|
|||
Учимся писать стихи.
Учимся писать стихи. Ужегов Генрих Николаевич ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
РАЗМЕР - способ звуковой организации стиха. Можно сказать, что размер стиха - это порядок чередования ударных (долгих) и безударных (кратких) слогов в строке. По числу слогов в стопе стихотворный размер делится на двусложный и трехсложный. В силлабическом стихе размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо - тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т. д.
Листья падают в саду... Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что " лишнее" ударение падает на слог " ют" в слове " падают". Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и " правильное" ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, " лишнее" для данного слова, оно просто " безударно" декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием. Яблони и сизые дорожки, В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге " ни" в слове " яблони", на букве " е" в слове " сизые" и так далее. Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, " Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык! ), чем хорей. Так бей, не знай отдохновенья, Это был пример 4-стопного ямба. Пиррихии не менее часто встречаются в ямбе, чем в хорее. Опять же, это связано с тем, что размер " короткий", двусложный. Над этим островом какие выси, Дактиль - трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1, 4, 7 и т. д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах с словесным ударением на первом слоге Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Но наиболее употребителен и эффектен смешанный дактиль, например, первая строка - четырёхстопный, вторая - трёхстопный. Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп. Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма, (пример пятистопного дактиля. ). А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами: В жёлтой гости'ной, из серого клё'на, с обивкою шё'лковой, Амфибрахий - трёхсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т. д. слоги. Иначе говоря, это трехдольная строфа с однодольной анакрузой: | | |. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий: Я долее слушать безумца не мог, Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным: Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом, Анапест - это трёхсложный размер, в котором ударения падают реимущественно на 3, 6, 9, 12 и т. д. слоги. Иначе говоря, это трехдольник с двудольной анакрузой | | |. Наиболее распространён трёхстопный анапест. Мой любимый, мой князь, мой жених, Встречается 2, 4, 5-стопный анапест. Например, двустопный: Ни страны, ни погоста Это классическое стихотворение " Стансы" имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога. Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, поэтам не стоит ориентироваться только на них, но история показывает, что эти размеры наиболее удобны для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя... Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие. В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова " доля", " часть" ). Графическое изображение десяти размеров стиха: 1. Хорей - Ударение с 1-ого слога ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха: 1. Мча`тся ту`чи, вью`тся ту`чи... Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке. Во` поле берё`зонька стоя`ла, В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным. АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой. Надменный временщик, и подлый, и коварный, АМФИБРАХИЙ - трёхсложная стихотворная строка с ударением на втором слоге. АНАКРУЗА - слабые (безударные) слоги, предшествующие первому метрическому ударению. В силлабо - тонических стихах анакруза постоянна: в хорее и дактиле - нулевая, в ямбе и амфибрахии - односложная, в анапесте - двусложная. ГЕКЗАМЕТР (от греческого " шестимерный" ). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В. К. Тредиаковским. Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, ИКТ - ударный слог в стихе (арсис). Межиктовый интервал (тезис) - безударный слог в стихе. ЛОГАЭД - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп, последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Основная форма античной песенной лирики. Губы мо`и прибли`жаются ОДНОСЛОЖНИК - экзотический односложный размер. Все слоги ударные. ПЕНТОН - (пятисложник) - стихотворный размер из пяти слогов с ударением на третьем слоге. Разработан А. В. Кольцовым и употребляется в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Не шуми ты, рожь, ПИРРИХИЙ - один из видов стоп античного стихосложения. Пиррихии - двусложные стопы, не имеющие ударных слогов. Они помогают сохранить размер стиха при пропуске в нем полагающихся ударений. Возможность применения пиррихиев способствует более полному использованию всех средств языка за счет большого разнообразия ритмических вариаций каждого размера. Три девицы под окном СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - ударение на слабом месте стихотворного метра. Дух отрицанья, дух сомненья... СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат в стопе может быть два ударения подряд. Швед, русский - колет, рубит, режет ТРИБРАХИЙ - пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге. " Неповторимая дней благодать... " УСЕЧЕНИЕ - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Горные вершины ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения. Фактически, представляет собой гекзаметр с усеченим в середине и в конце стиха. В чистом виде пентаметр не применяется.
Ритм (греч. - " соразмерность", " стройность. Понятие ритма принадлежит к наиболее общим и общепринятым признакам стихотворной речи. Под ритмом принято понимать правильное чередование, повторяемость одинаковых элементов. Именно это свойство ритмических процессов - их цикличность - является одной из основ стихосложения. Каждая стихотворная фраза, каждая строка обладает своим особым ритмом, который мы ощущаем при чтении. А при отстукивании или скандировании этот ритм становится совсем очевидным. Именно наличие жёсткого ритма и позволяет стихам ложиться на музыку, становиться песнями. Под стихи можно маршировать, танцевать, делать зарядку, то есть совершать ритмичные действия. Языковым чутьём, ритмическим слухом должен обладать каждый поэт и если человек не обладает этими навыками, то тут не помогут никакие правила стихосложения. По дороге зимней, скучной Нет полного однообразия в размещении ударных слогов, но налицо совершенно отчетливая закономерность: количество слогов в строке 8, 7, 8, 7; все ударения тяготеют к нечетным слогам (3, 5, 7; 1, 3, 7; 3, 7; 3, 7), а 7-й слог обязательно ударен. Из всех 16 нечетных слогов 10 несут ударение, из 14 четных слогов ни на одном нет ударения. Случайность такого размещения абсолютно исключена. Этого с избытком достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, т. е. повторяемость заданного размещения ударений. Иногда термин ритм употребляют в узком смысле, как фактическое размещение ударений, противопоставленное заданной схеме, называемой метр. Для изображения ритмической структуры текста используют значки: (U) - безударная гласная; ( | ) - ударная гласная. Поскольку речь (на понятном языке) всегда делится на слова, постольку эти повторяемые речевые элементы могут быть определены и как повторение однородных словесных сочетаний, подобранных по сходству тех или иных словесно-звуковых их особенностей (порядок ударных и безударных слогов, расположение пауз, звуковые повторы и т. п. ). Таким образом единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, отграниченные от последующих при помощи интервала - сильной паузы - и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно-звуковых особенностей. Например, в следующем отрывке мы можем установить наличие ритма на основе целого ряда однородных признаков, повторяющихся в каждой единице, т. е. в каждом сочетании слов, отграниченном от других при помощи сильной паузы: Буря мглою небо кроет, В этом отрывке чередуются строки, отделенные друг от друга сильными паузами, т. е. представляющие собой законченные ритмические единицы. В то же время они соизмеримы благодаря повторению в них сходных словесно-звуковых элементов. В них одинаковое число слогов (8-7, 8-7 и т. д. ), одинаковое число ударений в каждой строке, ударения эти находятся на одних и тех же слогах. В каждой строке (на всех четных строках ) ударение падает на последний слог, на всех нечетных - на предпоследний. Концы строк отмечены звуковыми повторами (рифмами); все это и создает основу соизмеримости этих строк, позволяющую воспринимать их в качестве однородных ритмических единиц. Закономерное повторение этих соизмеримых речевых единиц и создает ритм. В зависимости от изменения тех словесно-звуковых элементов, которые кладутся в основу соизмеримости, меняется и характер ритма. В то же время все эти элементы (паузы, определенная расстановка ударных и безударных слогов, характер окончаний, число слогов в строке и т. д. ) даны не сами по себе, а в определенных сочетаниях слов. Слова эти, в зависимости от смысла, произносятся с определенным выражением и с определенной интонацией. На некоторые из них падает сильное ударение, на некоторые слабое и т. д. В результате - в зависимости от характера слов, т. е. от содержания произведения, - приобретают соответствующую своеобразную окраску и те словесно-звуковые особенности, которые положены в основу ритма, они получают свое реальное звучание лишь в связи с содержанием данного произведения. Само понятие " ритм" можно разделить на три уровня: Ритмическая единица 1-ГО УРОВНЯ - слог. Читая эту строчку приходится либо проглатывать буквы, либо выбиваться из естественного ритма стиха. (иногда при этом невольно получается извращенный смысл " с винцом в груди" ). Огрехи подобного рода встречаются в чередовании ударных и безударных слогов в стихе. СЛОГ И БУКВА. ЗВУЧАНИЕ БУКВЫ Зорким соколом, с провожатыми: Набросок создан буквой " о", которая задает настроение строфе - былинную напевность. Стоит обратить особое внимание, что в основном контуры определяются ударными гласными. Из каменного леса, Первая половина приведенного стихотворения построена на гласной " е", задающей тон мечтательности, вторая на гласной " а" - бытовой гласной, привносящей саркастический тон. Живешь, жилы рвешь, раздражаешься... В приведенном примере фонетика строится на согласных " ж" и " р" - благодаря ним стих звучит жестко, самоуверенно. Причем за согласной " ж", дополнительно усиливая ее значимость, следует ударная гласная. Согласные " с", " к", " ц" и " п" - придают стиху спокойствие, плывучесть.. Выявить эффект, который дает согласная, очень просто - достаточно вспомнить несколько слов, которые с нее начинаются. У этих слов непременно будет общий оттенок - именно этот оттенок и станет главенствовать в стихотворении. Ритмическая единица 2-го уровня - СТОПА, обусловленная чередованием ударных и безударных слогов. Например строчка " буря мглою небо кроет" ритмически запишется /-/-/-/- (" /" - ударный, " -" - безударный слог). Здесь стопа будет /- из двух слогов, где первый слог является первый ударным. Ритмическая единица 3-го уровня - СТРОКА. И это - НАИБОЛЕЕ ВАЖНАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА имеющая наибольшее самостоятельное значение. Строка может быть типографской и стихотворной. Не следует путать эти два понятия. Стихотворная строка - это РЕЧЕВАЯ РИТМИЧЕСКАЯ единица, а строка типографская - часть предложения, ограниченная рамками абзаца или форматом листа. Поэтому, при печатании любого стихотворения типографская структура стиха должна соответствовать звуковой, а не строиться, как попало. Начинающим поэтам надо помнить ещё одну прописную истину - стихотворная строка это не только ритмическая но также СМЫСЛОВАЯ и ГРАММАТИЧЕСКАЯ единица.. В идеале каждая строка должна представлять собой относительно законченную фразу, как по смыслу, так и по грамматике, что и подчеркивается традиционным написанием каждой стихотворной строки с заглавной буквы. Не понимая этого важного момента стихосложения, некоторые авторы начинают строки с маленькой буквы, разрывают их, хотя эти строки, обязаны по грамматике или смыслу стоять рядом друг с другом. Разрывы фразы или строки авторы называют ПЕРЕНОСОМ. В стихах этого никогда не следует делать потому что при переносе всегда ломается ритм и звучание стиха становится корявым. Точно так же не следует ставить точки внутри строки. Точки и переносы нередко приводят и к искажению восприятия смысла - если читать согласно стихотворному ритму, и воспринимать строку, как положено - как относительно законченную единицу. А ещё большей ошибкой является перенос на следующую строку части слова. В любом из этих случаев мы получаем либо спотыкающийся ритм, либо спотыкающийся смысл, либо бормотание вместо внятной речи. О ПЕРЕНОСАХ ДЛИННЫЕ СТРОКИ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. " В сумраке комнаты. Завтра - на службу" Если читать это с остановкой в том месте, где стоит точка, то нарушается ритм строки. Если же читать согласно ритму, то исчезает точка, и получается что, " службa" будет проходить в сумраке комнаты. Классическим примером неправильной постановки знаков препинания служит фраза " казнить нельзя помиловать... ". Её можно уточнить знаками препинания: " казнить, - нельзя помиловать... ", или " казнить нельзя, - помиловать... ". А если вставить эту фразу в стихотворение, то неизбежно получится либо сбой ритма, либо смысловая каша. А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм. Баю-баюшки-баю, В стихотворении выделены сильные слоги. Они произносятся как бы с некоторым нажимом. Если обозначить сильный слог ( /), а слабый (-), то получим вот такую ритмическую структуру стихотворения: / - / - / - / Каждая строчка устроена одинаково. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА 1. Отсутствие языкового чутья и ритмического слуха. 3. Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов. 4. Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос). 5. " Длинные" строки. Уже при 8-10 -сложных строках возникают проблемы с чтением, количество стоп перестаёт восприниматься на слух - происходит сбой ритма. 5. Если начинающий автор пытается рифмовать слова с " женской" и " мужской" рифмой (напомню, что женская рифма - это рифма с ударением на предпоследний слог, мужская - на последний). 7. Если вы чувствуете, что в стихотворении есть сбой ритма и ощущается нехватка одного - двух слогов, то не следует вставлять в строку такие слова, как " тот", " тут", " значит", " сё", " уж" и др. В этом случае лучше полностью заменить всю строку. О РИФМЕ Рифма - это созвучие однотипных стиховых окончаний (клаузул) в двух или нескольких стихах. Она является одним из главных усилителей соразмерности стихов. В силлабо-тоническом стихе роль рифмы, разнообразие ее использования, возрастают в значительной степени, так как она является усилителем ритма и важным изобразительно - выразительным средством поэтического языка. Не жалею, не зову, не плачу Напишем: " Я не плачу, не зову, не жалею. Всё пройдёт, как дым с белых яблонь. Охваченный золотом увядания, молодым я больше не буду". Прочитайте стихотворное и прозаическое выражение фразы. Слова одинаковые в первом и во втором случае, но мы имеем две абсолютно разные вещи. А ведь мы только убрали стихотворное деление на строчки, ритмическое движение фразы, убрали РИФМУ. И сразу чувства, изложенные в этом небольшом отрывке, потускнели и увяли. Читая четверостишие в прозе, мы больше не находим в нём ни щемящей грусти о прошедших годах, ни нежности, ни красоты изложения. Рифма - явление изменчивое. В 18-19 веках в поэзии господствовала точная рифма (совпадение звуков рифмующихся слов, начиная от ударного гласного и до конца) " полна - дна", " правил - заставил", " закованный - очарованный". Постепенно поэты стали отходить от общепризнанных законов и появились отклонения от точной рифмы. Появились рифмы с ударными Ы - И (" был - возмутил" ), усечение в женских и дактилических рифмах конечного " Й" (" Тани - мечтаний", " свежо - чужой" ). Были и другие отклонения от точной рифмы. Говоря о рифме, в этой главе я хочу сказать и о том, как строится стихотворение, какую смысловую и композиционную роль играет рифма и конечные слова каждой строки в стихосложении. Среди точных рифм особенно ценятся " богатые" рифмы. " Богатая" рифма - это такая рифма, когда перед ударным гласным совпадает один звук (или больше). Например: Медведь - реветь - богатая рифма: кроме общих звуков ть (после ударного гласного е) дь на конце слова читается как ть и в них ещё один общий звук в перед ним. Поэтому и на слух кажется, что медведь - реветь, рифмуется лучше, чем медведь - плеть (это тоже точная рифма, но не богатая. С неточными рифмами дело обстоит несколько иначе, и надо иметь большой опыт и развитое чувство осторожности при их применении. Только интуиция и опыт подскажут, когда и как их употреблять, какие неточные рифмы хорошие, а какие не очень. Примерами неточных рифм могут быть следующие: шубу - шуму, хвалится - пятится. ВИДЫ РИФМ Различают три основных вида рифм: мужские, женские и дактилические ЖЕНСКАЯ рифма - с ударением на предпоследнем слоге ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма - с ударением на третьем от конца строки слоге ТОЧНОЙ рифмой является такая, которая образуется совпадением в клаузулах одинаковых или очень близких звуков (волн - полн). НЕТОЧНОЙ рифмой или ассонансом называется такая, которая основывается на приблизительном подобии звуков в клаузулах: Наце`лясь - Венесуэ`ле, безмо`лвный - по`лный. ГЛУБОКАЯ рифма - когда одинаковыми по звучанию являются не только клаузулы, но и предшествующие им части слова (пролета`ли - пролета`рий). Эта рифма особенно характерна для ранних стихов Е. Евтушенко. Настя Карпова, Настя Карпова, УСИЛЕННАЯ рифма. Рифма, в которой звуковое совпадение клаузул начинается не только с ударной гласной (наши - чаши), но и с предшествующей ей согласной (своды`- воды`, ра`жий - вра`жий, ро`ду - наро`ду). ПРОСТЕЙШИМИ являются рифмы, образованные различными частями речи: Простейшие рифмы, в виду их постоянного применения, давно уже стали привычными и поэтому не должны привлекать к себе особого внимания авторов. Как сказал М. Исаковский: " Существуют такие рифмы, пользоваться которыми просто неприлично. (Родина-смородина), это как раз такая рифма, которая не только трафаретна, но уже и пародийна. Нельзя использовать рифму ради рифмы". Нерифмованные стихи называются БЕЛЫМИ. В белом стихе определяющим является расположение одинаковых клаузул. Применяется белый стих (как правило, пятистопный ямб) главным образом в драматических произведениях, помогая развернуть и воспроизвести живую разговорную речь, а также для передачи на русском языке классической античной литературы, так называемые российский гекзаметр и российский пентаметр. Примером белого стиха может служить следующие пушкинские строки: ... Вновь я посетил ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА Поэты, литературоведы и критики много говорят о глагольной рифме. Что же такое глагольная рифма? Хороша она или плоха? Некоторые поэты морщатся, только услышав одно словосочетание глагольная рифма. Примените такую рифму в стихе два - три раза и вас тут же запишут в безнадёжные графоманы.. Но вернёмся к глагольным рифмам. Прежде всего, все слова в стихе должны гармонично сочетаться. Внутренние рифмы, аллитерации, проверка каждого слова на уместность использования в данном стихотворении и многое другое, без всего этого поэзия выглядит очень бледно. Глагол создаёт ДВИЖЕНИЕ в стихе, он - динамика жизни. Попробуйте написать стих, например о нежности, избегая глаголов? Это вполне возможно, но без глаголов эта нежность будет созерцательной, сухой и бездушной. И лишь глагол способен заставить строку, предложение, мысль работать в полную силу СПОСОБЫ РИФМОВКИ Помимо видов рифмы, нужно различать и способы рифмовки. Они разнообразны, но наиболее распространенными являются лишь три: смежная, перекрёстная и кольцевая. Ветер, ветер, ты могуч, Схема смежной рифмы ААББ. 3. ПЕРЕКРЁСТНАЯ - связывающая строки через одну, первого стиха с третьим, второго с четвертым. Давно я расстался с любимой моей, 3. КОЛЬЦЕВАЯ рифмовка, при которой первый стих рифмуется с четвёртым, а второй с третьим. Господь, я волк или овца? Схема кольцевой рифмовки: АББА. 4. ХОЛОСТАЯ рифмовка. Первый и третий стих не рифмуются. Костры осенние Схема холостой рифмовки: АВСВ. 5. СМЕШАННАЯ рифмовка. При таком виде рифмовки чередование и взаимное расположение рифм может быть различным. Этот вид рифмовки может иметь различные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и др. О первых четырёх видах рифмовки говорится в предыдущей главе. а) ЛИМЕРИК - пятистишие, написанное анапестом с рифмовкой ААВВА. В лимериках количество стоп в 3 и 4 стихах меньше, чем в 1, 2 и 5. Жил-был старичок у причала, б) МОНОРИМ - стих, построенный на одной рифме (АААА, АА-ВВ-СС). Тогда лишь слово в ход пустить твой долг, в) РУБАИ. Рифмовка, распространённая в восточной поэзии. Не смотри, что иной выше всех по уму, Схема ААВА. Более редко встречаются такие виды рифмовки как ПАНТОРИФМА (стих, в котором все слова рифмуются между собой), " квадратная" рифмовка (АВСД, АВСД), " треугольная" рифмовка (рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме (АВС, АВС). На этом публикацию данной книги прекращаю.
|
|||
|