Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛЕКЦИЯ 1. ВВОДНАЯ



 

ТЕМА: ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АРХИВОВЕДЕНИЯ

 

ПЛАН:  

1. Архивоведение как комплексная научная дисциплина.

2. Современные дискуссии в области архивоведения.

3. Периодизация арзхивоведения.

4. Основные понятия и термины архивоведения.

5. Социальнообщественная функция архивоведения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

     Отметим лишь основные учебные пособия и монография, которые будем использовать в качестве учебников в ходе изучения курса. В разделе историографии предмета я подробнее остановлюсь на характеристике еще ряда монографий, которые позволят полнее изучить тот или иной раздел курса.

1. Козлов, В. П. Архивоведение: учебник и практикум для вузов / В. П. Козлов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 329 с.

2. Журнал “Отечественные архивы” с 2000 г.

 

 

Курс “Историческое архивоведение”, которое нам предстоит изучать, включает в себя: теоретический курс, практические занятия, архивную практику. Его основная задача – подготовить Вас к самостоятельной исследовательской работе с архивными источниками, вооружить необходимыми навыками работы в архиве в качестве историка-исследователя и архивиста. Полученные теоретические знания будут закреплены на архивной практике в конце учебного года.

За время занятий и практики Вы приобретете навыки работы с НСА и документами архивов различных исторических эпох, научитесь заполнять требования на выдачу дел, заказы на копирование документов, правильно оформлять ссылки на архивные источники. Т. о. знания полученные при изучении курса помогут Вам в вашей научно-исследовательской работе при написании курсовых, выпускных и дипломных работ, при подготовке статей и рефератов.

 

О требованиях, предъявляемых к студентам при изучении курса (дисциплина, пропуски лекций, отработки, сдача монографии, экзамен).

 

Прежде чем начать рассматривать проблемы архивоведения, необходимо узнать, что это за научная дисциплина АРХИВОВЕДЕНИЕ.

Архивоведение– комплексная научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические, практические, организационные вопросы и основы архивного дела и его историю.

 

Архивоведение – это учебный курс, объединяющий связанные между собой положения ряда отдельных дисциплин. Его составные компоненты:

- История и современная организация архивного дела;

- Теория и методика архивоведения;

- Археография;

- Архивное право;

- Делопроизводство и документоведение;

- Архивная статистика;

- Автоматизированные архивные технологии.

Задачами данного курса являются:

- показать значение документов в жизни современного общества;

- дать общее представление об организации архивного дела в России;

- познакомиться с вопросами теории и практики архивного дела;

- дать понятие и понимание, что такое Архивный фонд Российской Федерации, Государственная архивная служба России;  

- определить роль и место ведомственного хранения документов, показать преемственность в работе государственных и ведомственных архивов;

- расширить объем познаний в вопросах экспертизы ценности документов и проблем комплектования государственных архивов страны;

- приобрести необходимые навыки в работе с делами, законченными делопроизводством и хранящимися в архивах;

- познакомиться с системой архивов Ставропольского края и их фондообразователями, системой НСА, содержанием фондов.

Архивы – те незаменимые вполне реальные нити, которые связывают день сегодняшний с ушедшим. Хорошо организованные и правильно комплектуемые они – условие нашего “нового знания о прошлом”, которое современная наука способна значительно обогатить и уточнить. Архивисты обладают огромным информационным богатством, накопленным народом веками. Сила документальных источников очевидна и неоспорима

Сложнейшая жизнедеятельность общества и государства, их кардинальные и сиюминутные потребности вызвали к жизни максимально развитые системы государственной архивной службы уже в древности.

Сегодня, в условиях открытости и гласности, падения “архивных гулагов”, общество быть может впервые в истории нашей страны, в какой-то мере получило возможность увидеть и достаточно объективно переосмыслить свою историю.

Возникший взрыв интереса общества и личности к своему прошлому, стремление к выражению исторических и культурных особенностей регионов и другие процессы сделали именно архивоведение максимально востребованным и как науку и как вид деятельности.

В силу этого Архивоведение в нашей стране оказалось на одном из самых благоприятных этапов развития. Оно стало самостоятельной, касающейся каждого, сферой практической и научной деятельности, занимающей принципиально важное место в системе современных научных дисциплин и в общественной жизни.

 

Архивоведение изучает архивное дело, как отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические вопросы, связанные с хранением и использованием документальных материалов.

Об Архивоведении, как научной дисциплины мы можем говорить лишь с конца XIX в. Хотя сами Архивы, как места хранения и использования документальной памяти прошлого возникли значительно раньше.

Экскурс в этимологию слова «архив» показывает отсутствие обобщающего понятия на начальных этапах истории архивного дела. Слово «Архив» обозначавшее «дворец правителя», «присутственное место», первоначально указывало только на место хранения документов. В Древнем Риме «архив Сената» назывался «эрарий» («казна») и, начиная с 1 в. до н. э. «табулярий» (собрание дощечек для письма). Были и другие названия: «сокровищница», «ларь», «ларец», «сундук», «шкаф», «скрипторий»; в России – «хранила», «казна», «казенка», «бумажница», «присутственное место» и др.

В современном понимании слово «Архив» впервые появилось в Италии и Франции в XVII в., в России – в XVIII в. Несмотря на то, что институт архивов и архивной администрации может быть прослежен с древности, то, что мы сегодня понимаем под архивами появилось в эпоху Великой Французской революции.

С установлением Национального Архива в 1789 году и архивных департаментов в 1796 году впервые была установлена унифицированная администрация архивов, которая объявила все хранилища (репозитории) собственностью государства и объединила их.

Вторым результатом стало безусловное мнение, что государство ответственно за хранение документального наследия.

Третьим результатом стал принцип доступности архивов обществу. Эти принципы сохранились и по сей день.  

 

Объектом изучения архивоведения являются документы, законченные делопроизводством, находящиеся в структурных подразделениях и в архивах учреждений, вопросы организации и хранения этих документов, обеспечение их сохранности и использования в интересах общества.

Историк имеет дело с документом (письменным, аудиовизуальным, электронным и др. ), под которымпонимается зафиксированная различными способами на материальном носителе информация, являющаяся продуктом интеллектуальной деятельности человека.

Любой документ проходит 4 стадии своего существования (бытования).

 Первая стадия – создания,

 вторая – существование документа в качестве регулятора процессов, явлений событий действительности, когда он выполняет властные, исполнительные, организационные, коммуникативные, информационные и другие функции.

После утраты документом своего оперативного значения по итогам экспертизы ценности он может быть уничтожен, либо оставлен для долгосрочного или вечного хранения в архиве, которое является третьей стадией бытования документа. Здесь мы имеем дело уже с понятием «архивный документ» - документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества, а также имеющий ценность для собственника.

Но лишь описание архивного документа, снятие ограничений на доступ к нему превращает его в публичный архивный документ и переводит его на четвертую стадию бытования, в качестве исторического источника.

Такой исторический источник в свою очередь обладает 4 основными признаками:

 во-первых, информация о документе публична или доступна любому пользователю;

во-вторых, обращение к документу не ограничено для пользователя;

 в-третьих, стратиграфия документа (его место в системе других документов и документальных комплексов) строго и достоверно закреплена в архивном шифре (место хранения (архив), номер и название фонда, номер описи, дела, страницы.

 Одним из основных признаков является четвертый – публикация исторического источника.

В процессе делопроизводства создаются в основном письменные документы. Работа именно с этой категорией документов и будет являться предметом нашего рассмотрения. Подробнее остановимся на вопросах теории и практики архивного дела – основной научной дисциплины входящей в курс. Эта дисциплина разрабатывает принципы отбора и организации материалов, подлежащих архивному хранению, способы хранения, обеспечивающие полноту и сохранность источников, систему организации НСА, формы и методы всестороннего использования архивных документов.

Любе учреждение выполняя свои функции, создает документы и получает их из вне. Сегодня во многих учреждениях вводится штатная должность архивариус или зав. архивным отделом. Такому специалисту необходимо знать функции ведомственного архива, методику проводимых в архиве работ, вопросы организации архивного дела на современном этапе, сведения о взаимоотношениях между государственной архивной службой и учреждениями, организациями и предприятиями.

Состав документов хранящихся в архивах весьма разнообразен, как по назначению (нормативная, организационно-распорядительная документация, плановая и учетно-отчетная, проектная, научная, культурно-просветительская и др. ), так и по физическим особенностям (документы на бумажной основе, на кальке, на стекле, на пленке, на валиках, на магнитной ленте, на бересте и т. д. ) В XX в. архивисты столкнулись с новыми типами записей, такими как фотографии, кино, звукозаписи, компьютерные данные. Микрокопии и микрофильмы, правовой статус которых как архивных записей обычно определяется специальным законодательством, являются дополнительными копиями, обеспечивающими сохранность и безопасность документов, использование в международном обмене информацией, для удобства исследователей, для совместного пользования одновременно нескольким лицам и как форма публикаций.

 

Все документы, законченные делопроизводством, т. е. потерявшие свое практическое значение, хранятся в архивах, первоначально в ведомственных, затем в государственных. У тех и др. архивов общие задачи:

- обеспечение полной сохранности всех документальных богатств страны;

-организация использования содержащейся в них ретроспективной информации в научных и практических целях.

Преемственность в работе ведомственных и государственных архивов состоит в том, что бы в государственные архивы попадала только особо ценная и важная документация, обеспечивающая максимальную и оптимальную информативность архивного фонда. Для этого необходима высококачественная экспертиза ценности документов на самом раннем этапе – на этапе делопроизводства. Преемственность обеспечивается и единством требований к НСА, общими требованиями к созданию, хранению и отбору документов. Важнейшим рычагом служит Единая государственная система делопроизводства, определяемая специальными ГОСТами и унифицирующая формы документов и виды работ с ними.

Научную основу архивоведения составляет система принципов и научных методов.

Современное архивоведение строится на основе диалектико-материалистического понимания истории, что дает возможность обобщать опыт прошлого и с помощью глубокого исторического подхода к документальным источникам, всестороннее и комплексно изучить их, определить их значение и организовать их использование в практической деятельности.

В основе работы с историческими источниками лежит принцип историзма, который предполагает глубокое изучение документов, исходя из особенностей той конкретной исторической обстановки, в условиях которой они возникли, с учетом времени и места их образования. В соответствии с принципом историзма в архивоведении принята классификация документальных материалов, которые подразделяются на большие группы по историческим эпохам - на материалы феодальной, капиталистической эпохи, эпохи новейшего времени, или иначе эпоху дореволюционную и эпоху советского и постсоветского времени.

С учетом этого принципа архивистами в качестве основной квалификационной и учетной единицы документальных материалов принят архивный фонд как совокупность материалов имеющих историческую и научную ценность.

Принцип историзма положен и в основу создания системы НСА государственный архивов страны, предполагающей создание единой системы архивных справочников, дополняющих друг друга, которые должны строиться с учетом взаимосвязанного раскрытия содержания документальных материалов, чтобы при характеристике состава и содержания документов не было модернизации в названии видов документов, юридических терминов и др. особенностей.

Этот принцип тесным образом перекликается с важнейшими принципами, на которых строится современное архивоведение – принципом всесторонности и принципом комплексной оценки документальных материалов. Принцип всесторонности требует изучения и оценки документов с учетом их внутренних и внешних особенностей в комплексе, т. е. – многоаспектность при изучении каждого документа. Принцип комплексной оценки широко применяется при экспертизе ценности документов при отборе их на постоянное хранение, документы оцениваются не как единичный факт, а в комплексе с другими документами архивного фонда.

На базе этих принципов были сформулированы научные методы исследования архивных документов:

Системный подход – при исследовании объекта не исключается рассмотрение особенностей и закономерностей отдельных его составляющих. Любой, даже простой объект может быть рассмотрен с системных позиций. Системный подход базируется на принципе комплексного изучения документов.

Функциональный анализ. Суть его заключается в том, что документы оценивают, исходя из функций управления, учреждения и самих документов. Функции учреждений неравнозначны и значит документы несут неравнозначную информацию. Функциональный анализ не только научный метод оценки и изучения документов, он является и методом прогнозирования информационного состава АФ РФ.

Ретроспективный метод дает возможность предполагать, какие документы, которые возникнут в будущем и будут являться аналогичными своим предшественникам, должны войти в состав АФ РФ. Этот метод применяется совместно с методом функционального анализа. Они дополняют друг друга.

Информационный анализ, еще один метод, который широко применяется в последнее время. Поскольку документы содержат информацию, которая 1-х, неравнозначна, во-2-х, способна проявляться в различных видах и формах, то необходимо учитывать значение информации и изучать явления ее повторяемости.

Основным остается метод источниковедческого анализа, который дает возможность изучения всех внутренних и внешних особенностей документа, т. е. рассмотрение авторства, происхождения документа, его языка, формы, материала на котором он изготовлен и т. д.

До 60-х гг. ХХ в. применялся в основном этот метод, в настоящее время архивоведение оперирует всеми научными методами.

Архивоведение решает свои задачи не изолированно от других наук и научных дисциплин, а в тесной связи с ними. Эта комплексная научная дисциплина. Круг научных дисциплин, с которыми связано архивоведение обширен, так как организация документальных материалов, их хранение, создание НСА и использование документов требуют знание всех отраслей человеческой деятельности, в результате которой они возникли.

Прежде всего Архивоведение опирается на достижения ряда общественных наук, таких как история, философия, а также и естественных дисциплин (математики, биологии, химии, кибернетики и др. ), особенно при изучении и организации использования научных технических документальных материалов.

Историческая наука раскрывает закономерности исторического процесса во всех его проявлениях, помогает архивоведению правильно разрешить вопросы организации документальных материалов, распределить их по историческим эпохам, с учетом административно-территориального устройства, по фондообразователям, т. е поставить содержание документа в определенную органическую связь. Именно на основе исторических знаний историки-архивисты проводят описание документальных материалов и организуют их использование. Исходя из достижений исторической науки архивоведение разрабатывает методы работы с документами.

В близкой связи с Архивоведением находится и Источниковедение и ряд Вспомогательных исторических дисциплин. Вооружая Архивоведение своими методами исследования документов, Источниковедение помогает правильно обосновать отбор на государственное хранение в архивы в научном и практическом отношении документальных материалов, определить существенные признаки классификации их в пределах архивных фондов, помогает обоснованно решать теоретические вопросы экспертизы ценности.

ВИД (палеография, дипломатика, хронология, метрология, сфрагистика, геральдика, эпиграфика, нумизматика, историческая география и др. ) также имеют прямое отношение к работе с текстами архивных документов.

Палеография – изучая внешние признаки рукописных источников (материал для письма, знаки письменности, формат рукописи, чернила, краски, художественные украшения, водяные знаки, переплет и т. д. ) в их историческом развитии, дает возможность архивистам установить время и место создания документа или рукописи, его подлинность, авторство, помогает прочтению и пониманию содержания документа.

Дипломатика – изучая генезис и развитие письменных источников с нормативным содержанием, их структуру, стиль и др. формулярные данные официальных документов, помогает определить подлинность, время происхождения и авторство актовых и др. документов, имеющих устойчивую историко-правовую форму.

Историческая хронология – занимающаяся изучением систем исчисления времени, помогает определить и уточнить время исторических событий и фактов, отраженных в документах, перевести даты со старого летоисчисления на новое и тем самым установить достоверность приводимых в документе сведений.

Историческая метрология – оказывает помощь при определении мер веса, длины, денежного исчисления, встречающихся в тексте документа и при переводе их на современное исчисление.

Сфрагистика – изучающая изображения на печатях документов, помогает установлению происхождения, времени подлинности источников.

Геральдика –дает аналогичные данные с помощью изучения изображения на гербах, встречающихся в документах.

Архивоведение имеет ряд общих теоретических вопросов с Документоведением (классификация, определение научной и практической значимости и ценности документов и т. д. ). Это объясняется тем, что у них один и тот же предмет изучения – документальные материалы на различных материальных носителях. Но если Документоведение изучает документальные материалы в сфере или на этапе делопроизводства, то Архивоведение обращается к ним, когда они уже вышли из сферы делопроизводства и поступили на государственное хранение.

Большую помощь архивистам оказывают знания полученные при изучении Истории государственных учреждений России, которая изучает системы и функции учреждений, организаций, предприятий со времени их возникновения до наших дней, позволяет архивистам правильно определить комплексы документов в зависимости от масштаба и функций учреждений, установить пути организации архивных фондов различных учреждений и ведомств.

Из комплекса смежных с Архивоведением дисциплин можно назвать и Археографию – научную дисциплину, занимающуюся изучением документальных публикаций как одного из проявлений человеческого духа, разработкой принципов, методов, способов их подготовки и их реализацией.

В архивоведение все более проникаеткибернетика – наука о процессах управления в сложных динамических системах (живых и искусственных). Важным является такой раздел кибернетики, как теория информации, на основе которой внедряются механизированные и автоматизированные системы поиска сведений о содержании документов.

Достижения физики, химии, биологии и др. наук помогают архивистам решать вопросы сохранности документов.

2 вопрос

И здесь мы подошли ко второму вопросу лекции. Современные дискуссии в архивоведении связаны именно с различным пониманием предмета и объекта археографии и типологии документов. В 2001 г. в журнале «Отечественные архивы» (ОА 2001 № 1) была опубликована статья «Теоретические основы археографии с позиций современности», автор которой член-корреспондент РАН, руководитель Архивной службы страны В. П. Козлов изложил свой взгляд на археографию как научную дисциплину, занимающуюся изучением документальных публикаций. Он в значительной степени отличается от общепринятых и устоявшихся в настоящее время представлений.

В качестве объекта археографии у него выступает документальная публикация. Предметом археографии является документ, который с помощью специальных принципов, приемов и правил его издания обретает новую жизнь в документальной публикации. Он изложил основные критерии фильтрации (отбора) документов для публикации, т. е. выявление его в огромной массе дел и подготовка для включение в издание. Большую роль здесь играет понимание информационной значимости документа, отразившего факт, событие, явление, процесс прошлого.

Вот выделенные и обоснованные им критерии отбора:

- критерий кумулятивности, предполагающий установление степени воздействия документа на факт, событие, явление, процесс прошлого. Чем сильнее воздействие, тем более значим документ, тем больше вероятность его включения в документальную публикацию;

- критерий достоверности – используется для определения подлинности документа, степени соответствия содержащейся в нем информации действительно случившемуся факту, событию, явлению и т. д. Чем точнее документ их отражает, тем целесообразно его включение в документальную публикацию. Применяя этот критерий, следует, однако, помнить, что подлинный документ может содержать недостоверную информацию, и наоборот. Это касается и подложных документов;

- критерий полноты информации предусматривает определение характера и степени отражения в документе факта, события, явления, процесса прошлого;

- критерий звенности в документационном ряду способствует определению места документа в освещении факта, события, явления, процесса прошлого. Чем с большей ретроспективой он его отражает, тем выше вероятность его включения для публикации;

- критерий типичности применяется для определения степени единообразия, повторяемости формуляра и содержания документа в сравнении с другими документами;

- критерий системности обеспечивает определение места документа среди других документов для получения детального представления о факте, событии, явлении, процессе прошлого. Чем более новой, оригинальной, необычной является информация документа в сравнении с другими документами, тем предпочтительнее его публикация.

Далее им были предложены и принципы систематизации документов в публикации, критерии выбора текста документа для публикации, принципы воспроизведения текста документа в публикации. Отдельно рассмотрены проблемы взаимодействия документальной публикации и общественного сознания.

 

Вопросы поднятые для обсуждения по мнению самого автора являются чрезвычайно важными в теоретическом плане. Он заранее был уверен в том, что его позиция далеко не бесспорна в терминологическом и содержательно-концептуальном плане. Автор опубликовал свои взгляды именно в надежде на дискуссию, которая невозможна без размышлений. И дискуссия разгорелась на страницах журнала «Отечественные архивы». Подробнее с ней Вы познакомитесь на семинарских занятиях.

 

3 вопрос

Периодизация архивоведения.

Вопрос периодизации является очень важным для любой исторической дисциплины. Вот почему к этой проблеме постоянно обращаются историки. Она – вечная, поскольку систематизировать «исторический материал», правильно обозначить вехи развития возможно только в рамках достаточно жесткой методологической схемы. В противном случае факты и явления рассыпаются, и историки невольно возвращаются эпохе донаучной историографии с ее описанием исторических событий по династиям, царствованиям, социальным катастрофам. Партийным съездам и т. д.

 В подходе к периодизации истории архивов и обслуживающей их науке- архивоведении вполне определенно обозначились два направления: при одном использовалась утвердившаяся общеисторическая доктрина (материалистического или идеалистического объяснения исторического процесса), второе основывалось на формировании принципа, выткавшего из внутренней логики развития архивов. В научной литературе встречается и то и другое направление.

Господствовавшая долгое время в России как в науке, так и в умах, марксистская теория смены общественно-экономических формаций представляла собой определенную ступень в развитии общественной мысли. История архивов рассматривалась по формациям: рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической. Первобытнообщинный строй со своей «пиктографической письменностью» не входил в эту общую схему. Методологической базой всемирной истории становился, таким образом, принцип линейного развития общества (восходящего), двигателем которого являлась классовая или социальная борьба. При таком подходе к периодизации архивы теряли свою национальную окраску, что мешало пониманию их развития в различных регионах мира.

Архивам генетически присущи две основные функции: хранение и использование документов. Исходя из этого известным теоретиком архивного дела, проф. Е. В. Старостиным была предложена следующая периодизация истории архивов. Он считает, что они в своем развитии, как и наука их обслуживающая, прошли следующие три этапа:

-Первый (с момента зарождения до XVI – начала XVII в. ), который характеризуется неразвитостью государственного аппарата, преобладанием имущественного права над публичным, частного (личного) владения над общественным, отсутствием четко выраженного интереса к научному использованию исторических памятников.

Архивы не выделились в самостоятельные учреждения. При отсутствии функциональной специализации долгие столетия архивы, библиотеки и музеи были едины.

Наличие довольно примитивного справочного аппарата (инвентари, описи) позволяет характеризовать это время как период господства «практического архивоведения», т. е. набора правил, обеспечивающих элементарный порядок хранения, учета и выдачи документов.

Функции архива а места хранения главным образом правовых документов являлись преобладающими.

 

-Второй этап (XVI-XVII – рубеж XIX-XXвв. ) отмечен появлением множества разнообразных архивохранилищ. Отчетливо разграничились функции архивов и библиотек, хотя они и имели между собой общее. Архивы стали рассматривать как хранилища юридических бумаг, в которых зафиксированы права высших сословий на те или иные привилегии. Часто их называли «сокровищницами хартий», «подлинными архивами», «казною», отражая тем самым эволюцию в социально-правовых отношениях общества. Формирующийся административно-фискальный аппарат абсолютных монархий создавал многочисленные архивы-канцелярии, архивы-регистратуры (ведомственные архивы).

В национальных границах складывается ведомственная организация архивного дела.

С начала этого этапа появляются первые работы по архивному делу и архивам, к концу периода оформляется понятийный аппарат архивоведения.

Огромный шаг вперед сделала и архивная практика, определился НСА (описи, генеральные описи, календари, обзоры, путеводители). В период нового времени получил распространение признак классификации документов с преобладанием принципа происхождения, который, как в зеркале, отражал уровень развития наук, эволюцию государственного аппарата и общественных институтов внутри стран. К концу XIX в. принцип происхождения («уважение к фонду») прочно завоевал себе место в архивоведении европейских стран.

Сложились предпосылки к трансформации архивоведения практического (методического) в архивоведение научное.

В работе архивов функции хранения уравновешивались функциями использования. Архивы стали лабораториями истории.

 

-Третий этап (рубеж XIX-XX столетий и до сегодняшнего дня). Архивы превращаются в государственную отрасль управления. Сложившаяся структура архивного дела отражала главным образом административно-территориальное управление страны, систему государственного управления, культурно-правовые традиции общества и возросшую роль архивных документов в защите индивидуальных и коллективных прав личности.

В функции архивов включаются проблемы комплектования, экспертизы, опеки над делопроизводством. Документы становятся предметом заботы профессионалов. Задачи использования архивных документов в административных и научных целях выходят на первый план. Архивы начинают собирать и хранить документы на нетрадиционных носителях (кинофотофонодокументы, компьютерные базы данных).

Появляется общественно значимая профессия архивиста. Создание международного информационного пространства с включением компьютерных баз данных национальных архивов открывают новый этап в развитии архивного дела.

Т. О., история архивов, рассмотренная через призму обслуживающей их науки, прошла три этапа, каждый из которых соответствует этапу практического архивоведения, методического и научного

Россия не выпала из всеобщего социокультурного процесса, пройдя в развитии архивного дела все обозначенные этапы.

Естественно, что эта периодизация, как и любая другая, условна. Хотя предложенная им периодизация более или менее совпадает со стадиями, на которые ученые тоже делят историю человеческого развития: предкапиталистическое (прединдустриальное) общество, капиталистическое, индустриальное (западное) общество и постсовременное постиндустриальное информационное общество.

 

4 вопрос Основные понятия и термины архивоведения.

Архивоведение оперирует рядом специальных понятий и терминов, без знания которых невозможно его изучение. Основными, имеющими наиболее важное значение, являются следующие:

Архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов. Иногда под «архивом» понимают совокупность документальных материалов, образовавшихся в результате деятельности учреждения, организации, предприятия, отдельного лица, рода, семьи.

     Архивное дело – деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации.

     Архивные коллекции – комплексы отдельных документов, дел, имеющих государственное, политическое, научное значение и объединенных по тематическому или какому-нибудь иному признаку до поступления в архив или в самом архиве.

     Архивный документ – материальный носитель с зафиксированной информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.

     Архивный фонд Российской Федерации – исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.

     Архивный фонд – совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой.        

     Владелец архивных документов – государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, осуществляющие владение и пользование архивными документами и реализующие полномочия по распоряжению ими в пределах, установленных законом или договором.

     Временное хранение архивных документов – хранение архивных документов до их уничтожения в течение сроков, установленных нормативными правовыми актами.

     Документы по личному составу – архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем.

     Единица хранения (дело) – обособленная группа документов (или отдельный документ), объединенных чаще всего по вопросному признаку или по видам документов, учитываемая в архиве под самостоятельным номером.

     Особо ценный документ – документ Архивного фонда Российской Федерации, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования.

     Постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации – хранение документов без определения срока (бессрочное).

     Пользователь архивными документами - государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо. Обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.

     Уникальный документ – особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержавшейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и (или) автографичности.

     Фондообразователь – учреждения, организации, предприятия, а также отдельные лица, семьи в результате деятельности которых образовались архивные фонды.

На семинарских занятиях вы подробнее познакомитесь с другими понятиями и терминами архивоведения. Помощь может оказать «Краткий словарь видов и разновидностей документов» (М., 1974).

 

5 вопрос. Социальнообщественна функция архивоведения.

Одной из основных социальных функций архивов является – обеспечение общества ретроспективной информацией. Архивы выполняют роль социальной памяти общества, это учреждения где концентрируется и организуется информация об общественном опыте.

Человек в процессе своей жизни и деятельности создал «внешние органы памяти» - библиотеки и архивы. ПАМЯТЬ – это форма отражения действительности, выражающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В архивах хранится память закрепленная в письменных документах. Передача из поколения в поколение накопленного в процессе деятельности опыта является важной основой существования человеческого общества. Память дает человеку возможность овладеть временем и иметь свою историю. Т. о., память человека социальна по своей природе.

Социальная память современного общества состоит из трех основных блоков:

Первый – сознание живущих людей, т. е. память о социальных действиях самих участников событий или их современников.

Второй – отчужденные от сознания, овеществленные источники информации и средства ее передачи, специально созданные для этой цели, т. е. документы в широком смысле этого слова.

Третий – вещественные объекты, которые не были предназначены для передачи информации, но извлекать которую из них мы научились.

Т. о. в социальную память входит содержание библиотек, музеев, архивов, научно-информационных систем, средств  массовой информации, предметы материальной культуры. Архивы, точнее документы, хранящиеся в них, составляют лишь часть социальной памяти.

Отсюда любой документ, как средство опосредованного общения, выполняет три основные социальнообщественные функции: коммуникативную, репродуктивную и мнемоническую (запечатление, запоминание).

Большую и неоценимую помощь оказывают архивы историку. Это по сути его хлеб. Об этом и будет наша следующая лекция.

 

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.