Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 32. Реформы и революции начала XX в.. 1. Образование монополий.



Лекция 32

Реформы и революции начала XX в.

План:

1. Образование монополий.

2. Государство и модернизация в Германии, Италии и Японии.

3. Индия: первые шаги к независимости.

4. Традиционализм и модернизация в зависимых странах Азии.

5. Особенности развития стран Латинской Америки.

1. В процессе создания индустриального производства (в боль­шинстве промышленных стран в 1880-1910 гг. ) коренным образом изменился характер экономической жизни.

• Благодаря слиянию капиталов сложились объединения про­мышленников, т. е. монополии, контролирующие выпуск большей части определенных видов продукции. Основные формы монополий: 1) в картелях согласовывались цены на выпускаемую продукцию, её объемы; 2) участники синдикатов сохраняли самостоятельность, но объединяли систему сбыта товаров; 3) в трестах производство и реализация осуществлялись под единым, централизованным руководством.

• Произошло слияние банковского капитала с промышленным. Банки, получая под залог или вкладывая деньги в прибыльные ак­ции промышленных компаний, превращались в их совладельцев. На базе слияний банковского капитала возникали холдинговые компании (концерны), владельцы которых обладали контрольны­ми пакетами акций, давших им право решающего голоса в делах де­сятков различных предприятий. Контролируя крупнейшие фирмы в сфере производства, транспорта и торговли, ведущие финансовые группы приобрели способность определять экономическое разви­тие ведущих государств мира, влияя и на их политическую жизнь. Это влияние осуществлялось через контролируемую финансовыми группами прессу, взносы в фонды избирательных кампаний, подкуп высших чиновников.

• Крупные монополии, освоившие конвейерное производство, начали разорять конкурентов, задержавшихся на фазе мелко­серийного выпуска продукции, ставить под полный контроль, т. е. монополизировать, внутренние рынки своих стран.

• Следующим шагом монополий стало наступление на внешние, зарубежные рынки. Оно чаще всего принимало форму вывоза капитала — создания на территории других стран своих филиалов, организующих на местах выпуск продукции и добычу сырья. Это позволяло обойти таможенные пошлины, сэкономить на транспортных издержках. В 1900 г. инвестиции США в Мексике составили 185 млн. долларов, в Канаде — 150 млн., на Кубе — 50 млн. долларов. Американский капитал контролировал все ведущие отрасли экономики этих стран.

• Новым этапом концентрации производства и централизации капитала явилось создание международных монополий. Крупней­шие банковско-промышленные группы разных стран порой прихо­дили к выводу, что соглашение о разделе рынков или слияние капи­талов на международном уровне выгоднее, чем конкурентная борьба. Например, в 1907 г. между ведущими производителями электротехнического оборудования, германской корпорацией АЭГ и американской «Дженерал электрик», был заключен договор о сотрудничестве и разделе рынков сбыта продукции.

 

2. В конце XIX - начале XX вв. выделилась группа держав, в которых государство выступало ведущей силой в осуществлении модернизации промыш­ленности. К ним принадлежали Германия, Италия и Япония. Они отставали в темпах развития от стран, первыми осуществивших промышленный пере­ворот. Правящие круги намеревались захватить лидирующие пози­ции среди ведущих держав мира.

Италия стала целостным государством лишь в 1861 г., Гер­мания — в 1871 г. Обе эти страны были объединены «железом и кровью» в результате войн. Япония едва избежала колониального завоевания и после рес­таврации Мэйдзи в 1868 г., создания единой, централизован­ной империи вступила на путь ускоренного промышленного развития. Особая роль государства в осуществлении модернизации экономики этих стран проявлялась в следующих направлениях политики: 1) в ускоренном осуществлении реформ; 2)в проведении жесткой протекционистской полити­ки внутри страны, активном поиске и завоевании новых междуна­родных рынков (упор делался на использование военных средств, повышенную агрессив­ность в борьбе за колонии и сферы влияния); 3) государство строило железные дороги, предприя­тия, загружало их заказами (особенно военными), поощряло созда­ние монополий, само вкладывало средства в акционерные общест­ва. В таких акционерных обществах происходило слияние (сращивание) государственного и частного банковского и промыш­ленного капиталов.

Германия к началу Первой мировой войны она вышла на 2 место в мире по объему промышленного производства, уступая лишь США. По реализации продукции наиболее передовых от­раслей промышленности (электротехнической, машинострои­тельной, химической, алюминиевой) она лидировала на мировых рынках. В сфере производства вооружений преобладала фирма Круппа, преобразованная в акционерное общество. Крупнейшим держателем её акций был кайзер (император). В электротехниче­ской промышленности доминировали «Сименс» и АЭГ, в хими­ческой — «И. Г. Фарбениндустри». К 1914 г. 9 ведущих банков контролировали 85 % финансового оборота, к ним постепенно переходили акции промышлен­ных компаний. Однако в целом в Германии большую роль играл не банковский, а промышленный капитал. Экспорт товаров увеличи­вался более быстрыми темпами, чем вывоз капитала. Государство контролировало 18 % выпуска валового национального продукта (ВНП), в то время как в США - лишь 9%.

В Японии железные до­роги, промышленные предприятия строились, как правило, за счет государства, оно же организовывало подготовку кадров для про­мышленности в университетах Европы и Америки. Затем мно­гие из построенных предприятий передавались в аренду или продавались на льготных условиях торгово-банковским фирмам (особенно большую роль играли старейшие в Японии «Мицуи» и «Мицубиси») и близким ко двору представителям земельной аристократии, пожелавшим заняться промышленной деятельностью.

В 1895 г. после успешного для Японии завершения войны с Китаем, позволившей получить с него значительную контри­буцию, был принят 10-летний план развития хозяйства. Среднегодовые темпы роста промыш­ленной продукции в 1900-1914 гг. в Японии были самыми высокими в мире. В то же время низкий исходный стартовый уро­вень, концентрация внимания на производстве вооружений не поз­волили ей в начале XX в. стать ведущей индустриальной державой. Удельный вес Японии в мировом промышленном производстве к 1913 г. составлял около 1, 2 %.

Медленнее и сложнее развивалась модернизация в Италии и Австро-Венгрии. Там государство также брало на себя иници­ативу в строительстве железных дорог и промышленных пред­приятий. Однако ограниченность внутренних ресурсов, нерав­номерность развития отдельных районов этих стран (в Италии промышленный Север резко контрастировал с аграрным Югом, еще большими были различия в положении отдельных террито­рий Австро-Венгрии), сохранение многих черт феодальных от­ношений в деревне замедляли темпы развития. Попытки при­влечь иностранный капитал, имевший собственные интересы, давали ограниченные результаты. Помехой для модернизации оказалось соседство с более развитыми странами.

 

3. В состав крупнейшей колонии Англии, Британской Индии, в начале XX в. входили территории современных Индии, Пакистана, Бирмы и Бангладеш. Численность населения этой «жемчужины британской короны» составляла около 300 млн. человек, что заставляло метро­полию уделять особое внимание укреплению своей власти над ней.

Колонизаторы проводили политику «разделяй и властвуй». Они разжигали рознь между индуистским и мусульманским духо­венством (в восточной части Британской Индии преобладала ис­ламская религия), пробуждали соперничество между вассальными князьями. В то же время англичане всячески искали пути примире­ния с местной знатью. В 1880-е гг. здесь было введено местное са­моуправление, разрешено создание политических партий, выпуск газет на основных языках народностей Индии.

Состоятельные выходцы из среды знати, зарождающейся торгово-промышленной буржуазии с одобрения властей метрополии получали образование в европейских и американских университетах. В Индии по европейскому образцу создавались колледжи и гимназии. Предпо­лагалось, что, овладев передовыми техническими знаниями и дости­жениями социально-политической мысли, их выпускники станут проводниками политики колониальных властей. В действительности индусы, получившие европейское образование, особенно болезненно ощущали отсталость и зависимость своей страны.

В Индии, как и в других колониях, власти и капитал метро­полии принимали меры по развитию инфраструктуры. Для до­ставки товаров, вывоза сырья и продукции плантаций, а также в военно-стратегических целях создавалась сеть железных до­рог. Развивались отдельные отрасли горнодобывающей промышленности, сложилось ориентированное на внешние рынки плантационное хозяйство. Предпочтение отдавалось развитию тех отраслей хозяйства, которые были тесно связаны с экономикой метрополии и контро­лировались её капиталом. Возможности роста местного торго­во-промышленного капитала ограничивались. Основная масса населения Индии влачила полуголодное существование. Ремес­ленные и полукустарные предприятия не могли конкурировать с английской промышленностью. В деревнях, где преобладало общинное землевладение, производительность труда была низ­кой. Крестьянство, вынужденное платить налоги и местным фео­далам, и колониальным властям, разорялось. Британской адми­нистрации было выгодно изобилие дешевой рабочей силы.

В этих условиях действующая с 1885 г. легально политическая партия Индийский национальный конгресс (ИНК), представлявшая интересы местного капитала, ремесленников и торговцев, взяла курс на постепенное, поэтапное ослабление власти метрополии мирными средствами — проведение реформ и развитие экономики страны в сотрудничестве с капиталом метрополии. Для этого использова­лись методы ненасильственного сопротивления, разработанные М. Ганди (1869-1948). ИНК выдвигал требования, направленные на постепенное расширение полномочий органов местного самоуправ­ления, проведение мер, улучшающих положение населения страны.

Если позиция ИНК игнорировалась, проводились кампании граж­данского неповиновения. Чиновники-индусы саботировали распо­ряжения колониальных властей, и тогда замирала экономическая жизнь — объявлялся бойкот английским товарам, англичан даже пе­реставали обслуживать в магазинах, кафе и ресторанах.

Умеренность требований не давала повода для репрессий, а убытки и неудобства, которые причиняли англичанам методы пассивного сопротивления, нередко побуждали их к уступкам. В 1911 г. в Индии было принято первое социальное законодатель­ство, ограничивавшее продолжительность рабочего дня 12 часами.

 

4. Переход промышленных стран к индустриальному типу производст­ва, требовавшему новых рынков, активизировал колониальную поли­тику. В этих условиях в государствах Азии — Китае, Иране, Турции, ранее избежавших полного завоевания, сложилась прослойка образо­ванных людей (предпринимателей, преподавателей, военных), созна­вавших, что сохранение независимости страны без проведения мо­дернизации экономики, без создания собственной промышленности невозможно.

При этом проблемы модернизации в странах Азии стояли совер­шенно иначе, чем в промышленных государствах Западной Европы и Северной Америки. Там на повестке дня стояли задачи модерни­зации экономики, для их решения существовали основные необхо­димые предпосылки.

В Азии вопрос стоял о модернизации общества, коренном изме­нении уклада хозяйственной жизни, характера социальных отно­шений и социальной структуры быта людей. Основная масса населения скептически относилась к любым переменам. Модернизацию трудно было совместить с популярными в крестьянстве идеями уравнительного распределения земли и сохранения общинного землепользования.

Внутренние ресурсы для овладения индустриальным производ­ством были ограничены. Созданные европейскими державами от­дельные предприятия выступали придатками их экономик и представляли собой слабую базу модернизации. Требовались вложения капитала, подготовка кадров, поставки оборудования из индустриальных стран, что было неосуществимо без сотрудничества с ними.

В этих условиях сло­жилась новая тактика освободительной борьбы. У её истоков стоял лидер созданной в 1905 г. в Китае «Союзной лиги» Сунь Ятсен (1866-1925). Разработанная Сунь Ятсеном программа Лиги (гоминдана) требовала свержения власти цинской династии, учреждения республики, принятия принципа уравнительного распределения земли, близкого китайскому крес­тьянству, составляющему подавляющее большинство населения страны. В программе ничего не говорилось о борьбе с засильем ино­странного капитала в стране. Это умолчание отражало надежду Сунь Ятсена, что удастся избежать конфликта с европейскими дер­жавами, который мог обернуться для Китая катастрофой.

Действительно, с началом революции 1911-1912 гг. в Китае европейские державы, США и Япония заняли выжидательную по­зицию. Затем, однако, они потребовали немедленного прекращения гражданской войны, наносившей ущерб их торговле. Под давлени­ем держав, угрожавших интервенцией, был достигнут компромисс.

Цинская династия, правившая Китаем почти 300 лет, отреклась от власти. Китай был провозглашен республикой, в которой были подтверждены все привилегии иностранцев в стране. Однако пре­зидентом в конечном счёте стал пользующийся поддержкой армии и феодальной знати ставленник императорского двора генерал Юань Шикай. Сторонников свершившей революцию партии гоминдан в 1913 г. изгнали из парламента, Сунь Ятсен вновь вынужден был эмигри­ровать. Китайское общество оказалось не готово принять принцип на­ционального единения, выдвинутый в программе гоминдана, спло­титься вокруг его лозунгов.

Мало дала для модернизации и революция 1906-1911 гг. в Иране, который находился на пересечении сфер влияния Англии и России. На фоне массового недовольства всех слоёв населения засильем иностранцев шахский режим пошел на принятие Консти­туции и учреждение парламента (меджлиса). Однако вскоре наи­большее влияние на развитие событий приобрело духовенство, до­бивавшееся принятия законов, соответствующих нормам шариата (исламского вероучения). Разгорелась борьба за власть между ме­стными феодальными кланами, в которую вмешались иностранные державы. В 1911 г. в большинство городов Ирана вступили войска России и Англии. Шахская власть была восстановлена, меджлис распущен, оппозиционные движения запрещены.

В Турции в 1908 г. так называемая младотурецкая революция, возглавленная военными, привела к крушению абсолютизма и за­мене его конституционной монархией. Был создан парламент, боль­шинство в нем завоевали сторонники модернизации. Но результаты их правления оказались ограниченными. Расширилось железно-дорожное строительство с участием германского капитала, прошла реорганизация армии с привлечением германских офицеров.

В Афганистане при эмире Абдуррахмане (1844-1901) были предприняты попытки создания централизованного государства: созданы единый административный аппарат и регулярная армия, введена единая денежная система, укреплена безопасность торго­вых путей. Гибкая внешняя политика, использование англо-рус­ского соперничества в регионе способствовали ослаблению пле­менного сепаратизма и власти местных вождей.

 

5. Более серьезные предпосылки модернизации существовали в стра­нах Латинской Америки. С колониальной зависимостью от Испа­нии и Португалии там было покончено еще в первые десятилетие XIX в. В 1823 г. США приняли доктрину Монро, провозглашавшую не­допустимость вмешательства европейских держав в дела американ­ских государств. В Латинской Америке не получил распространения принцип экстерриториальности (особые привилегии иностранцам, их непод­судность местным властям), который колониальные державы навя­зали зависимым странам Азии.

В то же время в системе международных экономических отно­шений латиноамериканские государства играли подчиненную роль. Их характерной чертой было существование крупных поме­щичьих хозяйств — латифундий, производивших для рынков раз­витых стран кофе, сахар, каучук, кожи и т. д. К началу XX в., благо­даря притоку капиталов из США, отчасти из Англии, во многих латиноамериканских странах была создана развитая сеть железных дорог. Быстро росла добыча нефти в Мексике и Венесуэле, горно­добывающие отрасли экономики развивались в Чили, Перу и Боливии.

Аграрно-сырьевая ориентация экономики, потребность в прито­ке капитала и промышленных товаров способствовали принятию неравноправных условий торговли с индустриальными странами.

В начале XX в. в государствах Латинской Америки возросла угроза превращения их в полуколонии. Особую тревогу вызвала политика США. Соединенные Штаты добивались создания пан­американского (общеамериканского) таможенного союза, что обе­спечило бы им полное господство на латиноамериканских рынках. В 1904 г. президент США Т. Рузвельт выступил с расширенным толкованием доктрины Монро, получившим название политики большой дубинки. Она предполагала, что в случае возникновения конфликтов в латиноамериканских странах США обеспечат их урегулирование, в том числе и с использованием военной мощи.

Плантаторы и верхушка военных не были заинтересованы в мо­дернизации. Их интересы отражало большинство существующих в странах Латинской Америки режимов, опиравшихся на поддерж­ку США.

Символом и доказательством возможности перемен в Латин­ской Америке стала мексиканская революция 1910-1917 гг. Война безземельного крестьянства против латифундистов была поддер­жана борьбой буржуазии за утверждение демократии и рабочего движения — за признание экономических интересов трудящихся. Несмотря на военное вмешательство США и отсутствие единства в лагере революционно-демократических сил, они добились побе­ды. Итогом революции стало принятие компромиссной демократи­ческой Конституции 1917 г. Богатства недр и леса объявлялись общенародным достоянием. Крестьянству возвращались земли, отобранные латифундистами за долги. Рабочее движение добились признания права трудящихся на 8-часовой рабочий день и создание профсоюзов. Утвердившийся политический режим, в отличие от режимов других латиноамериканских стран, оставался неизменным на протяжении всего XX в.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Сделайте вывод о закономерностях выбора той или иной модели модернизации различными странами.

2. В чем состояли особенности и сложности осуществления модернизации в зависимых странах Азии? Какие факторы тормозили ее осуществление?

3. Почему итоги революций начала XX в. в Иране и Турции оказались ограниченными?

4. В чем состояла специфика развития стран Латинской Аме­рики?

5. Какое значение имела революция в Мексике 1910-1917 гг. для других латиноамериканских стран?

 

Основная литература:

1. Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира в XX в. – М.: «Русское слово – РС», 2005. – с. 18-28, 40-50.

Дополнительная литература:

1. История России (Россия в мировой цивилизации)/ Под ред. А. А. Радугина – М.: Центр, 2003. – с. 175-176.

2. Сороко-Цюпа О. С. и др. Мир в XX в. – М: Дрофа, 2000. – с. 8-14, 20-21, 30-49.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.