Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРЕДИСЛОВИЕ



 

TOM WOLFE
THE RIGHT STUFF

ТОМ ВУЛФ
НУЖНАЯ ВЕЩЬ

Том Вулф — один из самых популярных современных американских писателей — не нуждается в представлении: такие произведения, как «Электропрохладительный кислотный тест» (1968) и «Костры амбиций» (1987) уже издавались в России и широко освещались в прессе. «Нужная вещь» (1979) — динамичное и увлекательное повествование о покорении космоса и силе человеческого духа, удостоенное нескольких премий, в том числе главной американской литературной премии American Book Award, еще неизвестно российскому читателю. Вместе с тем представление о разностороннем таланте Т. Вулфа будет неполным без прочтения «Нужной вещи», и именно поэтому издательство «Торнтон и Сагден» выпускает русский перевод этого замечательного произведения.

 

«Нужная вещь» Тома Вулфа — одно из лучших в мировой литературе произведений, посвященных истории разработки и осуществления американцами проекта космических полетов «Меркурий» и тем людям, которые бросили вызов главному конструктору Королеву и первым советским космонавтам.

Что позволило американцам не просто выдержать напряженный поединок, но и впоследствии даже вырваться вперед? Ответ в самом названии — таинственная «нужная вещь», обладание которой открыло первоклассным американским астронавтам путь к высочайшим достижениям в космосе.

Том Вулф верен историческому факту: книга написана на основе мемуаров и устных свидетельств участников и очевидцев событий — в то же время под пером талантливого писателя документальная хроника оживает и превращается в оригинальную и увлекательную повесть, чтение которой доставляет истинное наслаждение.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 1. АНГЕЛЫ 2. НУЖНАЯ ВЕЩЬ 3. ЙЕГЕР 4. КРОЛИК 5. ПОЕДИНОК 6. НА БАЛКОНЕ 7. МЫС 8. ТРОНЫ 9. ГОЛОСОВАНИЕ 10. МОЛИТВА 11. ОНО САМО ВЗОРВАЛОСЬ? 12. СЛЕЗЫ 13. ОПЕРАТИВНОЕ 14. КЛУБ 15. ПУСТЫНЯ ЭПИЛОГ ОТ АВТОРА

 

Книга о суровых буднях и отважности военных летчиков-испытателей и первых космонавтов США, о соперничестве СССР и Америки за господство в космосе в романтическую эпоху 1960-х годов, о жестоком поединке пилота с темной стихией фатума в борьбе за «нужную вещь», обладание которой открывает путь к триумфу человеческого духа, покоряющего вселенную.

Документальность повествования, основанного на материалах космической программы «Меркурий», а также воспоминаниях участников и очевидцев, сочетается с описаниями экстремальных ситуаций, которые придают произведению драматическую напряженность.

Для широкого круга читателей.

СЛОВАРЬ

Осевая нагрузка — тяга

стр. 391 — сила тяги — (в данном случае) аэродинамическое сопротивление

Выходная труба — сопло

Дожигатель топлива — форсаж

Слышу вас громко — Слышу вас хорошо

Впускная труба — воздухозаборник

Воздушный тормоз — тормозной парашют

Электродистанционное управление — автоматическое управление

пять орбит — пять витков

взорвать люк — отстрелить люк

симуляция — имитация

симулятор — тренажер

g — уровень — величина перегрузки

эвакуационная ракета; ракета аварийного модуля — система аварийного спасения

g-силы — гравитация

поджечь ракету — включить ракетный двигатель

разрывные болты — пироболты

контроль положения — ориентация

контроль углового положения — стабилизация

компенсирующий костюм — скафандр

резиновая диафрагма — уплотнение

тепловой щит — теплозащитный экран

аппараты с «поднимающимся фюзеляжем» — с несущим корпусом

делать метеорологические снимки — фотографировать облачность

атмосферный пояс — атмосфера

ручной регулятор — ручка управления

мерцание предсердий — аритмия

стр. 322 тормозные двигатели — (в данном случае) двигатели ориентации

опустил корабль в атмосферу — вошёл в атмосферу

тепловая камера — термокамера

высотная камера — барокамера

низкий уровень g — микрогравитация

восстановить аэродинамические характеристики — восстановить управление, выровнить

стр 347 — абзац " А затем иглы!.. " — непереводимо. Намёк на проект " Уэст Форд"?

длинный кильватер — кильватерный след

контрольные двигатели — двигатели ориентации

посадочный бак — (наверное) надувной амортизатор

стуки на высоких скоростях — (возможно) кавитация

избыток воды — влажность

расположить — ориентировать

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга появилась на свет благодаря обычному любопытству. Мне захотелось узнать, что же на самом деле заставляет человека по собственной воле забираться на верхушку огромной свечи — ракеты «Редстоун», «Атлас», «Титан» или «Сатурн» — и ждать, пока зажгут запал? И я решил пойти наиболее простым путем, то есть спросить об этом у самих астронавтов. И когда астронавты собрались в декабре 1972 года на мысе Канаверал, чтобы понаблюдать за последней отправкой космического корабля «Аполлон-17» на Луну, я обратился к ним, но очень скоро понял, что даже те из них, кто в обычной жизни довольно общителен, не спешат удовлетворять мое любопытство. Им совершенно не хотелось обсуждать самую суть моего вопроса — их собственную храбрость.

Но я чувствовал, что ответ таится вовсе не в специфике полетов в космос. Подавляющее большинство астронавтов вышло из рядов пилотов-испытателей. Причем почти все они были военными пилотами-испытателями. И лишь немногие, такие как Нил Армстронг, прошли подготовку в армии. Именно этот факт столкнул меня с обширной и загадочной областью, которая в буквальном смысле оставалась темной, как обратная сторона Луны, более чем полвека: военная авиация и нынешний американский офицерский корпус.

Сразу после Первой мировой войны у европейских писателей стало модным определенное поветрие, которое вскоре распространилось и среди их послушных подражателей в Соединенных Штатах. Война рассматривалась как что-то изначально чудовищное, а те, кто воевал, в частности офицеры, — как жестокие и недалекие люди. Тон всему задали несколько блестящих произведений, в их числе — «На западном фронте без перемен», «Путешествие на край ночи» и «Бравый солдат Швейк». Единственным возможным героем рассказа о войне был рядовой солдат, и был он не героем, а обывателем, такой же жертвой войны, как и всякий невоенный человек. Любой офицер в звании выше младшего лейтенанта выставлялся как солдафон или дурак, а то и как отъявленный злодей. Старомодные повествования о доблести и героизме приравнивались к второсортной литературе, к написанным «литературными отщепенцами» автобиографиям и рассказам в бульварных журнальчиках вроде «Эргоси» или «Блюбук».

Даже в тридцатые годы героями популярных военных рассказов были в основном летчики Первой мировой войны. А одно из немногочисленных научных исследований на тему воинской доблести — «Анатомия храбрости» Чарльза Морана, служившего военным врачом в британской армии во время Первой мировой (позднее он стал известен как лорд Моран, личный врач Уинстона Черчилля). В этом сочинении, созданном в двадцатых годах, Моран предсказывал, что в войнах будущего молодые люди, жаждущие славы и риска, будут искать их на поприще авиации. В двадцатом веке, говорил он, военный летчик станет таким же воплощением мужества, как кавалерист в девятнадцатом.

Серьезное изучение драматичности и психологических тонкостей в этой новой области исследований — боевых полетов на высокотехнологичных самолетах — стало делом отдельных пилотов, имеющих склонность к писательству. Самый известный из них — Антуан де Сент-Экзюпери. Литературный мир остался равнодушным к этой теме. Но юноши поступали именно так, как и предсказывал Моран. Они становились офицерами, чтобы летать, и летали, несмотря на невероятный смертельный риск. Уже в 1970 году я узнал из статьи армейского врача в медицинском журнале, что для каждого летчика военно-морских сил вероятность погибнуть в катастрофе составляет двадцать три процента. И это не считая смерти в бою, что в то время — война во Вьетнаме была в разгаре — случалось чрезвычайно часто. «Нужная вещь» — это рассказ о том, почему люди хотят, а на самом деле не хотят, а наслаждаются таким риском во времена, которые писатели уже давно окрестили эпохой антигероя. Эта психологическая загадка и подтолкнула меня к написанию этой книги. И если среди прочитавших «Нужную вещь» есть те, кого совершенно не интересуют космические исследования как таковые, то, возможно, они прочли книгу именно потому, что их воображение захватила та же самая тайна.

С момента первого выхода книги в печать в 1979 году я переписывался со многими пилотами и вдовами пилотов. Они не то чтобы восхищались моей книгой, но, казалось, попросту были благодарны, что кто-то — совершенно посторонний человек — облек в слова то, о чем кодекс чести летчиков запрещает даже упоминать. А ведь именно это и является одной из самых необычайных и загадочных драм двадцатого столетия.

Том Вулф, август 1983 г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.