|
|||||||||||||
Учимся сочинять вариации. (обращаем внимание только на мелодию). Пример 45. Быстро, весело. Пример 46Стр 1 из 3Следующая ⇒ Учимся сочинять вариации (обращаем внимание только на мелодию) Проще всего сочинять вариации на soprano ostinato. Здесь нужно просто взять мелодию и придумывать к ней разный аккомпанемент. Сложнее всего сочинять вариации на basso ostinato. Это полифонические вариации, и чтобы они хорошо получились, нужно уметь обращаться с полифонией. Увлекательнее всего сочинять фигурационные вариации. И этому можно вас немножко научить. Попробуем поработать с очень простой мелодией. Это русская народная плясовая песня «Ах вы сени мои, сени». Пример 45 Быстро, весело Мелодия состоит из четырёх фраз, две первые и две последние почти одинаковые, но с небольшим врьированием. Обратите внимание на изменение в повторе выделенного мотива. Ваша задача — изменить мелодию, но так, чтобы она всё же узнавалась. Вот три совета. Учтите, что это лишь советы, а не правила. Сочинять музыку по правилам — очень скучное занятие. Но советы всё же нужны. Совет первый. Что лучше всего узнаётся и запоминается в любом музыкальном отрывке? Ну конечно, начало. Значит, в начале изменения должны быть лёгкими и прозрачными, чтобы мелодия легко угадывалась, а вот в конце можно пофантазировать и сочинить что-нибудь совсем другое. Совет второй. Выберите в мелодии основные «интонационные точки», вокруг которых будет «крутиться» ваша вариация. Например, вот эти: Пример 46 Не обязательно строго придерживаться этих точек, но всё-таки хорошо бы иметь их в виду. В примерах, которые я сейчас приведу, эти точки соблюдаются, но не совсем строго. Совет третий. Сохраняя общую форму мелодии (как в строгих вариациях), придумайте какие-нибудь новые ритмические рисунки, можете даже изменить размер, как в последнем примере. В двух примерах я применил секвенцию. Но секвенциями надо пользоваться осторожно, если их нет в самой теме.
А сейчас я продемонстрирую, как придумать на эту тему жанровые вариации. Что это такое? Это свободные вариации, в каждой из которых представлен какой-нибудь жанр: марш, вальс и т. д. А поскольку сочинять такие вариации только на мелодию не очень интересно, припишем к теме простенький аккомпанемент.
|
|||||||||||||
|