|
|||
Слово учителя о писателе
Выполнила: Зубкова Юлия, группа ОБ-РЛ-32. Тема: Изучение биографии писателя в средних классах Тема урока: «Жизненные уроки в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Задачи урока: Познавательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Планируемые результаты: Предметные : углубить понимание идейного замысла рассказа, формировать умение анализировать литературное произведение, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризовать героев. Метапредметные : развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структурировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества с взаимным контролем и оказанием необходимой помощи. Личностные: создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интересав достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.
Список использованной литературы: 1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. «Литература». Учебник 6 класс. Часть 1, 2. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019, стр. 288. 2. Егорова Н. В., Макарова Б. А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 400с. – (В помощь школьному учителю). 3. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В. П. Полухиной «Литература: 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2006. Оборудование: выставка книг В. П. Астафьева; фотографии, иллюстрирующие жизнь писателя; проектор; презентация к уроку. План урока: 1. Организационный момент (1 мин. ); 2. Актуализация знаний (3 мин. ); 3. Слово учителя о писателе (7 мин. ). 4. Рефлексия. Слово учителя о писателе Эпиграф «Совесть — это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал». Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником-конем». Рассказ «Конь с розовой гривой» автобиографичен; через личные переживания писателя воспроизведен рассказ о целом поколении людей, чье детство выпало на трудные предвоенные годы; именно в такое трудное время ковался народный русский характер, формировались нравственные устои. Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет. Готовясь к нашему уроку, я остановила своё внимание на словах Л. Н. Толстого. (Слайд с эпиграфом) — Какое отношение данное высказывание имеет к рассказу Астафьева? — Когда человека мучает совесть? (Когда он поступает неправильно, ошибается. ) (Ответы учащихся должны приблизиться к логическому ряду: совесть — ошибка — выбор. Человек совершает ошибки, когда делает выбор. ) В одном из рассказов сборника В. Астафьева «Последний поклон» бабушка Екатерина Петровна просит Бога: «Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, прощать и любить». Хочется верить, что эти слова бабушки найдут отклик и в вашей душе. В. П. Астафьев был честным, чутким, непримиримым ко лжи и злу, требовательным к себе человеком. «И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро… Оно доброе добро, оно существует для того, чтобы легче было жить людям, оно очищает человека». С такой позицией писателя нельзя не согласиться.
Каков же жизненный путь писателя? 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что в Сибири, на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор. В 7 лет мальчик потерял мать – она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. (Боны – плавучие ограждения и заграждения на реке, озере). В. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Всё ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка Екатерина Петровна. Дальше – сиротский дом. Здесь добрые, умные учителя пробудили в нём интерес к писательству. А тут грянул 1941 год. Весной 1943 года рабочий Астафьев уже на фронте, на передовой. Воинское звание – рядовой. И так до самой победы: шофёр, артразведчик, связист. После войны Астафьев сменил много профессий. С 1951 года начал заниматься литературным трудом. Создал немало книг. Среди них такие, которые нельзя не любить – «Царь – рыба», «Последний поклон», «Конь с розовой гривой». Верю, что в будущем они станут и вашими любимыми книгами. Вы видите (на слайде) дом бабушки Екатерины Петровны. «Дом моего детства», как называл его писатель, куда неизменно устремлялась его душа. Главная книга жизни Виктора Петровича – «Последний поклон» - посвящена этому дому, «где как в хорошей избе он собрал и бережно воскресил прекрасную страницу своего детства, а с нею и всю свою родню, благодаря которой у него и в сиротстве была прекрасная семья, древо рода, где он был не чужой ветвью» (В. Курбатов). В 1957 году В. П. Астафьев начинает цикл рассказов от 1-го лица о собственном детстве. Основная тема многих его детских рассказов – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на жизнь человека, изменить его. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой», - как раз один из таких.
Вопросы к классу после прочтения биографии писателя: 1. Ребята, каким человеком видится вам писатель? 2. Какой факт его биографии показался вам самым трагичным? Задание: Сочините синквейн на тему урока. Учащиеся работают 2-3 минуты, затем озвучивают свои синквейны. Например: Русский характер.
|
|||
|