Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Л.Н. Толстой



Л. Н. Толстой

(1828-1910)

 

Родился в дворянской семье Марии Николаевны, урожденной княжны Волконской, и графа Николая Ильича Толстого в усадьбе Ясная Поляна в Крапивенском уезде Тульской губернии четвертым ребенком. Счастливый брак его родителей стал прототипом героев в романе «Война и мир» - княжны Марьи и Николая Ростова. Родители рано умерли. Воспитанием будущего писателя занималась Татьяна Александровна Ергольская, дальняя родственница, образованием - гувернеры: немец Ресельман и француз Сен-Тома, ставшие героями повестей и романов писателя. В 13 лет будущий писатель и его семья переехали в хлебосольный дом сестры отца П. И. Юшковой в Казани.

В 1844 году Лев Толстой поступил в Императорский Казанский университет на отделение восточной словесности Философского факультета. После первого курса не сдал переходный экзамен и перевелся на юридический факультет, где проучился два года, окунувшись в светские развлечения. Лев Толстой, от природы застенчивый и некрасивый, приобрел в светском обществе репутацию «умствующего» о счастье смерти, вечности, любви, хотя сам желал блистать. И в 1847 году он ушел из университета и уехал в Ясную Поляну с намерением заниматься наукой и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

В 1849 году в его имении была открыта первая школа для крестьянских детей, где преподавал Фока Демидович, его крепостной, бывший музыкант. Учившийся там Ермил Базыкин рассказывал: «Нас, мальчиков, было человек 20, учителем был Фока Демидович, дворовый человек. При отце Л. Н. Толстого он исполнял должность музыканта. Старик хороший был. Учил нас азбуке, счету, священной истории. Заходил к нам и Лев Николаевич, тоже с нами занимался, показывал грамоту. Ходил через день, через два, а то и каждый день. Учителю он завсегда приказывал нас не обижать... ».

1851 году под влиянием старшего брата Николая Лев уезжает на Кавказ, уже начав писать «Детство», и осенью становится юнкером в 4-й батарее 20-й артиллерийской бригады, расквартированной в казачьей станице Старогладовской на реке Терек. Там он закончил первую часть «Детства» и отослал в журнал «Современник» его редактору Н. А. Некрасову. 18 сентября 1852 года рукопись была напечатана с огромным успехом.

Лев Толстой прослужил три года на Кавказе и, имея право на почетнейший Георгиевский крест за храбрость, «уступил» его сослуживцу-солдату, как дающий пожизненную пенсию. В начале Крымской войны 1853-1856 гг. перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице, осаде Силистрии, обороне Севастополя. Тогда написанный рассказ «Севастополь в декабре 1854 г. » был прочитан императором Александром II, повелевшим беречь талантливого офицера.

В ноябре 1856 года уже признанный и известный писатель оставляет военную службу и уезжает путешествовать по Европе.

В 1862 году Лев Толстой женится на семнадцатилетней Софье Андреевне Берс. В их браке родилось 13 детей, пятеро умерли в раннем детстве, были написаны романы «Война и мир» (1863-1869) и «Анна Каренина» (1873-1877), признанные великими произведениями.

В 1880-е гг. Лев Толстой пережил мощный кризис, приведший к отрицанию официальной государственной власти и ее институтов, осознанию неизбежности смерти, вере в Бога и созданию своего учения – толстовства. Он утратил интерес к привычной барской жизни, у него начали возникать мысли о самоубийстве и необходимости жить правильно, вегетарианствовать, заниматься просвещением и физическим трудом – он пахал, шил сапоги, учил детей в школе. В 1891 году публично отказался от авторских прав на свои литературные произведения, написанные после 1880 г.

В течение 1889-1899 гг. Лев Толстой писал роман «Воскресение», чей сюжет основан на реальном судебном деле, и хлесткие статьи о системе государственного управления – на этом основании Святейший Синод отлучил графа Льва Толстого от православной церкви и предал анафеме в 1901 году.

28 октября (10 ноября) 1910 года Лев Толстой тайно покинул Ясную Поляну, отправившись в путешествие без конкретного плана ради своих нравственно-религиозных идей последних лет в сопровождении врача Д. П. Маковицкого. В дороге простудился, заболел крупозным воспалением легких и был вынужден сойти с поезда на станции Астапово (сейчас станция Лев Толстой Липецкой области). Лев Толстой скончался 7 (20) ноября 1910 года в доме начальника станции И. И. Озолина и похоронен в Ясной Поляне.

 

«ДЕТСТВО», «ОТРОЧЕСТВО», «ЮНОСТЬ»

Летом 1852 г. в редакцию журнала «Современник» пришла рукопись повести «Детство», вместо имени автора подписанная «JI. H. ». H. A. Некрасов, бывший в то время главным редактором журнала, напечатал ее в сентябрьском номере под названием«История моего детства». При этом в письмах H. A. Некрасов настоятельно рекомендовал начинающему неизвестному автору, в котором он обнаружил большой талант, не прятаться за инициалами, а раскрыть свое полное имя. Молодой автор, не успев даже лично познакомиться с редактором, в письмах к нему решительно возражал против изменения названия и некоторых исправлений в тексте повести, справедливо полагая, что в истории его собственного детства интереса менее, нежели в описании типичных условий воспитания молодого человека определенного общественного круга. Данное автором название выделяло в качестве ведущей тему воспитания молодого дворянина, родившегося в пушкинскую эпоху, жить которому предстояло в середине — второй половине XIX в. Так в литературу вошел гениальный русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Появлению печатного произведения предшествовали первые литературные опыты Толстого. Это были попытки написать небольшие произведения, в том числе «Историю вчерашнего дня», где основным содержанием должно было стать не описание более или менее ярких событий, составляющих сюжет, а попытка рассказать о «задушевной стороне жизни одного дня» — смене мыслей, настроений и поступков героя.

Первые литературные опыты остались незавершенными, а начинающий автор решительно изменил обстоятельства своей жизни, оставив Москву и родовое имение Ясная Поляна близ Тулы и вступив волонтером в армию на Кавказе.

Живя на Кавказе, Л. Н. Толстой задумал большое произведение — роман, состоящий из четырех повестей, под названием «Четыре эпохи развития». Содержанием задуманного романа должно было стать описание постепенного формирования личности молодого человека в детстве, отрочестве, юности и молодости. Толстой несколько раз корректировал план своего произведения, в одном из вариантов плана он так определил свою основную задачу: «Резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм, сладострастие, самоуверенность, неопытность и (начало тщеславия) гордость; в юности красота чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе; в молодости — эклектизм в чувствах, место гордости и тщеславия занимает самолюбие, у знание своей цены и назначения, многосторонность, откровенность». Этот план обнаруживает, что основное внимание молодого писателя обращено к внутренней жизни его героя, к возрастным особенностям психологического состояния молодого человека. Из задуманной тетралогии Толстым была осуществлена лишь трилогия «Детство», «Отрочество» (1854), «Юность» (1856) с незавершенной последней повестью.

Все три повести претерпели не одну редакцию, прежде чем автор добился желаемого результата — повествования не столько о событиях жизни своего героя, сколько о богатстве и сложности изменений, совершающихся внешне неприметно во внутреннем мире человека. Такая задача могла быть решена только писателем, глубоко проникающим во внутренний мир своего героя. Герой повестей Толстого Николенька Иртеньев во многом автобиографичен, понять его молодому писателю помогал богатейший опыт самонаблюдения и самоанализа, подкрепленный постоянным обращением к ведению дневниковых записей. Основанное на собственном опыте знание тайников человеческой души позволяло писателю наделять своих героев автобиографическими чертами, что проявлялось не столько в сходстве событий и поступков, сколько в сходстве состояния внутреннего мира автора и его героев. Именно поэтому с возмужанием и зрелостью самого Толстого изменялись его герои, их мысли и устремления.

 

ВОЕННЫЕ И СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ

Одновременно с работой над трилогией Толстой писал военные рассказы. Один за другим появлялись «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный». Все эти произведения были написаны очевидцем и участником событий, знавшим военный быт и чувствовавшим характер войны, поэтому в них заметна документальная основа, во многом приближающая рассказы к жанру очерка, популярного в литературе середины века. К тому же многие из завершенных и незавершенных произведений этого времени сохраняют связь с дневниковой формой, что также свидетельствует об их документализме. Участие в военных действиях расширяло реальный жизненный опыт Толстого и ставило перед ним новые нравственные и художественные задачи. Одной из таких задач было наблюдение над тем, как раскрывается личность человека в необычных условиях, в связи с этим перед писателем встал вопрос о природе человеческой храбрости. Склонность Толстого к анализу побуждала его с начала литературной деятельности к составлению различного рода классификаций. Одна из первых Толстовских классификаций — разделение характеров по отношению к понятию храбрости. В рассказе «Набег», в частности, выведены образы истинно храброго капитана Хлопова и воплощающего ложную храбрость поручика Розенкранца, а в «Рубке леса» эта тема развивается на противопоставлении храбрости солдат и офицеров.

В военных рассказах постепенно начинает формироваться эпическое начало в творчестве Толстого. Писатель впервые пытается сопоставить в пределах одного произведения судьбу отдельного человека и масштабные исторические события. Он поднимается до понимания сути происходящих событий и художественного обобщения. В этих произведениях постепенно формируется и толстовская оценка войны: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? ».

Военную тему Толстой продолжил в севастопольских рассказах («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года»), материалом для которых послужило писателю его пребывание в осажденном Севастополе и участие в обороне города. В 1854 г. Толстой подал рапорт с просьбой перевести его в Севастополь, как он записал в дневнике, «из патриотизма», когда Англия, Франция и Турция высадили морской десант в Крыму. Основа содержания севастопольских рассказов — описание хода обороны города, истинного героизма и патриотизма, проявленного его защитниками, выполнившими свой долг перед родиной.

 

ПОСЛЕ СЕВАСТОПОЛЯ

В ноябре 1855 г., после того как русская армия оставила Севастополь, Толстой приехал в Петербург. Там он лично познакомился с Некрасовым и с литераторами из круга «Современника» (Тургеневым, Островским, Григоровичем, Гончаровым, Чернышевским и другими), окунулся в круг общественных проблем того времени. На первом плане тогда стоял вопрос о крепостном праве и необходимости освобождения крестьян. Толстой очень остро чувствовал «несправедливость крепости», относился к крестьянам с глубоким уважением, на протяжении всей своей жизни внимательно следил за положением народа, стремясь помочь ему и сблизиться с ним.

Задумав еще на Кавказе «Роман русского помещика», писатель продолжил работу над произведением, оформив в 1856 г. завершенные части в виде повести «Утро помещика». Главный герой этого произведения молодой помещик князь Нехлюдов во многом автобиографичен, как и герой трилогии Николенька Иртеньев. «Роман русского помещика» мог бы логично завершить прежний замысел рассказом о жизни молодого дворянина середины XIX столетия.

Общаясь с литераторами Петербурга, Толстой переживает во второй половине 50-х годов усиленный интерес к эстетическим вопросам, в том числе к вопросу о месте искусства в жизни, размышляет о роли художника, о возможности принесения им реальной пользы людям, одно время сближается с Дружининым, Боткиным и Анненковым, названными им «Бесценным триумвиратом». Такие произведения, как «Люцерн» (1857) и «Альберт» (1858), изображающие известные Толстому подлинные трагические истории бродячего музыканта в благополучной Швейцарии и спивающегося скрипача Альберта, одновременно играют роль своего рода эстетических трактатов в раннем творчестве писателя. Важнейшие вопросы, поставленные в этих произведениях, — роль и место искусства в жизни отдельного человека и общества, судьба художника.

Первые годы творческой жизни Толстого были связаны исключитель­ но с журналом «Современник», из которого он вышел в 1858 г. вслед за другими писателями, не разделявшими революционно-демократических позиций. Толстой не примкнул ни к славянофилам (Хомяков, Аксаковы), с которыми встречался и спорил в эти годы, ни к либералам и западникам («Бесценный триумвират», Чичерин), оставшись вне литературных и общественно-политических группировок.

В 50-х годах Толстой пишет также ряд произведений, которые не вполне соответствовали ожиданиям читателей и критики, основанным на впечатлениях от его первых публикаций. В этих произведениях, тем не менее, закладывались основы последующего творчества Толстого. Проблема воспитания, история нравственного падения молодого человека с благородными и высокими задатками лежит в основе «Записок маркера» (1856); пережитое самим писателем происшествие с глубокой психологической достоверностью описано в «Метели» (1856). Короткий рассказ о смерти жалкой и слабой барыни, спокойного, сроднившегося с природой мужика и величественного дерева отражает толстовское отношение к гармонии природы, которая дает «высшее наслаждение жизни» и во многом предвосхищает поэтику поздних произведений писателя («Три смерти», 1858).

Нравственные портреты двух поколений гусаров — отца и сына Турбиных — вырисовываются на фоне сюжета повести «Два гусара» (1856), как дорога к будущим героям «Войны и мира». Добротой, совестливостью, жизнерадостностью выделяется также образ юной героини повести — Лизы, вполне сопоставимый с лучшими женскими образами произведений Толстого.

Роман «Семейное счастье» (1859) — это записки от лица молодой женщины. Автор довел до виртуозности мастерство владения этой формой, служившей ему верным ориентиром в начале литературной деятельности.

В романе раскрывается психология женской души, впервые в творчестве Толстого показывается история становления семейных отношений героини от периода мечтаний и идеализации до времени «совершенно иначе счастливой жизни», основанной на любви к детям и отцу детей.

С 1859 г. Толстой активно занимается педагогикой. Он открывает школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и преподает в ней, размышляет о содержании и основах народного образования. Ознакомление с постановкой народного образования в Европе было основной целью одного из заграничных путешествий писателя. В 1857, а затем в 1860 г. Толстой предпринял две поездки в Европу, посетив Германию, Швейцарию, Францию, Италию, Бельгию и Англию. Результатом педагогической деятельности стало издание журнала «Ясная Поляна» (1862—1863), в двенадцати вышедших книжках которого публиковались и педагогические статьи самого Толстого («О народном образовании», «Прогресс и определение образования» и др. ).

Достойным завершение первого периода творчества Толстого можно считать опубликованную в 1863 г. в «Русском вестнике» повесть «Казаки».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.