Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Введение.



 

РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И ПРОЕКТОВ

«ВРЕМЁН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»

 

 

СЕКЦИЯ: В тени столетий.

 

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: Вепсская горница- памятник деревенской

истории и культуры.

 

АВТОР: Горбачёв Константин Андреевич.

 

УЧРЕЖДЕНИЕ: Пяжозерская сельская библиотека/клуб.

 

РУКОВОДИТЕЛЬ: Логинова Светлана Ивановна,

зав. Пяжозерским филиалом библиотека/клуб.

 

 

Село Пяжозеро

2021

 

Содержание

1. Введение ……………………… 3

2. Основная часть ………................ 5

3. Заключение ……………………. 7

4. Список использованной литературы ………………9

 

     

 

1. Введение.

                   (слайд №1)

Наше вепсское село Пяжозеро - совсем маленькое, жителей насчитывается в пределах 40 человек. Некогда было большое село, по истории которого можно было отследить всю историю России. В наших домах ещё звучит вепсская речь, на которой жители наши всегда общаются между собой. Но, к сожалению, молодёжь покидает свою историческую родину, сначала уезжая учиться, а потом оставаясь там, в городах.

Практически в каждом доме Пяжозерья хранятся старинные предметы, начиная от берестяной солонки и заканчивая добротным деревянным шкафом. В силу своей удалённости от райцентров, сельские жители вынуждены были всё производить сами, внутри села. Поэтому в каждом доме были свои мастера. Женщины вышивали, пряли, ткали. Мужчины делали кузова, корзины, зыбки и ходунки, шили обувь, мастерили лодки...

 (слайд №2)

Прошли времена. Всё изменилось. Но куда же деть всё, что так бережно использовалось не одним поколением жителей, береглось и передавалось от дедов внукам?

Конечно же, самое подходящее место для этих удивительных предметов - это музей.  

Цель нашей работы: познакомиться с историей создания и работой музейной комнаты " Вепсская горница", расположенного в селе Пяжозеро.

Задачи:

- рассказать о создании музейной комнаты " Вепсская горница и её уникальных экспонатах;

-ознакомиться с экспозициями музейной комнаты;

- анализировать и систематизировать полученные в ходе исследования знания.

 (слайд №3)

Методы исследования:

1. Научно- поисковые:

- работа в музейной комнате " Вепсская горница";

- беседы с сотрудником музейной комнаты " Вепсская горница" и жителями села Пяжозеро;

2. Аналитические:

- провести анализ собранного материала

3. Систематизирующие:

-систематизировать полученную информацию;

4. Практические:

-создание компьютерной презентации «Вепсская горница" - памятник деревенской истории и культуры" »

(слайд №4)

Актуальность данной темы заключается в том, что в сегодняшней ситуации возрастает спрос на всё, что связано сжизнью в прошлом. Каждый человек начинает интересоваться историей своей семьи, своего рода. Чем жили предки, чем они занимались? И поэтому в маленьких сёлах и деревнях растёт число музеев деревенского быта, которые создаются подчас на добровольных началах самими жителями или одним из энтузиастов. И в эти музеи тянутся и тянутся посетители, с удивлением разглядывая знакомые, почти забытые предметы.

В Бабаевском районе таких музеев немало. Но сегодня мы познакомимся с нашим маленьким музеем " Вепсская горница" и узнаем о его жизни.

 

2. Основная часть.

Как и с чего всё начиналось?

(слайд №5)

Жил-был в деревне Красная гора Михаил Григорьевич Тришкин. Работал себе в библиотеке, как мог, старался беречь родной вепсский язык, разговаривая только на нем и от других того же требуя. Однажды Михаил Григорьевич попал на конференцию в г. Петрозаводск, где разговорился с Рюриком Петровичем Лониным, который был родом из села Шелтозеро, создателем Шелтозерского вепсского этнографического музея. " Рюрик Петрович с таким интересом мне рассказывал о своём музее, что я оттуда, с конфереции, вернулся совсем не таким, каким туда уехал", рассказывал позже Михаил Григорьевич Логиновой Светлане Ивановне.

И завертелась работа: обход по домам, сбор предметов, которые ещё хранились в домах. У многих людей рука не поднималась выбросить вещи, которые ранее были в деревенском хозяйстве предметом роскоши и своеобразного крестьянского богатства - ткацкие станки, добротная деревянная мебель, кожаная самодельная обувь...

Собирал экспонаты, свозил их в здание старого клуба. Всё ждал ремонта помещения, чтобы разместить всё, как положено, расставить по полочкам.

(слайд №6)

Но в связи с травмой, Михаил Григорьевич не смог осуществить свою мечту и создание музея замерло, ожидая более лучших времен.

И эти времена настали. В 2007 году на сельском сходе было решено создать музейную комнату " Вепсская горница" на территории села. При поддержке администрации сельского поселения Пяжозерское (глава поселения Захаренкова Наталья Васильевна) была приобретена краска и своими силами был сделан освежающий ремонт помещений. Музейным руководителем стал Тришкин Владимир Николаевич, коренной вепс, в прошлом работник культуры.

В 2008 году, в канун праздника " Древо жизни", прошло торжественное открытие " Вепсской горницы".

      (слайд №7)

Сегодня это уникальный деревенский музей, в котором находится более 600 экспонатов. Он даёт подрастающему поколению представление о старинном крестьянском вепсском быте, демонстрирует традиционные ремёсла вепсов.

Экспозиции рассказывают о вепсских фольклорных праздниках " Древо жизни". Здесь хранятся редкие фотографии и архивные газетные материалы. Вы сможете посмотреть уголки сапожного мастера, льняного ткачества, рыбного промысла, самобытной утвари.

На стеллажах музейной комнаты гостей ждут не просто экспонаты - это частички нашего пяжозерского прошлого. Каждый предмет пропитан энергией своего хозяина или хозяйки, каждая вещь была очевидцем жизни нашего древнего села и той семьи, где была изготовлена и находила применение. Ведь у каждого предмета, сделанного руками человека, есть своя память. И он непременно хранит тепло рук, его изготовившего, и тепло рук хозяина и хозяйки, которые их использовали, берегли и хранили.

                               (слайд №8)

Владимир Николаевич интересно расскажет вам о том, как семье давалась льняная рубашка или полотенце, сколько трудов приходилось вложить в изготовление простой кухонной мутовки или погремушки-шаркунок.

Практически каждый приезжающий в наше село человек становится посетителем " Вепсской горницы". Кто-то завороженно смотрит на то, как патефон крутит пластинку, кто-то удивляется на утюги, их тут очень много разных форм и видов, а кто-то запросит душистого травяного чаю из самовара...

Здесь, в нашей " Вепсской горнице" любит собираться население нашего села на различные мероприятия. Это могут быть " Пасхальные Чтения", " Староновогодние посиделки" или " Покровские встречи".

Нас всегда на столе ждёт шумящий самовар и бодрая дробь пастушеской барабанки.  (слайд №9)

 

Заключение: Роль музея в современном обществе переоценить сложно. В жизни нашей всё меняется очень быстро, включая современные технологии. И чем быстрее происходят изменения, тем более нам надо стремиться к тому, чтобы суметь сохранить исчезающее прошлое для наших детей и внуков.

Как писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своей книге " Письма о добром и прекрасном: " Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без" разбора и суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении".

(слайд №10)

Очень хочется верить, что такие вот скромные музеи и музейные комнаты будут жить долго, принимая своих любознательных и благодарных посетителей, потому что культура - это душа нации, сохранить её наша главная задача.

В музее «Вепсская горница», как и во всех уважающих себя учреждениях, имеется книга отзывов и предложений. Там, в этой книге, очень много добрых, тёплых слов от посетителей нашей необъятной родины и из-за рубежа. Отзывы написаны теми, кто родился и вырос на этой земле, а также от тех, кто случайно оказался на вепсской земле.  

Вот некоторые строки из альбома:

«Я вспоминаю своё детство, глядя на эти предметы деревенской, крестьянской жизни». (Филькина М. Г., г. Северодвинск)

«Вспомнили, как мы жили у бабушки в Шимозере, спали на деревянной самодельной кровати, пили чай из такого вот самовара» (Семья Петроченко, г. Киров)

«Спасибо большое за сохранение памяти о прошлом, тяжелой жизни наших бабушек, дедушек и родителей» (Куркины, г. Петрозаводск)

«Сохранять память о прошлом своего народа – святое дело. Значит, есть будущее у здесь живущих». (группа художников, г. Вологда)

«В нашей памяти навсегда останутся звуки вашего патефона. Мечтаем попасть на ваш национальный праздник! » (члены вологодского потскового отряда ВОМОО)

 

Приглашаем вас посетить скромную музейную комнату " Вепсская горница", чтобы с головой окунуться в прошлое нашего древнего села Пяжозеро!

 

Список литературы и интернет-ресурсов:

 

-Альбом " Пяжозеро - вепсская земля" из фондов Пяжозерской библиотеки, автор Логинова С. И.;

-Рукописный альбом " История создания музейной комнаты " Вепсская горница" из фондов музейной комнаты, автор Тришкин В. Н.

-Альбом " Отзывы и пожелания посетителей музейной комнаты " Вепсская горница"

Респондент- Тришкин Владимир Николаевич – сотрудник музейной комнаты «Вепсская горница», житель деревни Красная гора, краевед, 1953 г. р.

Респондент – Карпова Валентина Сергеевна, жительница деревни Макарьевская, 1935 г. р.

Фото из архивов Пяжозерской библиотеки, музейной комнаты " Вепсская горница", семейных архивов Тришкина М. Г. и Тришкина В. Н.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.