Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Группа 2ПК 3-й курс. Предмет ХИМИЯ. Тема 4: Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.. Урок № 16,17  химия. Тема урока «Аминокислоты, получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролиза белков. Химические свойства аминокислот как амфот



Группа 2ПК 3-й курс

05. 11. 2021 г

Предмет ХИМИЯ

Тема 4: Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.

Урок № 16, 17  химия

Тема урока «Аминокислоты, получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролиза белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации)»

Тип урока: изучение нового материала                                          

 

Цель урока:
 приобрести новые знания об аминокислотах как органических амфотерных соединениях.

Задачи урока:
Образовательные:
- дать понятие об аминокислотах как органических амфотерных соединениях;
- рассмотреть их строение, классификацию, изомерию и номенклатуру;
- изучить основные способы получения и применения аминокислот;
- изучить практическую значимость аминокислот для человека.

 

Развивающие:
- формировать и совершенствовать умения практической работы с химическими реактивами в ходе учебного эксперимента;
- продолжить формирование навыков работы в группе;
- развивать общеучебные и метапредметные умения и навыки, прививая интерес к химии, как учебному предмету.

 

 

Воспитательные:
- воспитывать культуру общения через работу в коллективе ученик-ученик, ученик-группа, ученик-учитель;
- воспитывать чувство коллективизма и ответственности;
- формировать навыки исследовательской работы.

 

                                                 План урока:

1) Изучение основных вопросов темы:
- физические свойства
- химические свойства
- номенклатура
- гомологи и изомеры
- получение
2) Изучение применения аминокислот, используя ситуацию.
3) Домашнее задание

 

 

                                                   Ход урока:

1)Мы состоим из них, они для нас необходимы!  Они участвуют в синтезе мышечного белка, а также оказывают воздействие на различные  процессы. Они представляет особенную ценность для активно тренирующихся спортсменов, но также могут быть полезны и всем, кто ведёт активный образ жизни и постоянно выдерживает интенсивные силовые нагрузки. Они очень полезны во время диет с ограничениями в питании. О чём мы с вами сейчас будем говорить? Конечно,  об аминокислотах
В 1820 г. французский химик Анри Браконно проводил опыты с веществами животного происхождения. В результате длительного нагревания кожи, хрящей и сухожилий с раствором серной кислоты он получил некоторое количество белых кристаллов сладкого вкуса. Какой тип реакций протекал при этом? Очевидно, реакции гидролиза, катализируемые сильной кислотой.  Это вещество получило название гликокол, оно долгое время считалось «родственником» углеводов, пока в 1838г. голландский химик Г. Мульдер не обнаружил в его составе азот. Спустя ещё 6 лет Э. Хорсфорд установил формулу вещества – C2H5O2N.  Это глицин.
 Наш организм - очень сложная система, которая работает даже в состоянии покоя. Для нормальной жизнедеятельности человека необходима 21 аминокислота. Организм способен самостоятельно синтезировать 12 кислот, а 9-не синтезируется. Как можно получить эти важные аминокислоты? Аминокислоты, которые не синтезируются можно получить только с продуктами питания. Только при этом питание должно быть правильным. Именно правильное питание необходимо для хорошей работы организма.

Переходим к изучению свойств аминокислот.
Физические свойства: бесцветные кристаллические вещества с температурами плавления 150 - 250oС, хорошо растворимы в воде (лучше, чем в органических растворителях), многие - сладкие (слайд).


Химические свойства аминокислот рассмотрим, работая в группах. Необходимо провести опыты и объяснить их протекание всему классу. Записать химические уравнения на доске и в тетрадях.

Работа в группах:
Все учащиеся имеют на столах данную карту работы.

 

1 группа 2 группа 3 группа
Взаимодействие аминоуксусной кислоты с неорганическими кислотами Взаимодействие аминоуксусной кислоты со щелочами Испытание раствора аминокислоты индикатором
На предметное стекло поместите 1-3 капли соляной кислоты и метилоранжа до изменения окраски. Затем добавляйте по каплям раствор глицина до изменения цвета реакционной смеси На предметное стекло поместите 1-3 капли гидроксида натрия и фенолфталеина до изменения окраски. Затем добавляйте по каплям раствор глицина до изменения окраски реакционной смеси На предметное стекло поместите 1-3 капли раствора глицина и добавьте метилоранж до изменения окраски
Объясните происходящие изменения. Сделайте вывод Почему произошло обесцвечивание раствора? Что наблюдаете?

 

1) Реакции с растворами кислот:

NH2CH2COOH + HCl (NH3CH2COOH)Cl

2) Реакции с растворами щелочей:

NH2CH2COOH + NaOH NH2CH2COONa + H2O (аминоацетат натрия)

Аминокислоты - амфотерные органические вещества. В водных растворах большинства аминокислот среда слабокислотная.
3) Реакция горения аминокислот:

4NH2CH2COOH + 13O2 8CO2 + 10H2O + 2N2
4) Реакцию поликонденсации аминокислот рассмотрим по учебнику.
         Группа —CO—NH— называется амидной группой, а образующиеся полимеры - полиамидами.  Полиамиды -аминокислот называются пептидами. В зависимости от числа остатков аминокислот различают дипептиды, трипептиды, полипептиды. В таких соединениях группы —CO—NH— называют пептидными группами, а связь C—N - пептидной связью.

Общая формула молекул аминокислот - NH2—R—COOH, где R - двухвалентный радикал. В твердом состоянии и частично в растворах аминокислоты представляют собой " внутренние соли", то есть состоят из биполярных ионов +NH3—R—COO-, образующихся при обратимом переносе протона (H+) от карбоксильной группы к аминогруппе, например:

молекула аминоуксусной кислоты   биполярный ион аминоуксусной кислоты

 

Общая формула предельных аминокислот с одной карбоксильной и одной аминогруппой - CnH2n+1NO2 (слайд).

Используя таблицу и первоначальные знания детей, познакомимся с особенностями номенклатуры, основными гомологами и изомерами аминокислот (слайд).
(Применяется комментирование, беседа, рассуждение)

Межклассовыми изомерами для аминокислот являются нитросоединения R—NO2.

г

о

м

о

л

о

г

и

NH2—CH2—COOH аминоэтановая кислота (глицин) CH3CH2NO2 нитроэтан
2-аминопропановая кислота -аминопропановая кислота (аланин) NH2—CH2CH2—COOH 3-аминопропановая кислота -аминопропановая кислота   CH3CH2CH2—NO2 1-нитропропан
2-аминобутановая кислота -аминобутановая кислота 2-аминомасляная кислота 3-аминобутановая кислота -аминобутановая кислота 2-амино-2-метилпропановая кислота CH3CH2CH2CH2—NO2 1-нитробутан
 

                                                и з о м е р ы

 

 

Получение аминокислот:
 Из карбоновых кислот:

CH3—CH2—COOH + Cl2 CH3—CHCl—COOH + HCl
CH3—CHCl—COOH + 2NH3 CH3—CH(NH2)—COOH + NH4Cl

- Глицин оказывает укрепляющее действие на организм и стимулирует работу мозга: уменьшает напряжение, конфликтность, улучшает настроение, повышает умственную работоспособность. Тауфон – глазные капли, серосодержащая аминокислота, способствует нормализации функций клеточных мембран, стимулирует процессы при заболеваниях тканей глаза, применяют при травмах роговицы. Метионин – незаменимая аминокислота, применяется при лечении печени, для профилактики её токсического поражения. Глутаминовая кислота – заменимая аминокилота, применяется при лечении эпилепсии, депрессии, истощении, задержке психического развития.
- Уже давно замечено, что добавление приправы из сушёных водорослей усиливает вкус и аромат пищи. Японский учёный К. Икеда в 1909 году выяснил, что причина такого воздействия приправы – в содержании глутаминовой кислоты и её солей. В качестве пищевой добавки в данном паштете используют глутаминовую кислоту (Е629). По ссылке на этикетке это мы это нашли. Кроме этого используют соли глутаминат натрия (Е621, его часто называют глютаматом натрия) и глутаминаты других металлов (Е622-625). Для этих же целей используют глицин (Е640) и лейцин (Е641).

- Практически все профессиональные культуристы принимают свободные аминокислоты в капсулах или в виде порошка. Сравните, если они съедят отличный кусок говядины, то аминокислоты поступят в кровь не раньше, чем через 1, 5-2 часа. А вот если употребят аминокислоты в свободной форме, то они примут прямое участие в обмене веществ уже через 14-16 минут! Основная ценность свободных аминокислот состоит в том, что организму не надо их переваривать. Благодаря этому аминокислоты быстро попадают из желудка в тонкий кишечник и сразу же поступают в кровь.

 

Домашнее задание: проработать §37, составить конспект урок, выполнить задания 1-4

 

1) Назовите вещество:

 

2) Составьте формулу 3 – аминопропановой кислоты

3) С какими из перечисленных веществ не реагирует аминокислота:
а) HCl               б) NaOH              в) Na            г) CH4

 

4) Как называется способность вещества проявлять кислотные и основные свойства?


1) 3 – аминобутановая
2) NH2 – CH2 – CH2 - COOH

3) г
4) амфотерность



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.