|
|||
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) – литераторВладимир Ильич Ульянов (Ленин) – литератор
Субина Марина Юрьевна ст. н. /с. «Дома – музея В. И. Ленина» Владимир Ильич Ленин — одна из самых ярких фигур в истории ХХ века. Революционер, теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель, создатель РСДРП (б). Ленин является организатором и руководителем Октябрьской социалистической революции 1917 года в России, создатель первого в мировой истории социалистического государства. Ленин оказал мощное влияние на историю человечества. Тем интереснее, спустя 150 лет после его рождения, и 100 лет после Великой русской революции, обратиться вновь к его наследию, к его сочинениям – статьям, речам, публицистике… Всем известно, что В. И. Ульянов получил юридическое образование сначала в Казанском университете, а затем, после подготовки, сдаёт экстерном экзамены в Петербургском университете, получив диплом юриста I степени. Известны 12 судебных дел, которые вёл в качестве помощника адвоката юрист Ульянов. Известно, что Ленин - профессиональный революционер и политик. Однако, в известной анкете делегатов X Всероссийского съезда РКП (б), проходившего в Москве с 8 по 16 марта 1921 года В. И. Ленин в графе «Основное занятие до 1917 года» - отвечает - «литератор». В графе: «Чем занимались после 1917 года, кроме партийной, советской, профессиональной и тому подобной работы» - отвечает – «кроме указанных, только литературной работой». В графе: «К какому профсоюзу принадлежите в настоящее время» - отвечает – «к союзу журналистов». Почему вождь мирового пролетариата открыто называет себя литератором, а свою основную деятельность - литературной работой? Известно, что существует множество видов литературы: художественная, научная, научно-популярная, мемуарная, публицистическая… «универсальный перечень основных видов литературы носит лишь приблизительно-ориентирующий характер, а однозначная структура конкретного литературного пространства может быть определена лишь в отношении к определенной культуре и определенному периоду времени» В. И. Ульянова (Ленина) можно по праву назвать писателем, мастером пера! Владимир Ильич занимался с конца 90-х годов XIX века написанием статей и книг и политического, и экономического содержания. Первой его книжкой политического содержания была «Что такое друзья народов и почему они воюют против социал-демократов» и вышла она в 1894 году. Но сначала его имя появилось в российских энциклопедиях, как ученого – экономиста «Владимир Ильин» и это связано с появлением в печати в 1899 году его серьёзного экономического труда «Развитие капитализма в России». В. И. Ленин был не только блестящим полемистом и писал полемические статьи и речи, он был публицистом, литературным критиком, работал журналистом и редактором газет «Искра», «Пролетарий» и других периодических изданий. За свою жизнь Владимир Ильич Ленин написал сотню книг и брошюр, тысячи статей и писем, выступал с множеством докладов и речей на партийных съездах и конференциях. Поэтому он по праву считал себя журналистом и писателем. Попробуем подсчитать, сколько же всего было у Ильича трудов. До Октябрьской революции книги и статьи Ленина выходили в основном нелегально. По данным Большой Советской энциклопедии, до 1917 года произведения Ленина издавались 212 раз общим тиражом 594 тысячи экземпляров. В России к началу революции 1917 года об Ульянове – Ленине знали все читающие, просвещённые люди. В 1902 году Ленин пишет программную работу, посвященную построению пролетарской партии нового типа в России «Что делать? » или «Наболевшие вопросы нашего движения». Она была направлена против «легального марксизма» и народнических теорий. Книга оказала на сознание масс людей не меньшее воздействие, чем «Капитал» Карла Маркса. Книга была переведена на десятки иностранных языков и подтолкнула к революции тысячи и тысячи людей. До революции предпринимались попытки издать книги Ленина легально, но удавалось выпустить в печать лишь самые безобидные из них. Например, сборник «Экономические этюды и статьи». Причем вскоре после публикации и на них был наложен арест. Работы попали в руки царской охранки и были уничтожены. Ленин использовал псевдонимы. Об этом хорошо изложено в книжке И. Вольпера «Псевдонимы В. И. Ленина» («Лениздат», 1965г. ) После победы советской власти В. И. Ленин официальные партийные и государственные документы подписывал «В. И. Ульянов (Ленин)». Ленин — это самый известный псевдоним, но далеко не единственный. Всего по причине конспирации Ульянов имел более 150 псевдонимов. Кроме псевдонимов у Ленина была и партийная кличка, которую использовали его товарищи и он сам: «Старик» Более 60 статей Владимир Ильич опубликовал в газете «Искра», 70 - в газете «Вперед», 90 - в газете «Пролетарий», 20 - в «Новой Звезде», 90 - работ вышло в издании «Социал-демократ». Лидером по количеству его публикаций была газета «Правда» - более 280 статей. Впервые автор подписался «Н. Ленин» под своей статьей под заглавием «Гг. «критики» в аграрном вопросе. Очерк первый» в 1901 году в журнале «Заря». После Февральской революции в России 1917 года Владимир Ильич публикуется в СМИ ежедневно. За один год - более 200 статей в одной лишь «Правде». А затем эти труды перепечатывались остальными большевистскими органами печати. С победой Октябрьской революции издание трудов вождя пролетариата приобрело невиданный размах. В советский период времени вышло несколько изданий его сочинений. Первое издание собрания сочинений Ленина, вышедшее еще при жизни автора в 1920 году, включало в себя 26 книг! Во втором и третьем издании, увидевших свет одновременно в 1932 году, было уже по 30 книг! Сотни специалистов, работающих в Институте марсксизма-ленинизма, разыскивали по всему свету неизвестные труды вождя революции. Тираж третьего издания – 557 тысяч экземпляров! За ними последовали четвертое, пятое и шестое издания. Толщина книг и количество томов постоянно увеличивались. Самое массовое – четверное издание - вышло тиражом почти в 1 млн. экземпляров и было переведено на все национальные языки республик СССР. В период с 1957 по 1965 годы тысячи ученых и историков трудились над Полным собранием сочинений Ленина, которое вышло в 55 томах. В нем собрано воедино все ленинское литературное наследие – все его опубликованные и неопубликованные произведения, документы, письма, записки, телеграммы. Туда даже вошли черновики, планы и разнообразные наброски. На произведения Ленина ссылались ученые в своих научных докладах, обязательными к публикации стали различные выступления Ильича, доклады, статьи, переиздавались книги. Произведения Ленина изданы в 63 странах на 125 языках мира. По данным ЮНЕСКО Ленин занимает твердое первое место в мире по количеству переводов на другие языки. Владимир Ильич Ленин был не только плодовитым журналистом и писателем, но и блестящим оратором. Вспомним самые известные его крылатые фразы: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино»; «Есть такая партия»; «Скажи мне, кто тебя хвалит, и я скажу тебе, в чем ты ошибся»; «Учиться, учиться и еще раз учиться»; «Богатые и жулики это – две стороны одной медали»; «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»; «Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует»; «Прямая политика – самая лучшая политика. Принципиальная политика – самая практичная политика»; «Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни»; «Не так опасно поражение, как опасна боязнь признать свое поражение»; «Мы не хотим загонять в рай дубиной» и многие другие. По словам писателя А. М. Горького Ленин обладал нечеловеческой работоспособностью. Только в 1919 году В. И. Ленин руководил работой 14 пленумов ЦК и 40 заседаний Политбюро, на которых обсуждались военные вопросы. С ноября 1917 года по ноябрь 1920 года В. И. Ленин написал свыше 600 писем и телеграмм по различным вопросам обороны Советского государства, свыше 200 раз выступал на митингах. Даже в период болезни в 1922 году надиктовал несколько заметок: «Письмо к съезду», «О придании законодательных функций Госплану», «К вопросу о национальностях или об «автономизации», «Странички из дневника», «О кооперации», «О нашей революции (по поводу записок Н. Суханова)», «Как нам реорганизовать Рабкрин (Предложение XII съезду партии)», «Лучше меньше, да лучше». Надиктованное Лениным «Письмо к съезду» (1922) часто рассматривают как ленинское завещание.
Истоки литераторства Ленина – родом из детства. С раннего детства Владимир Ульянов много читал. Он родился в русской интеллигентной демократической семье, которая отличалась высотой нравственных идеалов. Семья Ульяновых выписывала более 27 наименований газет и журналов и среди них «Современник» и «Отечественные записки», «Нива», «Исторический вестник», «Искры» и другие. В юности Владимир Ульянов штудировал «прогрессивные» журналы и книги 1860—1870-х годов, особенно труды Н. Г. Чернышевского, которые, по его собственным словам, оказали на него решающее влияние. Прекрасно знающий мировую и отечественную классику, он читал в подлинниках Эсхила и Гомера, Данте, Шиллера, Гёте и Гюго. Преподаватель логики и русской словесности и директор Симбирской классической гимназии Ф. М. Керенский надеялся, что Ульянов изберёт историко-словесное направление. В своей статье «Что нравилось Ильичу из художественной литературы» Н. К. Крупская вспоминала: «, …> знала я, что Ильич не меньше моего читал классиков, не только читал, но и перечитывал не раз Тургенева, например. Я привезла с собою в Сибирь Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Владимир Ильич положил их около своей кровати, рядом с Гегелем и перечитывал их по вечерам вновь и вновь. Больше всего он любил Пушкина. Но не только форму ценил он. Например, он любил роман Чернышевского «Что делать? », несмотря на мало художественную наивную форму его. Я была удивлена, как внимательно читал он этот роман, и какие тончайшие штрихи, которые есть в этом романе, он отметил. Впрочем, он любил весь облик Чернышевского, и в его сибирском альбоме были две карточки этого писателя, одна, надписанная рукой Ильича, - год рождения и смерти. В альбоме Ильича были еще карточки Эмиля Золя, а из русских - Герцена и Писарева. Писарева Владимир Ильич в свое время много читал и любил. Помнится, в Сибири был также Фауст Гете на немецком языке и томик стихов Гейне< …> » Лениным написано немало критических литературоведческих статей посвященных писателям, поэтам: «Памяти Герцена», «Евгений Потье». Особенно много посвящено таким значимым фигурам, как А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой. Творчеству Л. Н. Толстого, которого он называл «зеркалом русской революции», он посвятил статьи: «Л. Н. Толстой», «Лев Толстой и его эпоха», «Лев Толстой и современное рабочее движение». «Лев Толстой как зеркало русской революции». В. И. Ленин глубоко понял и раскрыл существующие противоречия в произведениях и взглядах Л. Толстого: «С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны — помещик, юродствующий во Христе… С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления… С другой стороны, — юродивая проповедь «непротивления злу насилием» (там же, т. 17, с. 209). Вместе с тем, Ленин утверждал, что устами Л. Толстого «… говорила… многомиллионная масса русского народа…» (там же, т. 20, с. 70), что творчество Л. Толстого является «зеркалом русской революции» (там же, т. 17, с. 206), что «мировое значение» Л. Толстого отражает «мировое значение русской революции» (там же, т. 20, с. 19).
Другие его статьи посвящены вопросам литературы и русского языка, вопросам культурной революции и просвещения масс: «Партийная организация и партийная литература», «Из прошлого рабочей печати в России», «О пролетарской культуре». Ленин был беспощаден к «левачеству» в сфере образования и культуры, отрицавшему все позитивные достижения прошлого. Выступая на III Всероссийского съезда Советов, он заявил: «социалистическая культура приобщает трудящихся к высшим духовным ценностям, к знанию всех тех богатств, которые выработало человечество». «Не выдумка новой пролеткультуры, а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма» — вот что, по его мнению, должно стоять во главе угла культурной революции. Декретом Совета народных комиссаров от 30 июля 1918 года была утверждена программа «Памятники республики». Только в Москве и Петрограде предполагалось установить 167 памятников революционерам, деятелям мировой и русской культуры, в том числе, Фёдору Тютчеву, Михаилу Врубелю. В своем понимании сущности художественной литературы Ленин исходил из диалектического и исторического материализма и традиций русской революционно-демократической эстетики и критики. В основе его взглядов на литературу лежала материалистическая теория отражения, согласно которой художественная литература, как и наука, является особой формой отражения объективной действительности. Он высоко ценил художественную литературу как могучее средство познания жизни и сильнейшее орудие социального, нравственного, эстетического воспитания. Однако познание действительности — процесс активный, и писатель, отражая действительность, неизбежно вносит в свое творчество идеи, настроения, идеалы своего времени, общества и класса. Отсюда — по Ленину - исторический и классовый характер литературы и ее партийность.
Ленин решительно выступал против вульгарно-социологического подхода к литературе, который, извращая марксизм и принцип партийности литературы, сводит на нет её объективное содержание и познавательное значение и не видит в ней ничего, кроме узко понятых классовых интересов. Утверждая художественную литературу как часть пролетарского дела, Ленин подчеркивал, что «…в этом деле, безусловно, необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» Ильич неоднократно выступал в защиту классического художественного наследия, заботился о сохранности и распространении достижений искусства прошлого. Высоко ценил реализм в литературе. Он полагал, что художественное творчество по самой своей природе немыслимо без многообразия поисков форм, стилей, жанров, приемов изображения, поскольку художественная правда проявляется в литературе не только в изображении типических характеров и обстоятельств, но и в романтическом пафосе и в фантастических утопиях, и в сатирических шаржах и карикатурах. Однако он был принципиальным противником псевдоискусства, в котором нет ничего, кроме формалистического кривляния, бессмысленной деформации действительности, декадентской болезненности и зауми. «Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кубизма и прочих «-измов» высшим проявлением художественного гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от них никакой радости», — говорил В. И. Ленин. Он был знаком с главными произведениями мировой литературы. В своих работах и выступлениях ссылался на «Фауста» И. В. Гете, комедии Мольера, «Тартарена из Тараскона» А. Доде, роман Э. Золя «Радость жизни», поэзию В. Гюго и т. д. Особую статью он посвятил автору «Интернационала» Э. Потье, назвав его «…одним из самых великих пропагандистов посредством песни». Внимательно относился Ленин к развитию прогрессивной и социалистической литературы на Западе. Из его выступлений и писем, из воспоминаний о нем известны его суждения о Дж. Лондоне, Э. Синклере, М. Андерсене-Нексё, Б. Шоу, Г. Уэллсе, Э. Верхарне. Положительно отзывался о романах А. Барбюса «В огне» и «Ясность» и написал предисловие к известной книге Дж. Рида «Десять дней, которые потрясли мир». В предисловии он утверждал, что «…она дает правдивое и необыкновенно живо написанное изложение событий, столь важных для понимания того, что такое пролетарская революция, что такое диктатура пролетариата» (ПСС. т. 40, с. 48). Ленин любил русскую классическую литературу, высоко ценил творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова, преклонялся перед могучей художественной силой Л. Н. Толстого, с глубоким интересом читал и перечитывал романы Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, смотрел в театре пьесы А. Н. Островского. В своих работах и выступлениях Л. обращался к образам «Горя от ума» А. С. Грибоедова, «Мертвых душ» и «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Истории одного города» и «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина, хорошо знал сатирическую поэзию В. С. Курочкина и других поэтов «Искры». Очень ценил заинтересованное внимание русской литературы к жизни крестьянства (от «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Записок охотника» Тургенева до очерков Г. И. Успенского, от «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова до стихов И. З. Сурикова). Очень любил русские народные песни, как и романсы и песни на слова русских поэтов. Горячо защищал он революционное направление романа Н. Г. Чернышевского «Что делать? », восторженно приветствовал появление произведений А. П. Чехова, житейскую правду и лирику его прозы и драматургии, точно характеризовал историческое значение творчества М. Горького. В статье «Памяти Герцена». В. И. Ленин пишет об основных этапах освободительного движения в России. Три главных периода освободительного движения в России, «соответственно трем главным классам русского общества, налагавшим свою печать на движение» (ПСС, т. 25, с. 93), — вот та историческая почва, на которой — по Ленину — вырастала великая русская литература. Отсюда, по его мнению, ее идейное и художественное своеобразие, мировое значение, сила ее воздействия. Связь с народом, его жизнью, настроениями и борьбой определила, по мнению Ленина характер творчества не только писателей, принимавших так или иначе непосредственное участие в русском революционном движении (Радищев, писатели-декабристы, революционные демократы, народники), но и таких, например, как Л. Н. Толстой или Ф. М. Достоевский. Ленин, осуждал реакционные тенденции творчества Ф. М. Достоевского. Отрицательно, по свидетельству В. Д. Бонч-Бруевича, относился он к роману «Бесы». Но вместе с тем утверждал, что «…при чтении этого романа надо не забывать, что здесь отражены события, связанные с деятельностью не только С. Нечаева, но и М. Бакунина», Он говорил: «Достоевский действительно гениальный писатель, рассматривавший больные стороны современного ему общества, что у него много противоречий, изломов, но одновременно — и живые картины действительности» (Ленин В. И., О литературе и искусстве, 1979, с. 698). Ленин считал его «Записки из Мертвого дома» - «непревзойденным произведением русской и мировой литературы». Ему была близка критическая направленность русской литературы XIX в., критику в произведениях русских писателей крепостничества и буржуазных отношений, произвола самодержавия и царской бюрократии, угнетавших народные массы. «Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей», — цитировал он слова Н. А. Некрасова. В его представлении старая русская литература не сводилась к одностороннему критицизму и отрицанию, а была сокровищницей гуманистических, демократических, социалистических идей, формировавшихся в процессе жизни, труда, освободит, борьбы русского народа. Отношение Ленина к русской классической литературе было проникнуто чувством национальной гордости и патриотизма. В то же время он подходил к ней с классовых позиций, утверждая, что в дореволюционной России есть «две нации» и «две культуры». «Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, — но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова» (Из статьи «О Вехах» ПСС, т. 24, с. 129). Ленин с восхищением и глубоким уважением относился к деятельности В. Г. Белинского и А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, решительно выступал против литературы, проникнутой идеями официальной народности, религиозными «исканиями» славянофильства и его последователей, ренегатскими настроениями «веховце», против «антинигилистического романа», упаднической литературы декадентов. В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин определил сущность новой пролетарской художественной литературы и ее особенности. Новая литература, по мнению Ленина должна проникнуться идеями социализма, служить массам трудящихся, противостоять буржуазному анархизму, индивидуализму и карьеризму. Ленин провозглашает программу соединения литературы с борьбой за идеалы трудящихся, идейного завоевания художественной интеллигенции, воспитания художников нового типа. Крупнейшим представителем пролетарского искусства Л. уже в предоктябрьские годы считал А. М. Горького. Ленин высоко ценил «Песню о Соколе» и «Песню о Буревестнике», пьесу «На дне», повесть «Мать». О повести «Мать» Ленин сказал автору: «Книга — нужная, много рабочих участвовало в революционном движении несознательно, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя. Очень своевременная книга» (Горький М., Собр. соч., т. 17, 1952, с. 7). Большое внимание уделял Ленин вопросам литературы после Октябрьской революции. Он отверг попытки А. А. Богданова и других руководителей Пролеткульта противопоставить пролетарскую культуру культуре предшествующих эпох и создать новое искусство в замкнутых студиях в отрыве от борьбы масс, политики советского государства и демократической культуры прошлого. Отрицательно Ленин относился и к стремлению футуристов распространять под флагом нового, революционного искусства чуждые советскому искусству идеи. Сдержанно оценивал творчество В. В. Маяковского, но затем, по свидетельству Н. К. Крупской, «подобрел» к поэту, а когда прочитал его стих. «Прозаседавшиеся», сказал, что давно «…не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной», «был такой тип русской жизни – Обломов. Он всё лежал на кровати и составлял планы» (ПСС, т. 45, с. 13). Быть ближе к строительству нового общества, к труду рабочего класса и крестьянства, к борьбе за социализм — такова, по мнению Ленина важнейшая задача советской литературы. Эта задача была темой переписки и бесед с А. М. Горьким и другими литераторами. Он одобрял очерки о гражданской войне А. С. Серафимовича, стихи и поэмы Д. Бедного (хотя и отмечал, что поэт: «Грубоват. Идет за читателем, а надо быть немножко впереди» (Горький М., Собр. соч., т. 17, 1952, с. 45), роман В. Я. Зазубрина «Два мира», кн. И. Г. Эренбурга «Хулио-Хуренито», документальные записки А. И. Тодорского «Год с винтовкой и плугом». Серьезное значение придавал Ленин развитию советской литературной периодической прессы. А. В. Луначарскому он предложил пресечь нигилистические выступления футуристов — их выпады против классического наследия — в органе Наркомпроса «Искусство Коммуны»; Серафимовичу, редактору журнала «Творчество», советовал «привлечь в литературу рабочих»; Л. принял непосредственное участие в организации первого «толстого» советского ежемесячника «Красная новь». Идейное капитулянтство и сектантство — вот опасности, от которых Ленин. предостерегал работающих в области культуры и литературы. «Архифальшью» назвал он утверждение пролеткультовца В. Ф. Плетнева, что «задача строительства пролетарской культуры может быть разрешена только силами самого пролетариата» (Ленин В. И., О литературе и искусстве, с. 453). По мнению Ленина, в создании новой культуры (и художественной литературы) должна принять участие и интеллигенция, вышедшая из буржуазной среды. Ленин отвергал любые нападки на право партии руководить развитием литературы и искусства. Вместе с тем он никогда не выдавал своих личных суждений о тех или иных явлениях литературы и искусства за нечто обязательное для всех и был противником командования, администрирования и некомпетентного вмешательства в область искусства и художественной литературы. Выдвигая принцип партийности литературы, Ленин противопоставлял этот принцип широкому фронту его разнообразных противников – буржуазным нравам, предпринимательской, торгашеской печати, буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, «барскому анархизму» и погоне за наживой. Когда писатель замыкается в узком мирке своих ограниченных личных интересов и переживаний, отстраняясь от большой жизни страны, от политики, – не может быть и речи о партийности его литературной работы. В состоявшейся после победы Октября беседе с Кларой Цеткин, Н. К. Крупской и М. И. Ульяновой В. И. Ленин говорил: «Каждый художник, всякий, кто себя таковым считает, имеет право творить свободно, согласно своему идеалу, независимо ни от чего». Одновременно он указывал: «Но, понятно, мы – коммунисты. Мы не должны стоять, сложа руки, и давать хаосу развиваться, куда хочешь. Мы должны вполне планомерно руководить этим процессом и формировать его результаты» («Ленин о культуре и искусстве», М. 1956, стр. 519 – 520).
|
|||
|