Декабрь. Февраль. Работа с родителями
Декабрь
Неделя
| Занятия
| Беседы
| Наблюдения
| Экскурсии, другие мероприятия
| 1 неделя
| Занятие №13
«Зачем нужна вода»
Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.
Объяснять, что жизнь зародилась в воде.
| Беседы с показом опытов «Солёная вода»
Беседы об охране воды.
Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах.
| Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть)
Изготовление цветного льда.
| Экскурсия на реку Нерль
| 2 неделя
| Занятие №14
«Свойства воды»
Цель: Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий.
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация.
Воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения. Развивать художественно- эстетические качества.
| «Где применяется вода»
| На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему? »
| Просмотр открытого занятия «Свойства воды»
| 3 неделя
| Занятие №15
«Свойства снега и льда»
Цель: Закреплять знания детей о зиме, явлениях природы. Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега.
| | Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика»
Цель: Учить сравнивать снег и лёд.
| Рисуем снежные постройки
| 4 неделя
| Занятие №16
«Опорно-двигательный аппарат»
Цель: Расширять представления детей о строении нашего тела. Дать понятие о значении костей, их расположении в нашем теле. Показать позвоночник, его значение. Учить детей анализировать, делать выводы.
Расширять знания о пользе физкультуры, спорта.
Прививать навыки ЗОЖ
| Беседа «Что полезно есть для укрепления костей».
| | Физкультурный досуг совместно с инструктором по физической культуре)
| Январь
Неделя
| Занятия
| Беседы
| Наблюдения
| Экскурсии, другие мероприятия
| 1 неделя
| Каникулы
| Каникулы
| Каникулы
| Каникулы
| 2 неделя
| Занятие №17
«Круговорот воды в природе»
Цель: Объяснять понятие круговорота воды в природе. Показывать зависимость воды от температуры. Учить соблюдать безопасность.
| | | В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе.
| 3 неделя
| Занятие № 18
«Где прячется воздух. Свойства воздуха»
Цель: Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами. Показывать опыт с феном (ветер).
На примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде. Объяснить понятие «невесомость в космосе». Закреплять у детей полученные понятия
| Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев
| Наблюдение за весенним воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный)
| Вводить дыхательную гимнастику на занятиях и в свободное время («Поиграем носиком»)
Просмотр открытого занятия «Свойства воздуха"
| 4 неделя
| Занятие № 19
Цель: «Градусник. Термометр»
Учить работать в лабораторных условиях. Показать детям различные виды термометров, градусник. Объяснять, для чего необходимо мерить температуру тела, на улице. О чём могут рассказать термометр и градусник. Вместе с детьми сделать термометр из бумаги. Замерять температуру воды (тёплой и холодной), температуру воздуха, температуру тела.
| Беседы о назначении приборов для измерения температуры
| Под контролем взрослого организовать выставку приборов для измерения температуры
| Вместе с детьми сделать поделку из картона «термометр»
|
Февраль
Неделя
| Занятия
| Беседы
| Наблюдения
| Экскурсии, другие мероприятия
| 1 неделя
| Занятие № 20 «Волшебное электричество? Живые волосы»
Цель: Познакомить детей с электричеством, его применении, способах безопасности при работе с ним (только со взрослым!!! ). Познакомить с профессией электрика, энергетика, ГЭС, АЭС. Опыты с использованием трения.
Использовать проектор для наглядности (показ презентации).
| «О звёздах»
Беседа с показом презентации.
Беседовать о применении электричества в современном мире.
| Оформить альбом «Главные ГЭС в России»
Выставка бытовых электроприборов.
| Экскурсия к Петровской ГЭС, по возможности посетить подстанцию
| 2 неделя
| Занятие № 21 «Огонь наш друг и враг»
Цель: Познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др). Рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним. Воспитывать безопасность при проведении опытов. Рассказывать об опасностях, которые могут произойти, если играть с огнём.
| Беседовать об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах.
Показ презентации «Как добывали огонь наши предки»
| Оформить альбом «Его величество огонь», «Кто такой Прометей»
| Экскурсия к ППЧ №50
| 3 неделя
| Занятие № 22 «Виды масла, его применение и свойства»
Цель: Познакомить детей на реальных примерах с различными видами масла: растительное, оливковое, сливочное, ароматическое, техническое. Рассказывать детям о его применении, назначении и значении. Познакомить детей со свойствами масел. Учить сравнивать различные виды масла по запаху, состоянию. Посмотреть может ли масло растворяться. Продолжать учить детей соблюдать безопасность во время проведения опытов.
| Беседа с показом презентации «Египет. Мумии, Масла»
| Оформить альбомы о разных странах.
Показать детям разные виды аромамасел
| Экскурсия в химическую лабораторию Петровской СОШ
| 4 неделя
| Занятие № 23 «Пищеварение»
Цель: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать основы правильного питания,
прививать навыки ЗОЖ
| Беседовать о вкусовых предпочтениях детей.
Режим питания. Для чего его необходимо соблюдать.
| Альбом «Полезные и вредные продукты», «Как правильно сидеть за столом»
| |
Март
Неделя
| Занятия
| Беседы
| Наблюдения
| Экскурсии, другие мероприятия
| 1 неделя
| Занятие № 24 «Посадка лука»
Цель: Расширять экологические знания детей. Знакомить со способами посадки лука (почва и опилки). Учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал.
Воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней. Закреплять способы ухода за комнатными растениями.
Учить соблюдать безопасность.
| Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста.
Закреплять знания классификации растений (трава, кусты, деревья, цветы)
| Наблюдаем за ростом лука.
Посадить лук в тени и на солнце.
| Экскурсия по территории детского сада. Показывать первоцветы (мать и-мачеха, подснежник, первая трава)
| 2 неделя
| Занятие № 25 «Свет и тень»
Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
| | | | 3 неделя
| Занятие № 26
«Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины? »
Цель: Учить детей наблюдать за солнцем, выделять его свойства (тёплое, светлое). Показать детям спектр, учить делать солнечного зайчика с помощью зеркала.
| Показ презентации о солнечной системе.
Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей»
«Что такое загар»
| Продолжаем наблюдать за луком в тени и на солнце
| | 4 неделя
| Занятие № 27
Итоговое
(занятие проводится с учётом пожеланий детей. Можно провести КВН, викторину)
| | | Мониторинг
| Мониторинг
- Анализ результатов проекта.
Работа с родителями
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.
Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».
Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.
Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Анкетирование. Перспективный план работы с родителями Беседы, обсуждения на родительских собраниях. Консультации для родительского уголка. Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д. Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
Заключение
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Список литературы
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.
4. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
5. Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
6. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
7. Рыжова Н. А. «Игры с водой и песком», Обруч, — № 2.
8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч — № 2.
9. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
10. Цыплякова О. «Где же пятый океан? » Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
11. Интернет ресурсы.
|