Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





( ? представления и воображения в наших лекциях не было)



 

Познавательные процессы в спорте

Психические процессы –это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей среды. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые

Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует.

В познании выделяют 2 этапа 1- чувственная- ощущение, восприятие, память. 2-Логическая- речь, мышление, воображение

1. Ощущение – простейший ППП, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Но органы чувств обладают свойством адаптации к изменяющимся условиям, поэтому пороги ощущений не являются постоянными и способны изменяться при переходе от одних условий внешней среды к другим. Эту способность называют адаптацией ощущений..

Виды ощущений:

1. По модальности (анализаторы – вкусовые, зрительные, обонят., осязат., слуховые)

2. По расположению рецепторов:

- Экстероцептивные – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела (вкусовые)

- Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека (мышцы, сухожилия)

- Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека, органов и тканей (холод, боль).

Роль ощущений в ФКиС: Техника соревновательных действий базируется на следующих ощущениях:

1) -мышечно-двигательных - несут информацию о длине и скорости изменения мышечных волокон, рецепторы в сухожилиях и суставах информируют мозг о положении звеньев человеческого тела, напряжена мышца или расслабленна, задача тренера- развитие отчетливости ощущений, зафиксировать внимание ученика на правильных и неправильных ощущениях.

2)зрительных - играют бол. роль в осознании первичных представлений о движении (показ или зеркало)

3)вестибулярных;

4)слуховых- источник доп. информации о параметрах движения, играет большую роль в ритмической организации движений.

5) осязательных

2. Восприятие – это целостное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Отличие от ощущений в том, что ощущение отражает 1 свойство, а восприятие – комплекс. В ГМ формируется образ (эталон) движения.

Особенности В. в отл. от ощущений : 1-предметность, 2-структурность и целостность, 3-константность (относительное постоянство), 4-осмысленность – понимание сущности предмета.

Роль – та же, что и у ощущений, + 1. Зрительное восприятие пространства (поле зрения спортсмена). - 2. Кинестетическое восприятие пространства ( мышечное ощущение границ про-ва), 3. Восприятие времени, 4. Специализированные восприятия (чувства воды, лодки)

3. Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте, имеющем для личности определенную значимость при одновременном отвлечении о других, Направленность - избирательный характер психической деятельности, Сосредоточенность - отвлечение от всего постороннего.

Виды внимания (2 критерия): 1 наличие осознаваемой цели 2 наличие волевого усилия; Непроизвольное( нет цели, нет усилия – зависимость от раздражителя), Произвольное (есть цель, есть усилие), Послепроизвольное ( есть цель, нет волевого усилия).

Свойства внимания: 1- Устойчивость - длительность сосредоточения на одном объекте, зависит от силы НС.. 2- Распределение - возможность удержания внимания одновременно на нескольких сферах деятельности. 3 - Объем -максимально возможное количество объектов, одновременно охваченных вниманием, обычно 7. 4- Концентрация -сосредоточение на существенных предметах и поддержание этой сосредоточенности. 5- Переключение -преднамеренный перенос внимания с одного предмета на другой. 6- Отвлечение -непреднамеренный перенос внимания с одного предмета на другой.

Роль внимания в ФКС: Устойчивость внимания(1кл-3-5 мин., 4кл-10-15 мин., ср. школа- 30-45 мин., с 17 лет-90 мин. ( Привести примеры по всем свойствам внимания – объем – у борцов 1 соперник, у футболистов 11, распределение внимания – надо делать и слушать).

В спорт. психологии различают внимание внешнее( концентрация на внеш. объектах) и внутреннее( на внутр. физ. и псих. состоянии), оба эти внимания тормозят др. др., их надо регулировать.

4. Память -сложный ППП, который состоит из запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации. 1- Запоминание -процесс накопления опыта, установление временных связей в коре ГМ. 2- Сохранение -процесс активной обработки, систематизации информации. 3- Узнавание- процесс восстановления прошлого опыта при повторной встрече с объектом. 4- Воспроизведение - восстановление прошлого опыта в отсутствии объекта. 5- Забывание - процесс исключения или выпадения прошлого опыта из деятельности или сознания.

Виды памяти.

1. По характеру псих. активности: двигательная; эмоциональная; образная; словесно-логическая.

 

2. По характеру целей деятельности: произвольная; непроизвольная.

3. По продолжительности хранения информации: кратковременная; долговременная; оперативная.

В долговременную память попадают через кратковременную, поэтому для запоминания нужно многократное повторение.

На основе различных видов восприятий при участия внимания, в памяти формируется представление или образ движения. В ФКС использ-ся идеомоторная тренировка (прокручивание в голове многократно образа движения): наибольший зффект ид-я тр-ка дает при продож-ти либо < 1 мин. или от 15 до25 мин., а так же при количестве повторений или < 6 или от 36 до46.

Эффекты ид-ой тр-ки: 1- способствует выполнению когнитивно-двигательных задач ( умственный процесс) – прокрутить перед выходом упр-е. 2- устанавливает необходимый уровень возбуждения, создает необходимый мышечный тонус; 3- изменяет направленность внимания с результата на процесс.

5. Мышление - процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление состоит из операций: -анализ –синтез –сравнение –обобщение –абстрагирование –классификация. Формы мышления: -понятие (слово) –суждение (присутствие оценочного компонента) –умозаключение (вывод). Виды мышления по форме и содержанию знаний - наглядно-действенное (опирается на непосредственное восприятие предметов и явлений); наглядно-образное ( опирается на представления); абстрактно-логическое (опирается на понятия).

Роль мышления в ФКС. Тактическое мышление проявляется в 2-х видах ситуаций: Перед соревнованием мышление характеризуется тем, что имеет абстрактно-логический вид (если рисуются схемы то + еще и нагл. -образное). Особенности во время соревнований: -наглядно-образная форма, - действенный характер мышления, ситуативность мышления, -быстрота и интенсивность, -гибкость (многовариантность), - самостоятельность, -критичность, -чаще всего входе поединка мышление направленно на разгадывание тактического замысла соперника, т. е. в мышлении участвуют процессы антиципации(предугадывания).

(? представления и воображения в наших лекциях не было)

Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности.

Воображение – это ППП, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них могут присутствовать в большей или меньшей степени элементы фантазии, вымысла. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного практического вмешательства. Особенно оно помогает в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или нецелесообразны.

1. Внимание: понятие, виды и свойства

Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточиться, на том что он делает. Представьте себе ребенка, увлеченного процессом рисования. Он целиком углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать, о чем говорят взрослые, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что он делает, что он обращает внимание на те или иные предметы, занимается им, отвлекаясь от всего остального.

Приведенный пример свидетельствует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными.

В зависимости от осуществляемой активности можно выделить три вида внимания: чувственное (сенсорное) внимание, моторное внимание и интеллектуальное внимание.

О сенсорном внимании говорят в случае, когда субъекта интересуют перцептивные акты; скажем, когда человек слушает песню, смотрит кинофильм, он стремится, прежде всего, испытать как можно более ясные сенсорные переживания. Поэтому его энергия мобилизуется именно в этом направлении. Это в первую очередь проявляется в телесных процессах: внешние раздражители вызывают в организме определенную рефлекторную реакцию, облегчающую восприятие.

Моторное внимание может быть различным в зависимости от того, какое движение составляет его предмет. Когда человек танцует, содержание его сознания сконцентрировано на соответствующих движениях ног и тела. Еще более отчетливо видны особенности моторного внимания в случае различных спортивных соревнований; например, игра в футбол или быстрый бег требуют максимального напряжения внимания, и иногда успех зависит от того, сумеет ли спортсмен сохранить такое напряжение внимания достаточно долго. Разумеется, соответствующая направленность тела в данном случае еще более важна, чем при сенсорном внимании. Можно сказать, что весь процесс соревнования состоит не только в соответствующей направленности определенной части тела, скажем мускулатуры ног, но, наряду с этим, и в соответствующей регуляции мускулатуры всего тела. Роль надлежащей направленности тела в процессе моторного внимания особенно наглядно проявляется в подготовительный момент, когда, например, бегуны ждут стартового сигнала, чтобы мгновенно сорваться с места. В данном случае весь организм находится в состоянии своеобразного напряжения, хотя спортсмены неподвижно стоят на одном месте.

Интеллектуальное внимание. Допустим, до начала некоторых действий не обходимо предварительно решить какую-то задачу -- например, человек еще не знает, как лучше действовать в данной ситуации. В таком случае его внимание направлено не на действие, а в ином направлении: он осмысливает различные соображения в пользу или против того или иного действия, причем этот процесс может продолжаться довольно долго -- до тех пор, пока субъект не выберет одну из линий поведения.

2. Основные свойства внимания

Внимание означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём. Особенности этой сосредоточенности определяют основный свойства внимания. К ним относят: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объём внимания. Устойчивость- это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям, периоды таких колебаний в частности по Н. Ланге, равны обычно 2-3 с, доходя максимум до 12 с. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нём, то человек будет слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур - в них попеременно, то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект например, дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой.

Однако исследователи внимания считают, что традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других значительной большой устойчивостью.

3. Особенности свойств внимания в спортивной деятельности и их значение

Рассмотрим основные свойства внимания применительно к спорту.

Концентрация внимания.

Многие из высококвалифицированных спортсменов обладают способностью к произвольной концентрации внимания, о которой большинству из нас приходится только мечтать. Вероятно, каждый может припомнить такие ситуации, когда его сознание полностью сосредоточивалось на каком-то одном предмете, явлении и все остальное в данный момент как бы переставало существовать. Однако в большинстве случаев это происходит непроизвольно и не требует волевого усилия. И хотя сосредоточение внимания на выполнении спортивных действий исключительно важно, оно также может быть не только произвольным, но и бессознательным. Например, выдающиеся каратисты выполняют целый ряд атакующих приемов с огромной скоростью и точностью. Естественно, они не могут сознательно концентрировать свое внимание на каждом приеме. Более того, совершенно очевидно, что слишком сильная концентрация сознания на каком-то объекте или действии в соревновательной ситуации привела бы к тому, что из круга внимания выпадали бы другие важные для контроля объекты. Особенно это мешает представителям командных игровых видов спорта, где спортсмен должен не только сосредоточиваться на выполнении точного удара или паса, но и постоянно следить за перемещениями партнеров и противников.

Поэтому тренеры, формируя у молодых спортсменов навыки управлении вниманием, должны добиваться умения фокусировать сознание на главном в данный момент объекте и одновременно контролировать так называемым фоном внимания другие важные объекты и действия. Такое распределение внимания особенно важно в командных спортивных играх (например, в баскетболе).

Объем внимания.

Большинство из нас хорошо представляют себе узкое и широкое внимание. Первое - это внимание, которое мы проявляем, сосредоточенно читая книгу и не замечая ничего вокруг. Ко второму виду относится то внимание, с которым мы управляем автомобилем, следя одновременно за уличным движением и ведя беседу с сидящими рядом товарищами. В первом случае внимание имеет более полную (хотя и более узкую) концентрацию, во втором же оно не столь интенсивно и выполняет как бы сторожевую функцию, включаясь на полную мощность лишь в критических ситуациях.

В спорте мы имеем дело с проявлениями внимания и первого и второго видов, однако наиболее распространенным и полезным в соревновательных ситуациях (особенно в игровых видах спорта) является широкое внимание. Способность человека контролировать одновременно несколько объектов и явлений определяет большой объем внимания.

Сосредоточенность внимания.

Кроме объема внимания существует еще такое важное свойство, как сосредоточенность внимания. Дело в том, что в различные моменты времени внимание может быть направлено на различные внешние объекты, внутренние ощущения, переживания или мысли. Например, вы можете сосредоточить внимание на работе своего сердца или на решении тактических задач. Важнейшим качеством спортсмена в данном случае является его способность быстро переключать внимание с внутренних ощущений на внешние события, которые необходимо учитывать при выполнении спортивных действий. Причем в идеальном случае должно соблюдаться правильное соотношение между контролем за внешними и контролем за внутренними объектами.

Нарушение этого баланса имеет нежелательные последствия. Так, спортсмен, неспособный быстро переключиться с внутренних переживаний и мыслей на внимательный контроль за внешними событиями, будет часто опаздывать с восприятиями замысла партнеров. В свою очередь, спортсмен, полностью «включенный» во внешнюю обстановку соревнований, как правило, теряет способность к трезвому самоконтролю и решению сложных тактических задач. Наиболее важным для спортсмена высокого класса является доведенный до автоматизма навык в каждой соревновательной ситуации концентрировать сознание на наиболее важном в данный момент предмете, действии, ощущении, не упуская остальные важные детали из поля внимания. Особенно сложно «приучить» внимание безотказно переключаться с наиболее важных внутренних объектов на внешние, сохраняя нужный объем и необходимую сосредоточенность в напряженной психологической обстановке соревнований, т. е. под воздействием стресс-факторов.

Дело в том, что стресс-факторы напряженных соревновательных ситуаций, воздействуя на недостаточно эмоционально устойчивых спортсменов, парализуют в первую очередь именно их внимание. Спортсмены теряют способность переключать его, регулировать направленность и объем, оно часто как бы останавливается на мешающих навязчивых мыслях, переживаниях и не может быстро обеспечивать спортсменов необходимой для оперативных решений информацией.

Для развития внимания и оценки его особенностей полезно, чтобы после соревнований спортсмен сам охарактеризовал наиболее успешные моменты своего выступления и неудачи. Рекомендуется также незадолго до предстоящих соревнований продумывать, на что направить основное внимание и что будет контрольным фоном, если в ходе соревнования возникнет та или иная ситуация.

Сочетание объема и сосредоточенности внимания.

Первый тип внимания отличается большим объемом и внутренней направленностью. Под его контролем находится в основном внутренний мир атлета (ощущения, чувства, мысли). Если внимание такого типа является не ситуативным, а устойчивым, то можно сказать, что для представителей большинства видов спорта это неблагоприятно, так как затрудняется контроль за внешними объектами. Однако такой тип внимания является положительным для тренера, которому необходимо уметь сосредоточиваться, одновременно оценивая несколько возможных решений и влияющих на них факторов.

Второй тип внимания характеризуется большим объемом и внешней сосредоточенностью. Он благоприятен для спортсменов, которым необходимо принимать быстрые решения с учетом целого ряда внешних факторов. Это в первую очередь представители командных спортивных игр, особенно защитники и разыгрывающие игроки.

Третий тип внимания отличается небольшим объемом и внешней сосредоточенностью. Такое внимание особенно незаменимо в тех случаях, когда нужно реагировать всего на несколько объектов или движений, но принимать решения очень быстро (во всех видах единоборств, в играх, особенно в теннисе).

Четвертый тип внимания характеризуется небольшим объемом и внутренней сосредоточенностью. Он имеет большое значение в видах спорта циклического характера с преимущественным проявлением выносливости (например, в беге на длинные дистанции или в плавании), где очень важно уметь точно оценивать свое физическое состояние, степень утомления, запас сил и, сопоставляя эти ощущения с требованиями конкретной соревновательной ситуации, регулировать темп прохождения дистанции.

Спортсменов с преимущественным развитием внимания большого объема и внутренней сосредоточенности можно отнести к людям аналитического склада ума. Как правило, они способны перерабатывать большой объем информации, предварительно мысленно представляя и анализируя возможные ситуации предстоящих соревнований. Такие спортсмены умеют делать выводы из совершенных ими ошибок и редко повторяют их. Стиль их соревновательных выступлений отличается пластичностью и может произвольно регулироваться в зависимости от ситуации. Спортсмены, обладающие широким внутренним вниманием, обычно анализируют не только свои действия, но и действия противника, прогнозируя и заблаговременно учитывая его игровое поведение

Однако такой тип внимания может таить в себе и определенные недостатки. Спортсмены с чрезмерной склонностью к анализу не всегда способны быстро переключить внимание на внешние объекты. Это затрудняет их реакцию на неожиданные действия противника или партнера. Все мы неоднократно видели футболистов, которые, увлекаясь демонстрацией индивидуального мастерства, упускали возможность дать быстрый и точный пас открывшемуся партнеру. Спортсмены, обладающие большим объемом и внешней сосредоточенностью внимания, наиболее успешно выступают в соревнованиях, требующих быстрой смены действий в зависимости от изменений внешней ситуации. Баскетболисты, футболисты, хоккеисты с таким типом внимания славятся умением отдать моментальный пас открывшемуся партнеру.

Однако наиболее успешно такой тип внимания реализуется спортсменами, умеющими не просто воспринимать большой объем внешней информации, но и быстро вычленять из нее наиболее важные для данного момента детали. В противном случае игрок с широким внешним вниманием может запутаться в слишком большом объеме информации и не найти правильного тактического решения в создавшейся ситуации. Особенно важно сочетание этих качеств, для разыгрывающего игрока.

В видах спорта, требующих высокой точности движений, наибольших успехов добиваются спортсмены с узким внутренним вниманием, т. е. умеющие концентрировать его на внутренней мобилизации. Высокое развитие такого типа внимания позволяет спортсмену избегать многих отрицательных эмоций, как бы отключаясь от мешающих ему внешних и внутренних факторов, таких, как реакция зрителей, поведение соперников, навязчивые мысли и т. д. К недостаткам спортсменов, обладающих таким типом внимания, относится их недостаточная психологическая пластичность, т. е. неумение быстро перестроиться в соответствии с изменением ситуации, внешних условий, результатов основных соперников и т. п. Это происходит потому, что узкий внешний тип внимания не позволяет получить и быстро переработать всю необходимую информацию. Наименее благоприятен он в командных игровых видах спорта. Если такой игрок заранее наметил отдать пас конкретному партнеру, а того в последний момент закрыли противники, ему трудно быстро перестроиться и, не потеряв темпа игры, отдать пас другому игроку.

Обычно такой игрок так сильно концентрирует свое внимание на находящемся перед ним сопернике, что не замечает, как другой противник неожиданно отбирает у него мяч.

Спортсменам с узким внутренним типом внимания, т. е. с высокой сосредоточенностью на выполнении конкретной частной задачи, на какой-то одной мысли или на определенном ощущении, целесообразно специализироваться в видах спорта «на выносливость», а также в видах спорта, требующих быстрых максимальных усилий (тяжелой атлетике, толкании ядра). Тяжелоатлету или метателю такое внимание позволяет сосредоточиться на одной мысли или одном ощущении, максимально мобилизировать все свои силы на предельное физическое напряжение и его правильную техническую реализацию; бегуну на средние и длинные дистанции - сохранить необходимый ритм бега, несмотря на возрастающую усталость, а подчас и болевые ощущения (дело в том, что физическая боль при длительной высокоинтенсивной деятельности может иметь не только физиологический, но и психологический аспект; бегун, умеющий сконцентрировать внимание на конкретной мысли или ощущении, может в значительной мере снизить психологическое воздействие боли, убедив себя в ее незначительности или в необходимости терпеть или просто отвлекая внимание от болевых ощущений).

Умение отвлечь внимание от боли и тем самым уменьшить ее ощущение исключительно важно не только в спорте. Такими приемами часто пользуются в общении с пациентами стоматологи, гипнотизеры и представители других медицинских специальностей.

Некоторые спортсмены-стайеры «уводят» свое сознание от чувства боли, направляя внимание на контроль за движениями ног, за углом сгиба рук в локтевых суставах, за ритмом дыхания.

Обычно спортсмены, обладающие узким внутренним типом внимания, демонстрируют высокую способность к волевой мобилизации усилий на выполнении поставленной задачи и сохраняют необходимую работоспособность, несмотря на значительное противодействие внешних и внутренних факторов. Если такой спортсмен не замечает среди зрителей переживающую за него девушку, это отнюдь не значит, что он равнодушен к ней, просто в данный момент все его внимание сконцентрировано на достижении победы, ну а девушки, как говорится, потом.

Тем не менее этот тип внимания, как и все другие, имеет не только достоинства, но и недостатки. Допустим, что два пловца примерно равного класса обладают таким типом внимания. Один из них имеет высокий уровень притязаний, мечтает об установлении мирового рекорда и перед каждым заплывом настраивает себя на приближение к этой цели. Такому спортсмену узкий внутренний тип внимания помогает тренироваться более упорно и целеустремленно. Другой пловец не уверен в себе, имеет низкий уровень притязаний. Данный тип внимания усугубляет его неуверенность в себе, постоянно заставляя думать о возможных поражениях на предстоящих соревнованиях. Такой спортсмен, узнав, что у его соперника более высокий личный рекорд, уже заранее отдает ему победу, а после поражения еще более укрепляется в мысли о своих невысоких способностях. Таким образом, один и тот же тип внимания (узкий внутренний) помогает одному и мешает другому пловцу в достижении высоких результатов.

4. Значимость управления вниманием в спорте

Спортсменам зачастую приходится испытывать различные неприятные переживания, поэтому очень важно уметь с ними справляться. Как только спортсмен научится преодолевать негативное состояние (в данном случае состояние психологического шока равнозначно ситуативному состоянию высокой тревожности), у него повысится возможность контролировать процессы своего внимания и управлять ими, а это позволит более осознанно и ответственно относиться к обучению навыкам тренировки психической саморегуляции. Тем не менее следует помнить, что даже от совершенно правильного обучения этим методам не следует ждать легкодостижимых положительных результатов - на это потребуется некоторое время. Главным условием наиболее эффективного применения психологических процедур, предназначенных для обучения спортсменов приемам и навыкам произвольной релаксации или технике самовнушения, является предварительное тщательное изучение особенностей стиля внимания и определение его профиля соответственно предложенной схеме нескольких типичных графиков.

К сожалению, важность этого главного условия еще не всегда понимается, и в большинстве случаев рекомендуемые приемы обучения методам регуляции психических состояний и частичной модификации психических качеств недостаточно учитывают индивидуальные особенности внимания конкретного человека.

Серьезность данной проблемы и эффективность ее решения настоятельно требуют, чтобы спортсмен, прежде чем начать учиться контролю и управлению своим психическим состоянием, не только узнал свои индивидуально-типологические качества, но и научился распознавать в себе особенности изменения различных состояний (и в частности, состояния тревожности), до того момента, когда они выйдут за границы доступного воздействия и уже будет трудно взять себя в руки.

Совершенно очевидно, что существует значительно больше вариантов профилей особенностей внимания, чем представлено в данной работе. Те, что представлены здесь, являются наиболее типичными и часто встречающимися у спортсменов. К тому же при описании психологических особенностей спортсменов, относящихся к тому или другому профилю внимания, можно показать, как по особенностям внимания можно прогнозировать особенности поведения и деятельности в условиях спортивного соревнования, а также рекомендовать некоторые приемы и методы целенаправленного психологического совершенствования выявленных качеств и ликвидации их недостатков.

Память - это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память - это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти - накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно.

Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведением, деятельностью. Без памяти человек всегда оставался бы в состоянии новорожденного.

На уроках физической культуры проявляются все виды памяти: при показе физических упражнений ведущая роль принадлежит зрительной памяти; при объяснении (описании, рассказе) - слуховая и словесно-логическая; при выполнении физических упражнений - двигательная, тактильная, вестибулярная.

Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физического упражнения, при разучивании тактических действий, различных комбинаций спортивных движений и т. д.

Слуховая память связана с запоминанием звуков. Словесно-логическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроизведения слов, понятий. Если слуховая память в основном обеспечивает ориентировку человека в окружающей обстановке, то словесно-логическая помогает человеку мыслить (использование внутренней речи), передавать информацию (внешняя речь) и понимать высказывания других людей. Особую роль при занятиях физической культурой играют двигательная, тактильная и вестибулярная память, связанные с запоминанием, сохранением и воспроизведением сигналов, поступающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепторов кожи и вестибулярного аппарата. Эти виды памяти используются человеком при разучивании физических упражнений и исполнении их. Известно, что разные движения (их параметры) заучиваются с различной степенью прочности. Труднее заучиваются ощущения, возникающие в результате мышечных усилий, необходимых для выполнения тех или иных действий, легче - пространственные параметры действий, еще легче - временные параметры движений. Экспериментально доказано, что соотношение степени прочности запоминания по этим параметрам может быть представлено как 7: 2: 1. Известны и особенности запоминания параметров движений согласно возрастным периодам. Так, учащиеся I-III классов затрачивают большее количество времени на заучивание движений. По сравнению со старшеклассниками, они тратят больше времени: на 50% - заучивая степень мышечных усилий; на 25 % - запоминая амплитуды движений; на 11% - усваивая временные соотношения движений.

Эмоциональная память - это память на эмоциональные переживания.

Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от него. Отрицательные эмоциональные воспоминания могут вызывать у школьника неуверенность при выполнении физических упражнений, порой отказ от выполнения. Положительные эмоциональные воспоминания побуждают ученика к действию, делают его увереннее.

Любая деятельность в жизни человека, в том числе и спортивная, закрепляется во всех видах его памяти, составляя интегральные образования. Из интегральных видов памяти особое значение в физическом воспитании имеет память на движения. Они запоминаются зрительно, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально. За счет различных модальностей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления движениями при выполнении двигательных действий.

Всякое произвольное действие требует для своего совершения определённого, хотя бы минимального, волевого усилия. Волевые усилия отличаются от мышечных. Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме. Но эти движения не составляют главного в волевом усилии, для которого характерно состояние внутреннего напряжения. Волевые усилия всегда носят сознательный характер, будучи связаны с более или менее ясным осознанием цели и ожидаемых результатов действия. Наиболее отчётливо волевые усилия выступают именно тогда, когда при совершении волевого акта мы встречаемся с препятствиями для его совершения. Интенсивность волевых усилий прямо пропорциональна затруднениям, которые при этом приходится преодолевать.

Субъективно волевое усилие переживается как особое внутреннее состояние, связанное с преодолением той или иной трудности. Наличие трудностей является обязательным, необходимым условием для проявления волевого усилия. Когда человек действует, не встречая даже самых незначительных препятствий, у него, естественно, отсутствует внутреннее состояние усилия. Величина, или степень волевых усилий и характеризуется теми трудностями, которые преодолеваются с их помощью. В спортивной деятельности волевые усилия могут быть самыми разнообразными по-своему характеру и степени.

Волевые усилия при мышечных напряжениях. Выполнение физических упражнений почти всегда связано с волевыми усилиями. К этим усилиям спортсмена побуждает необходимость совершать в процессе физических упражнений большие или меньшие, но всегда превышающие обычные мышечные напряжения, совершать в разнообразных условиях и именно тогда, когда это надо. Будучи многочисленными и часто повторяемыми, подобные мышечные напряжения, даже незначительные по своей интенсивности, оказывают большое влияние на формирование способностей спортсмена к затрате волевых усилий. Вот почему всякое учебное и тренировочное занятие, требующее сосредоточения внимания, есть в то же время и упражнение по воспитанию способности спортсмена к волевым усилиям. Большое значение при этом имеет борьба с отвлечением внимания, когда те или иные внешние раздражения, чувства или представления стремятся целиком заполнить собой наше сознание и тем самым отвлекают нас от выполняемой работы. Регулируя трудность заданий, требующих от занимающихся напряжения внимания, тренер тем самым воспитывает у них способность к волевым усилиям.

Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости. В этом случае волевые усилия направляются на преодоление мышечной инертности, заторможенности, иногда несмотря на своеобразное ощущение боли в мышцах.

Волевые усилия, связанные с соблюдением режима, могут быть крайне разнообразными. Соблюдение режима, особенно в начальном периоде тренировки, когда ещё не выработалась привычка к нему, всегда требует значительных усилий, направленных на то, чтобы заставить себя приступить к данному виду занятий точно в установленное время и поддерживать требуемую интенсивность работы в течение всего времени, отведённого на это занятие. Особенностью усилий, связанных с соблюдением режима, является их относительно спокойный, в эмоциональном отношении, характер.

Волевые усилия, связанные с преодолением опасности и риска. Их особенность -- сильная эмоциональная насыщенность, поскольку они направляются на борьбу с отрицательными эмоциональными состояниями: страхом, робостью, растерянностью, смущением и пр.

Важнейшими задачами волевой подготовки спортсмена являются: 1) научиться максимально мобилизоваться для достижения успеха; 2) научиться управлять своим эмоциональным состоянием; 3) воспитывать у себя такие качества, как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.

Морально-волевая подготовка осуществляется успешно, если процесс воспитания спортсмена органически связан с совершенствованием тактико-технического мастерства, развитием физических качеств и других сторон подготовки. Практической основой методики морально-волевой подготовки в учебно-тренировочном процессе являются: регулярное приучение к обязательному выполнению тренировочной программы и соревновательных установок; систематическое введение в занятия дополнительных трудностей; широкое использование соревновательного метода и создание в процессе тренировки атмосферы высокой конкуренции.

В процессе воспитания моральных и волевых качеств применяется широкий круг методов -- убеждение, принуждение, метод постепенно повышающихся трудностей, соревновательный метод. Умелое их использование приучает спортсменов к дисциплине, воспитывает у них требовательность к себе, настойчивость и упорство в достижении цели, способность к преодолению трудностей, уверенность в своих силах, смелость, решительность, чувство коллективизма, волю к победе, способность к предельной мобилизации сил в условиях тренировочных занятий и соревнований.

При совершенствовании психических возможностей спортсмена одним из важных направлений является снижение уровня эмоционального возбуждения с целью улучшения общего баланса нервных процессов и успокоения легкоатлета. Здесь могут быть использованы такие приемы, как словесные воздействия тренера (разъяснение, убеждение, одобрение, похвала и др. ), с помощью которых снижается эмоциональная напряженность спортсмена, неуверенность его в своих силах, уменьшается чрезмерное чувство ответственности за выступление. Весьма эффективными являются приемы, связанные с применением движений и внешних воздействий, способствующие снижению уровня возбуждения: произвольная задержка выразительных движений, свойственных возбужденному состоянию; произвольная регуляция дыхания, изменяя интервалы вдоха и выдоха или задерживая его; последовательное расслабление основных групп мышц (сидя или лежа) с применением успокаивающей автогенной тренировки; чередование напряжения и расслабления локальных групп мышц; контроль за собственной мимикой, выражением лица, моторикой рук и ног и другими внешними проявлениями и приведение их к уровню, соответствующему нормальному, спокойному состоянию; успокаивающие приемы массажа и самомассажа.

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации спортсмена перед предстоящим выступлением, настройки его на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же группы методов, которые по результатам воздействия должны иметь противоположную направленность: словесные воздействия тренера (убеждение, требование, похвала и пр. ), но способствующие повышению психического напряжения, концентрации внимания на победе и т. д.

3. Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов

Регуляция психических состояний При всей многогранности динамики психических состояний в спортивной деятельности специфика предмета психогигиены спорта позволяет определить три основных типа ситуаций, в которых используется психорегуляция: коррекция динамики усталости, снятие избыточного психического напряжения, преодоление состояния фрустрации.

Психологи спорта разработали широкий спектр методик, средства успешного решения вопросов психогигиены в перечисленных выше типичных ситуациях, включающих как вмешательство извне (гетерорегуляцию), так и саморегуляцию. Решение задач психорегуляции осложняется, как правило, наличием особых фаз в динамике этих состояний.

Например, нарастание усталости проходит фазы апатии, повышенной возбудимости и функциональных расстройств (вплоть до заболеваний).

Коррекция динамики усталости

Коррекция динамики усталости в самом общем виде сводится к назначению щадящего режима нагрузок, поскольку нарастание утомления сопровождается повышенной чувствительностью, болезненным восприятием воздействий, ранее воспринимавшихся как нормальные или малозначимые.

В качестве дополнительных средств психогигиены усталости могут быть использованы: смена деятельности, строгое соблюдение режима нагрузок и отдыха внушение и самовнушение сна и сноподобных состояний, обучение спортсменов рациональным приемам отдыха при кратковременных паузах, предусмотренных регламентом соревнований, а также электроанальгезия, электронаркоз, специальные аудио- и видеозаписи картин природы.

Снятие избыточного психического напряжения

Снятие избыточного психического напряжения сопряжено со стратегией десенсибилизации, то есть снижения чувствительности, вызвавшим неадекватное психическое напряжение, а также с устранением объективных причин стрессового состояния. К числу явных проявлений избыточного психического напряжения относится " предстартовая лихорадка". Она может быть вызвана непосильностью задачи, поставленной перед спортсменом или командой, переоценкой собственных сил и возможностей, своеобразным " заражением" нервозностью другого спортсмена или команды и т. п. Существует две принципиально различные ситуации, в которых необходимо снятие избыточного психического напряжения: ситуация перед стартом и возникновение избыточного волнения по ходу соревнования.

В первом случае: спортсмен может рассчитывать на помощь извне, а во втором чаше всего он должен полагаться на собственные возможности.

Средства которые используются для снятия предстартового избыточного психического напряжения, носят прежде всего успокаивающий характер. Наибольшей эффективности обладает сочетание гипносуггестивных воздействий и электроанальгезии, которая чаще всего играет роль отвлекающего фактора. Крайнее безразличие, " предстартовая апатия" после избыточного возбуждения встречается редко, хотя и не исключены полностью. При возникновении избыточного психического напряжения в процессе соревнования основное место отводится средствам саморегуляции; эффект саморегуляции зависит от владения арсеналом ее приемов, адаптированных к условиям соревнований конкретном виде спорта.

Преодоление состояния фрустрации (регуляция психических состояний)

Преодоление состояния фрустрации - психического состояния, вызываемого неожиданным возникновением препятствий на пути к намеченной цели, переживанием неудачи. Непреодолимая разница между желаемым и реально достижимым служит предпосылкой для возникновения стойких негативных эмоций, а в сочетании с утомлением и стрессом представляет значительную опасность для психического здоровья спортсмена (не говоря уж об исходе соревнования).

Стратегия преодоления фрустрации характеризуется быстрым переходом от состояния спокойного рационального анализа ситуации к энергичным действиям по достижению цели. Успешному разрешению ситуации способствует устранение избыточной реакции на неудачи и внушение уверенности в своих силах. Для этих целей используется самовнушение и самоубеждение.

Особое место в регуляции психических состояний спортсменов занимают средства саморегуляции. Саморегуляция предполагает воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных представлений и их сочетание. Различают самоубеждение и самовнушение.

Самоубеждение - воздействие на самого себя с помощью логически обоснованных доводов, на основе познания законов природы и общества.

Самовнушение - способ воздействия, основанный на вере, на доверии к источнику, когда истина принимается в готовом виде, без доказательств, но от этого она не становится менее значимой, чем познанная истина. С помощью средств саморегуляции можно управлять процессами, которые в обычных условиях регуляции не поддаются. В качестве примера приведем общеизвестные достижения йогов в регуляции обмена веществ, работы сердца, температуры тела. В культуре и науке народов мира накоплены обширные сведения о саморегуляции.

В спорте чаще всего используются четыре разновидности психической саморегуляции: аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка и идеомоторная тренировка.

Релаксация Релаксация - это расслабление. Термин произошёл от латинского " relaxatio", обозначающего собой уменьшение напряжения, ослабление, облегчение, расслабление. В современной психологии словом " релаксация" обычно обозначают состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Релаксация может быть долговременной или кратковременной, непроизвольной или произвольной. Непроизвольная долговременная релаксация возникает во время сна, при опьянении, под воздействием транквилизаторов или снотворных и т. д. Произвольная кратковременная релаксация используется для обучения расслаблению.

Релаксация помогает справиться со стрессом. Стресс - это напряжение (как физиологическое, так и психологическое). Расслабление, или релаксация, - состояние, противоположное напряжению. Поэтому навыки быстрого расслабления позволяют эффективно снижать уровень стресса.

Релаксация лучше, чем транквилизаторы.

Во-первых, релаксация действует быстрее, можно эффективно расслабиться за полминуты, в то время как таблетки начинают действовать через 20-30 минут после их приёма.

Во-вторых, релаксация не вызывает побочных эффектов, свойственных транквилизаторам - заторможенности, рассеянности, ухудшения концентрации внимания, снижения работоспособности и т. д. Наоборот, релаксация улучшает эти показатели.

В-третьих, релаксация, в отличие от транквилизаторов, не вызывает зависимости.

Одним из самых надёжных способов обучения релаксации является метод нервно-мышечной релаксации по Джейкобсону. " Секрет" метода заключается во взаимосвязи между отрицательными эмоциями и напряжением мышц. Отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, беспокойство, паника, раздражение и др. ) всегда вызывают мышечное напряжение. И эта взаимосвязь стресса и мышечного напряжения такова, что если Вы научитесь произвольно снижать избыточное мышечное напряжение, Вы тем самым научитесь эффективно управлять своими эмоциями.

Обучение релаксации проводится в три этапа.

На первом (базовом) этапе учатся целенаправленно расслаблять ВСЕ мышцы в максимально удобных, комфортных условиях, при отсутствии помех.

Второй этап - обучение дифференцированной релаксации во время занятия какой-либо деятельностью: при письме, чтении, разговоре и т. п. Учатся устранять избыточное, ненужное напряжение в мышцах в обычных, повседневных условиях.

На третьем этапе нужно будет, внимательно наблюдая за собой, замечать, какие мышцы напрягаются при волнении, страхе, тревоге, смущении, и затем мысленной командой, незаметно для окружающих, расслаблять напрягающиеся мышцы. Когда спортсмен научится это делать, он сможет сознательно и произвольно управлять своим эмоциональным состоянием.

Аутогенная тренировка (АТ) Аутогенная тренировка - один из методов психотерапии, метод самовнушения, предложенный Шульцем в 1932 году. В ней привлекают простота лечебных приемов, сочетающихся с выраженной эффективностью психологического воздействия, способствующего нормализации высшей нервной деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и вегето-сосудистой сфере, повышению эффективности лечения. С АТ связаны проблемы управления и адаптации поведения.

Широко распространено мнение, что АТ - отпрыск гипноза, успокаивающее средство с общим седативным эффектом. В настоящее время существует ряд модификаций методов АТ, направленные на психофизиологическую активацию, стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение для определенного состояния. Метод активно включается в психотерапию при полном сохранении самоконтроля и инициативы личности.

АТ способствует снижению нервно-эмоционалоного напряжения, чувства тревоги, эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные физиологические функции. Под влиянием АТ улучшается настроение, нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной регуляции различных систем организма, происходит активизация личности.

Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции.

Базисным элементом АТ является тренированная мышечная релаксация на фоне которой реализуется специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии. Выделяют два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы: психосоматическое, при котором отреагирование осуществляется во внутренней сфере, и социальное, когда разрядка направлена во внешнюю сферу. Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности. Тренировка произвольного управления и коррекции возникающих отклонений составляют основную цель психотерапевтических приемов и механизмов АТ.

Существенным коррелятом отрицательных эмоций является мышечное напряжение. Переходное состояние связано с релаксацией. Релаксация вызывается самовнушением и служит базой на которой основывается дальнейшее самовнушение. Используемые механизмы АТ способствуют снижению роли соматического компонента отрицательных эмоциональных переживаний. Путем специфического воздействия на корковые интегративные процессы, она приводит к восстановлению внутреннего равновесия, а при длительном применении метода - регуляции функций на качественно новый уровень, обеспечивающий оптимальное реагирование. Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающие во время АТ сопровождается ослаблением тонуса мускулатуры и угнетением эмоциональной напряженности.

Эмоции представляют собой личностные отношение человека к окружающей среде и себе, и определяются потребностями и мотивами человека. Они обеспечивают избирательное поведение человека в ситуации со многими выборами, подкрепляя определенные пути решения задач и способы действий.

В регуляции функциональных состояний, которые являются базой двигательной деятельности человека, принимают участие различные психологические, нервные и гуморальные механизмы: потребности, основные источники активности; мотивы, побуждающие к удовлетворению этих потребностей; эмоции, подкрепляющие деятельность; речевая регуляция (самоорганизация и самомобилизация); гормональные влияния - выделение гормонов гипофиза, надпочечников и др.

Спортивная деятельность вызывает в организме спортсмена:
1) физическое напряжение, связанное с осуществлением нагрузочной мышечной работы;
2) эмоционально-психическое напряжение, вызываемое экстремальными раздражителями (стрессорами).
К эмоционально-психическим напряжениям относятся три фактора:
1) большой объем информации, создающий информационную перегрузу (в игровых видах спорта, единоборствах, скоростном спуске на лыжах);
2) необходимость перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
3) высокий уровень мотивации - социальной значимости принимаемых спортсменом решений.

При осуществлении этих процессов огромна роль эмоций.
В спорте эмоции постоянно сопровождают спортсменов, которые испытывают «мышечную радость», «спортивную злость», «горечь поражения» и «радость победы». Эмоции ярко проявляются в предстартовом состоянии, во время спортивной борьбы, являются важным компонентом в процессе тактического мышления.

Эмоциональные реакции включают двигательные, вегетативные и эндокринные проявления: изменения дыхания, частоты сердечных сокращений, артериального давления, деятельности скелетных и мимических мышц, выделение гормонов - адренокортикотропного гормона гипофиза, адреналина, норадреналина и кортикоидов, выделяемых надпочечниками. Эмоции являются механизмом регуляции интенсивности движений, вызывая мобилизацию функциональных резервов организма в экстремальных ситуациях. Это особенно наглядно проявляется в соревновательных условиях, когда результативность выступлений спортсмена превышает его достижения на тренировочных занятиях. Способность к мобилизации функциональных резервов при повышенной мотивации в наибольшей мере присуща опытным квалифицированным спортсменам, в то же время нетренированные лица чаще всего исчерпывают резервы своего организма уже при обычной мотивации.

Значительные нервно-психические напряжения при спортивной деятельности приводят к резкому усилению эмоциональных реакций, обуславливая эмоциональный стресс у спортсменов, а при чрезмерном воздействии вызывают негативные проявления эмоций - дистресс (ухудшение функционального состояния и активности организма, снижение иммунитета).

У спортсменов в соревновательных условиях концентрация нейропептидов (биологических регуляторов) в 5-6 раз превышает их обычное содержание у нетренированных лиц.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.