросов безопасного поведения на водоёме, правила пользования водными объектами при обучении погружению в воду и плаванию, типовые опасные ситуации на воде и действия по их избеганию.
6. Стрессоустойчивость, выносливость, коммуникабельность.
7. Физическая подготовка.
|