|
|||
Ее звезда. 120 лет со дня рождения Любови ОрловойЕе звезда. 120 лет со дня рождения Любови Орловой
120 лет со дня рождения актрисы, в свете улыбки которой прошла половина советского века, - Любови Орловой. Почему мы с трудом вспоминаем героев сегодняшних экранов, а Орлова до сих пор звезда? Фильмов у нее немного: из популярных всего пять - " Веселые ребята", " Цирк", " Волга-Волга", " Весна", " Светлый путь". Но каждый до сих пор в числе хитов.
Фото: РИА Новости Была ли она великой актрисой? Нет: в драматических киноролях (" Композитор Глинка", " Встреча на Эльбе", " Дело Артамонова", " Русский сувенир" ) она заурядна. Но в музыкальном кино ей не было равных. Может, была выдающейся танцовщицей? Но все, что она станцевала на экране, - это чечетка на пушке в " Цирке": три притопа, два прихлопа. И опереточный танец в " Весне". Даже в кителе с чужого плеча насквозь промокшая Любовь Орлова все равно оставалась звездой А в комплексе излучала такое сияние, что глазам больно - люди влюблялись раз и навсегда. Она принесла с собой понятие - звезда. Любили Целиковскую, обожали Раневскую, восхищались Серовой, а звездой была Орлова. Они прекрасно играли, она - сияла. Орлову считают порождением Голливуда. Они с Григорием Александровым там бывали, дружили с Чаплином. И серьезно относились к опыту американского мюзикла, перенеся его принципы, его технологию в наше кино. Там Орлова постигала тайны " звездности". Звезда не перевоплощается, не становится письмоносицей или ткачихой - она прикидывает на себя их платья. В " Цирке" ее героиня Марион Диксон влюблялась в советского гимнаста и впервые понимала, что такое свобода. В этом пропагандистском сюжете заложен и принцип воздействия Орловой на публику: звезда сходила с небес, меняла сверкающее платье на свитер и становилась такой же, как мы. То есть свершалось чудо, оно возвышало нас, мы начинали больше себя уважать и ценить приметы жизни, к которым привыкли: кумач Первомая (" Цирк" ), тишину лабораторий (" Весна" ); набережные Москвы-реки казались еще прекраснее, в них оживали строки Пушкина (" Весна" ). Орлова сходила в мир, как фея, в ее присутствии мифы становились явью. Она дарила минуты счастья - иллюзорного, но настоящего. Фильмы воспринимались как сказка, источавшая дивные мелодии Дунаевского. В них страна представала братством, которому действительно нет преград. После них хотелось жить и смеяться, как детям. Фильмы Орловой доказали востребованность кино как " фабрики грез". Оно не уводило от реальности - оно делало ей инъекцию оптимизма, торило пути к идеалу. Конечно, в то время, когда Марион Диксон восхищалась советскими свободами, людей тысячами гнали в ГУЛАГ. Но музыкальный жанр не занимается политической конъюнктурой, иначе " Цирк" не был бы так востребован и сегодня. Он дает людям передышку и вселяет уверенность в своих силах. И героини Орловой в этом были главным аргументом.
Российская газета - https: //rg. ru 11. 02. 2022 Рубрика: Культура Текст: Валерий Кичин
|
|||
|