Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок по теме «День славянской письменности» в 5-6 классах



Цель урока:

- способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие;

- познакомить с событиями жизни святителей Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки;

- прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории.

Задача урока:

- ознакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки и ее создателями.

Видео, использованные на уроке, с канала YouTube:

 

1. Повесть временных лет. Выпуск 6. Просвещение славян. Кирилл и Мефодий – «Радость моя»

 

2. Старославянский язык и его влияние на русский язык

 

 

3. Простоквашино на старославянском

 

 

Сценарий проведения:

1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

2. сЦЕНКА УЧАЩИХСЯ

3. пРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА + Вопросы по фильму

4. ЗАДАНИЕ 1. рАСположИТЬ СТАРОСЛАВЯНСКИЕ СЛОВА В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ

5. Просмотр фильма + викторина по фильму

6. задание 2: Кроссворд

7. конкурс капитанов (подписать на рисунке части тела по-старославянски)

8. конкурс на лучший рисунок (буквы кириллицы). оценка жюри (в течение урока)

9. Задание 3. просмотр видео + задание 3: определить, какой язык использован в фильме (старославянский или древнерусский), и доказать почему (вспомнить признаки этих языков)

 

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Рада приветствовать вас на нашем замечательном празднике – Дне славянской письменности, который принято традиционно отмечать 24 мая. У нас сегодня на уроке гости, которые будут следить за работой команд, за вашими ответами и за тем, чтобы вы не нарушали правила.

Ответы принимаются и засчитываются ТОЛЬКО при поднятой руке.

Я желаю всем удачи. Итак, мы начинаем урок со сценки, которую нам приготовили ребята. Они очень старались, давайте посмотрим, что же у них получилось.

Звучит музыка древних славян.

 

Выходят Византийский царь Михаил и два ЖИТЕЛЯ РУСИ.

Житель Руси 1: Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и объяснил святые книги.

Житель Руси 2: Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения.

Житель Руси 1: И пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о смысле их.

ЖИТЕЛИ РУСИ УХОДЯТ СО СЦЕНЫ. ОСТАЁТСЯ ЦАРЬ МИХАИЛ.

 

ВЫХОДЯТ БРАТЬЯ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ.

 

Царь Михаил: Идите, братья, в землю славянскую. Знаю, Кирилл, что ты утомлён, но подобает тебе идти, ибо дела этого никто совершить не может, как ты.

Кирилл: Тело моё утомлено, и я болен, но пойду с радостью, если у них есть буквы для их языка… Учить без азбуки и без книг всё равно, что писать беседу на воде.    

Мефодий: Я пойду с тобой, брат, и помогу составить азбуку для славян.

ВСЕ УХОДЯТ СО СЦЕНЫ.

Рассказчик 1: И отправились в славянские земли два учёных брата –

                   Кирилл и Мефодий.

                   И составили братья азбуку,

                   43 сочинили буквицы,

                   Чтоб учились славяне грамоте,

                   Чтоб услышали слово книжное,

                   И чтоб все племена словенские

                   Светом разума просветилися.

                   То не солнце восходит красное –

                   Земля русская прославляется

                   И богатством своим и знатностью,

                   Ну а пуще того – учёностью.

 

Рассказчик 2: Русская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В азбуке и только в ней есть содержание. Праславянская азбука представляет собой послание. В современном переводе это звучит так: Я ЗНАЮ БУКВЫ.

Учитель: А сейчас мы посмотрим с вами короткометражный фильм, где показано, что же было на самом деле в то время и как всё начиналось.

Просмотр ролика.

Вопросы по фильму.

Далее – задание 1.

Учитель: А сейчас мы увидим фильм, в котором рассказывается об истории возникновения славянской письменности. Смотрите внимательно, так как далее мы проведём викторину среди команд, где нужно будет правильно ответить на все вопросы по фильму.

Далее по сценарию (см. выше)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.