Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теория и практика музыкального образования



Теория и практика музыкального образования

 в Древней Греции

Древнегреческая теория воспитания - одна из первых развитых педагогических систем в истории человечества. Она основана на принципах гармоничного и всестороннего развития человека, формирования совершенной личности, как в нравственном, так и в физическом отношении.

Древние греки разработали идеал прекрасного человека – «калокагатия» (буквально – «прекрасный и добрый», то есть, по мнению эллинов, человек должен быть прекрасен как физически, так и душевно). Этот идеал включал в себя двоякий ритм – телесный, который воспитывался физическими упражнениями, и душевный – подвластный музыке. Сама же музыка понималась как триединство танца, жеста и собственно музыки (лада и ритма).

Музыка играла значительную роль в общественной жизни. Священным долгом свободных жителей Афин, Спарты и других полисов считалось участие в «хоросе» - коллективных театрализованных действиях с пением, игрой на музыкальных инструментах и танцами. В свою очередь, термин «ахореутос», буквально означающий «человек, неспособный к участию в хоросе» - стал синонимом человека неграмотного, необразованного. Рабы также могли быть музыкантами, но им музыка служила для других целей - это было средство заработка (например, они развлекали пирующих пением, игрой на инструментах, танцами).  Для свободных эллинов музыка была средством нравственного совершенствования, но не профессией.

Нужно сказать, что система образования в античном рабовладельческом обществе касалась только привилегированных слоев общества – свободнорожденных граждан. Аристофан, автор известных комедий (5 в. до н. э. ) – указывал на то, что лучшие люди государства должны быть «воспитаны в палестрах (гимнастических школах) и в хорах». Поэт подчеркивал необходимость «мусического образования» – не только музыкального, но и литературного, театрального, математического; слово «мусике» (искусство муз) означало широкую область наук и искусств, подвластных девяти музам.

Литература и научная мысль классической древности постоянно затрагивает вопросы воспитания, создает идеальный образ гражданина, сочетающего в себе высокий интеллект и нравственную чистоту, а также разностороннюю образованность

       Школьное образование в Афинах сводилось к общему («мусическому») и гимнастическому. В мусической школе дети обучались грамоте и счету, затем знакомились с творениями великих поэтов - Гомера и Гесиода, с изречениями знаменитых мудрецов. Важное место занимало обучение хоровому пению и игре на музыкальных инструментах (лире, кифаре, флейте, авлосе).

 Воздействие музыки на эмоциональную сферу человека - одна из тайн, раскрыть которую ученые пытались еще в глубокой древности. Ранее музыка понималась как мистическое, божественное явление, свойства которого сверхъестественны. В мифах Древней Греции и других народов можно найти немало подтверждений такого понимания. Так, легендарный певец Орфей укрощал своими песнями диких зверей; герой гомеровского эпоса Ахиллес смягчал приступы гнева игрой на кифаре. Большинству бытовавших в те времена музыкальных инструментов приписывалось божественное происхождение. Кифара была непременным атрибутом Аполлона. Флейты и тимпаны сопровождали свиту Диониса; многоствольная флейта – инструмент Пана, лесного божества.

Одним из первых ученых античности,  непосредственно касавшихся в своих трудах феномена музыки, стал Пифагор (6-5 вв. до н. э. ) и его последователи. Они также рассматривали явление музыки как космический феномен. Именно пифагорейцы считаются основоположниками учения о «музыке сфер», или «небесной гармонии», «гармонии сфер», согласно которому вся музыка, звучащая на земле, есть отголосок небесной музыки. По мнению последователей Пифагора, небесные тела (планеты) в своем движении издают определенные звуки, притом каждой планете свойствен звук определенной высоты. Все вместе же эти звуки образуют стройную гармонию (в понимании греков слово «гармония» означало лад, гамму). Человек не замечает этих звуков, как не замечают шума те, кто живет возле водопвда.  

Последователи Пифагора создали учение об эвритмии – способности находить и чувствовать ритм не только в музыке, но и в природе, общественной жизни, собственных поступках. Интересно их сравнение общественного уклада с оркестром, в котором каждому человеку, подобно музыкальному инструменту, поручена своя партия.

Пифагор придавал огромное значение числам. Он, исследуя числовые отношения, обратился к изучению высотных соотношений звуков. Взяв монохорд  (натянутую на столе струну с подвижным порожком), он делил струну по длине на равные части - на 2, 3, 4 и т д. Сравнивая звучание всей струны и ее частей, Пифагор изучал интервалы. Он пришел к выводу, что если разделить стуну на 2 равные части, то звучание целой струны и ее половины дает октаву; звучание ¼ струны дает звук на 2 октавы выше исходного. Если же поделить струну на 3 равных части и сравнить звучание 3 частей и 2, получим квинту (так называемую акустически чистую). Кварта получится, если  сопоставить звучание равных 4 и 3 частей.

Кроме того, пифагорейцы понимали музыку как универсальное средство воспитания, нравственного совершенствования, душевного и телесного врачевания. Известно предание о том, как ученикам Пифагора удалось усмирить молодого человека, находившегося в невменяемом состоянии, с помощью определенного лада и ритмических фигур, которые считались строгими и уравновешенными. Такими свойствами, по мнению греков, наделялся дорийский лад.

 

Музыкальное воспитание, как и рассказы о подвигах героев, философские изречения, считалось средством формирования этических качеств, достижения гармонии в движениях, мыслях, эмоциях и деятельности. Однако не всякая музыка считалась пригодной для воспитательных целей.  

Платон Афинский  (5-4 вв. до н. э. ) одним из первых сформулировал теорию этоса - учение о воздействии определенных ладов и ритмов, инструментальных звучаний на психику человека. Этос связывался в первую очередь с воспитанием будущих воинов и философов, поэтому  Платон полностью исключает «развращающие» и «разнеживающие» фригийский и лидийский лады, и одобряет один только дорийский лад, который «настраивает на мудрость и умеренность». Из инструментов философ  разрешает лиру и кифару, также полковые трубы; напротив, авлос и флейта, как инструменты, сопровождающие танцы, считались недостойными идеального гражданина.

Не менее строгой чистке Платон подверг и поэзию, поскольку слово и музыка в понимании древних греков составляли неразрывное единство.

Теорию этоса, начатую Платоном, продолжил и развил Аристотель (4 в. до н. э. ) Музыка понималась им как один из важнейших объектов чувственного восприятия. Он утверждал, что этические свойства может заключать в себе даже самая простая мелодия.

В своем трактате «Поэтика», посвященном вопросам музыкального и театрального  Аристотель разработал концепцию катарсиса. Суть этого явления заключается в непосредственном переживании происходящего на сцене, в искреннем сострадании героям трагедии и наступающем вслед за развязкой душевном очищении, чувстве эстетического удовольствия. Теория катарсиса стала одним из ключевых понятий современной эстетики.

       В другом трактате – «Политика» Аристотель писал о музыке как средстве воспитания: «Как все безвредные развлечения, она не только соответствует высшей цели человеческой жизни, но доставляет еще к тому же и вдохновение».   Успешна, по его мнению, только та деятельность, которая связана с удовольствием от занятий. Поэтому эффект наслаждения он считал обязательным моментом в приобщении к искусству. Аристотель выдвинул принцип активной практики как способа усвоения основных эстетико-художественных норм в процессе воспитания искусством.

Говоря о системе общего и музыкального воспитания в Древнем Риме, можно убедиться в том, что она непосредственно опиралась на эллинистическую культуру, многое из нее заимствуя. В то же время некоторые моменты заметно упрощались. Суждения об искусстве, его роли в процессе воспитания основывались на теориях Аристотеля и Платона. Например, знаменитый поэт Квинт Гораций Флакк (65 - 8 гг. до н. э. ) подчеркивал гуманистическую, миротворческую суть искусства. Он говорил о том, что, «подчиняясь древней мудрости, аналогично тому как разделять мирское со священным, искусство одновременно есть для людей и прекрасное, и полезное, и развлечение душам, и отдых от тяжких трудов, и наставленье на жизненный путь»

Неотделимой от познания вещей божественных признавал музыку Марк Фабий Квинтилиан (1 в. н. э). В  своем труде «О подготовке оратора» он, в частности, ссылаясь на свидетельства Тамагена, Вергилия, Ионаса, Архита и Эвена, отмечал, что музыка «в весьма старые времена не только изучалась, но и была предметом благоговения, так что искушенность в ней почиталась приличествующей пророку и мудрецу».

Таким образом, в эпоху античности зародилась важная традиция мировой практики музыкально-эстетического воспитания: его цели, содержание и направленность стали определяться ценностным отношением общества к человеческой личности и заинтересованностью в ее самостоятельном разностороннем развитии. В исторические периоды античности, эллинизма и Римской империи выдающимися мыслителями неоднократно отмечались магическая сила воздействия музыкального искусства на душу человека, способность искусства пробуждать в человеке стремление к лучшему и в силу этого необходимость музыкального искусства как предмета воспитания.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.