Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рук. Чернецкая Т.Е.. Группа №3. «Твердая атака звука». «Работа над музыкальным репертуаром». Атака звука



22. 01. 2022 г.

Конспект занятия в вокальном ансамбле «Глория»,

Рук. Чернецкая Т. Е.

Группа №3

Тема занятия:

«Твердая атака звука»

«Работа над музыкальным репертуаром»

Цель занятия:

ü Повышение вокального мастерства учащихся

ü Атака звука – методы и приемы работы

Задачи занятия:

ü Обучающая - обучение методам и приемам работы с атакой звука при помощи вокальных упражнений

ü Развивающая – развитие голосового аппарата

ü Воспитательная – воспитывать бережное отношение к голосовому аппарату, воспитывать культуру охраны певческого голоса

Тип занятия: комбинированный.

Форма проведения занятия: групповая.

Используемое оборудование: фортепиано, ноутбук, микрофоны, микшер, вокальная литература.

Методический и дидактический материал: нотные партитуры для работы с вокальным ансамблем, диск с фонограммами «плюс» и «минус».

Ход занятия:

ü Теоретическая часть:

Атака звука

Наше ухо способно различать особенности звучания в первый момент воспроизведения звука. Этот начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука.

Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:

1. Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до начала вдоха. Различают крайне утрированную твердую атаку, так называемую “каркающую”, с сильным жестким призвуком, возникающим от судорожного пересмыкания, резкого захлопывания голосовой щели. Эта атака встречается у необученных певцов, вредна для голосовых мышц и потому совершенно непригодна для голосообразования.

2. Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания и напряжения голосовых складок нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

3. Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха. Придыхательная атака рассматривается самостоятельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.

Точно разграничить все приведенные виды атак звука нельзя, поскольку они различаются только на слух, являются слуховыми ощущениями. Определение их границ зависит от тонкости и натренированности нашего слуха.

Различным видам атак можно научить. Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибо способ подачи звука связан с воспроизведением определенного регистра. Так, твердая атака, при которой голосовые складки плотно смыкаются, обусловливает образование грудного регистра. А мягкая атака, при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, создает условия для образования головного и смешанного регистров. Атака, организуя работу голосовых складок в начальный момент голосообразования, определяет все последующее звучание.

Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле непосредственно.

Упражнение №1

Наберите немного воздуха, задержите его и, атакуя каждый звук смыканием связок, проделайте упражнение от начала до конца. Это упражнение надо петь с твердой атакой каждой ноты, смыкая связки на каждом отдельном звуке.

После вдоха и задержки дыхания примерно на 2 секунды нужно начать звук коротким, но энергичным толчком в голосовую щель на гласную " А" (спеть гамму, либо другой любой звукоряд).

Не забывайте о чистоте интонации, попадайте только в " десятку".

Трудности заключаются в скорости исполнения упражнения, начать нужно медленно и по мере получения положительного результата в начальном темпе, постепенно ускорять его.

Следите за тем, чтобы не увеличивать силу звука до чрезмерной напряженности, не свойственной природе Вашего голоса.

Можно менять гласные, добавлять к ним согласные.

 

Практика:

  1. Петь упражнения, данные на сайте вместе с педагогом.
  2. Изучить теоретический материал по конспекту.
  3. Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях.

Работа над музыкальным репертуаром:

  1. Повторить песню «Горница - узорница» с фонограммой «плюс». ( во время пения не кричать. Петь спокойным голосом. Фонограмма должна звучать тише, чем голос, чтобы не перекрикивать ее).
  2. При пении обращать внимание на интонацию (чистое пение, совпадать по высоте звука с фонограммой «плюс»).
  3. Работать над дикцией. Для этого перед пением повторить слова вслух. Отчетливо проговаривая каждое слово, затем соединить с музыкой.
  4. Повторить песню «Русский самовар», используя те же рекомендации, что и в предыдущей песне. Хорошо выучить текст.
  5. Повторить песню «Бибика». Сначала проговорить текст, затам петь с фонограммой «плюс». Фонограмма должна звучать тише, чем голос, чтобы не перекрикивать ее.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.