|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ AГPAPHЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Механика и компьютерная графика» Расчетно-графическая работа Компоновка редуктора
Методические указания для студентов факультета механизации с. х. направлений подготовки бакалавров – 35. 03. 06 «Агроинженерия» и 23. 03. 03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»
Ставрополь 2019
Методические указания разработали: В. А. Лиханос, А. В. Орлянский, Л. И. Яковлева, А. Н. Петенёв, И. А. Орлянская
Рецензент - д. эн., к. т. н., профессор Б. А. Доронин
Одобрены и рекомендованы к изданию методической комиссией факультета механизации сельского хозяйства Ставропольского государственного аграрного университета. Протокол № 10 от 13 мая 2019 г.
КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА
Компоновочный чертёж выполняем в одной проекции – разрез по осям валов при снятой крышке редуктора; масштаб 1: 1, чертить тонкими линиями. 1. Выполнить расчёты всех механических передач. 2. На листе формата А1 (594 - 841) провести осевые линии валов на расстоянии aw. Рисунок 1
3. Нанести шестерню и колесо первой передачи в виде прямоугольника (Рисунок1).
4. Вычертить зацепление (Рисунок 2).
Рисунок 2
5. Выполнить расчёты. Толщина стенки корпуса редуктора d = 1, 1 4√ Тт ≥ 8 мм, где Тт - момент на тихоходном валу редуктора ( н м) Величина зазоров ∆ ≥ 0, 6 d ∆ 1 = 1, 2 d ∆ 2 =0, 4 d Диаметр фундаментных болтов d1 = 3√ 4 Тт ≥ 10т ¸ 12 мм. Диаметр стяжных болтов подшипника d2 = 0, 8 d1 ≥ 8 мм.
Диаметр фланцевых болтов d3 = 0, 8 d2 ≥ 8 мм. Расстояние между фланцевыми болтами L = 10 d3 . Ширина фланца b= d + 3 d3. 6. На расстоянии ∆ 2 от колеса первой передачи нанести габариты шестерни и колесо второй передачи (аналогично 1 передачи).
Рисунок 3
7. На расстоянии ∆ 1 от торца шестерён первой и второй ступени провести линии внутренних поверхностей корпуса (Рисунок 3). 8. Зазор от окружности вершин колеса до внутренней стенки корпуса равен ∆. Расстояние между наружным диаметром подшипника быстроходного вала и внутренней стенкой редуктора равно ∆ (Рисунок 3). Если диаметр окружности вершин зубьев шестерни будет больше наружного диаметра подшипника, то ∆ надо брать от этого диаметра. 9. Нанести пунктирной линией толщину стенки d и основной линией ширину фланца равную b. 10. Выполнить предварительные расчёты валов
3 Ткр db = 0, 2[t]к ,
где Ткр – крутящий момент на валу в н. м. [t]к – допускаемое напряжение на кручение; для валов из сталей 40, 45 [t]к =20 – 25 (н/мм2). Полученный результат округляют до стандартного ряда по ГОСТ 6636-90. 11. Согласовать диаметр быстроходного вала редуктора dB1 и диаметр вала электродвигателя dдв . за исходный выбирать расчётный dB1 по п. 10. Рассмотрим два способа соединения этих валов (рис 4, 5).
Рисунок 4 - Соединение валов с помощью муфты: dв1 корректируем по муфте
Рисунок 5 - Соединение валов с помощью ремённой передачи: принимаем dв1 ≥ dдв 12. Разработать конструкции валов по диаметрам шеек.
Рисунок 6
Допустим, что присоединительный размер вала dB1 = 32 м, подшипник примем dn =40 мм. Шестерню выполним за одно целое с валом. Диаметры остальных участков валов назначают исходя из конструктивных соображений при компановке редуктора. Если размер С > 3 мм (Рисунок 7) шестерня соединяется с валом с помощью шпонки.
Рисунок 7
Рисунок 8
13. Выбрать подшипники по диаметру внутреннего кольца Для прямозубой зубчатой передачи выбираем шариковые радиальные однорядные подшипники. Для установки валов с коническими и червячными передачами выбирают радиально- упорные шарикоподшипники или роликовые конические. Выбрать лёгкую серию Выписать размеры подшипника (D x d x B), из стандарта (Рисунок8). [ 1, 3, 4 ] 14. Выбрать смазку подшипников: а) при скорости передачи V ³ 2 м/с подшипники смазываются масляным туманом, так как происходит разбрызгивание; б) при v < 2 м/с принимаем для подшипников пластичную смазку, для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса необходимо установить мазеудерживающие кольца [ 3, стр. 139] или шайбы [ 4, стр 202]. 15. В случае а) вычертить подшипник на расстоянии y=3 мм от внутренней поверхности корпуса (Рисунок 9); в случае б0 на расстоянии y= 8¸ 12 мм, тогда эти кольца будут выполнять одновременно роль маслоотбрасывающих колец [ 3, стр. 139]
Рисунок 9
16. Зафиксировать подшипник и шестерню от осевого перемещения с помощью распорной втулки и конструкции вала (Рисунок 9). 17. Выбрать размеры крышки подшипника (Рисунок 10) в зависимости от размера D1 (наружный диаметр подшипника). Таблица 1 Размеры крышек
Рисунок10 18. Под крышку предусмотреть прилив 3¸ 5 мм, на корпусе и вычертить крышку (Рисунок9). 19. Выбрать уплотнение в зависимости от окружной скорости вала [ 3, стр. 139], [ 4, стр. 398] и вычертить в сквозной крышке. 20. Сконструировать выходной конец вала. Длина присоединительной части L1= 1, 5 dB. 21. Конструирование других валов аналогично. 22. Определить объём масла заливаемого внутрь корпуса при картерной смазке. V=(0, 3¸ 0, 8) P где P - передаваемая мощность, кВт; V- объём в литрах. Зная площадь(А) редуктора из компановочного чертежа, определяем высоту масла в редукторе h=V/A (мм). Зубчатые и червячные колёса погружают в масло на высоту зуба, а червяк (расположенный внизу)- на высоту витка, но не выше центра нижнего тела качения подшипника. Если условия нормальной работы подшипников не позволяют погружать червяк в масло, то применяют брызговики, забрасывающие масло на червячное колесо [ 3, стр. 163], [ 4, стр. 242] Зубья конических колёс погружают на всю длину. Максимально допустимый уровень масла до 1/3 радиуса зубчатого колеса. Минимальное расстояние от зубьев колеса до дна редуктора принимается ∆ 3 ³ 2, 5 d. Учитывая все эти требования определяется положение дна масляной ванны редуктора (Рисунок 11). 23. Остальные конструктивные размеры (Рисунок 12. )
Рисунок 11
S=1, 5d3 S1=1, 3d3 S2=1, 5d1 K=4d1
Рисунок 12
Литература
1. Курсовое проектирование деталей машин. Чернавский С. А.. М.: Машиностроение, 2011. 2. Шейнблит А. Е. Курсовое проектирование деталей машин М. : ”Высшая школа”, 2008. 3. Анурьев В. И. Справочник конструктора- машиностроителя: В 3- х т. - М.: Машиностроение, 2001. 4. Дунаев П. Ф., О. П. Леликов. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для студ. техн. спец. вузов / П. Ф. Дунаев, О. П. Леликов. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|