|
|||
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Как одно из профессиональных средств выразительности актёра.
1. Постановка а. голоса (выкрик); б. дикции. 2. Овладение интонационным богатством устной речи. 3. Изучение орфоэпии, то есть правил употребления речевых оборотов, чтобы речь была литературно правильной. 4. Постановка дыхания, что пригодится как во время подачи текста, так и в вокале. Для этого существует несколько видов дыхательной гимнастики.
От того, как звучит голос, зависит восприятие людей. Тихая невнятная речь с проглатыванием звуков едва ли привлечет внимание окружающих. Звучание можно тренировать дома, выполняя простые задания: чтение стихотворений, прозаических произведений с разной громкостью. Например, две первых строки нужно проговорить тихо, а следующие две, наоборот, громко. Проговаривание одной и той же фразы с разной интонацией. Произнесение фраз, слов голосами животных. Это развивает не только дикцию, но и фантазию. Улучшить дикцию можно, регулярно прочитывая длинный текст с закрытым ртом, проговаривая сложные сочетания звуков изо дня в день. Комплекс занятий по сценической речи включает: 1. Артикуляционную гимнастику. 2. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. 3. Дыхательные упражнения. 4. Постановку речевого голоса. 5. Работу над скороговорками. 1. Упражнения для губ и языка «Улыбка» Широко улыбнуться, зубы не показывать. Удерживать в таком положении под счет до 5. «Иголочка» Узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше. Удерживать в таком положении под счет до 5. «Мотор» Губы в улыбке. Рот открыт. Язык стучит кончиком в верхние зубы со звуком д-д-д. Темп очень быстрый.
5. Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап. Так и надо было греку, не суй грека руку в реку.
Бык-тупогуб, тупогубенький бычок, У быка бела губа была тупа.
Сшит колпак не по-колпаковски, Вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать и перевыколпаковать, А колокол переколоковать и перевыколоковать. К. С. Станиславский говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы.
|
|||
|