|
|||
постановил следующее. 14 страница-------------------------------- < 242> См.: Приказ Генерального прокурора РФ от 02 декабря 2003 года N 51 " Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Тула: Автограф, 2004. Том 1.
11. Отсутствие в ГПК РФ перечня упомянутых в ч. 1 комментируемой статьи уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, не освобождает прокурора при подготовке искового заявления (заявления) в таком случае от выполнения указанных требований закона и приведения мотивов, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд. 12. Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит суду. 13. При обращении в суд с заявлением прокурорам необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, обеспечивать полноту и аргументированность заявлений с представлением исчерпывающих доказательств < 243>. -------------------------------- < 243> См.: Приказ Генерального прокурора РФ от 2 декабря 2003 года N 51 " Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Тула: Автограф, 2004. Том 1.
14. Из смысла ст. 136 ГПК РФ следует, что несоблюдение прокурором упомянутых требований при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина влечет оставление заявления прокурора без движения. На определение суда об оставлении искового заявления, заявления прокурора без движения им может быть подано представление (ч. 3 ст. 323 ГПК РФ) < 244>. -------------------------------- < 244> См.: информационное письмо Генпрокуратуры РФ от 27 января 2003 года N 8-15-2003 " О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".
15. Положения ч. 2 комментируемой статьи о том, что прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов, требуют дополнительных разъяснений. 16. С одной стороны, права и обязанности прокурора как стороны по делу определены ст. 35 ГПК РФ и не могут превышать обычных процессуальных прав и обязанностей стороны в гражданском процессе < 245>. С другой - в силу специфического процессуального положения в гражданском процессе прокурору, принимающему участие в процессе, не может быть предъявлен встречный иск, хотя в ГПК РФ и нет прямого указания на это. -------------------------------- < 245> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 1999 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 октября 1999 года.
17. Согласно ч. 2 комментируемой статьи при отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Данное условие имеет принципиальный характер и служит для предупреждения злонамеренного сговора представителей истца и ответчика и других проявлений злоупотребления правом. В этой связи прокурором на определение о прекращении производства по делу может быть внесено представление. 18. Законом предусмотрено участие прокурора по делам, возникающим из публичных правоотношений (подраздел 3 ГПК РФ), в порядке особого производства (об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным; об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами; заявление об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством). СК РФ предусмотрено обязательное участие прокурора по делам о лишении родительских прав (ч. 2 ст. 70 СК РФ), о восстановлении в родительских правах (ч. 2 ст. 72 СК РФ), об ограничении в родительских правах (ч. 4 ст. 73 СК РФ). Федеральным законом " О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" предусмотрена принудительная госпитализация на основании решений суда с обязательным участием прокурора больных заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающих санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющихся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза. 19. При подготовке исковых заявлений прокурорам следует обратить внимание на то, что дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений рассматриваются по нормам ГПК РФ не в порядке производства по делам, возникающим из публичных отношений, а по правилам искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права. 20. Если прокурор вступает в процесс для дачи заключения по делу в порядке, предусмотренном ч. 3 комментируемой статьи, председательствующий после исследования всех доказательств предоставляет ему слово наряду с представителем государственного органа или органа местного самоуправления, дающим заключение по делу в соответствии со ст. 47 ГПК РФ. 21. В судебных прениях прокурор по делам указанной категории выступает первым (ст. 190 ГПК РФ). 22. В суде второй инстанции прокурор принимает участие в апелляционном производстве. На основании ст. 320 ГПК РФ на решение суда первой инстанции прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление. Статья 331 ГПК РФ предусматривает также, что на определение суда первой инстанции прокурором может быть принесено представление в вышестоящий суд в случаях, предусмотренных ГПК РФ, либо если это определение исключает возможность дальнейшего движения дела. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции. 23. Если прокурор по каким-либо причинам реально не участвовал в суде первой инстанции, хотя и должен был участвовать в силу комментируемой статьи, он в соответствии со ст. ст. 34 и 35 ГПК РФ является лицом, участвующим в деле, и вправе обжаловать судебные постановления по этим делам путем внесения апелляционных и кассационных представлений. 24. Условия и порядок подачи апелляционных и кассационных представлений оговорены в главах 39 и 41 ГПК РФ. 25. Из смысла ст. 327 ГПК РФ следует, что когда в суде апелляционной инстанции проводятся судебные прения, первым выступает прокурор, принесший апелляционное представление. Если прокурор участвует в суде апелляционной инстанции по апелляционной жалобе других лиц, а сам он апелляционное представление не приносил, первым выступает лицо, подавшее апелляционную жалобу. Несомненно, таков же порядок дачи объяснений. 26. Системное толкование ч. 1 ст. 327 и ч. 3 ст. 45 ГПК РФ позволяет прийти к выводу о том, что даже если прокурор не принимал участия в судебном процессе в суде первой инстанции по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, он, тем не менее, вправе вступить в процесс и дать заключение по делу и в судебном заседании апелляционной инстанции. 27. Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. ст. 331 и 332 ГПК РФ на определения суда первой инстанции в течение 15 дней со дня их вынесения прокурором может быть принесено представление в суд апелляционной инстанции. В целях выполнения установленных законом задач прокурорам, принимающим участие в судебных заседаниях, следует активно использовать возможности, предоставленные для этого ГПК РФ. 28. В соответствии с ч. 3 ст. 376 ГПК РФ право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 ГПК РФ, а именно: 1) Генеральный прокурор РФ и его заместители - в любой суд надзорной инстанции; 2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда. 29. В статье 378 ГПК РФ указаны требования, предъявляемые к кассационному представлению прокурора и к кассационной жалобе. Эти требования идентичны. Таким образом, кассационное представление по своей правовой сути ничем не отличается от кассационной жалобы лица, участвующего в деле. Кассационное представление прокурора должно быть подписано прокурором, указанным в ч. 3 ст. 377 ГПК РФ. К кассационному представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. 30. При направлении в вышестоящие прокуратуры представлений нижестоящими прокурорами о принесении кассационных представлений необходимо прилагать соответствующее количество экземпляров копий указанных процессуальных документов, заверенных соответствующим судом. 31. Статья 379. 1 ГПК РФ предусматривает возвращение представления прокурора без рассмотрения по существу. Между тем в ГПК РФ не указано, каким процессуальным документом оформляется данное процессуальное решение и вправе ли лица, участвующие в деле, обжаловать этот акт, если вправе, то в каком порядке и куда. Генеральная прокуратура РФ считает, что в данном случае следует применять нормы, регулирующие сходные правоотношения (аналогию закона) - положения гл. 19 ГПК РФ. В этом случае возвращение представления прокурора без рассмотрения по существу должно быть оформлено в виде определения, которое может быть обжаловано председателю соответствующего суда, Верховного Суда РФ либо их заместителям. 32. Часть 3 ст. 386 ГПК РФ устанавливает, что в судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие кассационную жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. 33. В случае если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие: - прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда; - Генеральный прокурор РФ или его заместитель в Президиуме Верховного Суда РФ; - должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ. 34. В соответствии с ч. 2 ст. 376 ГПК РФ судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу. Начало течения срока на подачу кассационного представления для решений судов первой инстанции определяется по правилам ст. ст. 209 и 237 ГПК РФ, а для постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций вступают в законную силу со дня их вынесения (ст. ст. 329, 335, 391 ГПК РФ). 35. Генеральный прокурор требует от подчиненных ему прокуроров неукоснительно соблюдать требования материального и процессуального права, в частности сроки исковой давности и процессуальные сроки. Исходить из того, что на заявления прокурора распространяются те же сроки, которые действуют в отношении граждан. В случае пропуска срока исковой давности или процессуального срока по уважительной причине ставить перед судом вопрос о его восстановлении. Обеспечивать поддержание заявления при рассмотрении его судом, добиваясь восстановления нарушенных социальных прав граждан. На всех стадиях процесса получать подтверждение волеизъявления гражданина на дальнейшее движение дела. Своевременно реагировать на допущенные судом ошибки. На незаконные судебные постановления приносить апелляционные, кассационные и надзорные представления. 36. У прокуроров субъектов Российской Федерации, их заместителей и приравненных к ним прокуроров военных и других специализированных прокуратур, Генерального прокурора РФ и его заместителей отсутствует право истребования дела из суда, в связи с чем участвующим в деле прокурорам необходимо принимать меры к формированию наблюдательных производств, в которых помимо подробных заключений должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов (исковое заявление, отзыв, копии правоустанавливающих документов, копии либо заверенные выписки протокола судебного заседания, апелляционные и кассационные жалобы, представления прокурора и отзывы на них и т. д. ). Именно эти материалы могут являться в дальнейшем основанием для принятия решения соответствующим прокурором о направлении представления в кассационном порядке в соответствующую судебную инстанцию. 37. Поступающие в органы прокуратуры кассационные жалобы необходимо рассматривать с учетом даты подачи жалобы, категории дел и участия по ним прокурора. 38. По жалобам на судебные постановления по делам, в которых не участвовал прокурор и которые не отнесены законом к обязательной категории дел, следует направлять ответы об отказе в их удовлетворении. В ответах необходимо разъяснять заявителям, что у органов прокуратуры отсутствуют полномочия на опротестование судебных постановлений и право на обжалование судебных постановлений в порядке, установленном ГПК РФ < 246>. -------------------------------- < 246> См.: информационное письмо Генпрокуратуры РФ от 27 января 2003 года N 8-15-2003 " О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".
39. Генеральная прокуратура РФ требует от прокуроров вступать в процесс и давать заключения по делам, по которым участие прокурора предусмотрено ГПК РФ и другими федеральными законами. 40. К таковым относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 252 ГПК РФ), о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 260 ГПК РФ), об усыновлении и отмене усыновления (ст. ст. 125, 140 СК РФ, ст. 273 ГПК РФ), о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ), об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ), об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ), о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 304 ГПК РФ), о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. ст. 70, 72, 73 СК РФ), об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст. 10 Федерального закона " О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" ). 41. Прокурорам субъектов Российской Федерации, а также приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, а также их заместителям Генеральным прокурором РФ предписано принимать личное участие в рассмотрении судами гражданских дел, имеющих особое значение для защиты интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований < 247>. -------------------------------- < 247> См.: Приказ Генерального прокурора РФ от 2 декабря 2003 года N 51 " Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Тула: Автограф, 2004. Том 1.
42. Прокурор вправе обращаться в суд с заявлением об отмене актов представительного органа власти субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 21, 22, 23 Федерального закона " О прокуратуре Российской Федерации", принятого Государственной Думой 18 октября 1995 г., прокуроры осуществляют надзор за исполнением закона, в том числе органами власти субъектов Российской Федерации, и вправе приносить представления на решения этих органов, в том числе и в судебном порядке < 248>. -------------------------------- < 248> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ " Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 11. С. 12.
43. Прокурор вправе в установленном порядке обращаться в суд с заявлениями о признании несоответствующими закону как правового акта в целом, так и отдельных его пунктов < 249>. -------------------------------- < 249> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Информация о деле // Законность. 1995. N 11.
44. Прокурор вправе в интересах Российской Федерации обращаться в суд с требованиями о взыскании с граждан недоимки и финансовых санкций по налогам и сборам, независимо от того что действующее законодательство предусматривает наличие специальных учреждений - налоговых органов, на которые в силу п. 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ возложена обязанность по взысканию указанных платежей < 250>. -------------------------------- < 250> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 года " Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 1.
45. Не вправе прокурор также обращаться в суд с заявлением о взыскании коммунальных платежей с граждан в пользу МУП ЖКХ, руководствуясь тем, что указанные требования предъявляются в защиту интересов неопределенного круга лиц. Обращение прокурора в суд с заявлением о взыскании коммунальных платежей с граждан в пользу МУП ЖКХ не относится к делам в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку обращение производится в интересах конкретного юридического лица. Часть 1 комментируемой статьи не наделяет прокурора правом обращаться в суд в защиту интересов конкретных юридических лиц. Соответственно, если прокурором в суд принесено заявление о взыскании коммунальных платежей в пользу МУП ЖКХ, в принятии такого заявления судьей должно быть отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку заявление предъявлено лицом, которому ни ГПК РФ, ни другими федеральными законами такое право не предоставлено < 251>. -------------------------------- < 251> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 года " Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004 года" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 7.
46. И последнее. Дела по спорам о признании недействительными сделок по отчуждению жилых помещений не подпадают под перечень дел, указанных в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, по которым прокурор вступает в процесс и дает заключение < 252>. -------------------------------- < 252> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 8 декабря 2004 года " Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2004 года" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 4.
47. Прокурор не обладает правом приостанавливать исполнение судебного акта, поскольку это противоречило бы как положениям некоторых международных правовых актов, участником которых является Российская Федерация, так и нормам гражданского процессуального законодательства, определяющим правовое положение прокурора как участника судопроизводства по гражданским делам < 253>. -------------------------------- < 253> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 6 октября 2004 года " Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2004 года" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1.
48. В случае обращения прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта привлечение к участию в рассмотрении дела муниципальных образований, чьи права и законные интересы затрагиваются оспариваемым нормативным актом, не требуется, поскольку в таких делах прокурор обращается в суд не в защиту прав этих лиц, а в целях осуществления надзора за соответствием нормативных правовых актов федеральному законодательству - в пределах своей компетенции < 254>. -------------------------------- < 254> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 3 и 24 декабря 2003 года " Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2003 года" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 3.
49. См. также комментарий к ст. ст. 4, 6. 1, 18, 35, 51, 56, 131 - 135, 145, 149, 237, 244. 1, 245, 254, 255, 259, 262, 275, 327 ГПК РФ.
Статья 46. Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц
Комментарий к статье 46
1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований участвуют в судебном разбирательстве органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ). 2. Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ " Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" < 255> обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда вправе родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием. -------------------------------- < 255> См.: Собр. законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.
3. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми (ч. 3 ст. 15 Федерального закона " Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ). 4. В Законе РФ " О защите прав потребителей" прямо предусмотрено право на предъявление исков к изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченной изготовителем (продавцом) организации или уполномоченному изготовителем (продавцом) индивидуальному предпринимателю (далее - уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель), импортеру): а) должностных лиц уполномоченного федерального органа исполнительной власти (органа государственного надзора), в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей (п. 2 ст. 40, ст. 46 Закона РФ " О защите прав потребителей" ); б) органов местного самоуправления в защиту прав конкретного потребителя (группы потребителей), неопределенного круга потребителей (ст. ст. 44, 46 Закона РФ " О защите прав потребителей" ); в) общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в защиту прав и законных интересов отдельного потребителя (группы потребителей), неопределенного круга потребителей (п. 2 ст. 45, ст. 46 Закона РФ " О защите прав потребителей" ) < 256>. -------------------------------- < 256> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года N 7 " О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 года N 18).
5. Закон предоставляет право общественным объединениям потребителей обращаться в суд с заявлениями в защиту не только группы потребителей или неопределенного круга потребителей, но и конкретного потребителя. В силу ч. 1 комментируемой статьи обращение общественного объединения потребителей в суд с заявлением в защиту конкретного потребителя осуществляется по просьбе самого потребителя. При этом специального оформления полномочий общественного объединения доверенностью, выданной потребителем на обращение в суд, не требуется < 257>. -------------------------------- < 257> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года " Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 9.
6. Право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц может быть установлено только федеральным законом. Закон субъекта Российской Федерации не относится к нормативным правовым актам, регулирующим порядок гражданского судопроизводства, и поэтому не может предоставить право, к примеру, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации обратиться в суд в интересах несовершеннолетнего гражданина с заявлением о лишении одного из родителей родительских прав < 258>. -------------------------------- < 258> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 6 октября 2004 года " Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2004 года" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1.
7. Действующее законодательство не предоставляет депутату органа местного самоуправления права на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан или выборного органа местного самоуправления < 259>. -------------------------------- < 259> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 3 и 24 декабря 2003 года " Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2003 года" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 3.
8. См. также комментарий к ст. ст. 4, 35, 56, 149, 251, 254, 259, 262 ГПК РФ.
Статья 47. Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу
Комментарий к статье 47
1. К участию в процессе может привлекаться орган опеки и попечительства при рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей (ст. 78 СК РФ). Он обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами < 260>. -------------------------------- < 260> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года N 10 " О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 7.
|
|||
|