|
|||
«Ты это, приезжай, если чё, в Тамбов.»
Андрей Никитин
«Ты это, приезжай, если чё, в Тамбов... »
Посетить Тамбов планировалась мною уже давно, хотелось навестить родственников и уделить время железнодорожной фотосъёмке на тепловозном ходу. С моего последнего посещения этого города прошло без малого 4 года. И вот в июле месяце двухдневная поездка всё же состоялась. Особо радовало наличие официального разрешения на фотосъёмку на территории станции и локомотивного депо, хотя, честно говоря, это было совсем не привычно для меня, и в душе закрадывались некоторые сомнения относительно его эффективности. С руководством, скорей всего, проблем не возникнет, а вот с «бдительным» рядовым составом конфликтных ситуаций не избежать в принципе, такой уж менталитет у наших людей, сложившийся годами. Прибыв в Тамбов утром 20 июля с 31-м поездом из Москвы и отправив семью к родственникам, первым делом решаю пообщаться с движенцами, поставив их в известность о цели моего визита. Как выяснилось, пост БРМЦ расположен в стороне от вокзала, и чтобы добраться до него, нужно пересечь станцию по пешеходному мосту. Искать долго не пришлось, и уже через несколько минут на вызов домофона дверь мне открыл невысокий охранник средних лет. Моё желание поговорить с дежурным его несколько смутило, но, следуя должностной инструкции, он внёс данные с моего служебного удостоверения в журнал регистрации и стал рассматривать моё официальное разрешение на фотосъёмку. Подобная бумага явно для него была новостью, так что решать всё пришлось всё-таки с дежурным. Выслушав меня, дежурная по станции, только плечами пожала: Без начальства ничего решить не могу…, скоро кто-нибудь подойдет…” И точно, через несколько минут появился главный инженер станции Тамбов-I, который уже знал о моём визите. На всякий случай уточняю его имя, и, как после выяснится, совсем не зря. Время на часах на часах восемь утра, движенцы оповещены, теперь очередь локомотивщиков. На пешеходном мосту ненадолго задерживаюсь, вид на станцию с него, надо сказать, очень хороший, снимаю с него не первый год. Со стороны Мичуринска, Кочетовки медленно на станцию заходит грузовой поезд под 2ТЭ116-1597, машинально достаю фотоаппарат и делаю несколько снимков, тем временем на пешеходном мосту появляется уже знакомый мне ВОХР с двумя своими коллегами, который, судя по всему, сменился с поста и направляется домой. Как вы думаете, могла наша очередная встреча пройти незамеченной? Конечно же, нет. Увидев меня с фотоаппаратом в руках, он тут же направился ко мне со словами: - А вам тут нельзя снимать….. Приехали, конечная станция. Очевидно, прочитанное им 10 минутами ранее абсолютно не осталось в памяти, но, как говорили нам учителя в школе, «повторенье - мать ученья». Открываю папку с распоряжением, и он снова перечитывает мою бумагу. - А, ну да… На этот раз всё становится на свои места, информация как говорится, дошла до информируемого, на этом и расходимся. «Сарафанное» радио в определённых моментах среди личного состава работников железнодорожного транспорта иногда гораздо эффективнее официальных бумаг, в том отношении, что с ними, как правило, не все ознакомлены. Больше за эту поездку с ВОХРами я не общался, видимо, помогло. Локомотивное депо Тамбов за последние несколько лет изменилось, уже нет приписного парка локомотивов, от старых списанных паровозов остался только один тендер, поворотный круг безжизненно замер на одном месте, веер пуст. Первый раз я посетил Тамбов в 2005 году, именно в этом депо «вживую» мне удалось увидеть РА1-0004, на тот период времени он был новый, ещё ни разу не выходивший на линию с пассажирами. В ТЧ кипела жизнь, на тракционных путях теснились “фантомасы” (2ТЭ116) и “семидесятки” (ТЭП70), виднелись отслужившие своё паровозы, тепловозы промтранспорта были частыми гостями в депо, появлялись для прохождения ремонта. Цех эксплуатации локомотивного депо Кочетовка (именно так теперь называется предприятие) долго искать не пришлось. Первое, что бросилось в глаза – электронная бегущая строка над входом в административное здание. Интересно, для чего? Не прогноз же погоды она показывает. Ага, машинист такой-то, нарушил…, взыскание… Теперь понятно зачем здесь это ноу-хау. Электронный дневник. В дежурке встречаю и. о. зама по эксплуатации, о моём визите он уже знает, телеграмма на столе у дежурного. Объясняю вкратце цель моего визита, прямым текстом говорю, что поиск каких-либо косяков по работе не мой профиль, и тем более не причина посещения депо. На всякий случай прошу его поставить свою подпись на моём разрешении, зная о возможных вопросах от рядового персонала, в чём он мне не отказывает. Теперь нужно быстро решать, куда идти снимать. Начнём с депо. Но «депо» - это, наверно, громко сказано: паровоз-памятник Эр764-1 (нужно снимать во второй половине дня по солнцу), одинокий тендер, находящийся на веере, да и снимать по сути уже нечего. На тракционных путях – несколько мотрис РА, а именно, РА2-011, РА1-0059, РА1-0064 и две ТЭПки – ТЭП70БС-162 и 215, но они расположены не лучшим образом для фотосьёмки. Останавливаюсь в тени у депо, ожидая, когда РА-1 закончат свои манёвры, боковым зрением вижу, как от курилки ко мне направляется невысокий мужичок – «ну, вот и продолжение», мелькают в голове мысли. Подойдя ко мне, он задаёт обычный для такой ситуации вопрос: – А вы кто? – А вы? – отвечаю ему тем же. – Бригадир ПТО. Ничего не объясняя, открываю папку перед его лицом, прочитав содержимое разрешения, он разворачивается и молча уходит – вот и поговорили. Надо думать, сегодня ко мне в локомотивке уже вряд ли кто подойдёт с глупыми вопросами, что исключит бестолковые объяснения и бесполезные разговоры. Хочу отметить, что бригадир, проявивший гражданскую бдительность, скорее всего, является работником «ТМХ-сервис», так сказать, не “рж-дорожной” компании. В депо мне доводилось видеть работников в спецодежде с логотипом этой компании. Железная дорога меняется на глазах. Но, по моему мнению, главное – сохранить рабочие места, обеспечить занятость работников, а как будет называться компания, к которой они будут относиться, дело десятое. За два дня моего пребывания в Тамбове бросилась в глаза слаженная работа пригородников, без дела они не сидели ни минуты, в депо практически не отходят от своих машин, тепловозников, напротив, практически не было видно, впрочем, как и самих тепловозов. Теперь прямиком на станцию. Всякий раз, приезжая в Тамбов, мысленно представляю себе дизель-поезда Д1, стоящие у перрона. Но время этих трудяг безвозвратно прошло, увидеть такое теперь вряд ли получится, разве что только на старых фотографиях. Как знать, может, лет через 5-10 исчезнут и ныне эксплуатирующиеся на пригородных маршрутах «рельсовые автобусы». А тем временем на перрон под посадку выдаются РА1 и РА2, следующие на Обловку и Тамалу. Снимать на перроне провинциального города намного приятнее, чем в Москве, даже попавшие в кадр пассажиры дополняют общую картину, а не портят её. Дальнейшую фотосъёмку продолжаю у здания вокзала «по солнцу», из-за поворота то и дело появляются 2ТЭ116 и ТЭП70БС (теперь они все ТЧЭ Ртищево-Восточное), движение достаточно интенсивное. Забегая немного вперёд, скажу, что, со слов машинистов, «чистых» ТЭП70 на этом участке уже нет. Старая техника постепенно уступает место новой, и пассажирские тепловозы тому не исключение. С исчезающей утренней прохладой, переходящей в обеденный зной, понемногу заканчивается и моё терпение, пришлось стоять на солнцепёке несколько часов подряд. Терпение было вознаграждено — ТЭП70БС, переданные из далёкого Комсомольска, и совсем неожиданно появившаяся дизельная секция для «Тальго», следующая на грузовой платформе транзитом в Казахстан. Решил появиться тут ближе к вечеру. Повторяю свой маршрут, захожу в локомотивное депо, потом на станцию. И снова продолжение истории с «гражданской бдительностью» работников станции, вопросы: “А кто вам разрешил? Я ничего не знаю! ” Ознакомление с распоряжением, упоминание должности и фамилии руководителя, который знает, и т. д. Машиниста тепловоза эта история проверки не заинтересовала, возможно, он в курсе, что любительская фотосъемка на железной дороге не запрещена, и фотографирование поезда перед отправлением никак не отражается на безопасности движения. Хотя нередко случается увидеть из кабины машиниста кулаки или услышать угрозы в адрес человека с фотоаппаратом. Значительно приятнее услышать в ответ короткий свисток: “Привет, привет! ”... Утром второго дня моего пребывания в Тамбове я снова на станции. Долго задерживаться из-за установившейся в эти июльские дни жары мне не хотелось, редкие для Москвы (где я работаю) “фантомасы” и БэЭсы (ТЭП70БС) изрядно примелькались, замеченные «рельсовые автобусы» практически все были отсняты. В депо, как и вчера, суетились пригородники, занимавшиеся своей привычной работой, скучали тепловозники, на тракционных путях не находилось ни одного тепловоза. Ненадолго задерживаюсь у деревянных мостиков служебного прохода у ПТОЛа, дождавшись, когда солнце выйдет из-за дымки, не торопясь направляюсь снимать РА2-052, стоящий рядом на путях отстоя. Уже через несколько минут моё спокойное пребывание на территории предприятия было прервано двумя работниками в должности машинистов тепловозов, как только я прошёл несколько лишних метров в сторону от мостков служебного прохода... Могу предположить, что в этом месте так принято проявлять бдительность... Пришлось им самим почитать распоряжение, объяснять я особо ничего не стал, отчитываться перед машинистами меня никто не обязывал. Переводить разговор в откровенную склоку не хотелось, к тому же подвох был налицо. Гораздо интересней было достойно выйти из этой ситуации. Машинист, стоявший ближе ко мне, увидев подпись своего непосредственного начальника, лишних вопросов задавать не стал, а вот его коллега оказался «товарищем с инициативой», его, что называется, понесло. Он начал усердно рассказывать, как они здесь за всем следят, как должны вызывать ФСБ, да и сами могут повязать… На этом моё терпение кончилось: “Во-первых, следить за всем надо в кабине тепловоза, а тут welcome к дежурному по депо, а он уже решит, кого вызывать – охрану, полицию, ФСБ, международных наблюдателей и т. д.; во-вторых, за «повязать» можно и в обратку получить. Если перед вами человек с фотоаппаратом (мобильным телефоном, айподом, навигатором, пылесосом и т. д. ), это ещё ни о чём не говорит; в-третьих, если вы чего-то не знаете о фотосъёмке на территории депо, значит, вам по должности не положено знать”. Услышав последнее, мужики отвернулись, явно затаив обиду. Возможно, и я немного перегнул с последним высказыванием, но, извините, сами напросились. Рабочий человек зачастую имеет большее уважение, чем руководитель на предприятии, и ничего нет зазорного в рабочей профессии. Но каждая из должностей имеет определённый круг обязанностей, неважно, рабочая она или руководящая. Мне тоже не положено по должности контролировать кого-либо на территории предприятия, так оно, думается, и к лучшему. На этом проверка бдительности работниками в Тамбове была завершена, на станции меня «не замечали» ни движенцы, ни охрана, ни полиция, а уж тем более локомотивщики. Уже перед уходом со станции поднялся на близлежащий путепровод – вид на прибывающие поезда с него очень хороший, как и с пешеходного моста (кто бывал и снимал в Тамбове – знает). Вечером перед отправлением поезда на Москву на память о поездке покупаю в привокзальном киоске магнит на холодильник с изображением тамбовского волка, с надписью «Ты это, приезжай, если чё, в Тамбов». Может, «если чё», и заеду, лет этак через пять. А нынешняя поездка, пусть не без «бдительных» проблем, без сомнения, удалась...
Автор выражает благодарность за помощь в организации поездки: И. о. ТЧЭ 3 Казарцеву А. В. Гл. инженеру станции Тамбов Рыжову А. А. Начальнику ЮВРЦБ Чеботарёву С. Ю.
|
|||
|