|
|||
Причины проблемы
Михаил Хасьминский, руководителя Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье Член Общественного Совета Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (ФСИН) Член консультативного Совета Межрегионального следственного Управления на транспорте Следственного Комитета Российской Федерации Член Ассоциации онкопсихологов России. Член Рабочей группы Министерства РФ по развитию Дальнего Востока. Главный редактор сетевого журнала «Русская православная психология» и порталов кризисной помощи memoriam. ru и boleem. com. Представляет свой комментарий к случившемуся: «В разное время всегда и со всеми случаются тяжелые события: умирают родители, предают друзья, кто-то несправедливо к человеку относится. Все это было всегда, а вот «колумбайн» был не всегда («Колумбайн» — название школы в американском штате Колорадо, где в 1999 году два ученика-подростка расстреляли из огнестрельного оружия 12 детей и одного учителя, после чего застрелились сами. С тех пор «колумбайном» стали называть все подобные инциденты. — Прим. ред. ). И тут, безусловно, прямая связь с мировоззрением. Например, православный человек или мусульманин (традиционный ислам, а не секта), если они по-настоящему знают свою веру и живут ей, оказавшись в кризисной ситуации, поймут, что для чего-то эти страдания им нужны, что, проходя через испытания, они станут крепче. А человек с дезадаптивным мировоззрением с высокой вероятностью «уйдет» в деструктивное поведение. Потому что он привык видеть себя с “короной” на голове, привык считать, что он вправе решать вопросы жизни и смерти других людей. Потому что он человек инфантильный, безответственный, эгоистичный. Именно эти факторы формируют деструктивную личность: и «колумбайнера», и самоубийцу, и наркомана, и алкоголика, и пропагандиста криминальной субкультуры. Все это происходит из-за того, что в основе воспитания сегодня нет традиционной системы ценностей. Мы постоянно говорим о правах детей, причем чем дальше, тем больше становится этих прав. А об обязанностях — почти не говорим. И это приводит к перекосу всей системы ценностей. Права у человека появлялись только вместе с обязанностями, полномочия — по мере того, как человек начинал нести ответственность за свои слова и поступки. Человек становился из «рядового» «генералом» постепенно, взрослея, приучаясь отвечать и за себя, и за свою семью. А сейчас дети уже — «генералы». Мы думаем, что тестирование поможет все увидеть? Надо сказать, что у конкретных «колумбайнеров», как правило, нет никаких «особых признаков»: человек может даже не думать о том, что завтра у него что-то случится и он схватится за оружие. Никакие тесты не дадут глубокого понимания того, что происходит в душе человека, не позволят «влезть человеку в голову». Даже компьютерная томография не дает полного представления о процессах, происходящих в головном мозге человека, а мы хотим, чтобы адекватную картину душевной жизни подростка дали какие-то опросники, на которые без ошибок обычно ответит любой, кто «включит» голову!
Причины проблемы Во всех приведенных выше случаях скулшутинга есть определенные общие черты: во всех них участвуют подростки возрастом от 14 до 20 лет, практически все они подвергались постоянному или эпизодическому буллингу, то есть травле со стороны сверстников. Практически все из них являются аутсайдерами, «инаковыми» для остальных, что и становилось причиной травли. Для всех них скулшутинг был не спонтанным, а тщательно подготовленным и спланированным мероприятием. Не все «колумбайнеры» были из неблагополучных семей, некоторые из них были из вполне благополучных и обеспеченных, и это показывает, что фактор уровня жизни не является ключевым. Видимо, причина того, что подросток берет в руки оружие и идет стрелять в нелюбимое учебное заведение, кроется в другом. Но невозможно вылечить болезнь, не зная ее причины. Это новый способ подросткового суицида, в котором подросток пытается покончить с собой, отомстив своим обидчикам. Еще одна причина: сегодня в России нет качественного подросткового контента: подростки не видят примеров достойного поведения. Шаги предотвращения деструктивного поведения: 1. Доброе внимание к неблагополучным детям: грубость, агрессия и пр. – признак внутреннего неблагополучия, ребенок вызывает внимание к себе, нуждается в понимании и в том, чтобы его выслушали. Как правило ребенок в этом состоянии не «издевается» не «портит нервы», а просит о помощи. Только не все могут сделать это так, чтобы было всем понятно, что это не капризы, а именно внутренняя боль. Ее внутри столько, что он а выплескивается наружу – в грубость, пререкания, истерики, драки и пр. Посмотрите на такого ребенка как на страдающего, измените к нему подход, поинтересуйтесь, чем он расстроен. Не каждый готов разговориться сразу, но нужно проявить терпение и найти время выслушать. Многие проблемы кажутся подросткам «стыдными» или неразрешимыми, поэтому они «закрываются», стесняются поговорить. Но если разговор удался, придет облегчение – и для взрослых, и для ребенка.
2. Детям не хватает положительных примеров. Большинство примеров, которые предлагают им СМИ – очень агрессивны, эгоистичны. Ребенка нельзя обвинять в том, что он слепо кого-то копирует. Он еще не знает, как нужно. Тем более нельзя смеяться над его «звездами» или презирать за то, что он выбрал недостойный образец. Детям всегда было свойственно кому-то подражать, так они перенимают чужой положительный, как им кажется, опыт. Как правило, им нравятся очень хорошие вещи: сила, верность, готовность прийти на помощь, стойкость и пр. нельзя винить ребенка за выбор, с ним нужно поговорить и разобраться, что его привлекает. И предложить воспитывать в себе такие черты, обговорить, как именно это делается.
3. Быть корректными в оценке поведения, приоритетов и пр. Дети, особенно подростки очень обижаются на грубость. Нужно проявлять элементарную вежливость в общении сними. Ведь неуважительный тон, на который жалуются взрослые, очень часто – просто повторение тех слов и выражений, которые дети слышат от взрослых в свой адрес. Грубость порождает желание досадить в ответ, проявить непослушание.
4. Помнить о возрастных особенностях! Дети постоянно меняются, никогда нельзя сказать про ребенка, что из него ничего не выйдет, раз о сейчас такой, – это постоянно меняющаяся личность. Нужно обновить свои знания по возрастной психологии и не обвинять ребенка в том, что в нем проявляется согласно природным особенностям в зависимости от возраста.
|
|||
|