Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





— Точно так. Меня закопаете одного, а я уж, должно быть, после взрыва побольше за собой в могилу потащу… Ведь тогда не зря погибну хоть, а за наших, за землю родную…».



Вариант № 1

2. Задание 2

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) По улицам города, по его бульварам разлит удивительный аромат. (2)Подует ветерок, чуть колыхнет зеленые кроны — и сильнее ударит волной медовой свежести. (3)Подошла душистая пора, когда цветут липы, указывая на незаметно подступивший разгар лета. (4)Липа — древнейшая спутница города. (5)Целые города выросли под липами с нареченными в ее честь именами — Липецк, Лиепая, Лейпциг.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Аромат разлит (предложение 1)

2) Ветерок подует (предложение 2)

3) Липы цветут на разгар (предложение 3)

4) Липа — спутница (предложение 4)

5) Выросли под липами (предложение 5)

3. Задание 3

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Сквозь (1) набиравшую всё большую силу (2) пургу я (3) напрягая зрение (4) старался разглядеть вдали маленький домик (5) который был засыпан снегом по самые окна так (6) что отыскать его среди (7) окружавших меня со всех сторон (8) сугробов представлялось задачей не просто трудной (9) но невозможной.

4. Задание 4

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «стол для письма», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5. Задание 5

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) КОЖАНАЯ (куртка) — в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффикса -АН-, пишется Н.

2) ЛИМОННЫЙ (торт) — в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН.

3) ЧЕЛОВЕЧЕК — в форме родительного падежа гласный в суффиксе выпадает («человечка»), поэтому следует писать суффикс -ЕК.

4) ПРЕСТУПИТЬ (закон) — правописание приставки определяется её значением – очень.

5) ОБГОРЕТЬ (под солнцем) — написание чередующейся гласной О в корне обусловлено тем, что гласный звук здесь является безударным (не находится под ударением).

6. Задание 6

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1) После взрыва моста Фёдоров должен был разведать обстановку, обойдя противника с тыла.

2) Товарищи Фёдорова из землянок наблюдали за взрывом моста.

3) Ещё до истории с мостом Фёдоров спас жизнь полковника.

4) Фёдорова наградили за его подвиг.

5) После взрыва Фёдоров нашёл в себе силы доползти до расположенного рядом полка.

 

(1)Наши войска отступали перед сильным напором врага. (2)Полк должен был разрушить мост на пути наступления неприятеля.

(3)Во время сапёрной работы прапорщик доложил командиру полка:

– (4)Господин полковник, унтер-офицер Фёдоров предлагает…

– (5)Какой Фёдоров? (6)Который спас меня?

– (7)Так точно. (8)Он предлагает интересную вещь, а именно: взорвать минированный мост тогда, когда через него пойдёт неприятельская артиллерия. (9)У него очень смелый план. (10)Благоволите его выслушать.

(11)Призвали Фёдорова.

– (12)Изволите видеть, ваше высокоблагородие, вот этот глиняный обрыв берега, вот на нём все дыры – это гнёзда стрижей. (13)С обрыва весь мост как на ладони… (14)Я бы думал так: мост заминировать, а взорвать его,

когда по нему пойдёт войско и, главное, орудия. (15)Для этого провода от мин провести под землёй к обрыву, а оттуда я взорву врага.

– (16)Каким образом?

– (17)Сверху этого обрыва выкопайте землянку, чтобы одному человеку залечь в ней, проведите к ней – ведь всего сто шагов от моста – концы проводов, заройте меня в эту землянку, сверху заровняйте землю, чтобы и следов не было, а между

стрижиными гнёздами сделайте из землянки такую же дырку, в которую я и дышать буду, и наблюдать за мостом. (18)Как

он с артиллерией пойдёт, так я и взорву, и конец ему.

– (19)Но и тебе тоже. (20)Взорвёшься ведь вместе с мостом. (21)А если и уцелеешь, то сам из землянки без входа не выберешься. (22)Ведь это значит тебя заживо похоронить.

– (23)Точно так. (24)Меня закопаете одного, а я уж, должно быть, после взрыва побольше за собой в могилу потащу… (25)Ведь тогда не зря погибну хоть, а за наших, за землю родную…

(26)Полковник задумался.

(27)Несколько месяцев спустя Становой справлял свои именины.

(28)В числе гостей были воинский начальник, священник и прапорщик с двумя Георгиями, которые красовались у него на груди.

(29)За чаем прапорщик Фёдоров рассказывал откровенно и просто о том, за что ему дали офицерские погоны и золотой крестик.

– (30)Могилу сапёры вырыли хоть куда... (31)Провели четыре толстых газовых трубы – в две дышать, в две глядеть. (32)Весь мост на виду мне, а им только видны стрижиные гнёзда и ничего больше. (33)Батюшка пришёл, исповедал и приобщил… (34)Ну, просто как покойника хоронили…(35)Да ведь и не было у меня шанса выжить – все понимали. (36)Пришло время лезть. (37)Полез, потом лесенку убрали, боязно стало, а я только крикнул: «Закрывай скорей! » (38)Страшно стало. (39)Сверху всё смолкло: только камыш на берегу шепчет. (40)Ушли, значит… (41)Смотрю я на мост – никого. (42)Дышать немного тяжело – сырой землёй пахнет… (43)Видно, не проходил через трубу воздух. (44)И ко сну клонит… (45)Думаю, впрочем: засну – не проснусь, задохнусь тут. (46)Смотрю: из-за моста скачет взвод казаков… (47)Значит, враг близко. (48)Проскакали казаки, а так минут через десять неприятельская кавалерия. (49)С коней послезали и четверых отправили к мосту. (50)А провода у меня и справа, и слева. (51)Только соедини – и мост взорван. (52)Мучило меня только одно: вдруг неприятель раздумает идти по

мосту, пропал я, малый, зря… (53)Разведчики сели на коней и поехали шагом по мосту, а трое отделились и поскакали назад. (54)Потом вижу пыль за мостом… (55)Кавалерийский полк идёт, а за ним полк пехоты и там артиллерия… (56)Жутко… (57)Меня и тянет провода соединить, но жду. (58)Двинулись орудия, а руки у меня дрожат, зубы стучат, сердце замирает, задыхаюсь. (59)Ну, думаю, пора, а то ещё задохнусь, зря заряд пропадёт. (60)Соединил провода… (61)Как шандарахнет! (62)Будто вся земля взорвалась…

(63)Он смолк.

– (64)Ну а как же вы спаслись? – спросил кто-то.

– (65)Очнулся я в госпитале. (66)Я открыл глаза и ничего не говорю и ничего не понимаю. (67)Ищу трубу, чтобы подышать… (68)На другой день сам командующий армией пришёл и о награде сказал...

– (69)А как же всё-таки вы спаслись?

– (70)Ничего не знаю. (71)Видать, наши, когда пошли вражеский урон подсчитывать, меня заметили. (72)Видно, взрывом выбросило меня из земли… (73)Стало быть, вся земля вокруг меня взорвалась, а самого уберегло… (74)Только вверх, к воздуху выбросило. (75)Живого…

 

(По В. А. Гиляровскому*)

* Владимир Алексеевич Гиляровский (1855–1935) – русский и советский писатель, журналист, краевед.

7. Задание 7

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) В числе гостей были воинский начальник, священник и прапорщик с двумя Георгиями, которые красовались у него на груди.

2) Ну, просто как покойника хоронили...

3) С обрыва весь мост как на ладони...

4) Сверху всё смолкло: только камыш на берегу шепчет.

5) Двинулись орудия, а руки у меня дрожат, зубы стучат, сердце замирает, задыхаюсь.

 

8. Задание 8

Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к слову СТРАШНО (предложение 38). Выпишите один из этих синонимов.

 

9. Задание 9

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя, сценариста и педагога К. Г. Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»..

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Взорвёшься ведь вместе с мостом. А если и уцелеешь, то сам из землянки без входа не выберешься. Ведь это значит тебя заживо похоронить.

— Точно так. Меня закопаете одного, а я уж, должно быть, после взрыва побольше за собой в могилу потащу… Ведь тогда не зря погибну хоть, а за наших, за землю родную…».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

3. Как Вы понимаете значение слова ГЕРОИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать героем? », взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример — аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.