|
|||
Точки невозврата Юрия ПичугинаТочки невозврата Юрия Пичугина В авиации есть такое понятие - «точка невозврата». После прохождения ее, возвращение на аэродром вылета с имеющимся запасом топлива становится невозможным и надо лететь только вперед. Таких пунктов на жизненном маршруте директора Центра детского (юношеского) технического творчества Юрия Пичугина, как и у каждого из нас, было несколько. Удивительно то, что все они выстроились так, что все события и обстоятельства направляли его именно в том направлении, по которому он двигается большую часть своей жизни. Родился он в Черниковске, который за два года до того, как пришло время идти в 1-й класс, был присоединен к Уфе. Особого значения этого события он не почувствовал. Разве что начальная школа, находившаяся в двух шагах от дома, из 18-й в одночасье превратилась в 68-ю. Здесь, во дворе, и произошло знаковое, как ныне принято говорить, событие - знакомство с первым, по словам Юрия Николаевича, человеком в школе, - библиотекарем. Татьяна Ивановна пригласила смышленого мальчугана в школу, показала библиотеку. Середина 50-х особо хлебной у нас не была (вспомним, что не случайно в это время началось освоение целинных земель), к тому же мама Юру воспитывала одна — не до книг дома было. А тут такие сокровища! Хорошо, что еще до школы бабушка, которая ребенком в Нижнем бегала смотреть на приезд государя императора, научила внука читать по слогам. С чтением дело быстро на лад пошло: на уроки ходить еще не надо было, библиотека под боком, книги можно брать домой — читай и читай. Так и пользовался Юра этой библиотекой вплоть до 8-го класса. - Особенно нравились энциклопедии, сначала оранжевая детская, а потом солидные синие тома Большой Советской, - говорит Пичугин. - Интересовала разнообразная техника: оружие корабли, самолеты. Переводил репродукции на кальку. Постарше стал, приобщился к классике. Критику Белинского интереснее было читать в подлиннике, чем, пересказ его статей в учебнике. В пятый класс пошел в 77-ю школу. От дома далеко - километра два, если не больше, - но зимой даже в лютые морозы занятия мы не пропускали. Из учителей особенно запомнилась Валентина Николаевна Савельева. Знаний русского языка и литературы требовала основательных, поэтому дополнительные занятия после уроков и зачеты были обязательными. Зато, когда поступал в институт, сочинение спокойно на «четверку» написал... С пятого класса «открыл» для себя Юра Дом культуры имени Калинина. Чуть ли не все кружки перепробовал, везде нравилось, но особенно в изо у Геннадия Васильевича Огородова и в группе киномехаников. - С техникой я как-то быстро освоился и скоро стали доверять «крутить» кино самостоятельно, - вспоминал он. - Вот уж фильмов насмотрелся... Когда исполнилось 16 лет, и получил паспорт, сознательно ушел из школы: надо было идти работать, помогать маме. «Киношный» наставник» Илья Захарович звал киномехаником в «машинку», но на завод меня тянуло больше. Крестная, работавшая в техотделе Опытно-конструкторского бюро «Союз», куда попасть было очень непросто, хотела было устроить меня слесарем-лекальщиком, но не получилось. Спасибо, что взяли токарем. Три месяца был учеником, потом сдал на разряд и меня отправили на стройку. За несколько месяцев много чему научился. Когда вернулся в цех, продолжил осваивать тонкости ремесла. Перед армией он уже был токарем-универсалом 5-го разряда. В мае, перед армией, поступил срочный заказ. Одна из операций требовала просверлить отверстие диаметром 2 миллиметра вдоль 70-80-миллиметровой заготовки золотника. - Бились мы с ним, бились, наконец, у меня все сошлось: и число оборотов, и подача, и заточка резца. Обработал партию, но надо ведь и снаружи детали протачивать. Когда кто-то из токарей «провалил» размер, его чуть не убили - смеется Юрий Николаевич. На заводе вступил в комсомол, отвечал за спорт в 56-м цехе. Молодежи было много, каждый выходной проводили какое-нибудь мероприятие. В мае 71-го призвали в армию. Попал в Вышний Волочёк в ШМАС (школа младших авиационных специалистов). Здесь учили его на фотолаборанта службы авиафоторазведки. Принцип, вероятно, был такой: умел на гражданке с пленкой обращаться, вот и в армии будешь с нею заниматься. Больше всего нравились занятия по специальности - теоретические (оптика, физика и химия фотопроцессов) и практические (проявление, закрепление, печать снимков). «Учебку» закончил с отличием, поэтому ему предоставили право выбирать, где продолжать службу. Можно было поближе к дому - в Челябинской или Свердловской областях, но свежеиспеченный выпускник ШМАСа захотел подальше — в Молдавию или Прибалтику. В теплые края не вышло, зато получилось в Латвийской ССР. Испытал все прелести капризной прибалтийской погоды по полной программе. В отдельной эскадрилье аэрофоторазведки Пичугин служил в подразделении, занимавшийся обработкой и дешифровкой записей приборов, отслеживающих параметры работы систем самолетов во время полетов. После одного летного инцидента, когда выяснилось, что «черный» ящик перед полетом по какой-то причине «не включили», его назначили ответственным за зарядку кассет с пленкой, на которую записывались информация, и отправили в штаб эскадрильи. Служба пошла в соответствии с расписанием полетов. Здесь у сослуживца купил «Зоркий» - свой первый фотоаппарат. Пленки, которые отснял в мемориальном комплексе-памятнике погибшим советским военнопленным в концлагере Саласпилс, сохранились до сих пор. Не так давно Юрий Николаевич отсканировал их и распечатал снимки, теперь они экспонируются в Центре технического творчества. Как ни странно, уходить из армии ему не хотелось: только стал классным специалистом, а тут уже надо на «дембель». Отслужив, вернулся в ОКБ, пошел в фотолабораторию конструкторского отдела. Занимался микрофильмированием технической документации: проблема сокращения бумажных эверестов в докомпьютерную эпоху стояла весьма остро. Ну, и кроме того, снимал много чего ещё — от двигателей самолетов, разрабатывавшихся в ОКБ, до портретов коллег для Доски почета. В 1975 году произошли два важнейших события. Благодаря энтузиазму фотокорреспондента «Вечерней Уфы» Вячеслава Стрижевского при газете появился фотоклуб. В этом же году Пичугин женился, но каждый четверг молодой супруг ехал в Дом печати, чтобы показать свои снимки, обсудить те, что принесли другие, да и просто пообщаться с единомышленниками. Члены клуба участвовали в семинарах, которые периодически проводил Союз журналистов республики, посылали свои работы на конкурсы и выставки. Пичугину даже удалось постажироваться месяц в редакции, когда один из фотокорреспондентов ушел в отпуск. Хотелось больше снимать репортаж, но на режимном предприятии больно-то не разгуляешься: порядки были чуть ли не военными. Хотелось свободы и творческого самовыражения. Поэтому и принял в 1979 году предложение пойти в клуб юных техников треста КПД директором. На собеседовании спросили: - Квартиру надо? - Нет. - Тогда берем. Когда пришел в клуб, подумал, чего же тут делать? Казалось, что работы на целый день не будет. Но когда втянулся, раньше 8-9 вечера не уходил. Революций не устраивал, но свою линию проводил четко. Постепенно избавился от позволявших себе приходить на работу подшафе или с «запахом», от тех, кому мешали дети. Работы хватало, росли дочери, но Пичугин находил время вести у себя в КЮТе фотокружок, участвовать во всех делах фотоклуба. Как-то раз пришел на съемку в изостудию ДК имени Калинина, да так стал с тех пор там своим человеком, жене туда дорожку проторил. В последние годы стал неизменным участником Открытых республиканских пленэров летней творческой школы преподавателей детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. В 90-е годы, когда КЮТ стал для треста обузой, и, казалось, дни его были сочтены, Юрий Николаевич пошел в администрацию Орджоникидзевского района и сумел доказать начальнику финансового отдела, главе администрации, что клуб им просто необходим. И с 1994 года клуб юных техников работает под эгидой отдела народного образования. Таким образом, очередная точка невозврата была пройдена, и продолжилась нормальная работа коллектива и его директора. Нормальная – это когда в конце концов удается найти решение подступающих со всех сторон проблем для того, чтобы классы заполняла неугомонная и любознательная ребятня. Чтобы она училась работать, жить и побеждать рядом с такими людьми как их директор. Валерий ШИРОКОВ. (Газета «Уфимские ведомости», 2011 год).
|
|||
|