Рембрандт Харменс ван Рейн «Возвращение блудного сына»
Рембрандт Харменс ван Рейн «Возвращение блудного сына»
- Станковая живопись, библейский жанр (картина написана на сюжет евангельской притчи).
- Барокко и караваджизм. Рембрандт является создателем собственного художественного стиля, в котором прослеживаются черты барокко (масштабность полотен, эмоциональность, динамика) и приемы, заимствованные у Микеланджело де Караваджо (светотеневая моделировка фигур, реалистичность в изображении религиозных сюжетов).
- 1666-69 годы, Голландия. В это время Голландия упрочивает свое положение в качестве независимой республики, освободившись от притязаний Испании и Англии. Считается, что картина написана в последний год жизни художника, пережившего банкротство, безвестность и утрату почти всех своих близких людей (сын Титус умер в 1668 году). Картина хранится в Эрмитаже (Санкт-Петербург, Россия).
- Техника – холст, масло. Размеры полотна – 260х203 см. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён спиной к зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно, голова написана в профиль. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые исследователи считают их «братьями и сёстрами» главного героя. Существует также версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина — это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры — изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи.
- Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного. Густые рельефные мазки сочетаются в затененных зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками. Фактура красочной поверхности кажется мерцающей драгоценностью.
- Эта картина приковывает взгляд, зачаровывает, умиротворяет. Кажется, на ней изображено остановившееся время, вечность, словно у этого события нет предыстории и нет будущего. Есть только великий и радостный момент встречи. Эта картина о раскаянии и любви, способной прощать. Картина мерцающая, как свеча, теплая, гармоничная.
|