|
|||
«Руслан и Людмила». Увертюра .«Руслан и Людмила» -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Увертюра. Опера состоит из пяти действий и открывается увертюрой, ликующие темы которой повторятся и в финале - так композитор заранее предсказывает победу светлых сил и придает огромному произведению цельность и завершенность. Лучше всего о начале оперы сказал сам композитор: «Такой темп взял, что летит на всех парусах; presto веселое, как увертюра в моцартовском «Фигаро», и тоже в D-dur. Только, разумеется, характер другой, русский. Начинается и оканчивается кулаком». (Имеется в виду быстрая ре-мажорная увертюра в опере Моцарта «Свадьба Фигаро». ) После этих аккордовых «ударов», лихо исполненных всем оркестром (tutti), звучат две основные темы увертюры. Первая - лёгкая, стремительная, жизнеутверждающая. Вторая - лирическая, взятая из арии Руслана, поющего о своей любви к Людмиле. Таинственные звучания в середине увертюры напоминают о том, что случится что-то необычное, а целотонная гамма (состоящая только из целых тонов), впервык прозвучав в увертюре, далее станет музыкальной характеристикой загадочного Черномора, который в опере, к тому же, лишен вокальной партии.
|
|||
|