|
|||
2. Изучение на пальцах.
Захарова Е. М. учитель математики МОУ «СОШ с. Дмитриевка» Умножение чисел без таблицы и калькулятора
Нам таблица умножения не кажется чем-то очень сложным, но вот для ребенка как раз наоборот. Взрослым надо немного помочь своему школьнику упростить задачу и сделать её изучение более интересным. А вы никогда не задумывались, кто же придумал таблицу умножения? Многие называют таблицу умножения «Таблицей Пифагора». И думают, что Пифагор и был ее основателем, но прямых доказательств этому нет. Мнения ученых разделились. В школе первая таблица умножения была введена в средневековой Англии, перемножались числа до 12. И сохранилась в таком виде до сегодняшнего дня. Кстати, в Индии таблица включает в себя числа до 20. Самая старая таблица умножения (до 10) была найдена при раскопках в Китае возрастом примерно 305 г. до н. э. Также в Японии при раскопках нашли фрагмент дощечки с записями умножения чисел. Но есть еще версия, что родом таблица умножения из Месопотамии. На раскопках древнего Вавилона нашли табличку возрастом около 4000 лет с шестидесятеричной системой исчисления. В России таблица появилась благодаря математику Леонтию Филипповичу Магницкому, в 1707 году.
Существует бесконечно много способов, помогающих запомнить таблицу умножения. Например: 1. с помощью карточек с изображенными на них цифрами. Дети сами могут составлять из них примеры. 2. Изучение на пальцах. 1. Таблица умножения на 9 (как раз в мультфильме про фиксиков показан этот способ) 2. Держим руки перед собой, ладони смотрят вниз. Представляем, что у каждого пальца есть свой номер. Мизинец на левой руке будет первым, на правой 10, остальные по порядку. 3. Пробуем умножать на примеры: 5× 9. Загибаем палец, который мысленно был у вас пятым. 4. Число пальцев до загнутого пальца показывает десятки в ответе, в нашем случае это 4 пальца = 40. Количество пальцев справа покажет единицы. В нашем случае это 5 5. 40+5=45 и 5× 9=45 Уверена, что учителя начальных классов применяют различные способы запоминания таблицы умножения, но мы ежегодно убеждаемся, что приходя в 5 класс очень много детей не знают таблицу умножения и испытывают проблемы при умножении многозначных чисел. Поэтому, сегодня я предлагаю Вам метод умножения многозначных чисел без знания таблицы умножения. Все, что необходимо уметь детям – рисовать прямые линии и считать точки их пересечения. Для начала умножим, например 3 на 4. Первое число 3 изобразим тремя параллельными линиями ( на рисунке это линии синим цветом), второе число 4 изобразим четырьмя параллельными линиями, пересекающими три первых (зеленые линии). (см. рис) Посчитаем точки пересечения прямых – их 12. Значит: 3*4=12. Рассмотрим умножение двузначных чисел. Например 12*14. Число 12 –это 1 десяток и 2 единица (на рисунке синие линии), в числе 14 – 1 десяток и 4 единицы (на рисунке зеленые линии). Чтобы правильно сосчитать точки выделим левую область и правую область, между ними средняя область. Теперь в каждой области считаем точки пересечения прямых, записываем их. Полученные числа записываем слева направо, это и есть произведение 12*14=168. (можно проверить с помощью калькулятора). В данном примере не было перехода через десяток. РИСУНОК Рассмотрим пример 52*43. Аналогично предыдущему примеру изобразим числа 53 и 43 с помощью прямых, отделим крайние и среднюю области, посчитаем точки пересечения в каждой области, записываем соответствующие числа. Видим, что в средней области получилось число 23. В полученном числе цифру 2 зачеркиваем, и прибавляем ее к числу в левой крайней области, получаем 22. Записываем число 2236, которое является произведением чисел 52 и 43. РИСУНОК
При умножении двузначного числа на однозначное применяется принцип умножения двузначных чисел. Например 24*3. В числе три 0 десятков, поэтому умножение запишем так 24*03. Линию, которая обозначает 0 изображаем пунктирной линией, мнимой. И при подсчете точек пересечения точки пересечения с мнимой прямой не считаем. Получим 72. РИСУНОК
При умножении трехзначных чисел выделяют пять областей. Рассмотрим пример 326*123. (см. рис) Получим число 40098. РИСУНОК
При умножении трехзначного числа на двузначное в двузначном числе в разряде сотен нужно написать 0, изобразить его мнимой прямой, и точки пересечения с ней не считать. Пример 135* 37=135*037=4995. РИСУНОК С помощью рассмотренных примеров можно выполнять умножение любых многозначных чисел. Так и сейчас умножают в китайских школах
|
|||
|