Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Добавление 3 страница



Также сердце мое радовалось, видя, насколько творчество Ваше пропитано духом Учения. Именно подобная ассимиляция Учения так ценна и, увы, так редко встречается. Знаю многолетних читателей книг Учения, в писаниях которых не найти претворения великих мыслей. Можно повторять мысли, но важно не повторение их, но претворение их в своем сознании, пропускание через свою призму. Но, конечно, для этого нужно быть поэтом и нужно уметь самостоятельно мыслить, а многие ли умеют это? Потому, дорогой Рихард Яковлевич, мне так хочется, чтобы именно Вы писали на темы Учения. Ваше сердце передаст их в красоте. Ваше сердце, взяв тему, создаст из нее целую прекраснозвучную симфонию. Струны Вашей Лиры могут передать всю красоту тончайших нюансов[223], часто недоступных многим из-за глубины и краткости формулы. Итак, творите, изливайте существо Ваше в радости творчества, в этом едином смысле нашего бытия. Дала сделать копии с этих глав и разослала друзьям. Многим будет радость.

Теперь Ваши вопросы о духе и душе. Вопрос этот вследствие неполных объяснений является сложным и запутанным в оккультной литературе. Также и в разных восточных Учениях число принципов, подразделения и сочетания их, входящие в определения духа и души, тоже варьируются. Но в действительности трудно совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения по существу являются лишь различными качествами единой основной энергии, проявляющимися на разных планах и через разные центры и проводники. Так во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала: духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело. В Восточных Учениях эти три основные начала расширяются для специальных целей, и мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным подразделением; последнее подразделение было принято и Великими Махатмами в «Тайной Доктрине». Так, высший, или основной синтетический принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи (часто называемый Духовной Душой в отличие от человеческой-животной души), образуя таким образом Монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Эго. Далее следует пятый принцип, Манас – самоосознание или мыслитель (Высший Разум), и эти три принципа составляют высшую триаду, или уже сознательное бессмертное Эго человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или душу, или, как говорят восточники, его низшее Эго. Так в Учении именно это высшее Эго, эта триада часто обозначается как Дух, или духовное начало, не имеющее самостоятельного непосредственного проявления на земле. Для проявления эта триада нуждается в четвертом принципе. Так, человеческая душа должна включать четвертый принцип, называемый Кама, через который проявляется ЖЕЛАНИЕ в двух аспектах – как Кама-Манас (ментальность, или низший ум – интеллект, или в буквальном переводе «ум желаний») и Форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей). Это есть мыслитель в действии, который в связи с Манасом (высшим) и Буддхи образует высшее тонкое тело[224], или духовную душу, духовного, развитого человека. Так, Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим Высший Манас с Кама-Рупа – соединяя таким образом Манас и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом, или же человеческой душой. Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом – Кама-Манасом – состоялся, то есть когда человек начинает получать запечатления от Высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком, и он начинает приближаться к бессмертию. Так, для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырех планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно именно в физическом теле соединить 4, 5 и 7-й принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные ее огнем, должны сгармонизироваться и вылиться в ее высшем качестве Высокой Психической Энергии.

На Востоке способ сообщения между низшим и высшим Манасом называется Антахкарана, или мост, или тропа, и по этой тропе низшее Эго с свою очередь также передает Высшему Эго все те впечатления и мысли, которые могут быть ассимилированы по природе своей с неумирающей нашей сущностью, таким образом тоже становясь бессмертными, или теми накоплениями, которые хранятся в чаше.

Таким образом, истинная Индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле, или духовной душе, тогда как низшая душа – в его личности или в сменяющихся земных проявлениях, отсюда ясно, что душа есть понятие растущее и подлежащее изменению. (В связи с этим пересылаю Вам выдержки из моей книги «Основы Буддизма». Я послала Вам ее в английском переводе, но у меня остался неполный оригинал ее, потому и посылаю Вам несколько страничек, затрагивающих понятие души. )

Так, личное или низшее Эго, или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как Дух, или Высшее Эго, или истинная Индивидуальность, или Духовная Душа, являет триаду из седьмого, шестого и пятого принципов.

Конечно, значение личности в развитии человека самодовлеюще, ибо это есть основа всей его эволюции, ибо лишь это проявление в различных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях дает нам возможность развить и утончить и сгармонизировать все наши энергии или принципы через деятельность наших нервных центров. Так, четвертый принцип играет огромную роль, ибо в нем заложено желание, этот стимул к жизни, который, успешно проходя через горнило жизни, трансмутируется в бесконечное огненное устремление или волю, без которых нет продвижения, нет и творчества. Так будем ценить каждое наше земное проявление, дающее нам возможность что-то улучшить, что-то добавить в чашу накоплений, собирающую нам Амриту. Сравнительно не так трудно для развитого человека отличать духов с большими накоплениями. Так, богатая индивидуальность будет всегда обладать синтетическим умом. Тогда как духов с малым багажом можно часто встретить среди узких специалистов. Дух с накопленной чашей легко понимает сущность вещей. Именно про них можно сказать, что они вкушают плоды деревьев, тогда как другие пересчитывают их листья, которые сменяются каждою осенью.

Человек приносит с собою в новое воплощение те накопления, которые можно определить в нем как характер или наклонности. Чисто технические или физические способности, конечно, часто зависят от наследственности, тоже являющейся кармическим следствием. Случается, что дух с большими накоплениями в силу кармы, даже не так личной, как групповой или даже целого народа, попадает в несоответствующие условия, то есть тело, полученное им, не отвечает размаху его духа, и тогда такое несоответствие выражается иногда в идиосинкразиях, которые ввергают окружающих в недоумение. Даже в детях можно замечать иногда странные явления, например, беспричинный крик или плач, все это можно объяснить несоответствием духа с полученной оболочкой. Ведь оболочка человека творится коллективными усилиями человечества, и, конечно, при низком уровне большинства легко можно понять, как трудно высоким духам выявляться в уготованных им оболочках. Вот почему так важно всячески подымать общий уровень человечества, чтобы дать возможность высоким духам проявить себя в возможно полной мере. Конечно, это обстоятельство и делает таким трудным распознавание истинной ценности человека. Вот почему так нужны снимки аур, которые явят истинную сущность человека. Такие свидетельства заставят многих призадуматься и устремиться к действенному улучшению своего паспорта.

Да, конечно, закон кармы очень сложен. И нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его действия. Ведь в сущности говоря, ничего, кроме кармы, и не существует. Все Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причем последние в свою очередь становятся причинами последующих следствий, и так ad infinitum[225]. Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить ее в других мирах. Окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты.

Следует иметь в виду, что часто утверждается, что седьмой и шестой принципы находятся вне нашего физического тела, и это до известной степени так, ибо, истинно, эти принципы или энергии выявляются в излучениях нашего электромагнитного поля, или ауры. Истинно, можно измерить величие духа по ширине излучаемой им ауры.

Еще выдержка из «Основ Буддизма». «Современные научные данные поддерживают теорию кармы, изложенную в буддизме. Современная наука учит, что каждое поколение людей являются наследниками отличительных особенностей предыдущих поколений, и не только в массе, но в каждом индивидуальном случае.

Психология находит себе полное основание в том исключительно сугубом внимании, которое Будда уделял мыслительным процессам, очищению и расширению сознания учеников, утверждая мысль первенствующим фактором эволюции всего сущего. Психологические процессы в буддизме тесно связываются с физиологией.

Философию буддизма можно назвать анализом отдельных элементов, вступающих в сочетание при образовании определенного индивидуального потока. Индивидуальный поток слагается и питается бесчисленными проявлениями человека на земле, в других планах и других мирах. Впитывая все особенности каждого проявления, поток этот растет возможностями, видоизменяется, оставаясь вечно самодовлеющим. Истинная индивидуальность, истинное бессмертие заключается в осознании своего истинного «Я», сложенного бесчисленными сочетаниями проявлений. Человек в буддизме – не несчастный пигмей, каким он является в представлении западного мышления, но владыка миров; будучи частью и отображением Космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях».

Всегда рада ответить на Ваши вопросы.

Послала Ваши две главы Н. К. в пустыню. Когда он получит их, трудно сказать, ибо почта очень нерегулярна.

Шлю Вам и семье Вашей всего самого светлого и радостного. Прилагаю веточку Моруа.

Духом с Вами.

 

Послала «Основы Буддизма» и Александру Ивановичу Клизовскому. Думаю, ему трудно будет справиться с английским текстом, потому, может быть, Вы не откажете дать ему прочесть приведенные выдержки по-русски.

Идея личного бога, спасающего человечество, являлась для буддистов неприемлемой, несовместимой с законом кармы и с пониманием необходимости совершенно личных усилий для своего освобождения.

«Если существует бог, какую надежду можешь ты питать умилостивить его гимнами и поклонами? Поступки, совершенные тобою, есть поступки этого высшего существа. Если бог делает и все то, что худо, какую заслугу видишь в нем для твоего почитания? Если, ненавидя зло, он не способен выявлять зло, то нелепо говорить, что все сущее есть творение бога. Мощь бога должна быть основана на законе или же быть подчинена другой причине. В первом случае она является следствием закона, во втором мы должны назвать ее рабством, а не владычеством».

Если вечно изменяющееся существование человека исключает гипотезу постоянной, неизменной сущности, то и Вселенная, этот комплекс комплексов, объясняется всецело без необходимости или даже возможности вводить в нее существо неизменяемое и вечное.

Две доктрины, особенно осуждавшиеся Буддою: 1. Утверждение вечной, неизменной души. 2. Уничтожение души после смерти. Обе эти доктрины опровергались законом причинного зарождения, устанавливающего, что все дхармы в одно и то же время являются причинами и последствиями.

Будда отрицал существование неизменной души в человеке и во всем, ибо в человеке и во всей Вселенной он видел лишь непостоянство и преходящее.

Тезис «беспрерывность потока феноменов» и формула «причинность зарождения» исключают существование вечной, неизменной души, как индивидуальной, так и мировой.

Понятие, связанное со словом «душа», совершенно неприемлемо для буддиста, ибо представление, что человек может быть сущностью, отделенной от всех других сущностей и бытия всей Вселенной, не может быть доказано ни логикой, ни поддержано наукой. «В этом мире никто не независим. Все, что существует, зависит от причин и условий». «Всякая вещь в зависимости от другой, и вещь, от которой она зависит, в свою очередь не независима» (Бодхичарьяватара. 26–31).

Будда постоянно учил, что самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет самостоятельных предметов, нет обособленной жизни – все лишь неразрывные корреляты. Раз нет отдельного «я», то мы не можем сказать: мое то или другое, и этим самым уничтожается зачаток понятия собственности.

Если понятие постоянной и самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в человеке, что дает ему впечатление обладания постоянной личностью? Ответ будет – тришна, или неудовлетворенное желание бытия. Существо, породившее причины, закоторые оно должно отвечать, обладая вожделением, получит новое рождение, согласно своей карме.

Рождается новое соединение сканд, элементов одного и того же комплекса элементов или дхарм, проявляющихся в данное время как одна личность и после определенного промежутка времени в виде другой, третьей, четвертой и т. д. в бесконечность. Происходит не трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм или элементов, иначе говоря, перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую личность.

На качество нового соединения сканд – элементов новой личности – оказывает большое влияние последнее, предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление освобождающемуся потоку.

Человек рассматривается в буддизме как индивидуальность, сложенная многочисленными существованиями, но лишь частично проявленная в каждом новом появлении на земном плане.

Индивидуальное существование, состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и оканчиваются, чтоб снова начаться, и так нескончаемо, сравнивается с колесом или годом с 12 месяцами, неизменно повторяющимися. Самая цепь 12 Нидан становится уже не цепью, но колесом жизни с 12 спицами. Колесо Жизни, колесо Закона, раз пущенное в ход, никогда не останавливается. Колесо благого закона в неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от золотого зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение ее сердца.

Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели – достижению Нирваны, то есть полного развития всех возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и творить благо независимо от этой цели, ибо в противном случае это было бы абсолютным эгоизмом, и подобный спекулятор заранее осужден на разочарование; как сказано, Нирвана есть синоним бескорыстия, полный отказ от всего личного во имя истины. Невежественный человек мечтает и стремится к Нирване, не имея ни малейшего представления об истинной ее сущности. Творить добро с целью получения результатов или же вести указанную дисциплинированную жизнь для достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая.

Состояние Нирваны может быть достигнуто человеком в его земной жизни.

Буддизм не делает различия между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действиям мысли, того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами.

Буддизм рассматривает все существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы соприкасаемся лишь с дхармами, потому что в нас и вне нас существуют лишь дхармы. Слово «дхарма» – одно из наиболее значительных и наиболее трудно переводимых в буддийской терминологии. Дхарма есть многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью определенного выявления. Наши органы доставляют нам чувствования, которые обращаются в дхармы действием познавания. Идеи, представления и все интеллектуальные процессы, прежде всего, дхармы. Для нашего сознания дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы получаем ощущение синего».

Само учение Будды принято называть Дхарма, ибо дхарма также обозначает закон.

Субъективные или же объективные феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо все, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются один момент, чтоб измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей была настолько основной характеристикой учения, что оно получило даже наименование «Теория моментального разрушения».

Дхармы (трансцендентальные носители определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не было составным, условным и было вечно, – это Нирвана.

Каждая дхарма является причиной, ибо каждая дхарма есть энергия. Если эта энергия присуща сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как непосредственная причина феноменов, внутренне она заменяет породившего ее и заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далеком будущем.

Если взять человека, мы найдем, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти групп агрегатов-сканд, которые подразделяются на физические качества, форму – рупа; чувствования – ведана; представления – санжна; силы – самскара; сознание – вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и двойственны. Самскара суть наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими дхармами и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего.

«Самскара – накопления, оставленные прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям». Из этого определения самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как бы впитывающей в себя все особенности прочих сканд. Сканда-вижнана и отчасти санжна дают окраску или характер прочим сочетаниям и потому являются причиной, определяющей последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей.

Ни один элемент из одного существования не переходит в другой, но ни один не достигает нового существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание перестает существовать – это смерть. Когда сознание возвращается к существованию, получается новое рождение. Нужно понимать, что не из старого сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано причинам, заложенным в предыдущем бытии. От одной жизни к другой нет передачи, но как бы отсвет, солидарность.

«Человек посеявший – не тот самый, который жнет, но он и не другой».

Содержание сознания состоит из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента или органа чувств, ибо с момента, как вещь подумана, она уже существует. Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется числом и характером частиц, которые его составляют. Каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо. Но это изменение не исключает последовательности, ибо движение сканд не совершается случайно и вне закона. Вовлеченные в вечный прилив и отлив агрегаты изменяются в одном направлении более, нежели в другом, ибо условия каждого нового сочетания определяются причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании.

Человек есть комплекс сочетаний, и в то же время он – звено. Он комплекс, ибо в каждый момент он содержит большое число сканд; он представляет из себя звено, ибо между двумя последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность. «Если не было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу. И если не было бы солидарности, не было бы необходимости в молоке, чтоб иметь простоквашу».

Поясним еще примером. Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и, тогда как человек А. в сорок лет совершенно тождествен с восемнадцатилетним юношей А., все же благодаря постоянному разрушению и восстановлению его тела и изменениям в уме и характере он – другое существо. Человек в старости является точным следствием мыслей и поступков каждой предыдущей стадии своей жизни. Подобным образом новое человеческое существо, будучи предыдущей индивидуальностью, но в измененной форме, в новом соединении сканд элементов справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих существованиях.

Сознание и его вечно изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного " я", которое оставалось бы неизмененным». «Нужно, чтоб эмбрион умер для того, чтоб родился ребенок, нужна смерть ребенка, чтоб родился мальчик, и смерть мальчика выявляет юношу» (Шикшасамуччая, стр. 358).

Принято эволюцию человеческого существа сравнивать с ожерельем: каждая буса – одно из физических проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту, как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.

Каждое новое проявление ограничивается физическими элементами – сканда-рупа.

Энергия, стремящаяся создать новое существо и направляемая кармой, называется «Тришна» – стимул, жажда бытия.

 

Е. И. Рерих – Э. Лихтман, Л. и Н. Хоршам

12 июня 1935 г.

Мои дорогие Воины, последняя почта снова не принесла мне вестей от Ояны и Логвана, и потому так значительно было Указание, полученное несколько дней назад, послать телеграмму Ояне с просьбой чаще присылать информацию и подробности. Но теперь они, должно быть, уже вернулись и устремятся выполнить самое важное и неотложное. Крайне важно и необходимо, чтобы чье-то сознание поняло опасность присвоения результатов работы, достигнутых Амосом и Удраей, недобросовестными писателями. Эта узурпация сможет свести на нет все возможности, данные Америке, и вместо блестящего будущего мы можем оказаться свидетелями ужасных последствий отвергнутого Плана. Только широкое понимание и применение необычных путей и мер может спасти положение. На это следует четко указать. Можно припомнить факты сравнительно недавнего прошлого, когда России была предложена необычная и легкая возможность, но благодаря недальновидности она была не понята. Однако эта великая возможность была по достоинству оценена соперниками, которые немедленно воспользовались ею. Вспомним историю Суэцкого Канала и мудрое предвидение Дизраэли. Быть может, и теперь проявится мудрость, достойная великого Предложения.

Великая опасность узурпации так близка, что, поистине, нельзя терять ни часа. Нужно использовать все возможности, всю изобретательность, чтобы найти способы основания Указанного. Пусть поймут, что была проявлена забота о благе Америки. Если она ее не примет, то должна будет винить только себя. Великое строительство пойдет другим путем. Так, в вышеупомянутом случае страна, которой была дана великая возможность, также споткнулась на малом. Этот пример следует напоминать там, где это необходимо. То, что сегодня еще возможно и легко, завтра потребует удвоенных, а возможно, и утроенных усилий и дополнительных затрат. О люди! Они молят и мечтают о благополучии и богатстве и готовы ради этого пойти на риск и даже отваживаются на преступления и тем не менее с недоверием и презрением проходят мимо предложенных им источников лучшего богатства и прочного благосостояния, за которыми стоит Высочайшее и Величайшее Ручательство, которое можно когда-либо иметь на Земле!

Также следует уяснить, что совершается не только человеческое построение, но великое космическое предназначение, в котором участвуют все космические энергии. Поэтому все противящиеся и задерживающие будут сметены гигантскими потоками событий. Вспомните, как еще давно в Учении указывалось, что тот, кто не идет в ногу с ритмом событий, окажется под пятой Гиганта. Мои родные, утвердите Ваше осознание Грядущего, чтобы вся Ваша аура смогла насытиться магнетизмом Сужденного и таким образом создалось великое притяжение, которое в своем стремительном движении пройдет мимо всех неповоротливых и колеблющихся.

Сурово укажите, что Мощная Испытующая Рука находится у Руля. Именно, стальная рука в бархатной перчатке. Строительство Нового Мира завершится, но, если первые указанные сотрудники проявят малодушие, их роль будет передана другим. Но из истории мы знаем, как ужасна судьба тех, кто отверг Предложенное, и особенно сейчас, в такое исключительно грозное время Армагеддона. Также необходимо, чтобы Фред. и Мюррей поняли, что полумеры при выполнении Даваемого и Советов не решат и не спасут положение. Спасение и успех заключаются в полном принятии и выполнении Плана. Времена грозные! Именно эта опасность заставляет меня писать столь сурово. Только в полном единении с Тремя Щитами сможем пересечь пропасть. Поэтому Владыка столь сурово указывает всем на вред и опасность утаивания подробностей и информации. Особое знание фактов и деталей и величайшая осторожность крайне необходимы; помните, мы идем по тончайшему льду над водяной бездной, как было показано мне в символическом видении.

Владыка указывает твердо заявить о великой миссии Амоса, о его роли в строительстве Новой Страны, – крайне необходимо, чтобы Двое смогли полностью осознать, что только в единстве с ним они смогут преодолевать препятствия, – но если они откажутся, то должны винить за плачевные последствия только себя. Все возможности приходят только с людьми, от людей и через людей. Очень грозные знаки приближаются, и нужно осознать, что единственное прибежище – это Рука, управляющая судьбою мира. Никто не может ожидать успеха, если исполнена только часть указанной работы. Лучи помогают только в правильном направлении. Указано, что «Ояна должна доблестно говорить о Фуяме».

Так, я жду осведомления о делах и подробностях. «Нужно понять, нужно сказать Америке, что Великое Ручательство явлено через Щит Урусвати, следует объяснить, что Ручательство дается только из-за Щита Урусвати: Мюррей с нетерпением ждет письма. Следует поспешить с объяснением деятельности писателей. Нужно твердо уявить все значение Щита Фуямы. Вскоре уявлю Чудо».

Пришла Ваша телеграмма от 9 июня, но она ничего не объясняет; так, я даже не знаю, получили ли Вы два моих письма от 14 мая и были ли они переданы по назначению или их только собираются передать? Вы уже беседовали с Мюррей или только собираетесь, если да, то когда? Состоялся ли разговор Фред. с Мюррей перед Вашей беседой с ней и Фред. или после? Было ли мое письмо к Фред. передано ему перед разговором или после? Какова была реакция на письма? Какова судьба обещанного Вам личного письма с Одобрением? Какие последние новости о монографии? Можно ли ожидать какие-либо действия в этом направлении от Стефана? Мне даже не сообщили о Вашем возвращении. Все это, естественно, не приведет к успеху и весьма ясно указывает на внутреннюю работу посторонних влияний.

Явленное Ручательство Владыки дано там, где мой Щит. Как было Сказано: «Твой Щит – Мое Ручательство, вне Щитов – бездна». Неужели возможно, мои родные, чтобы из-за глупости, а возможно, и черных нашептываний обитателя порога мы начали отбрасывать Щиты? Что произойдет тогда со всеми делами? Да, мне известно про внутренние условия (неблагополучные), ясновидение определенно показало мне, в чем причина, – поэтому я так печальна. Мое сердце говорит мне, что Облик Владыки также затуманен. Нет понимания всей мощи, великой мудрости и непреложности Указов! Я знаю, что сейчас происходит великое испытание, и мое сердце болит за то, чтобы каждый прошел его успешно, чтобы ни один не провалился. Вспомните, родные, времена Теософского движения – давайте не будем повторять грустные страницы его истории. Я вспоминаю письмо Е. П. Блаватской Синнетту, в котором она пишет, что именно тот факт, что ее сотрудники не оповещали ее о многом происходившем, вызвал немало тяжелых последствий. Неужели возможно, чтобы именно теперь, когда Владыка так мощно настаивает, чтобы меня осведомляли возможно полнее, Вы пойдете против Его Указа? Можно ли тогда надеяться на успех? Каждое уклонение от Иерархической линии тяжело отразится на всем. Мне больно и тяжело писать это, но я считаю своим священным долгом предостеречь ближайших об опасности, которая угрожает им. Еще один цикл в жизни всех сотрудников и нашей работы подходит к концу, после чего последует новая перестановка сил. Многое было показано мне Владыкою путем ясновидения и яснознания. Родные мои, умоляю Вас придерживаться Пути, никто не может думать о преданности Владыке, отбрасывая Щит Урусвати. В час, когда мы идем по тончайшей корке льда, мое сердце особенно взывает к моей дочери и просит ее проявить понимание. Мне Указано писать сурово, и мое сердце скорбит. Будущее может быть таким прекрасным и сияющим великими возможностями – неужели возможно, чтобы мы упустили их?! Почувствуйте всю боль, всю муку от срывания Щита, от молчания, которое вредит делам. Только в моем Щите дается Ручательство, только в моем Щите заключается счастье Америки и всех сотрудников. Так предсказано и так утверждается. Процитирую великие слова из Второй Книги: «О, мяч судьбы! Куда попадешь и куда отскочишь? Свет тебе начертан – успей, мяч, долететь! Удержи лукавое вращение! »[226]

Надеюсь, что это послание найдет открытые сердца.

С грустью.

 

Е. И. Рерих – Н. К. и Ю. Н. Рерихам

13 июня 1935 г.

Сокровища мои любимые, пришли Ваши письма от 30 апреля по 12 мая. Как всегда, радость и боль одновременно, ибо чувствуем всю напряженность Вашу, мои родные!!! Помню я эти стояния на месте, но, конечно, сейчас все это в связи с прочими условиями увеличивается стократно. На этой неделе получили письма от наших – Зины, Модры и Нетти. Вчера пришла телеграмма от путешественников: вернулись, но никаких подробностей еще не знаю. Модра пишет, что продолжение экспедиции прошло, ожидается лишь подпись Президента. Получила также на днях письмо от Натали[227], описывает внутреннее состояние их общества. Приведу вкратце содержание, ибо это назидательно. Так, гостивший у них Жан Дювернуар[228] оказался предателем. Явилась мысль захватить в свои руки все водительство. Натали считает, что две креатуры его, конечно, участвуют в этом заговоре. В силу обстоятельств Натали доверила им передачу своей корреспонденции к новым друзьям, и на основании некоторых данных она опасается, что у них явилось решение не передавать тех, которые им не улыбаются. Во всяком случае Жан пытается убедить всех, что лишь он имеет правильное понимание и Указания и потому может свидетельствовать, не считаясь ни с какими Иерархическими установлениями. В нем столько зависти и ненависти, как она пишет, к Люмоу. Несомненно, он утверждает, что Натали и Люмоу не могут иметь Связи, и потому Указания через них не заслуживают внимания. Чтобы провести как можно успешнее свою предательскую затею, Жан и его креатуры решили держать Натали в неизвестности и насколько возможно задерживать сведения, и, конечно, ни о чем не запрашивая. Тон писем резко изменился, из подобострастно-восторженного стал наставительным и стеклистым, с упоминанием о получаемых ими Инструкциях, и причем не сообщая Натали, в чем состояли эти Инструкции, как они были передаваемы и какие реакции от них. В одном письме ей было сообщено, что Инструкции эти прекрасно разрешили проблемы ее нового друга, и ни слова больше. Конечно, Натали справилась и получила возмущенное Послание от Владыки за уявленное умалчивание и с указанием поставить на место узурпатора и срывателя Щита. Натали вступила в борьбу и не сомневается в конечном успехе, ибо она знает, что слова «Трижды сокращу» – не пустые слова. Тем более все это больно, что у Натали сложились такие прекрасные отношения с ее новым другом, он так ждал всегда ее слов! Так что теперь ей приходится твердо отстаивать Иерархические начала и указывать на бездну: «Вне Щита – бездна! » и т. д. Сейчас, по ее мнению, они остеклились особенно из-за невозможности задушить «братика»[229], хотя лишение всякой финансовой поддержки равносильно этому. Натали считает, что мощные слова Фуямы с указаниями о мощном строительстве и Ручательстве будут очень полезны. Также она ждет возможного приезда своего супруга и сына в это осиное гнездо, чтобы многое выяснить, многое поставить на свое место, и главным образом, для личного свидания с ее новыми друзьями. Она возлагает большие надежды на Тревора, он так симпатично относится ко всем культурным устремлениям и знает ближайшие задания культурного строительства ее Общества. Конец письма Натали очень бодр, она пишет, что чует какую-то внутреннюю радость скинуть давление ауры и сразиться с предателем. Да, она приводит замечательное определение, данное Владыкой М. этому типу, которое она слышала: «Agent Provocator»! Лучше не сказать! Из приводимых ею подробностей в письмах можно усмотреть, несомненно, признаки легкого одержания. И Вы знаете, как с этим трудно бороться. Но даже без этого натура, видимо, очень нечестная. Ложь, лицемерие и огромное тщеславие, жажда власти. Яркий тип нувориш. Натали во многом уличила. Да, людская натура – бездна! И мы, Пасик, с тобою это знаем, хотя всегда тоже погрешаем в излишней доверчивости.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.