Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 11. Варианты преодоления декартовского дуализма.



 

Итак, согласно Декарту, в мире существует две субстанции: 1) материальная (ее сущностное свойство – протяженность) и 2) духовная (ее сущностное свойство – мышление). И этот дуализм декартовской системы порождает проблему: а как, собственно, они взаимодействуют?

Материальный мир, как он осмыслен Декартом, может быть понят из себя, он представляет собой нечто самодостаточное (это механизм, функционирующий согласно неизменным законам). Картезианское мыслящее «я», так же, для подтверждения своего существования не нуждается в чем-либо ином (в мире), оно ясно из самого себя и из самого себя толкуемо.

Фактически, у Декарта мы имеем дело с двумя самодостаточными мирами: миром протяженных тел и (с одной стороны) и мыслящим ego (плюс все то, что оно мыслит) – с другой.

Это декартовское «двоемирие» составляет проблему, которую последующие картезианцы пытаются, так, или иначе, разрешить.

 

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677).

Мышление и протяженность (которые у Декарта фигурировали в качестве основных свойств двух основных субстанций) Спиноза рассматривает как два атрибута одной единой Субстанции. Ее, можно назвать «Природой», а можно назвать «Богом».

Итак, безусловно существует (согласно Спинозе), являясь причиной самой себя, только одна единая Субстанция. Протяженность и мышление – это два ее атрибута, две грани, которыми она является (Спиноза пишет, что, в принципе, могут быть и другие). Проявлениями (модусами) этой единой Природы(-Бога) являются все существующие материальные вещи и все мыслящие сущности (существа).

Мир оказывается у Спинозы единым, прозрачным для разума монолитом. Он постижим при помощи человеческого разума, потому, что этот разум – момент проявления божественного разума (или разума природы).

В мире, как его понимает Спиноза, принципиально отсутствует случайность. А также – свобода в смысле действительно имеющейся возможности выбора (в том смысле, что могло быть так, а могло быть иначе).

Субстанция Спинозы порождает все, что она порождает с необходимостью: она не могла породить другой мир, и все, что она могла породить, - она породила.

В связи с этим у Спинозы, по сути дела, обессмысливается понятие «зла»: если ты поймешь, что человек, с которым тебя столкнула жизнь, не мог поступить иначе, ты не сможешь на него сердиться (ты его простишь, его поступок не будет для тебя злом). Если ты поймешь, что ты не мог быть другим, - то ты примешь в себе те стороны, которые раньше отвергал (примиришься с собой).

Таким образом, секрет счастья и праведной жизни лежит, согласно Спинозе, в познании мира, как всеобщей и необходимой связи. Надо понять, что все существующее проистекает из единой разумной и благой природы. Спиноза называет это «интеллектуальной любовью к Богу»: понять и принять Субстанцию во всех ее проявлениях, признать, что мир такой, каким и должен быть.

Основное произведение Спинозы называется «Этика», главная цель, которую он в итоге перед собой ставит – ответить на вопрос «как стать счастливым? », как прийти ко внутренней гармонии и равновесию. А построена «Этика» Спинозы по образцу геометрического трактата (он сознательно строит ее по образу и подобию «Начал…» Евклида). Начиная с аксиом и определений, он затем доказывает теоремы и выводит из них частные следствия.

То есть, согласно Спинозе, на вопрос «как стать счастливым? » можно ответить с математической точностью!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.