Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дебаты об эволюции и сотворении



 

Институт подросткового служения   Полёт над Библией - год 3 Библейские уроки-обсуждения для подростковых групп по Ветхому и Новому Заветам Джон Гериг   Бытие 1-11   СОДЕРЖАНИЕ 1. Дебаты об эволюции и сотворении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 2. Чья правда?! (Эволюция или сотворение). . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 3. В начале БОГ… – Бытие 1 (Сотворение мира). . . . . . . . . . . . . . . . 7 4. Какой у нас Бог? - Бытие 1: 27-2: 24 («Бог – Создатель»). . . . . . . . 10 5. Откуда грех? - Бытие, 3 (Падение человека). . . . . . . . . . . . . . . . . 14 6. Каин и Авел– Бытие 4: 1-16 (Зависть). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 7. «Построй корабль! »– Бытие 6: 5-22 (Суд над грехом). . . . . . . . . . 20 8. Дождь, дождь перестань! – Бытие 7 - 8: 19 (Потоп). . . . . . . . . . . . 23 9. Вода и огонь - Бытие 9: 8-17; 2 Петра 3 (Конец света). . . . . . . . . . 26 10. После потопа - Бытие 9: 18-29 (Пьянство). . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 11. Кто получает славу? - Бытие 11: 1-9 (Слава принадлежит Богу) 32

 

Дебаты об эволюции и сотворении

Значение для подростков: Прежде чем приступить к изучению материала об эволюции и сотворении, можно устроить с подростками дебаты. Это вызовет больше интереса к теме, даст возможность ребятам сформулировать свои мысли, а лидеру узнать уровень их знаний об эволюции и сотворении.   1. Внимание: Начните с молитвы, а затем разделите ребят на две команды. Эрудированные в этой области, а также харизматичные ребята не должны быть в одной группе. В помощь ребятам можно направить в каждую из команд лидера. Скорее всего, из школьной программы подростки будут знать аргументы только «за» теорию эволюцию, а не «против» нее, поэтому задача лидеров – подсказать им аргументы «против». У ребят нет права выбирать свою команду. Даже если они не согласны с позицией, которую должна защищать его команда, им будет полезно вникнуть в аргументы другой стороны. Дискуссия займет около 45 минут, но при необходимости может быть сокращена. Скажите, что ответом первой команды на нижеследующий вопрос будет «да», а второй - «нет». Затем напишите этот вопрос: «Развился ли человек из низшей формы жизни? »   2. Выступление: Дайте каждой команде по листу бумаги, на которой ребята изложат все возможные аргументы в защиту своей позиции. Группа «да» пишет аргументы в защиту теории эволюции человека, а группа «нет» - против теории эволюции человека. Рассадите группы так, чтобы они не могли слышать обсуждения другой группы. Через 10-15 минут каждая команда выбирает того, кто представит их аргументы. Желательно, чтобы представителем был подросток, а не лидер, хотя лидер и может представить аргументы лучше. Затем бросьте монетку, чтобы определить, какой команде выступать первой. На каждое выступление отводится не больше пяти минут. В это время вторая команда, не перебивая выступающего, делает заметки, записывая аргументы первой. Если выступающий уложится в неполные 5 минут, можно спросить, есть ли у кого-нибудь из первой команды еще какие-либо дополнительные аргументы. (Обычно подростки укладываются быстрее, чем в пять минут). Затем слово дается второй команде. Первая команда слушает не перебивая и записывает аргументы второй команды.   3. Опровержение: Затем каждая команда в течение пяти минут подготавливает опровержение аргументов другой команды. Теперь на выступление отводится три минуты. На этот раз начинает та команда, которая выступала второй в первом туре. Таким образом, одна и та же команда не всегда первая. 4. Заключение Завершите дискуссию, предоставив каждой команде одноминутное заключение, в котором будут кратко изложены их сильнейшие аргументы. Возьмите записи каждой команды: там могут быть некоторые аргументы,

Руководство для лидера

которые вам, возможно, пригодятся для следующего урока. Если у вас останется время, спросите ребят, что они думают о дебатах: изменилось ли их отношение к теме? Каким образом? Закончите молитвой.   Рекомендации по проведению дискуссии. Назначьте модератора – того, кто не даст обсуждению выходить за рамки отпущенного времени, чтобы дебаты не затягивались, не стали скучными и чтобы ребята, испытывая некоторое давление временем, кратко формулировали свои мысли. Зачастую они укладываются быстрее, особенно в первом раунде, поэтому вы можете просто перейти к следующему раунду. Если нужно сэкономить время, можно совместить подготовку опровержения и окончательных аргументов. Желательно, чтобы в каждом раунде выступающие были разные. Представитель-подросток предпочтительнее представителя- лидера.   5. Возможный план дебатов: ВОПРОС: Развился ли человек из низшей формы жизни? (Обсуждение рассчитано в целом примерно на 45 минут).   15 минут - подготовка к выступлению 5 минут - аргументы группы А 5 минут - аргументы группы Б _____________________________ 5 минут - подготовка опровержения 3 минуты - опровержение аргументов   (группа Б) 3 минуты - опровержение аргументов   (группа А) ______________________________ 1 минута - заключение выступления     (группа А) 1 минута - заключение выступления   (группа Б)   ИТОГ: Обсуждение пользы этой дискуссии.

Руководство для лидера

 


 

Чья правда?! Эволюция или сотворение 1. Назовите десять удивительных частей организма человека.     2. Наука – об эволюции и Библия – о сотворении  
Эволюция Библия
1. Планеты и звезды являются результатом большого взрыва сжатых вращающихся протонов и нейтронов. Теория большого взрыва – общепринятое объяснение появления Земли. 1. Планеты и звезды созданы Богом из ничего (Псалом 32: 6).
2. Жизнь – это случайность: из неживой материи произошла живая клетка. Процесс занял от одного до трех миллиардов лет. 2. Неживая материя и жизнь были созданы Богом по раздельности.
3. Все живые организмы развились из более простых форм жизни в результате мутаций и естественного отбора. 3. Бог создал разные виды живых организмов, каждый из которых воспроизводит «по своему роду». Виды не переходят из одного в другой (Бытие 1: 21, 24, 25).
4. Человек – это конечный результат процесса эволюции. (Человекообразные обезьяны и человек произошли от общего предка). 4. Человек – создан Богом особо (Бытие 1: 26-27).

 

3. Если теория эволюции верна, как это отразилось бы на нашей вере?

Если эволюция верна, ...

1. Нет необходимости __________;

2. Библия и христианство _____________;

3. Нет __________ и моральных ценностей;

4. Если нет греха, тогда нет необходимости в ______________

5. В этой жизни нет смысла и _____________ на будущую жизнь после смерти.

 

Чья правда?! (Эволюция или сотворение)

Значение для подростков: Относительно происхождения жизни у многих подростков возникает вопрос, чему верить: тому, чему учат в школе, или тому, чему учат в церкви. Прежде чем перейти к повествованию о сотворении в книге Бытие, мы рассмотрим, почему этот вопрос так важен. Не стоит занимать крайние позиции, словно у нас есть все ответы. Многое о происхождении жизни является до сих пор загадкой. Скорее, мы вместе путешествуем, чтобы все больше и больше понимать, как Бог действовал и действует до сих пор.   1. Внимание: Начните с молитвы. Затем попросите ребят назвать десять удивительных частей организма человека. Ребята работают или индивидуально, или в команде. Список бесконечен, потому что мы сотворены так дивно! Затем попросите их поделиться своими ответами. (Возможные ответы: крохотные хрящи в ухе, чтобы человеку сохранять равновесие; два глаза для объемного восприятия; ресницы для защиты глаз от пыли; дыхательный аппарат и реснички для защиты от пыли; голосовые связки; мочевой пузырь; пальцы ног, необходимые, чтобы стоять и ходить; ногти для защиты кончиков пальцев и сохранения их чувствительности; пот для охлаждения тела; суставы и т. д. ). Мы знаем, что у такого сложного организма должен быть дизайнер. Но многие считают, что все произошло случайно в результате крохотных изменений в течение миллионов лет. Прежде чем мы приступим к изучению Бытия, мы сравним теорию эволюции и библейское повествование о сотворении.   2. Писание: Подростки читают таблицу, сравнивая теорию эволюции с тем, что говорится в первых главах Бытия. 1. Одной из проблем теории эволюции является первопричина: откуда взялись исходные нейтроны и протоны? 2. Вторая проблема, на которую должна ответить теория эволюции: как из неживого получилось живое. 3. Следующий вопрос: откуда появилось столь разнообразное проявление жизни? Действительно ли был у всего этого общий предок? В Бытии говорится, что всё разнообразие живых организмов создано Богом и, размножаясь, они не могут переходить из одного вида в другой. 4. Другая проблема состоит в том, что хотя человек и имеет некоторое биологическое сходство с животными, но он также имеет и нечто нематериальное, чего у животных нет: совесть (сознание правильного и неправильного); способность опираться на достижения предыдущих поколений; создание и использование письменного языка; поклонение кому-то большему, чем он сам. В Библии это объясняется тем, что человек, в отличие от животных, создан по образу Бога. 3. Области применения: Помимо научных вопросов, связанных с теорией эволюции, возникают также философские и духовные вопросы. Спросите: «Если теория эволюции верна, как это может отразиться на нашей вере? » Ребята делятся своими

Руководство для лидера

 

ответами на этот вопрос, а затем обсудите следующие ответы: Если эволюция верна… 1. Нет необходимости в Боге. Нет ничего сверхъестественного. 2. Библия и христианство ложны. Если мы не можем доверять первым главам книги Бытие, как мы можем доверять остальной части Библии? 3. Нет греха и моральных ценностей. Если мы просто развитые животные, кто вправе утверждать, что является правильным или неправильным. Человек не ответствен за свои поступки. Убийство, аборт, эвтаназия и т. п. – все позволительно: ведь никто не осуждает животных за то, что они убивают друг друга. 4. Если нет греха, тогда нет необходимости в Спасителе. 5. В этой жизни нет смысла и надежды на будущую жизнь после смерти. Теория эволюции не дает нам основания надеяться на продолжение жизни, разве что в продолжении своего рода. После смерти ничего нет, мы становимся прахом – частью ткани Вселенной. Итак, во многом вера и теория эволюция несовместимы. Есть те, кто пытается придерживаться обоих взглядов. Это так называемые сторонники «теистической эволюции», которые считают, что Бог творил через эволюцию. Они стремятся совместить научные доказательства эволюции с тем, что говорится о сотворении в Библии. Такая позиция приводит нас к трудностям, которые мы только что обсуждали. Однако наша вера основана прежде всего на Иисусе Христе, а не на наших взглядах на то, как Бог создал Вселенную. Никто не присутствовал при процессе зарождения жизни, и Бог не давал подробного отчета о начале Земли и всего живого. Никто не может утверждать, что в этой области у нас есть все ответы. Мы, христиане, верим, что Бог создал все из ничего, но каким путем – это остается загадкой. 4. Завершение: Закончите молитвой, поблагодарив Бога за Его чудесное творение.

Руководство для лидера

 

 


 

В начале БОГ…(Бытие 1) 1. Составьте слова из фразы: «Все из ничего» (можно не только существительные)     2. Библия говорит о сотворении, а не об эволюции. Если есть порядок, значит, был ____________________.  
День Стихи Сотворено
Первый день Ст. 3-5  
Второй день Ст. 6-8  
Третий день Ст. 9-13  
Четвёртый день Ст. 14-19  
Пятый день Ст. 20-23  
Шестой день Ст. 24-31  
Седьмой день Бытие 2: 2  

 

3. Различное понимание слова «день» в Бытии 1

Теория _______________________

      Каждый день был длинным непрерывным периодом.

Теория _______________________

      Длительный интервал между Бытием 1: 1 и 1: 2. В это время были эры

        палеозоя, мезозоя и кайнозоя: (динозавры и окаменелости).

Бытие 1: 1 Интервал Бытие 1: 2
Первоначальное творение Мятеж и падение сатаны; катастрофа в период интервала; земля стала пустой. Второе творение в шесть дней

    

Теория ___________________________ (Эра между днями. )

День1 Интервал День 2 Интервал День 3 и т. д.

Теория ______________________________

     1. Когда еврейское слово «йом» использовалось с числом, оно означало

             24 часа (Бытие 7: 11; 8: 14; 17: 12; Исход 12: 6)

      2. В седьмой день Бог отдыхал. Значит ли это, что Бог отдыхал миллионы

             лет?

      3. «Был вечер, и было утро» - что это значит?

      4. Бог сотворил растения за день до того, как создал солнце.

4. У вас есть Друг, очень могущественный! (Иеремии 32: 17)

       (Что можно доверить Богу Вселенной сегодня? )

             Доверяю Ему _____________________________________.

 

 

В начале … БОГ (Сотворение мира – Бытие 1)

Значение для подростков: Существуют различные теории о том, как появился наш мир. Но все они высказаны людьми, которых при начале мира не было. Мы знаем историю создания мира от Того, Кто там был, Кто ее сотворил – от Самого Бога и так, как она записана в книге Бытие. Многие люди на протяжении нескольких столетий лет пытались примирить историю из Бытия с научными представлениями о мире. Другие просто посчитали историю создания мира мифом. Наша задача в том, чтобы ребята поняли, что так сложно организованная Вселенная не может не иметь Создателя.   1. Внимание: Начните с молитвы и раздайте распечатки. Ребята самостоятельно или в командах составляют слова из фразы: «Все из ничего» (можно не только существительные). Потом выслушайте их ответы и определите, у кого слов больше всех. Возможные слова: 3 буквы – чин, его, они, воз, зов, очи, низ, гон; 4 буквы – гони, снег и т. д. Другой вариант начала урока: Игра «Скульптуры из жвачки»: раздайте ребятам по две жвачки, по четыре зубочистки и по маленькой картонке. Пусть они разжуют жвачку и слепят какую-нибудь скульптуру с помощью данных предметов. На предыдущем уроке мы говорили о теории эволюции. Сегодня мы посмотрим, что говорится в Библии о том, как Бог из ничего создал всё. 2. Писание – Бытие 1: В Библии говорится о сотворении, а не об эволюции. Если во Вселенной есть порядок, значит, у нее был Создатель. Прочитайте указанные стихи из Бытия 1 в таблице и запишите, что было сотворено в каждый из дней. (Ответы: Первый день (ст. 3-5): небо и земля, свет. Второй день (ст. 6-8): воздух; была отделена вода, которая на земле, от той, которая на небесах – она окутывала землю как водяное покрывало. (Есть теория, что таким образом создавался эффект парника. На всей земле было одинаково тепло, даже на полюсах). Третий день (ст. 9-13): растения (Суша, земля, трава, деревья). Четвёртый день (ст. 14-19): солнце, луна и звёзды. Пятый день (ст. 20-23): рыбы (живые твари в море), птицы. Шестой день (ст. 24-31): животные и мужчина и женщина (люди по образу Бога). Седьмой день (Бытие 2: 2) Бог отдыхал. Есть особенная фраза, которую мы видим несколько раз в этом отрывке: «по роду». Подчеркните эту фразу в ст. 11, 12, 21, 24, и 25. «По роду» означает, что птицы рождают птиц, собаки – собак, слоны – слонов. Рептилии не будут постепенно рождать птицу, как утверждает теория эволюции. Таким образом, между видами животных существуют границы, которые невозможно перейти.   3. Области применения: Многие учёные утверждают, что мир создавался миллионы лет. Как можно совместить эти противоречивые

Руководство для лидера

теории? Есть различное понимание слова «день» в Бытии 1. Первая теория – «день» = «эра». Каждый день был длинным непрерывным периодом. Вторая теория– был интервал между первым и вторым днем: был длительный период между Бытием 1: 1 и 1: 2. В это время были эры палеозоя, мезозоя и кайнозоя (эра динозавров и окаменелостей). В этот период сатана пал и земля стала пустой. Всё, что осталось от первого творения – окаменелости. Третий взгляд– теория больших интервалов. Бог создал всё за 6 дней, но каждый день Творения был отделен от следующего целой эрой. Такие разные взгляды не мешают человеку верить в Бога и получать спасение. Есть четвертый взгляд: Теория «день = 24 часа». Эта теория не разделяет концепцию, что возраст мира миллионы лет. В пользу этой теории есть несколько доказательств: 1. Когда еврейское слово «йом» использовалось с числом, оно означало 24 часа. (Бытие 7: 11; 8: 14; 17: 12; Исход 12: 6). 2. В седьмой день Бог отдыхал. Если день длился миллионы лет, значит ли это, что Бог отдыхал миллионы лет? 3. «Был вечер, и было утро» - что это значит? Было время, когда не было утра и вечера. 4. Бог сотворил растения за день до того, как создал солнце. Если день длился миллионы лет, как растения выжили без солнца?   4. Исполнение: Если Вселенную сотворил Бог, это значит, что у нас есть Друг, очень могущественный! Прочитайте Иеремии 32: 17: «Господи Боже. Ты сотворил небеса и землю своим могуществом, для Тебя нет ничего невозможного». Что вы можете доверить Богу Вселенной сегодня? Ребята дописывают предложение: Доверяю Ему ______________. Закончите урок молитвой.  

Руководство для лидера

 

 


 

Какой у нас Бог? Бытие 1: 27-2: 24   1. ПЕРВЫЕ ЛЮДИ - Бытие 1: 27-28; 2: 21-23 1: 27-28: «Бог сотворил человека, образ Свой, Божий образ Он сотворил, мужчину и женщину сотворил» 2: 21-23: … Господь Бог погрузил человека в глубокий сон и вынул у него ребро, а место, где оно было, закрыл плотью. Из ребра Господь Бог создал женщину, привел ее к человеку, и человек сказал: «Вот она, кость от кости моей, плоть от плоти моей. Женщиной будет зваться она, ибо взята из мужчины».   ИТОГ: Бог создал людей такими же, _________________, благословил их, поставил их над животными.   2. ПЕРВОЕ МЕСТО ОБИТАНИЯ – Бытие 1: 29; 2: 8-10  1: 29: И сказал Бог: «Я отдаю вам в пищу все травы с семенами, какие есть на земле». 1: 31: «Бог оглядел Свое творение — все оно было очень хорошо». 2: 8-9: «В Эдеме, на востоке, Господь Бог насадил сад и поселил в нем человека, которого создал. Господь Бог вырастил там всевозможные деревья, приятные взору и с хорошими плодами, и дерево жизни посреди сада, и дерево познания добра и зла». 2: 10: «Из Эдема вытекает река; она орошает сад, а далее разделяется на четыре рукава».   ИТОГ: Бог создал __________________ место обитания со всем, что может быть необходимо и желанно людям.   3. ПЕРВАЯ РАБОТА – Бытие 1: 28; 2: 15, 19 1: 28: И благословил их Бог такими словами: «Будьте плодовиты и многочисленны, заселяйте землю и покоряйте ее. Господствуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всеми животными земли» 2: 15: «Поселил человека в Эдемском саду, чтобы он возделывал этот сад и берег его» 2: 19: «Господь Бог создал из земли всевозможных зверей и птиц и привел к человеку, посмотреть, как тот назовет их. Какое имя даст человек животному — так оно и будет называться».   ИТОГ: __________________________________________________________ ___________________________________________________________________     4. ПЕРВЫЙ ЗАПРЕТ – Бытие 2: 16-17 2: 16-17: Господь Бог дал человеку такой наказ: «Ты можешь есть плоды любого дерева в этом саду, не ешь только плоды с дерева познания добра и зла. Если съешь — в тот же день умрешь».   ИТОГ: __________________________________________________________ __________________________________________________________________   5. ПЕРВАЯ СЕМЬЯ – Бытие 2: 18, 20, 22-24 2: 18: Господь Бог сказал: «Плохо человеку быть одному. Сотворю-ка Я для него помощника, ему под стать». 2: 20: Всем домашним животным, всем птицам, всем зверям дал человек имена — но не нашел среди них помощника себе под стать. 2: 22-23: Из ребра Господь Бог создал женщину, привел ее к человеку, и человек сказал: «Вот она, кость от кости моей, плоть от плоти моей. Женщиной будет зваться она, ибо взята из мужчины». 2: 24: (Вот почему мужчина оставляет отца и мать, и соединяется с женою, и становится с нею единой плотью. ) 2: 25: Оба, и мужчина и женщина, были наги, но не стыдились.   ИТОГ: _________________________________________________________ _________________________________________________________________  

 

Какой у нас Бог? («Бог – Создатель» – Бытие 1: 27-2: 24)

Значение для подростков: Важно, чтобы по мере интеллектуального роста у подростков расширялся и взгляд на Бога. Бог является Создателем окружающего нас мира: людей, работы, семьи и т. д. Важно не забывать, что за всем этим стоит Бог.   1. Внимание: Начните с молитвы. Затем проведите «Игру в первых». Эта игра на знание людей, вещей, явлений, которые были первыми в своем роде. Однако это не привычная всем викторина. В этой игре лидер дает ответ, а подростки должны придумать к этому ответу соответствующий вопрос со словом «первый». Задавший правильный вопрос (подросток или команда) получает очко. Вот несколько примеров для тренировки: Лидер: «А». Подросток: «Какая первая буква алфавита? »; Лидер: «Понедельник». Подросток: «Какой первый день недели? ». Вот ответы для игры: 1. Юрий Гагарин (Кто был первым человеком в космосе? ); 2. Джордж Вашингтон (Кто был первым президентом Америки? ); 3. Бытие (Какая книга первая в Библии? ); 4. Иван Грозный (Кто был первым царем Руси? ); 5. Белоснежка и семь гномов (Какой был первый мультфильм Диснея? ); 6. Каин (Кто был первым сыном Адама и Евы / первым рожденным на земле? ); 7. Ленин (кто был первым главой СССР? ); 8. Мария Магдалина (Кто первым увидел воскресшего Иисуса? ): 9. Лебединое озеро (Как назывался первый балет Чайковского? ); 10. Превращение воды в вино (Какое было первое чудо Иисуса? ); 11. Сэр Эдмунд Хиллари (Кто был первым поднявшимся на гору Эверест? ); 12. 6 апреля 1896 в Афинах (Когда в н. э. прошли первые олимпийские игры? ). Вы можете составить свои ответы к вопросам в соответствии со способностями вашей группы. Самое важное: лидер всегда дает ответ, а подростки должны придумать к нему такой вопрос, чтобы в нем было слово «первый». Затем спросите, почему мы считаем особенным то, что было впервые? (Возможные ответы: не было образца; возможно, это было опасно; это было неожиданным или считалось невозможным, никто первым не додумался до этого и т. д. ).   2. Писание –Бытие 1: 27-2: 24: В первых главах книги Бытия мы читаем о многих нововведениях. Первые две главы на самом деле содержат два описания сотворения мира. Первое из них сделано в виде поэзии и касается всей Вселенной. Второе описание – прозой – о сотворении человека. В нашем уроке мы будем больше опираться на второе повествование о творении, но и первое будем принимать во внимание. Давайте рассмотрим, что было сотворено Богом впервые. Прочитайте стихи в каждом разделе, подчеркивая, то, что вам кажется наиболее важным, ответьте на вопросы. Затем подведите «ИТОГ» (первые два ИТОГА мы подведем вместе). 1. ПЕРВЫЕ ЛЮДИ - Бытие 1: 27-28; 2: 21. Спросите: «Чем человек отличается от всего остального творения Бога? » ИТОГ: Бог создал людей такими же, как Он сам, благословил их, поставил их над животными. 2. ПЕРВОЕ МЕСТО ОБИТАНИЯ – Бытие 1: 29; 2: 8-10. Спросите: «Каким было первое место обитания человека? » Опишите своими

Руководство для лидера

 

словами (фантазирование допускается). ИТОГ: Бог создал совершенное место со всем, что может быть необходимо и желанно людям. 3. ПЕРВАЯ РАБОТА – Бытие 1: 28; 2: 15, 19. Спросите: «Какой труд Бог поручил людям? » ИТОГ: (Пусть подростки поделятся своими ответами. Возможный ИТОГ: Мужчине и женщине было поручен интересный и важный труд, а еще они должны были населять землю). 4. ПЕРВЫЙ ЗАПРЕТ – Бытие 2: 16-17. Спросите: «Ограничил ли Бог человека в чём-либо? В чём и почему? » (Возможный ИТОГ: Бог запретил есть плоды с дерева познания добра и зла). 5. ПЕРВАЯ СЕМЬЯ – Бытие 1: 28; 2: 18, 20, 22-24. Даже в том совершенном мире кое о чем Бог сказал: «Плохо». Спросите: «О чём именно? » (Ответ: Плохо, что человек был один). О каком Божьем замысле для жизни человека мы узнаём из этих строк? (Возможный ИТОГ: Бог дал людям возможность общения и близости друг с другом). Давайте еще раз посмотрим на свои записи «ИТОГОВ».   3. Области применения: Вот это да! Божьи намерения для людей в то время, когда Он их создал, были только во благо человеку. Даже сейчас, мы все еще чувствуем отголоски этого. Мы знаем, что мы созданы по образу и подобию Бога, потому что в нас вложено желание творчества, понимание правильного и неправильного. Мы восхищаемся прекрасным миром, в котором живем. Мы желаем значимой, продуктивной работы. Мы не хотим умирать. Мы дорожим тесными отношениями друг с другом. Но понимаем, что в нашем мире что-то не так... Библия обещает, что в конце концов Бог создаст «новое небо и новую землю», где будет восстановлен первоначальный Его порядок.   4. Исполнение: В ответ на всё то чудесное, что сотворил Бог, должно рождаться естественное желание благодарности Богу. Спойте песню, которая славит Бога за то, кем Он является («Наш Бог» или что-то подобное). Если ваша группа непоющая, можно просто вместе прочитать слова песни. (Если песня не всем знакома, распечатайте ее слова). Завершите урок молитвой хвалы Богу за то, что Он сделал.               По материалам урока Джули Гериг

Руководство для лидера

 


 

Откуда грех? Бытие 3   1. Что такое грех?        - Не попадать в мишень (как при           стрельбе из лука)        - Делать то, что Бог запретил - Не делать то, что Бог повелел       2. Откуда грех?      _______________ – все Его Творение хорошо      Бог дал человеку свободный ____________.      В Эдеме у человека было _______________.      У нас _______________________ от Адама   «Как одним человеком грех вошел в мир и грехом - смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем [в Адаме] все согрешили» (Римлянам 5: 12). 3. Какое наказание за грех? (Бытие 3: 14-24)
Стих Кто наказан Наказание
ст. 14-15   «Ползать на брюхе и пылью питаться всю жизнь» и «Сын женщины голову тебе разбивает, а ты жалишь его в пяту»
ст. 16   «В муках будешь рожать детей» и «Муж будет господином твоим»
ст. 19     «Будешь в поте лица добывать свой хлеб» и «Вернешься ты в землю, из которой был взят: ты пыль и вновь обратишься в пыль» (смерть). Бог изгнал человека из Эдемского сада – (ст. 23)

4. Какое решение проблемы греха?

            Спасение благодаря ______________________

 

«Если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Римлянам 5: 17-18).

 

Надо верить в Иисуса Христа и принимать Его смерть как свою собственную.

 

 

 

Откуда грех? (Падение человека – Бытие, 3)

Значение для подростков: В церкви подростки слышали, что Иисус является их Спасителем и им нужно покаяться. Но они могут задаться вопросом: «От чего мне нужно спасаться или в чем я должен покаяться? Я никого не убивал, и я живу нравственной жизнью». Подростки должны понимать, что такое грех, откуда он взялся и как избавиться от него. В это и заключается Благая Весть!   1. Внимание: Начните с молитвы, затем проведите игру «Попади в мишень». Принесите трубочки для сока (пошире) и ватные палочки. Разделите группу на две команды. Раздайте каждому по трубочке и по несколько ватных палочек. Поставьте две коробки /два ведра на равное расстояние от обеих команд. Каждая команда стоит за определенной линией и выстреливает ватными палочками, выдувая их через трубочку, так, чтобы угодить в коробку / ведро. (Прежде чем приступить к соревнованию, дайте ребятам потренироваться, чтобы им понять, с какой силой надо дуть в трубочку). Побеждает та команда, у которой больше попаданий. (В конце игры заберите и трубочки, и палочки, иначе игра не прекратится). Скажите: «Сегодня мы поговорим о непопадании в мишень и о том, как это иллюстрирует грех. Неприятная тема, но очень важная». Первый вопрос: что такое грех? Ребята читают в распечатке три определения греха. Первое – буквальное – значение слова «грех» - это «не попасть в мишень». Это был спортивный термин для стрельбы из лука. Человек метит в цель, но по какой- то причине не попадает. В духовном смысле мы не попадаем в Божью мишень: Бог говорит, что так делать нельзя, но мы все равно делаем. Мы увидим это в сегодняшней истории. Есть и еще одно определение греха: когда мы не делаем то, что Бог велел делать.   2. Писание – Бытие 3: Наш следующий вопрос: откуда появился грех? Сегодня мы прочитаем о первом грехе. Прочитайте Бытие, 3. (эту главу можно прочитать по ролям: автор, Адам, Ева, змей и Бог). Из этой главы мы видим, что 1) грех не от Бога – всё Его творение было хорошо. Грех появился после сотворения мира. 2) Бог дал человеку свободный выбор: быть послушным или нет. 3) В Эдеме у человека было испытание. Бог дал человеку первый запрет: «Не есть от дерева познания добра и зла» (Бытие 2: 16-17), но Адам выбрал непослушание, то есть грех (Бытие 3: 1-13). Спросите: «Зачем Бог дал человеку свободный выбор, если знал, что человек выберет непослушание Ему? » (Возможные ответы: Бог хотел, чтобы мы любили Его по свободной воле; Бог знал, что Он спасет людей через Иисуса). В качестве иллюстрации возьмите перчаточную куклу (марионетку) и пусть она «расскажет» о вас что-нибудь приятное. Затем пусть кто-нибудь из группы скажет о вас что-нибудь приятное. Спросите, чьи слова были более ценными: куклы, которую вы сами контролировали, или слова другого человека? Бог не хотел, чтобы мы были марионетками, но были людьми со свободной волей, которые по своему желанию хотели бы любить и

Руководство для лидера

 

слушаться Его. Кое-что еще произошло, когда Адам согрешил. Дело в том, что он перед Богом был представителем всего человечества, всех последующих поколений. Когда он согрешил, мы все наследовали его греховную природу. 4) У нас греховная природа от Адама. Прочитайте Римлянам 5: 12. Таким образом, человек имеет в себе две противоположные природы: образ Бога, который знает и желает делать то, что радует Бога, и природу греха, который желает противоположного тому, что нравится Богу.   3. Области применения: Какие наказания были за первый грех? В Бытии 3: 14-24 мы видим разные наказания. Прочитайте стихи из таблицы и напишите, кто был наказан. В ст. 14-15: Змей (сатана) получил наказание: «Ползать на брюхе и пылью питаться всю жизнь» (ст. 14) и «сын женщины голову тебе разбивает, а ты жалишь его в пяту» (ст. 15). Многие считают, что это первое упоминание Иисуса в Библии. Этот стих говорит о победе Иисуса над сатаной в будущем. В ст. 16 читаем о том, какое наказание получила женщина: «В муках будешь рожать детей» и «Муж будет господином твоим». Ст. 19 – мужчина тоже получил наказание: «В поте лица будешь добывать свой хлеб». Все стали смертными: «Вернешься ты в землю, из которой был взят: ты пыль и вновь обратишься в пыль». Бог изгнал человека из Эдемского сада (ст. 23). Интересно заметить, что Бог проклял змея и землю, которая оказалась во власти сатаны, но Он не проклинал человека: если бы Он проклял его, у человека не было бы надежды. Бог сказал лишь о последствиях греха. 4. Исполнение: Это печальный урок, но мы должны задать еще один вопрос, прежде чем закончим: какое есть решение этой проблемы – проблемы греха? Многие из вас уже знают ответ. Спасение от власти греха благодаря смерти Иисуса. Прочитайте Римлянам 5: 17-18. Один человек, Адам, принес нам смерть, а один человек, Иисус, принес нам жизнь. Иисус заплатил Своей жизнью за наши грехи. Каждому человеку самому надо верить в Иисуса Христа и принимать Его смерть как свою собственную. Надо покаяться, то есть отвернуться от грехов и встать на путь к Богу. Если подросток готов попросить, чтобы Христос пришел в его жизнь и простил его грехи, вы можете предложить ему повторить молитву за вами или поговорить с вами после собрания. Вариант молитвы: «Наш Господь! Я знаю, что я – грешник. Я очень хочу хороших отношений с Тобой. Я верю в Иисуса Христа, как моего Спасителя от греха и от наказания за грех. Я хочу жить ради Тебя. Во имя Иисуса. Аминь». Если ребята молились этой молитвой, пусть после урока они поговорят с вами или с другим лидером. Попросите ребят к следующему уроку прочитать Бытие, 4.

Руководство для лидера

Каин и Авель   Бытие 4: 1-16 У доброго – радость, у злого – зависть.   1. Как Игорю реагировать на ситуацию с сестрой?     2. Почему Бог принял жертву Авеля и не принял у Каина?     Как вы думаете, почему это вызвало ярость у Каина?     Почему Каин убил Авеля?               «Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иакова 3: 16).   3. Что из перечисленного ниже вызывает у вас зависть? (отметьте свой ответ) Если у вашего друга есть: __ лучшая игровая система __ парень /подруга __ хорошие родители __ стильная одежда __ хорошие оценки __ спортивные способности __ музыкальные таланты   __ крутой гаджет    __ симпатия учителя __ хорошие друзья             __ ответы на молитву __ внешние данные __ другое ______________________                           Какие чувства противоположны зависти?     Что делать, чтобы не завидовать?   4. Завидуете ли вы кому-нибудь сейчас? ______________   Что конкретно вы можете сделать, чтобы зависть не переросла в грех?    ___________________________________  

 

Каин и Авель (Зависть – Бытие 4: 1-16)

Значение для подростков: Подростки постоянно сравнивают себя с другими. Подростковый возраст - это время быстрых перемен, и подростки постоянно задаются вопросом, всё ли у них в порядке. Они страдают от чувства неполноценности. По словам д-ра Дж. Добсона, подростки часто чувствуют, что они не красивы, не умны, не любимы. Это приводит к тому, что они сравнивают себя с другими и завидуют тем, у кого, как им кажется, есть всё то, чего им недостаёт. Зачастую нам сложно не допустить зависти, но мы можем с Божьей помощью укротить ее. 1. Внимание: Начните с молитвы и затем прочитайте следующую историю об Игоре: «У Игоря есть старшая сестра Катя, любимица родителей. Катя получает все внимание и поддержку в семье. В ее день рождения устраивается настоящий праздник, да и подарки она получает значительнее, чем Игорь». Вопрос: «Как Игорю реагировать? » (Не обязательно найти решение этой проблемы, но пусть ребята выскажутся). Сегодня мы посмотрим на одну историю в Библии, где один брат настолько сильно завидовал другому, что убил его. Это было первое убийство в истории человечества. Если ребята хорошо знают Библию, можно спросить их, знают ли они, о какой истории пойдет речь.    2. Писание – Бытие 4: 1-16: Прочтите историю Каина и Авеля из Бытия 4: 1-16. Спросите: «Почему Бог принял жертву Авеля и не принял у Каина? » Ответ на этот вопрос не совсем ясен из текста. Попросите их поделиться своими мыслями. Затем познакомьте их с разными версиями ответа на этот вопрос. Одна из версий: жертва Каина была бескровной, а в Послании к евреям 9: 22 говорится, что только кровь очищает грехи. (Тем не менее в Библии упоминаются бескровные жертвы, которые были разрешены). Другая версия: было что-то неправильное в сердце Каина, и Бог обратил его внимание на это. Еще одна версия: своей жертвой он хотел купить расположение Бога. В тексте не сказано однозначно, почему его жертва не была угодна Богу. Спросите: «Как, по-вашему, почему это вызвало ярость у Каина? » (Возможные ответы: он был уязвлён перед Богом и своим братом; его младший брат принес жертву лучше, чем он; он хотел получить от Бога то же, что получил Авель). Спросите: «Почему Каин убил Авеля? » (Возможные ответы: Каин потерял контроль над собой; ему было трудно видеть своего брата после такого унижения; он не хотел, чтобы подобное повторялось; мы не знаем точно). Зависть – очень разрушительное чувство. Бог предупреждает Каина об этом («Грех лежит у дверей»). Зависть может привести к греху, как в нашей истории. Не дайте ей овладеть вами. Зависть может привести к тяжелым последствиям. В послании Иакова 3: 16 говорится: «Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое». 3. Области применения: Если будет время, пусть ребята, разделившись на группы, напишут осовремененную версию истории Каина и Авеля. Из их историй выявите, какие причины привели к зависти. Попросите

Руководство для лидера

ребят отметить на распечатках то, что вызывает у них зависть, и затем поделиться своими ответами. Спросите: «Какие чувства противоположны зависти? » (Возможные ответы: любовь; радость чужому успеху; восхищение другими и т. д. ). Спросите: «Что делать, чтобы не завидовать? » (Возможны ответы: сравнивать себя не с другими, а с собственным прогрессом; просить помощи у Бога; помнить, что всегда будут люди в чем-то успешнее вас). 4. Исполнение: Прочитайте вопросы: «Завидуете ли вы кому-нибудь сейчас? Что конкретно вы можете сделать, чтобы зависть не переросла в грех? » Дайте подросткам время подумать над ответом. Ребята могут свои ответы записать или просто озвучить. Закончите урок молитвой и попросите у Бога помощи в том, чтобы нам не сравнивать себя с другими и радоваться успехам других.

Руководство для лидера

 


 

«Построй корабль! » Бытие 6: 5-22 1. Ваш корабль держится на плаву?   2. Потоп – наказание от Бога    
Все люди на земле Ной
Великое развращение (зло) (ст. 5) Их мысли и помышления сердца были зло все время (ст. 5) Растлились пред Богом Злодеяния (насилие) (ст. 11) ______________ Непорочный Ходил пред Богом (ст. 9) Сделал _______, что Бог повелел ему (ст. 22)
Божья реакция на людей Божья реакция на Ноя
Он раскаялся, что создал человека и восскорбел в Своем сердце (ст. 6) Ной обрел _______________ у Бога (ст. 8)  
Суд, наказание (ст. 17) Завет (ст. 18), Спасение
Наводнение (потоп) положило конец всем людям (ст. 7) Уничтожило всю жизнь под небесами При потопе погибло все, что было на земле (ст. 17)   Он построил ____________ (ст. 14); Он и его семья вошли в ковчег (____ человек); Он взял всех животных __________ (мужского и женского пола) (ст. 19-20) и всякой ________ (ст. 21)

Что нам известно о конструкции ковчега?

 

3. Почему Бог так сильно ненавидит грех?

 

Почему люди во времена после потопа снова стали злыми?

 

В чем Иисус как наш ковчег?

 

4. Когда будет суд за грех, самое безопасное место – во Христе.


 

«Построй корабль! » (Суд над грехом – Бытие 6: 5-22)

Значение для подростков: Одна из самых больших сложностей в Библии для понимания – это Божий суд над грехом. Если Бог любящий, разве Он не может смотреть сквозь пальцы на грехи людей? Но Бог видит грех как рак, который нужно уничтожить, иначе он распространит смерть везде: смерть в отношениях, смерть в обществе и даже духовную смерть – отделение от Бога. Сегодня мы рассмотрим одну из самых крайних мер, которую Бог принял для наказания за грех – Всемирный Потоп, а также поговорим о ковчеге как прообразе нашего Спасителя, Иисуса Христа.   1. Внимание: Начните с молитвы. Разделите ребят на команды по 3-4 человека и каждой команде раздайте бумагу, скотч и палочки. Из них им нужно смастерить лодку. Можно принести ведро с водой и посмотреть, какая из лодок продержится на воде дольше. Сегодня мы рассмотрим строительство самого первого из известных в истории человечества корабля – Ноева ковчега.    2. Писание – Бытие 6: 5-22: В нашей серии уроков по Книге Бытия мы видели, что Бог создал совершенный рай, в котором поселил мужчину и женщину, и что Он общался с ними. Все было замечательно. Однако человек решил пойти своим путем, и его грех навлек проклятие на всю землю. Его потомки жили по нисходящей спирали: Каин убил Авеля, а последующие поколения становились все хуже и хуже. И Бог пожалел, что начал все это. Но было одно светлое пятно: один человек, который продолжал служить Богу и жить праведной жизнью, даже когда все остальные отвернулись от Бога и жили злой жизнью насилия. Речь идет о Ное. В Библии он назван «проповедником правды» (2 Петра 2: 5). Он был удручен тем злом, которое видел вокруг себя, и убеждал людей вернуться к Богу. Прочитайте Бытие 6: 5-22, а затем с помощью таблицы сопоставьте жизнь людей в мире с жизнью Ноя. Все люди на земле: (читайте таблицу). А Ной: Праведный; Непорочный; Ходил пред Богом (ст. 9); Сделал все, что Бог повелел ему (ст. 22). И какая Божья реакция на людей? (читайте таблицу). А какая Божья реакция на Ноя? Ной обрел благодать у Бога (ст. 8). Что в результате произошло с людьми? (читайте таблицу: Суд, наказание). А с Ноем? Завет (ст. 18), Спасение. Он построил ковчег (ст. 14); он со своей семьей вошел в ковчег (8 человек); он взял всех животных по паре (мужского и женского пола) (ст. 19-20) и всякой пищи (ст. 21). Что нам известно о конструкции ковчега? (ст. 14-16) (Ответ: ковчег был изготовлен из дерева гофер, т. е. из кипариса; в нем было три этажа и разные комнаты; был осмолен и изнутри и снаружи, чтобы он был водонепроницаемым; и была лишь одна дверь). Покажите изображение ковчега, как его обычно представляют (см. рисунок на распечатке). Люди строили маленькие модели ковчега, которые оказывались непотопляемыми. Они считают, что плоский корпус и соотношение 3 (высота) к 5 (ширина) намного более устойчивы при сильном шторме, чем V-образный корпус и иные пропорции.

Руководство для лидера

3. Области применения: Спросите, почему Бог так сильно ненавидит грех? (Возможные ответы: грех разрушает жизнь людей, семейные отношения, отношения между друзьями; грех приводит к смерти; Бог хочет чего-то гораздо лучшего для людей; грех отделяет нас от святого Бога и т. д. ). Бог решил начать человечество снова, с Ноя. Как вы думаете, после потопа люди поступали лучше? Зачастую в Ветхом Завете мы читаем, что во времена после потопа целые города и страны были наполнены злодеяниями; в них обнаруживалась лишь небольшая горстка праведных людей. Спросите: «Можете ли вы вспомнить пример из Ветхого Завета, когда целый город или народ шли по пути зла и насилия? » (Возможные ответы: Содом и Гоморра; Израиль во времена Судей, когда каждый делал то, что было правильно в его глазах; или во времена Илии, который думал, что он был единственным верным Богу человеком и т. д. ). Спросите, почему после потопа люди снова стали злыми? (Ответ: потому что наказание не изменило греховную природу человека). Мы также видим, что Бог заключил завет с Ноем. (ст. 18) Что такое завет? (Ответ: обещание, договор). Это договор между Богом и людьми. В Библии, как вы знаете, есть Ветхий Завет, то есть первоначальный договор между Богом и Израилем (и остальным миром через Израиль), и Новый Завет – это новый договор между Богом и людьми всего мира. Полный текст завета с Ноем мы увидим в будущих уроках, но в главе 6 мы видим, что в завете было обещано спасение Ноя и его семьи от грядущего потопа. На протяжении всей истории человечества мы видим, что Бог любит людей, заботится о них, но вместе с тем и судит, наказывает грех. Но, когда Бог будет судить всех людей за грех, у нас есть спасительный выход – Иисус. Ковчег – прообраз Иисуса. В чем Иисус как ковчег? (Ответ: те, кто во Христе, будут спасены от суда, как те, кто в ковчеге, были спасены от гибели в потопе). Что Иисус говорил о Себе? Прочитайте Иоанна 10: 9. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется». 4. Исполнение: Когда Бог будет судить мир за грех, самое безопасное место – во Христе. Расскажите ребятам следующий случай из ранней истории США. Люди со своими семьями и скарбом двигались по равнинным территориям. Но внезапно они увидели, что вдали начался пожар, который из-за сильного ветра стремительно надвигался прямо на них. Они понимали, что не смогут убежать от него – он их в любом случае нагнал бы. Тогда они выжгли территорию, к которой пожар приближался, и сгруппировались на ней. Огонь, дойдя до того выжженного места, обошел его, не затронув тех, кто стоял на выжженной земле. То же самое можно сказать об Иисусе. Он уже принял наказание за грех вместо нас, так что, если мы в Нем, мы не будем наказаны. Предложите ребятам помолиться о том, чтобы принять Христа, или же они могут после урока прийти и поговорить с вами, если они не уверены, что они во Христе. Закончите урок молитвой.

Руководство для лидера

 


 

Дождь, дождь перестань! Бытие 7 - 8: 19 1. Грандиозное наводнение, затопившее всю землю. 2. Потоп и хронология жизни Ноя После 500 лет Ной стал отцом Сима, Хама и Иафета В 600 лет – Потоп В 17 день второго месяца – источники глубин и шлюзы небес открылись на 40   дней и ночей; вода покрыла горы В 17 день седьмого месяца – ковчег остановился на горе Арарат (8: 4) – там, где современная Турция В первый день десятого месяца – показались вершины гор    (40 дней спустя Ной выпускает птиц) В 601 год - Земля высохла В первый день первого месяца вода иссякла (8: 13) К 27 дню второго месяца земля совершенно высохла, и они вышли из ковчега   (8: 14) Люди и животные провели в ковчеге 371 день, то есть чуть больше года.   Сложные вопросы относительно этой истории 1. Как могли 500-летний Ной с тремя сыновьями – вчетвером – построить огромный непотопляемый океанский лайнер? 2. Как Ной собрал всех животных? 3. Как могли миллионы видов животных поместиться в ковчеге? 4. Что животные и люди ели в течение всего года? 5. Откуда взялось такое количество воды, чтобы покрыть всю землю? 6. Куда ушла вся вода? (Псалом 104: 7-9) 7. Есть ли ковчег на горе Арарат сегодня? 3. Какие есть доказательства того, что наводнение действительно произошло? Ответ №1: _____________ говорил о потопе как о том, что действительно произошло (Матфея 24: 37-39). Ответ №2: У других древних народов (живущих даже на разных континентах) есть _____________________. Самое известное из них – шумерский (вавилонский) «Эпос о Гильгамеше». Ответ №3: По всему миру, даже в бесплодных пустынях и на самых высоких горах, включая Эверест, были найдены _________________ окаменелости.   4. Бог держит мир в ладони.

 

Дождь, дождь перестань! (Потоп – Бытие 7 - 8: 19)

Значение для подростков: История о Ноевом ковчеге, полном животных, - это отличная история для маленьких детей. Но у ребят постарше она вызывает вопросы: «Постойте. Неужели такое возможно, чтобы затопило всю планету? » В сегодняшнем библейском уроке будет рассмотрена история Потопа и некоторые сложные вопросы, связанные с ним.   1. Внимание: Начните с молитвы. Было бы замечательно, если у вас будет возможность выйти на улицу и поиграть в «водные» игры. Наполните водой воздушные шары. У каждого игрока есть партнер, который стоит в двух шагах напротив. Дайте каждой паре по воздушному шарику. Один бросает шарик второму. Каждый раз, как игрок ловит воздушный шарик, он отступает от своего партнера на один шаг и снова бросает шарик. Если шарик лопнет, эта пара выходит из игры. Для более «сухой» игры в помещении расстелите одеяло на полу. Группа встает на одеяло – это их лодка. Задача – перевернуть под собой одеяло, не сходя с него «в воду». Это хорошая командная игра. На прошлой неделе мы говорили о Ное, строившем ковчег. А на этой неделе мы будем говорить о грандиозном наводнении, затопившем всю землю.    2. Писание – Бытие 7 – 8: 19: Прочитайте весь отрывок о Потопе в Бытии 7 – 8: 19 или при желании – более короткую версию в Быт. 7: 11– 8: 5. Затем прочитайте в распечатке вместе «Потоп и хронология жизни Ноя». История Ноя и Потопа, охватившего весь мир, – очень интересная, но у ребят она вызывает кое-какие сложные вопросы. Некоторые из них приведены на распечатке. Разделите ребят на группы по 2-3 человека и дайте им время подумать о возможных ответах на эти вопросы, а затем пусть они поделятся со всей группой своими ответами. Напомните им, что в тексте не так много деталей, поэтому у нас нет точных ответов. Однако в стихах есть несколько подсказок. Вот возможные ответы: 1. Как могли 500-летний Ной с тремя сыновьями – вчетвером – построить огромный непотопляемый океанский лайнер? (Возможные ответы: в те дни люди старели медленнее; в Библии не сказано, сколько времени понадобилось, чтобы построить ковчег, может быть 50 или 60 лет; возможно, Ною помогали другие люди; Бог мог сотворить чудо, чтобы помочь Ною). 2. Как Ной собрал всех животных? (Возможный ответ: по Бытию 7: 9, животные пришли к Ною, это было чудо Бога). 3. Как могли миллионы видов животных поместиться в ковчеге? (Возможный ответ: Вошли лишь представители какого-то одного вида, а не все виды; вошли детёныши животных). 4. Что животные ели в течение всего года? (Возможные ответы: они, скорее всего, находились в спячке; животные не были активны, поэтому требовалось меньше пищи). 5. Откуда взялось такое количество воды, чтобы покрыть всю землю? (Возможные ответы: и сверху и снизу; есть гипотеза

Руководство для лидера

 

 

о том, что вокруг атмосферы была водная оболочка, которая прорвалась. Это, кстати, может объяснить, почему земля орошалась паром, а не дождями и почему люди до потопа жили так долго. Однако критики утверждают, что из-за водной оболочки Земля должна была бы сильно нагреваться – как в парнике). 6. Куда ушла вся вода? (Возможные ответы: Бог послал ветер, и воды отступили. Вода ушла в океаны, и Бог положил ей пределы (см. Псалом 103: 9). Бог углубил океаны и поднял горы. Сегодня 70% земной поверхности покрыто водой. До Потопа горы были не так высоки). 7. Есть ли ковчег на горе Арарат сегодня? (Возможные ответы: Многие исследователи утверждают, что видели и даже прикасались к тому, что они считают ковчегом Ноя, в горах Арарата; так как это место находится в проблемном районе Турции на границе с Ираком, Арменией и Азербайджаном, не всегда просто получить доступ к исследованию). Найдите в Интернете фотографии Ноева ковчега, сделанные исследователями, хотя абсолютно достоверных сведений у нас нет. 3. Области применения: Спросите, какие есть доказательства того, что наводнение действительно произошло? (Возможно, у подростков есть ответы, которые они могут предложить. Если нет, обсудите ответы на распечатках. ) Ответ №1: Иисус говорил о Потопе как о том, что действительно произошло. Прочитайте Матфея 24: 37-39. Иисус придет так же внезапно, как Потоп во дни Ноя: никто не знает день. Пришествие Христа будет внезапным, однако мы должны быть готовы. Ответ №2: У других древних народов (живущих даже на разных континентах) есть сказания о потопе. В шумерском (вавилонском) «Эпосе о Гильгамеше» герой Утнапиштим, по совету бога построил ковчег огромных размеров, в котором он с семьей и животными спасся от наводнения. Ковчег пристал к горе Ницир, и Утнапиштим посылал птиц, чтобы узнать, появилась ли суша. (В греческой версии героя звали Девкалион). Ответ №3: По всему миру, даже в бесплодных пустынях и на самых высоких горах, включая Эверест, были найдены морские окаменелости. Сегодня мы рассмотрели некоторые вопросы, связанные с историей наводнения. У нас нет всех деталей и не даны ответы на все наши вопросы о Потопе, но важно помнить, что наша вера не в Потоп, а во Христа.   4. Исполнение: Мы служим великому Богу, который повесил планеты ни на чем и держит мир в Своей ладони. Нет ничего слишком сложного для Него. Закончите молитвой хвалы Его величию и силе.

Руководство для лидера

 


 

Водой и огнем(Бытие 9: 8-17; 2 Петра 3)   1. Если бы вы знали, что завтра наступит конец света, как бы вы провели сегодняшний день? 2. Что такое завет?  
Завет
Между кем? (ст. 9-10) Между _________ и __________, его потомками и всеми живыми существами
Относительно чего? (ст. 11) Никогда больше не будет ___________, чтобы уничтожить землю
Знак завета?  (ст. 12-17) ____________

 

Хронология (2 Петра 3: 6-7)

Сотворение Потоп Земля сберегается Богом Небеса и земля будут уничтожены огнем Божий Суд

«Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» Матфея 24: 35

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля  

     миновали и моря уже нет» Откровение 21: 1

Согласно 2 Петра 3: 9, почему Бог медлит уничтожить землю?

 

Согласно 2 Петра 3: 11-14, как нам теперь жить?

(Отметьте правильные ответы)

_ Жить святой и благочестивой жизнью _ Просто сидеть и ждать Иисуса

_ Зарабатывать побольше денег          _ Ожидать Пришествия Христа

_ Жить в мире с Богом                           _ Строить себе убежище (бункер)

3. Бог хочет, чтобы мы уже сейчас жили так, как мы будем жить в следующей жизни: свято и чисто.

 

Что мы можем делать, чтобы люди были готовы к Пришествию Христа?

 

Как нам жить в мире с Богом?

 

4. Вы готовы к концу?

 

Водой и огнем (Конец света – Бытие 9: 8-17; 2 Петра 3)

Значение для подростков: В истории известно множество предсказаний конца света; назывался год или даже день. Даже ваши подростки могут вспомнить о некоторых из этих предсказаний. Будет ли когда-нибудь конец миру? Сегодняшний урок будет посвящен грядущему концу света и тому, как нам жить сейчас, чтобы подготовиться к нему.   1. Внимание: Начните с молитвы. Спросите: «Если бы вы знали, что завтра наступит конец света, как бы вы провели сегодняшний день? » (Возможные ответы: устроили бы большой праздник; попытались бы разрешить трудные отношения; молились бы о спасении; сидели бы дома; искали бы самое безопасное место и т. д. ).    2. Писание – Бытие 9: 8-17: Ной и его семья пережили в ковчеге уничтожение мира водой. Затем Ной принес жертвы, поклоняясь Богу, Который их спас. Из Библии мы знаем, что в ковчег вошли все животные по паре. Значит, когда Ной принес в жертву животных, какие-то из этих видов исчезли с лица земли? Нет, Бог повелел взять по паре всех животных, но по семи тех, которые пригодны для жертвоприношения (Бытие 7: 2). Бог дал Ною дальнейшие повеления, как жить, а затем заключил с ним завет. Спросите: «Что такое «завет»? " (Ответ: договор между двумя сторонами). В этом завете только Бог дает обещание Ною и не требует обещаний от него. Что мы знаем об этом завете? Прочитайте Бытие 9: 8-17, а затем заполните словами пробелы в таблице. Завет был между кем? (стих 9-10) (Ответ: между Богом и Ноем, его потомками и всеми живыми существами). Относительно чего? (ст. 11) (Ответ: никогда больше не будет потопа, чтобы уничтожить землю). Что было знаком (знамением) завета (ст. 12-17) (Ответ: радуга). Бог обещал, что Он никогда больше не уничтожит мир водой. Однако Бог справедлив, и грех должен быть наказан, поэтому Бог сказал, что в следующий раз земля будет уничтожена огнем. Прочитайте 2 Петра 3: 6-14. Многие люди считают, что на земле никогда не было крупных катастроф. Все было как всегда. Но, согласно 2 Петра 3: 6-7, есть события, которые изменили весь мир: его создание, уничтожение Потопом и еще одно событие – надвигающаяся гибель от огня. (Посмотрите на график в распечатке). Сейчас мы находимся в то время, когда земля сберегается Богом, но в какой-то момент Бог скажет: «Всё! » - и земля будет уничтожена огнем. Есть и другие стихи в Библии, в которых также говорится об уничтожении земли. В Евангелии от Матфея 24: 35 Иисус говорил о том, что земля будет уничтожена. В Откровении 21: 1 говорится, что будет создана новая земля. Согласно 2 Петра 3: 9, почему Бог медлит уничтожить землю? (Ответы: Он не хочет, чтобы кто-нибудь погиб; Он хочет, чтобы как можно больше людей отвернулись от греха; Он хочет спасти нас от наказания - ст. 15). Согласно 2 Петра 3: 11-14, как нам теперь жить? (Правильные ответы: жить святой и благочестивой жизнью (ст. 11); жить ожидая Христа (ст. 12); жить в мире

Руководство для лидера

 

с Богом (ст. 14). 3. Области применения: Давайте посмотрим на каждый из этих трех ответов. Прежде всего, Бог хочет, чтобы мы уже сейчас жили так, как мы будем жить в следующей жизни: святой и чистой жизнью. В Библии сказано, что в следующей жизни нет греха, и Бог хочет, чтобы мы уже сейчас практиковались в жизни без греха. Бог знает, что мы не можем быть полностью святыми (безгрешными) на этой стороне вечности. В конечном счете нам вменяется праведность Христа. Далее. Что мы можем делать, чтобы люди были готовы к пришествию Христа? (Возможные ответы: мы можем делать все возможное, чтобы делиться евангелием с другими; рассказывать другим о том, что мы знаем; жить жизнью, которая являет евангелие; поддерживать миссионеров; приглашать людей в церковь; раздавать Библии или другую христианскую литературу и т. д. ). И, наконец, Бог хочет, чтобы мы жили в мире с Ним. Как нам жить в мире с Богом? Только благодаря тому, что Христос оправдал нас, взяв наши грехи на Себя, мы можем обрести мир с Богом. Наши грехи внесли вражду между нами и Богом, и, только удалив эту стену, мы можем обрести мир с Богом. Однако мы не могли сами разрушить эту стену – это сделал Бог: Тот, у Кого не было греха, принял наказание от Бога вместо нас, грешных. Даже просто хороший человек не мог умереть за чужие грехи – жертва должна была быть совершенной. Вот почему только Сын Божий – чистая жертва – смог погасить гнев Отца. Прощение нельзя купить; оно бесценно. Прощение дается бесплатно. Но оно должно быть принято верой. Только те, кто верит в эту жертву Христа, обретают вечную жизнь. Прочитайте Иоанна 3: 16: 1. Так возлюбил Бог мир, 2. что отдал Сына Своего Единородного, 3. дабы всякий верующий в [JG1] Него, 4. не погиб, но имел жизнь вечную.    4. Исполнение: Как мы видели сегодня во 2 Петра, Бог удерживает конец света, потому что Он хочет, чтобы как можно больше людей поверили в Него и обрели вечную жизнь. Вы готовы к концу? Есть ли у вас вера во Христа? Если вы не готовы, ваши лидеры будут рады поговорить с вами и помолиться с вами. Закончите молитвой.

Руководство для лидера

 


 

После потопа Бытие 9: 18-29 1. Почему люди напиваются?   2. Бытие 9: 18-29                  Что Ной сделал после Потопа? (отметьте правильные ответы) __ насадил виноградник __ открыл рынок __ сделал вино и напился __ спал обнажённым в шатре __ гулял целый день __ проклял своего внука Ханаана   Как поступили сыновья Ноя (Хам, Сим и Иафет)?     По-вашему, что Хам сделал неправильно?     Что говорится в Писании о пьянстве? Запишите эти стихи своими словами. Ефесянам 5: 18 –   Притчи 20: 1 -   1 Коринфянам 3: 16-17 -   3. В чем опасности пьянства?     Как возможно не попасть в ловушку пьянства?     Три негласные правила в семье алкоголика: не __________________, не ______________________ и не _________________.     4. Ваше решение __________________________________________________  

 

После потопа (Пьянство – Бытие 9: 18-29)

Значение для подростков: Для многих подростков пьянство считается необходимым признаком взрослости. Но Бог смотрит на пьянство по-другому. Для Него это грех, который, как и все грехи, приводит к разрушению – разрушению отношений, доброго имени, морали и т. д.   1. Внимание: Начните с молитвы. Спросите, почему люди напиваются? (Возможные ответы: чтобы забыть о проблемах; быть как все; развеселиться, выглядеть взрослым и т. д. ). Сегодня мы увидим, как герой нашей предыдущей истории сделал кое-что не так. 2. Писание – Бытие 9: 18-29: Заметьте, что Библия ничего не приукрашивает и показывает, что даже великие верующие люди имели свои слабости. Прочитайте Бытие 9: 18-29. Спросите, что Ной сделал после потопа? Отметьте правильные ответы. (Правильные ответы: насадил виноградник; сделал вино, напился; спал обнаженным в шатре; проклял своего внука Ханаана). Спросите, что сделали сыновья Ноя (Хам, Сим и Иафет)? (Ответы: Хам посмотрел на обнажённого отца, вышел из шатра и рассказал об этом братьям; Сим и Иафет взяли одежду, накинули ее себе на плечи и, пятясь задом, вошли в шатёр. Они покрыли отца и не видели его обнаженным). По-вашему, что Хам сделал неправильно? (Ответ: он рассказал братьям о позоре отца, скорее всего насмехаясь). Что говорится в Писании о пьянстве? Прочитайте три стиха, указанные в распечатке, и попросите ребят записать их своими словами. 3. Области применения: Спросите, в чем опасности пьянства? (Возможные ответы: человек совершает поступки, которые в трезвом состоянии он бы не допустил: разврат; несчастные случаи; потеря работы; разлад в отношениях и т. д. ). Спросите, как возможно не попасть в ловушку пьянства? (Возможные ответы: не выпивать; избегать ситуаций, где вас будут вынуждать напиваться; иметь хороших друзей и т. д. ). Спросите, почему Бог не хочет, чтобы люди напивались? (Возможные ответы: Он хочет, чтобы их контролировал Его Дух, а не алкоголь; Он хочет, чтобы мы заботились о своих телах; наши тела принадлежат Ему, а не нам; на нас смотрят как на Его представителей и т. д. ). Возможно, у кого-то из вас есть родственники-алкоголики. Вы считаете, что никак не можете повлиять на ситуацию. Но Бог по-прежнему любит их, как и всех грешников, и Он хочет, чтобы вы молились за них и их спасение. Если вы из дома алкоголиков, возможно, вы живете по трем негласным правилам: не говорить об этом, не чувствовать (чувства болезненны) и не доверять. (Запишите эти правила на доске). Лучший способ помочь детям из семьи алкоголика – это посоветовать им нарушить эти три правила. Скажите им: «Найдите человека, которому вы доверяете, и расскажите о том, что вам приходится выносить и что вы чувствуете. Это первые шаги к тому, чтобы помочь себе или другу из семьи алкоголика».   4. Исполнение: Если вы знаете, что кто-то борется с проблемой алкоголизма или из семьи с родителями-алкоголиками, молитесь

Руководство для лидера

за них, выслушайте их и подумайте, как вы можете стать для них другом. Разумеется, необходимо знать, что вы не подвергаете себя искушению пьянством. Дайте подросткам возможность поделиться, если у них есть мысли на эту тему. Завершите урок молитвой.

Руководство для лидера


Кто получает славу?

Бытие 11: 1-9

 

1. Построй башню

 

2. Что они делали не так?

 

Четыре возможные теории. Анализ этой теории
Защита от ________________ Бог сказал, что не будет другого подобного потопа. Башню строили в низкой точке, на равнине
Чтобы ___________________.   Это не упоминается в тексте
Построить зиккурат – башню для поклонения _________________, а не Богу. Еврейское слово означает просто «башня»; в тексте не говорится о поклонении.
Предотвратить _______________ рассеивание по земле (ст. 4) Создать себе _______, а не повиноваться повелению Бога рассеяться по всей земле Скорее всего, это лучший ответ, так как именно об этом говорится и в тексте.  

Почему Бог смешал языки?

 

Согласно стиху 8, что было в результате?

 

3. За что можно славить Бога? Слава Богу за Его качества

(Прочитайте стихи и запишите упомянутые в них качества Бога)

1. Иеремии 32: 17 -

2. Римлянам 11: 33 -

3. Иеремии 23: 23-24 -

4. 1 Петра 1: 15, 16 -

5. 1 Иоанна 4: 10 -

6. Иакова 1: 17 -  

Слава Богу за Его дела

Что сделал Бог для всех людей?

 

Почему люди стремятся получить славу себе вместо того, чтобы прославлять Бога?

4. «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию».

                                                                                               1 Коринфянам 10: 31

Качества Бога Вечный: У Бога нет ни начала, ни конца. Он вне времени и        неподвластен времени. Он – является Создателем и Хозяином времени. (Быт 21: 33; Пс 89: 3; Пс 101: 28; Ис 57: 15; 1 Тим 6: 18; Евр 1: 2; 11: 3). Вездесущий: Поскольку Бог необъятен, Он присутствует повсюду (Пс 138: 7-12; Иер 23: 23-24; Деян. 17: 27, 28; Рим 10: 6-8). Всеведущий: Бог знает всё, будь то реальное или просто возможное, будь то прошлое, настоящее или будущее, и Он знает все это с самого начала вечности (Пр 15: 3, 11; Иер 23: 23-25; Пс 138: 1-10; Пс 146: 5; Ис 46: 10; Евр 4: 13; Мф 10: 30). Всемогущий: Бог может делать все, что пожелает, в соответствии со Своей сущностью (Иов 42: 2; Иер 32: 17; Мф 19: 26; Лк 1: 37; Откр 19: 6). Неизменный: Сущность, качества и воля Бога неизменны (Иак 1: 17; Мал 3: 6; Пс 32: 11; 101: 27-28; Евр 1: 12). Святой: Бог отделен и возвышается над Своим творением, а также Он отделен от зла и греха (Лев 11: 44, 45; Пс 21: 4; Иез 39: 7; Ин 17: 11; Евр 12: 10; 1 Пет 1: 15, 16; Откр 4: 8). Праведный и справедливый: Бог всегда справедлив по отношению к Своему творению (2 Пар 12: 6; Езд 9: 15; Пс 88: 15; Дан 9: 14; Ин 17: 25; 2 Тим 4: 8; Откр 16: 5). Благой: У Бога – любовь, благоволение, милосердие, благодать (2 Кор 13: 11; 1 Ин 4: 8, 16; Ин 3: 16; Ин 14: 23; Еф 2: 4: Иак. 5: 11). Истинный: У Бога – всеведение, Его Слова всегда соответствуют действительности (Ин 17: 3; 1 Ин 5: 20; Иер 10: 10; Ин 3: 33; Рим 3: 4; Откр 6: 10). Качества Бога Вечный: У Бога нет ни начала, ни конца. Он вне времени и        неподвластен времени. Он – является Создателем и Хозяином времени. (Быт 21: 33; Пс 89: 3; Пс 101: 28; Ис 57: 15; 1 Тим 6: 18; Евр 1: 2; 11: 3). Вездесущий: Поскольку Бог необъятен, Он присутствует повсюду (Пс 138: 7-12; Иер 23: 23-24; Деян. 17: 27, 28; Рим 10: 6-8). Всеведущий: Бог знает всё, будь то реальное или просто возможное, будь то прошлое, настоящее или будущее, и Он знает все это с самого начала вечности (Пр 15: 3, 11; Иер 23: 23-25; Пс 138: 1-10; Пс 146: 5; Ис 46: 10; Евр 4: 13; Мф 10: 30). Всемогущий: Бог может делать все, что пожелает, в соответствии со Своей сущностью (Иов 42: 2; Иер 32: 17; Мф 19: 26; Лк 1: 37; Откр 19: 6). Неизменный: Сущность, качества и воля Бога неизменны (Иак 1: 17; Мал 3: 6; Пс 32: 11; 101: 27-28; Евр 1: 12). Святой: Бог отделен и возвышается над Своим творением, а также Он отделен от зла и греха (Лев 11: 44, 45; Пс 21: 4; Иез 39: 7; Ин 17: 11; Евр 12: 10; 1 Пет 1: 15, 16; Откр 4: 8). Праведный и справедливый: Бог всегда справедлив по отношению к Своему творению (2 Пар 12: 6; Езд 9: 15; Пс 88: 15; Дан 9: 14; Ин 17: 25; 2 Тим 4: 8; Откр 16: 5). Благой: У Бога – любовь, благоволение, милосердие, благодать (2 Кор 13: 11; 1 Ин 4: 8, 16; Ин 3: 16; Ин 14: 23; Еф 2: 4: Иак. 5: 11). Истинный: У Бога – всеведение, Его Слова всегда соответствуют действительности (Ин 17: 3; 1 Ин 5: 20; Иер 10: 10; Ин 3: 33; Рим 3: 4; Откр 6: 10).

 

Кто получает славу? (Слава принадлежит Богу – Бытие 11: 1-9)

Значение для подростков: Одним из самых опасных грехов является гордость, которая может привести к другим грехам и даже к гибели человека. Даже ангел – Люцифер – не устоял перед этим искушением. На сегодняшнем уроке мы узнаем, что происходит, если люди ищут славу себе, а не Богу. Никогда не слишком рано учиться этому уроку.   1. Внимание: Начните с молитвы, а затем проведите конкурс (или группой, или индивидуально): кто построит самую высокую башню из пластиковых стаканчиков. Другим вариантом может быть построение башни из карт или других предметов.    2. Писание – Бытие 11: 1-9: Сегодня мы рассмотрим историю, в которой люди решают построить очень высокую башню. Если ваши подростки знают Библию, скорее всего, они догадаются, о каком сюжете пойдет речь. Пусть один из них расскажет историю другим. Затем прочитайте Бытие 11: 1-9. При чтении ребята ищут ответ на вопрос: в чем заключалась неправота людей, когда они строили башню. Ее строили в Вавилоне – городе, который располагался на территории современного Ирака. Спросите, что они делали не так? Есть четыре возможные теории. Прочитайте каждую из них и критику на них в таблице и заполните пробелы. Теория №1: Защита от следующего потопа. Теория №2: Чтобы достичь Бога. Ошибочная вера в то, что на небе они найдут Бога. Это докажет их могущество. Теория №3: Построить зиккурат – башню для поклонения небесному воинству, а не Богу. Теория №4: Предотвратить рассеивание по земле (ст. 4). Создавать себе имя, а не повиноваться повелению Бога рассеяться по всей земле. Четвертая теория лучше всего подтверждается текстом. Башня должна была принести им славу. Спросите: «Согласно тексту, почему Бог смешал языки? » (Ответ: пока у всех был один язык, они были упорны в достижении цели - ст. 6). И спросите: «Согласно стиху 8, что было в результате? » (Ответы: они были рассеяны по земле и забросили строительство).   3. Области применения: Одна из больших проблем в Вавилоне состояла в том, что люди не хотели повиноваться Богу, а хотели сделать себе имя. Бог хочет, чтобы люди воздавали Ему славу. За что можно славить Бога? (Ответы: за то, какой Он и что Он сделал). Каковы некоторые из качеств Бога? Ребята индивидуально или в небольших группах ищут в стихах, указанных в распечатке, качества Бога. Затем обсудите то, что они нашли. (Ответы: Качества Бога: 1. Иеремии 32: 17 - Бог может делать все (Всемогущий); 2. Римлянам 11: 33: Бог знает всё (Всеведущий); 3. Иеремии 23: 23-24 - Бог присутствует повсюду (Вездесущий); 4. 1 Петра 1: 15, 16 - Бог отделен от зла и греха (Святой); 5. 1 Иоанна 4: 10 – Бог любит нас (Любящий); 6. Иакова 1: 17 - Сущность, качества и воля Бога неизменны (Неизменный). Также и дела

Руководство для лидера

Бога приносят Ему славу. Спросите: «Что сделал Бог для всех людей? » (Ответы: Он сотворил их; Он создал мир для них; Он заботится о них; Он выкупил их из-под власти сатаны, заплатив за них жизнью Своего Сына и т. д. ). Спросите: «Можете ли вы сказать, что сделал Бог для вас, в вашей жизни? » Пусть ребята поделятся тем, как Бог проявил Себя в их жизни. Замечая действие Бога в нашей жизни, мы воздаем Ему славу. Почему люди стремятся получить славу себе вместо того, чтобы прославлять Бога? (Возможные ответы: они даже не задумываются об этом; они видят только то, что сами тратят свои силы и время на достижение цели; ради признания других и т. д. ). Так же думали люди в Вавилоне, когда строили башню. Они не воздавали славы Богу, хотели славы себе. Спросите: «Почему важно прославлять Бога за то, кем Он является и что Он сделал? » (Возможные ответы: это предохраняет нас от гордости; мы признаем свою зависимость от Него; мы видим всё, что с нами происходит в правильной перспективе и т. д. ) 4. Исполнение: На самом деле очень хорошо каждый день отводить время, чтобы прославлять Бога за то, какой Он и что Он сделал. Это можно делать разными способами. Вот один из них. Раздайте каждому подростку закладки «КАЧЕСТВА БОГА». Можно вложить ее в Библию или повесить на зеркало – в любое место, чтобы видеть ее каждый день. Затем в течение дня проводите одну-две минуты, читая указанные стихи, думая об одном из качеств Бога и восхваляя Его за это. Также не забывайте славить Бога за то, что Он сделал для нас: Он сотворил нас, искупил нас, дает нам хлеб насущный и т. д. и т. п. В заключение прочитайте 1-е Коринфянам 10: 31. Возможно, вы захотите провести групповую молитву и прославить Бога за то, кем Он является и что Он для нас сделал.

Руководство для лидера

 

[JG1]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.