|
|||
Задания и вопросы для самоконтроля
Тема 5. Основные организационные формы обучения пожилых и инвалидов. Принципы организации дистанционного обучения.
Широкое применение в системе образования информационных и телекоммуникационных технологий создало предпосылки для активного использования в учебном процессе дистанционного обучения Дистанционное обучение можно определить как целенаправленный процесс интерактивного(наличие обратной связи между педагогом и обучающимся) взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный(Остающийся неизменным при тех или иных преобразованиях) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. ДО сохраняет преимущества, присущие традиционным формам обучения: контакты с преподавателями и слушателями, контроль за правильностью усвоения материала. Кроме того, оно обладает рядом достоинств: свободный график обучения; независимость от места расположения; экономия транспортных расходов; удобный вид представления материалов; индивидуальный темп обучения; отсутствие ограничений на возраст, коммуникабельность, здоровье. Долговременная цель развития ДО в мире — дать возможность обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого колледжа или университета. Дистанционное обучение открывает новые перспективы профессионально-личностного развития для лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, но не имеющих возможность получить их традиционным, способом: — абитуриентов, готовящихся к поступлению в вузы; — молодежи, вынужденной совмещать учебу с работой в силу ограниченной пропускной способности вузовской системы или по семейным обстоятельствам; — лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях; — военнослужащих, офицеров, увольняющихся в запас, и членов их семей; офицеров и солдат срочной службы МВД и погранвойск; — высвобождающихся специалистов конверсионных предприятий ВПК; — лиц всех возрастов, проживающих в отдаленных регионах страны. Можно выделить следующие принципы организации дистанционного обучения: гибкость, проявляющуюся в отсутствии регулярных занятий в виде лекций, семинаров и свободном выборе времени, необходимого для освоения курса; модульность, выражающуюся в том, что каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области; параллельность, связанную с тем, что обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью; дальнодействие, заключающееся в отсутствии препятствий в виде расстояния от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения; асинхронность, подразумевающую возможность реализации технологий обучения и учения независимо во времени; массовость, означающую некритичность параметра «количество обучающихся»; рентабельность, предполагающую экономическую эффективность ДО; широкое применение новых информационных технологий. В дистанционных формах обучения применяются такие методы, как - информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, при котором учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. ), - репродуктивный (репродуктивное обучение включает в себя восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т. д. ), что приводит к пониманию. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем или другим источником информации. ), - проблемный (система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы), - эвристический (обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания), - исследовательский (метод обучения, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. ) В системе дистанционного обучения широко используются разнообразные средства: - печатные и электронные издания (традиционные учебники, учебно-методические пособия, которые снабжены инструкциями по изучению материала и организации самостоятельной работы, контрольные задания, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания, толковые словари); - компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения (Компьютерные обучающие системы на современном этапе включают электронные (компьютеризированные) учебники; контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий, возможностью оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте) - учебные аудио- и видеоматериалы; Учебные аудиоматериалы используются для записи лекций и инструкций к учебному курсу, не требующему графических иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам - компьютерные сети — это специфическое средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Компьютерные сети используются в дистанционном обучении в режиме удаленных баз данных, в том числе Интернета, электронной почты и электронной конференции Народные университеты С середины 90-х годов в России и бывших союзных республиках появились и стали активно работать на общественных началах народные университеты по национальному образованию взрослых людей, группы по изучению религии и истории, вероучений при конфессиональных общинах. Во второй половине 90-х годов обучение взрослых в форме народных университетов получает новый импульс. Его основными целями являются: — развитие личностных качеств, создающих взрослому человеку предпосылки для достойной жизни и успешного участия в общественной и профессиональной жизни; — удовлетворение разнообразных индивидуальных образовательных потребностей и интересов взрослого человека, не укладывающихся в рамки формального образования; - компенсация недостаточного объема знаний и умений, сформированного в прежних социально-экономических условиях; — развитие общей культуры; — формирование мобильности человека в быстро меняющихся условиях современного мира; — организация содержательного общения взрослых слушателей на основе совместного обучения; — просветительская деятельность для всех слоев взрослого населения. В Санкт-Петербурге в 1998 г. была открыта Высшая народная школа, в которой ведутся занятия в историко-краеведческом, поэтическом клубах, клубах «В мире прекрасного», «Здоровье без лекарств», «Евроведение» и др. проводятся известными учеными, лучшими сотрудниками научных и учебных институтов, музеев. Образование взрослых в пенсионном возрасте не ориентировано на получение профессии или на обеспечение лучшего трудоустройства. Его цель — личностное развитие, социальная адаптация и общение людей, сохранение их активной жизненной позиции. Особенностями обучения пожилых людей являются привнесение ими в учебный процесс колоссального жизненного опыта и высокая мотивация. Обучение в университетах третьего возраста строится, как правило, на основе собственной активности слушателей и постояннoгo диалога с преподавателем и не регламентируется обязательными программами. Большой интерес вызывают у них образовательные программы по проблемам долголетия, психологической помощи одиноким, больным, инвалидам, по изучению истории родного края, экологии жизни. Пожилые люди хотят приобщиться к искусству, изучать иностранные языки, овладеть основами компьютерной грамотности. Образовательно-просветительские возможности досуга Структура досуга взрослых имеет образовательно-просветительские возможности: — отдых, служащий для восстановления жизненных сил, здоровья, психологического самочувствия (рекреация); — просвещение как средство интеллектуального развития, повышения уровня функциональной грамотности, источник дополнительных знаний; — творчество, отвечающее потребностям и интересам человека как способ самореализации и самовыражения; — созерцание, рефлексия, самоанализ, позволяющие углубиться в мир чувств и переживаний, переосмыслить имеющийся жизненный опыт, возвыситься над обыденной жизнью. За последние годы в среде взрослого населения наблюдается снижение свободного времени как на пассивный, так и на активный отдых (спорт, прогулки) при увеличении времени на просмотр телепередач (видео в более обеспеченных семьях). Все меньше свободного времени уделяется учебе и самообразованию. По-прежнему фиксируются более высокие показатели наличия свободного времени у городского населения по сравнению с сельским, а также у мужчин по сравнению с женщинами. Организаторы работы с пожилыми отмечают, что в этом возраст! ощущается потребность не столько в новом содержательном досуге, сколько в теплоте, внимании, возможности выразить свор переживания и поделиться жизненным опытом. Организаторами работы в сфере досуга и образования пожилых выступают народные университеты и университеты третьего возраста, филиалы организации общества «Знание», культурно-информационные центры, а также музеи, дома культуры, общественные и социальные организации, спортивные клубы. Содержание работы с пожилыми включает направления: - социально-психологическое (психологическая помощь и реабилитация, «телефоны доверия», консультации психологов, семинары на тему «Искусство победить старость» и т. д. ); - медико-психологическое (лекции по валеологии, семинары на тему «Здоровье в твоих руках», работа в группах «Здоровье», встречи с врачами-специалистами, консультации специалистов и т. д. ); - правовое (встречи с юристами, работниками отделов социального обеспечения, юридические консультации); - историко-культурное (изучение истории России, истории родного города, края, экскурсии, коллективное посещение театров и концертных залов, встречи с писателями и артистами, семинары на темы: «Родной город: история и культура», «Русское народное творчество», «Русский народный костюм» и т. д. ); - гражданское (цикл лекций и семинаров «Я — гражданин», встречи с депутатами и т. д. ); - садоводческое (лекции, консультации специалистов по вопросам ведения приусадебного хозяйства, работа в Ботаническом саду и на природе и т. д. ); - художественно-эстетическое (лекции, посещение музеев, театров, концертов, экскурсии, тематические вечера и т. д. ). В досуговой работе с лицами третьего возраста широко используются групповые и коллективные формы деятельности, направленные на расширение и обогащение круга социальных связей; индивидуальный подход, обусловленный богатством и разнообразием опыта пожилых людей; автобиографический метод, ориентированный на то, чтобы пожилой человек, обращаясь к своей биографии, будучи представителем определенного поколения, попытался осмыслить пройденный жизненный путь, его уникальность и общественную значимость.
Задания и вопросы для самоконтроля
1. Проанализируйте структуру своего свободного времени. Какое место в ней занимает образовательная (просветительская) деятельность? 2. Какими формами самообразовательной деятельности вы владеете? 3. Как вам кажется, из каких источников в свободное время вы черпаете наибольшее количество общекультурной информации (радио, телевидение, видео, театр, музеи, общение с друзьями и знакомыми, путешествия и др. )? Обсудите в учебной группе, чем и как обогащают вашу жизнь занятия в свободное время. 4. Как вы думаете, что сегодня больше всего мешает взрослым людям культурно проводить свой досуг?
|
|||
|