|
|||
Лекция 32. Реформы и революции начала XX в.. 1. Образование монополий.Лекция 32 Реформы и революции начала XX в. План: 1. Образование монополий. 2. Государство и модернизация в Германии, Италии и Японии. 3. Индия: первые шаги к независимости. 4. Традиционализм и модернизация в зависимых странах Азии. 5. Особенности развития стран Латинской Америки. 1. В процессе создания индустриального производства (в большинстве промышленных стран в 1880-1910 гг. ) коренным образом изменился характер экономической жизни. • Благодаря слиянию капиталов сложились объединения промышленников, т. е. монополии, контролирующие выпуск большей части определенных видов продукции. Основные формы монополий: 1) в картелях согласовывались цены на выпускаемую продукцию, её объемы; 2) участники синдикатов сохраняли самостоятельность, но объединяли систему сбыта товаров; 3) в трестах производство и реализация осуществлялись под единым, централизованным руководством. • Произошло слияние банковского капитала с промышленным. Банки, получая под залог или вкладывая деньги в прибыльные акции промышленных компаний, превращались в их совладельцев. На базе слияний банковского капитала возникали холдинговые компании (концерны), владельцы которых обладали контрольными пакетами акций, давших им право решающего голоса в делах десятков различных предприятий. Контролируя крупнейшие фирмы в сфере производства, транспорта и торговли, ведущие финансовые группы приобрели способность определять экономическое развитие ведущих государств мира, влияя и на их политическую жизнь. Это влияние осуществлялось через контролируемую финансовыми группами прессу, взносы в фонды избирательных кампаний, подкуп высших чиновников. • Крупные монополии, освоившие конвейерное производство, начали разорять конкурентов, задержавшихся на фазе мелкосерийного выпуска продукции, ставить под полный контроль, т. е. монополизировать, внутренние рынки своих стран. • Следующим шагом монополий стало наступление на внешние, зарубежные рынки. Оно чаще всего принимало форму вывоза капитала — создания на территории других стран своих филиалов, организующих на местах выпуск продукции и добычу сырья. Это позволяло обойти таможенные пошлины, сэкономить на транспортных издержках. В 1900 г. инвестиции США в Мексике составили 185 млн. долларов, в Канаде — 150 млн., на Кубе — 50 млн. долларов. Американский капитал контролировал все ведущие отрасли экономики этих стран. • Новым этапом концентрации производства и централизации капитала явилось создание международных монополий. Крупнейшие банковско-промышленные группы разных стран порой приходили к выводу, что соглашение о разделе рынков или слияние капиталов на международном уровне выгоднее, чем конкурентная борьба. Например, в 1907 г. между ведущими производителями электротехнического оборудования, германской корпорацией АЭГ и американской «Дженерал электрик», был заключен договор о сотрудничестве и разделе рынков сбыта продукции.
2. В конце XIX - начале XX вв. выделилась группа держав, в которых государство выступало ведущей силой в осуществлении модернизации промышленности. К ним принадлежали Германия, Италия и Япония. Они отставали в темпах развития от стран, первыми осуществивших промышленный переворот. Правящие круги намеревались захватить лидирующие позиции среди ведущих держав мира. Италия стала целостным государством лишь в 1861 г., Германия — в 1871 г. Обе эти страны были объединены «железом и кровью» в результате войн. Япония едва избежала колониального завоевания и после реставрации Мэйдзи в 1868 г., создания единой, централизованной империи вступила на путь ускоренного промышленного развития. Особая роль государства в осуществлении модернизации экономики этих стран проявлялась в следующих направлениях политики: 1) в ускоренном осуществлении реформ; 2)в проведении жесткой протекционистской политики внутри страны, активном поиске и завоевании новых международных рынков (упор делался на использование военных средств, повышенную агрессивность в борьбе за колонии и сферы влияния); 3) государство строило железные дороги, предприятия, загружало их заказами (особенно военными), поощряло создание монополий, само вкладывало средства в акционерные общества. В таких акционерных обществах происходило слияние (сращивание) государственного и частного банковского и промышленного капиталов. Германия к началу Первой мировой войны она вышла на 2 место в мире по объему промышленного производства, уступая лишь США. По реализации продукции наиболее передовых отраслей промышленности (электротехнической, машиностроительной, химической, алюминиевой) она лидировала на мировых рынках. В сфере производства вооружений преобладала фирма Круппа, преобразованная в акционерное общество. Крупнейшим держателем её акций был кайзер (император). В электротехнической промышленности доминировали «Сименс» и АЭГ, в химической — «И. Г. Фарбениндустри». К 1914 г. 9 ведущих банков контролировали 85 % финансового оборота, к ним постепенно переходили акции промышленных компаний. Однако в целом в Германии большую роль играл не банковский, а промышленный капитал. Экспорт товаров увеличивался более быстрыми темпами, чем вывоз капитала. Государство контролировало 18 % выпуска валового национального продукта (ВНП), в то время как в США - лишь 9%. В Японии железные дороги, промышленные предприятия строились, как правило, за счет государства, оно же организовывало подготовку кадров для промышленности в университетах Европы и Америки. Затем многие из построенных предприятий передавались в аренду или продавались на льготных условиях торгово-банковским фирмам (особенно большую роль играли старейшие в Японии «Мицуи» и «Мицубиси») и близким ко двору представителям земельной аристократии, пожелавшим заняться промышленной деятельностью. В 1895 г. после успешного для Японии завершения войны с Китаем, позволившей получить с него значительную контрибуцию, был принят 10-летний план развития хозяйства. Среднегодовые темпы роста промышленной продукции в 1900-1914 гг. в Японии были самыми высокими в мире. В то же время низкий исходный стартовый уровень, концентрация внимания на производстве вооружений не позволили ей в начале XX в. стать ведущей индустриальной державой. Удельный вес Японии в мировом промышленном производстве к 1913 г. составлял около 1, 2 %. Медленнее и сложнее развивалась модернизация в Италии и Австро-Венгрии. Там государство также брало на себя инициативу в строительстве железных дорог и промышленных предприятий. Однако ограниченность внутренних ресурсов, неравномерность развития отдельных районов этих стран (в Италии промышленный Север резко контрастировал с аграрным Югом, еще большими были различия в положении отдельных территорий Австро-Венгрии), сохранение многих черт феодальных отношений в деревне замедляли темпы развития. Попытки привлечь иностранный капитал, имевший собственные интересы, давали ограниченные результаты. Помехой для модернизации оказалось соседство с более развитыми странами.
3. В состав крупнейшей колонии Англии, Британской Индии, в начале XX в. входили территории современных Индии, Пакистана, Бирмы и Бангладеш. Численность населения этой «жемчужины британской короны» составляла около 300 млн. человек, что заставляло метрополию уделять особое внимание укреплению своей власти над ней. Колонизаторы проводили политику «разделяй и властвуй». Они разжигали рознь между индуистским и мусульманским духовенством (в восточной части Британской Индии преобладала исламская религия), пробуждали соперничество между вассальными князьями. В то же время англичане всячески искали пути примирения с местной знатью. В 1880-е гг. здесь было введено местное самоуправление, разрешено создание политических партий, выпуск газет на основных языках народностей Индии. Состоятельные выходцы из среды знати, зарождающейся торгово-промышленной буржуазии с одобрения властей метрополии получали образование в европейских и американских университетах. В Индии по европейскому образцу создавались колледжи и гимназии. Предполагалось, что, овладев передовыми техническими знаниями и достижениями социально-политической мысли, их выпускники станут проводниками политики колониальных властей. В действительности индусы, получившие европейское образование, особенно болезненно ощущали отсталость и зависимость своей страны. В Индии, как и в других колониях, власти и капитал метрополии принимали меры по развитию инфраструктуры. Для доставки товаров, вывоза сырья и продукции плантаций, а также в военно-стратегических целях создавалась сеть железных дорог. Развивались отдельные отрасли горнодобывающей промышленности, сложилось ориентированное на внешние рынки плантационное хозяйство. Предпочтение отдавалось развитию тех отраслей хозяйства, которые были тесно связаны с экономикой метрополии и контролировались её капиталом. Возможности роста местного торгово-промышленного капитала ограничивались. Основная масса населения Индии влачила полуголодное существование. Ремесленные и полукустарные предприятия не могли конкурировать с английской промышленностью. В деревнях, где преобладало общинное землевладение, производительность труда была низкой. Крестьянство, вынужденное платить налоги и местным феодалам, и колониальным властям, разорялось. Британской администрации было выгодно изобилие дешевой рабочей силы. В этих условиях действующая с 1885 г. легально политическая партия Индийский национальный конгресс (ИНК), представлявшая интересы местного капитала, ремесленников и торговцев, взяла курс на постепенное, поэтапное ослабление власти метрополии мирными средствами — проведение реформ и развитие экономики страны в сотрудничестве с капиталом метрополии. Для этого использовались методы ненасильственного сопротивления, разработанные М. Ганди (1869-1948). ИНК выдвигал требования, направленные на постепенное расширение полномочий органов местного самоуправления, проведение мер, улучшающих положение населения страны. Если позиция ИНК игнорировалась, проводились кампании гражданского неповиновения. Чиновники-индусы саботировали распоряжения колониальных властей, и тогда замирала экономическая жизнь — объявлялся бойкот английским товарам, англичан даже переставали обслуживать в магазинах, кафе и ресторанах. Умеренность требований не давала повода для репрессий, а убытки и неудобства, которые причиняли англичанам методы пассивного сопротивления, нередко побуждали их к уступкам. В 1911 г. в Индии было принято первое социальное законодательство, ограничивавшее продолжительность рабочего дня 12 часами.
4. Переход промышленных стран к индустриальному типу производства, требовавшему новых рынков, активизировал колониальную политику. В этих условиях в государствах Азии — Китае, Иране, Турции, ранее избежавших полного завоевания, сложилась прослойка образованных людей (предпринимателей, преподавателей, военных), сознававших, что сохранение независимости страны без проведения модернизации экономики, без создания собственной промышленности невозможно. При этом проблемы модернизации в странах Азии стояли совершенно иначе, чем в промышленных государствах Западной Европы и Северной Америки. Там на повестке дня стояли задачи модернизации экономики, для их решения существовали основные необходимые предпосылки. В Азии вопрос стоял о модернизации общества, коренном изменении уклада хозяйственной жизни, характера социальных отношений и социальной структуры быта людей. Основная масса населения скептически относилась к любым переменам. Модернизацию трудно было совместить с популярными в крестьянстве идеями уравнительного распределения земли и сохранения общинного землепользования. Внутренние ресурсы для овладения индустриальным производством были ограничены. Созданные европейскими державами отдельные предприятия выступали придатками их экономик и представляли собой слабую базу модернизации. Требовались вложения капитала, подготовка кадров, поставки оборудования из индустриальных стран, что было неосуществимо без сотрудничества с ними. В этих условиях сложилась новая тактика освободительной борьбы. У её истоков стоял лидер созданной в 1905 г. в Китае «Союзной лиги» Сунь Ятсен (1866-1925). Разработанная Сунь Ятсеном программа Лиги (гоминдана) требовала свержения власти цинской династии, учреждения республики, принятия принципа уравнительного распределения земли, близкого китайскому крестьянству, составляющему подавляющее большинство населения страны. В программе ничего не говорилось о борьбе с засильем иностранного капитала в стране. Это умолчание отражало надежду Сунь Ятсена, что удастся избежать конфликта с европейскими державами, который мог обернуться для Китая катастрофой. Действительно, с началом революции 1911-1912 гг. в Китае европейские державы, США и Япония заняли выжидательную позицию. Затем, однако, они потребовали немедленного прекращения гражданской войны, наносившей ущерб их торговле. Под давлением держав, угрожавших интервенцией, был достигнут компромисс. Цинская династия, правившая Китаем почти 300 лет, отреклась от власти. Китай был провозглашен республикой, в которой были подтверждены все привилегии иностранцев в стране. Однако президентом в конечном счёте стал пользующийся поддержкой армии и феодальной знати ставленник императорского двора генерал Юань Шикай. Сторонников свершившей революцию партии гоминдан в 1913 г. изгнали из парламента, Сунь Ятсен вновь вынужден был эмигрировать. Китайское общество оказалось не готово принять принцип национального единения, выдвинутый в программе гоминдана, сплотиться вокруг его лозунгов. Мало дала для модернизации и революция 1906-1911 гг. в Иране, который находился на пересечении сфер влияния Англии и России. На фоне массового недовольства всех слоёв населения засильем иностранцев шахский режим пошел на принятие Конституции и учреждение парламента (меджлиса). Однако вскоре наибольшее влияние на развитие событий приобрело духовенство, добивавшееся принятия законов, соответствующих нормам шариата (исламского вероучения). Разгорелась борьба за власть между местными феодальными кланами, в которую вмешались иностранные державы. В 1911 г. в большинство городов Ирана вступили войска России и Англии. Шахская власть была восстановлена, меджлис распущен, оппозиционные движения запрещены. В Турции в 1908 г. так называемая младотурецкая революция, возглавленная военными, привела к крушению абсолютизма и замене его конституционной монархией. Был создан парламент, большинство в нем завоевали сторонники модернизации. Но результаты их правления оказались ограниченными. Расширилось железно-дорожное строительство с участием германского капитала, прошла реорганизация армии с привлечением германских офицеров. В Афганистане при эмире Абдуррахмане (1844-1901) были предприняты попытки создания централизованного государства: созданы единый административный аппарат и регулярная армия, введена единая денежная система, укреплена безопасность торговых путей. Гибкая внешняя политика, использование англо-русского соперничества в регионе способствовали ослаблению племенного сепаратизма и власти местных вождей.
5. Более серьезные предпосылки модернизации существовали в странах Латинской Америки. С колониальной зависимостью от Испании и Португалии там было покончено еще в первые десятилетие XIX в. В 1823 г. США приняли доктрину Монро, провозглашавшую недопустимость вмешательства европейских держав в дела американских государств. В Латинской Америке не получил распространения принцип экстерриториальности (особые привилегии иностранцам, их неподсудность местным властям), который колониальные державы навязали зависимым странам Азии. В то же время в системе международных экономических отношений латиноамериканские государства играли подчиненную роль. Их характерной чертой было существование крупных помещичьих хозяйств — латифундий, производивших для рынков развитых стран кофе, сахар, каучук, кожи и т. д. К началу XX в., благодаря притоку капиталов из США, отчасти из Англии, во многих латиноамериканских странах была создана развитая сеть железных дорог. Быстро росла добыча нефти в Мексике и Венесуэле, горнодобывающие отрасли экономики развивались в Чили, Перу и Боливии. Аграрно-сырьевая ориентация экономики, потребность в притоке капитала и промышленных товаров способствовали принятию неравноправных условий торговли с индустриальными странами. В начале XX в. в государствах Латинской Америки возросла угроза превращения их в полуколонии. Особую тревогу вызвала политика США. Соединенные Штаты добивались создания панамериканского (общеамериканского) таможенного союза, что обеспечило бы им полное господство на латиноамериканских рынках. В 1904 г. президент США Т. Рузвельт выступил с расширенным толкованием доктрины Монро, получившим название политики большой дубинки. Она предполагала, что в случае возникновения конфликтов в латиноамериканских странах США обеспечат их урегулирование, в том числе и с использованием военной мощи. Плантаторы и верхушка военных не были заинтересованы в модернизации. Их интересы отражало большинство существующих в странах Латинской Америки режимов, опиравшихся на поддержку США. Символом и доказательством возможности перемен в Латинской Америке стала мексиканская революция 1910-1917 гг. Война безземельного крестьянства против латифундистов была поддержана борьбой буржуазии за утверждение демократии и рабочего движения — за признание экономических интересов трудящихся. Несмотря на военное вмешательство США и отсутствие единства в лагере революционно-демократических сил, они добились победы. Итогом революции стало принятие компромиссной демократической Конституции 1917 г. Богатства недр и леса объявлялись общенародным достоянием. Крестьянству возвращались земли, отобранные латифундистами за долги. Рабочее движение добились признания права трудящихся на 8-часовой рабочий день и создание профсоюзов. Утвердившийся политический режим, в отличие от режимов других латиноамериканских стран, оставался неизменным на протяжении всего XX в.
Вопросы для самоконтроля: 1. Сделайте вывод о закономерностях выбора той или иной модели модернизации различными странами. 2. В чем состояли особенности и сложности осуществления модернизации в зависимых странах Азии? Какие факторы тормозили ее осуществление? 3. Почему итоги революций начала XX в. в Иране и Турции оказались ограниченными? 4. В чем состояла специфика развития стран Латинской Америки? 5. Какое значение имела революция в Мексике 1910-1917 гг. для других латиноамериканских стран?
Основная литература: 1. Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира в XX в. – М.: «Русское слово – РС», 2005. – с. 18-28, 40-50. Дополнительная литература: 1. История России (Россия в мировой цивилизации)/ Под ред. А. А. Радугина – М.: Центр, 2003. – с. 175-176. 2. Сороко-Цюпа О. С. и др. Мир в XX в. – М: Дрофа, 2000. – с. 8-14, 20-21, 30-49.
|
|||
|