Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Система образов и символов, а также скрытый смысл в игре «ЗАЙЧИК»



Система образов и символов, а также скрытый смысл в игре «ЗАЙЧИК»

Оглавление:

1. Введение

2. Антон и его семья

3. Таёжный лес

4. Лиса Алиса

5. Сюжет “Алиса”

6. Маска зайчика

7. Сюжет “Полина”

8. Сюжет “Изгой”

9. Финал третьего эпизода

10. Итоги

В 2021-м году одной из нашумевших игр в русском сегменте стала визуальная новелла “Зайчик”. За относительно короткий период она собрала вокруг себя довольно крупное комьюнити, породила огромное количество фанатского творчества, прохождений и теорий на YouTube.

 

Для непросвещённых: «Зайчик» – нелинейная визуальная новелла в жанре ужасов. Действие истории происходит в тихом, ничем не примечательном посёлке, окружённом со всех сторон лесом. Но внезапно здесь начинают пропадать дети, и главный герой, недавно переехавший сюда шестиклассник Антон, невольно оказывается свидетелем и участником кошмарных событий.

 

Игра основана на одноименном рассказе Дмитрия Мордаса (во избежание спойлеров не рекомендуется читать до прохождения). Во главе разработки стоят Saikono Joker (псевдоним), а также сценарист и гейм-дизайнер Евгений Сокарев.

 

Как заявляют сами разработчики, помимо канонических развития событий (относительно рассказа) в игру добавлено ещё несколько сюжетных линий, уже от них самих.

На данный момент выпущено три эпизода из пяти планируемых. Вся игра, как сообщают создатели, будет готова в 2023-м году (четвёртый эпизод, судя из последнего интервью, будет выпущен в октябре-ноябре этого года).

 

О данном проекте я узнал от своего знакомого и поначалу отнёсся к его рекомендации довольно снисходительно, так как почти совершенно не интересуюсь играми. Однако любопытство взяло своё, и я решил посмотреть, что это за игра.

Сказать, что я был поражён – ничего не сказать. “Зайчик”, действительно, способен захватить атмосферой, визуальным стилем, сюжетом и даже качественно написанной музыкой (композиторы – Владимир Булаев и Никита Крюков). Вся работа выполнена очень креативно – видна любовь создателей к своему творению.

И, что очень радует, игра полностью российского производства и совершенно не пытается походить на какие-то зарубежные проекты.

 

Но зацепило даже больше не это, а то, как в историю интересно вплетены загадочные образы животных, таёжного леса. Даже монологи главного героя наполнены различными интересными деталями. Я, как человек, любящий обращать внимание на подобное, понял, что всё это, скорее всего, не просто так. “Может, создатели пытаются донести до нас какой-то смысл? Ведь не могут, даже в обычной игре, просто так использоваться именно эти образы и делаться такие яркие акценты на чём-либо” – подумал я. И данная мысль не оставляла меня в покое.

Я провёл некоторое время в изучении различных фольклора, мифологии, а также символики. Собрав некоторую информацию и проанализировав все три эпизода, я пришёл к интересным выводам и хотел бы ими поделиться. Что же скрывается под таинственной маской игры “Зайчик”?

 

Сразу скажу, что эта статья не является какой-то огромной теорией происходящего, того, как дальше будет разворачиваться сюжет или же чем-то из серии “Кто является маньяком в игре? ” – нет. Данное исследование является полноценной попыткой взглянуть на этот действительно неординарный проект с литературной точки зрения, опираясь исключительно на какие-то теоретические и научные материалы.

 

Также хочется выразить благодарность каналу “Life is Game”, видео которого и натолкнули меня на данный анализ и, в принципе, помогли собрать смысловой пазл всей истории воедино.

 

Для начала хотелось бы обобщить сам факт того, что в данной игре поднимается достаточное количество социальных и психологических проблем даже на простом, сюжетном уровне. Каких именно – об этом мы сейчас и поговорим.

 

Прежде всего, определим фактор страха в игре. Что именно в ней пугает, помимо скримеров, которые тут встречаются не так уж и часто? Во многих качественных хоррорах используется такой приём, как узнаваемость образов. И причем не просто узнаваемость, а некое возведение их в абсолют – до того уровня, от которого нам становится некомфортно.

В игре мы видим, в первую очередь, яркое изображение гиперболизированных детских страхов, так знакомых всем или некоторым из нас: тёмный страшный лес, развод родителей, пропажа без вести, новые школа и одноклассники, призраки, смерть и многое другое. Во время игры всё это не столько пугает, сколько находит свой отклик в душе, я уверен, у любого.

 

Переходим непосредственно к сюжету. Действие происходит в постсоветское время. На общий смысл это никак не влияет, но определённая эпоха в любом произведении создаёт почву для всего в истории: из неё исходят основные конфликты, мотивы и образы героев.

У нас это влияет и на семью Антона, и на него самого.

 

Думаю, не стоит рассказывать, насколько времена после развала СССР были тяжёлыми для страны. Оказываются они такими и для семьи Антона. Из его монологов мы узнаём, что если раньше денег хватало даже на то, чтобы часто покупать игрушки, то сейчас им еле хватает на шоколадный батончик.

 

По всей видимости, из-за денежной недостаточности и ссорятся родители Антона. К тому же они находятся на грани развода, причём мать раздражительнее отца. Последний же более ласков к детям, в отличие от жены, которая проявляет агрессию почти постоянно. Также отец является героем для Антона (в третьем эпизоде во время заполнения анкеты для друзей, отвечая на вопрос “Кто твой герой? ”, он захочет написать “Папа”, но решит исправить на “Человек-паук”, поняв, что не стоит всё доверять бумаге), и именно он едет искать Антона во втором эпизоде.

 

Но есть и подозрения, что глава семейства связан с криминалом, так как при дальнейшем выборе какой-то из двух сюжетных линий, в одной из них, когда Антон садится в машину к отцу, в открытом бардачке он замечает пистолет.

Также, возможно, именно из-за этого семье пришлось переехать в посёлок, и в том числе поэтому ссорятся родители (подтвердить это может сон Антона в конце второго эпизода, где Катя (школьная сплетница) говорит, что его папа “недавно какому-то крутому дорогу перешёл, и теперь они всей семейкой в нашем захолустье скрываются”, что Антон нервно отрицает. Но об этом позже).

 

Сам главный герой является, как его называют, “постсоветским гиком”. Ему 12 лет, он довольно робкий, носит очки, без которых видит очень плохо. Много читает и любит рисовать.

 

Ещё в семье есть младшая, шестилетняя дочь Оля. С братом она в хороших отношениях, любит смотреть с ним телевизор. Очень боится спать в своей комнате, так как, по её словам, каждую ночь к ней на окно прилетает сова и смотрит прямо в душу.

 

Здесь стоит заметить, Антон на пороге становления личности: 12 лет – это возраст самоопределения, именно в нём формируются первые взгляды и принципы, а также то, станешь ли ты хорошим или плохим.

Существенную роль в этом играют, конечно же, родители. Но из всего ранее сказанного мы видим их не самое лучшее влияние на Антона. Ему приходится становиться невольным свидетелем ссор, и мать, и отец (в меньшей мере) срываются на него, почти никак не уделяют внимания. Он сам чувствует, что скоро они могут развестись, и переживает из-за этого.

 

Ко всему прочему, в посёлке, в который семья только переехала, начали пропадать дети, и есть предположение, что здесь орудует маньяк.

 

Вернёмся к проблеме возраста. В 12 лет у ребёнка, по сути, должно появляться стремление к внутреннему развитию, какие-то амбиции и цели. Однако у Антона мы можем заметить нежелание взрослеть. Так, например, его не оставляет всё ещё детская мечта поехать в “Диснейленд”. Или во время совместного с Олей просмотра “Питера Пэна” он говорит: “Что греха таить, и я часто представляю себя там, в стране, где не взрослеют, не ссорятся из-за пустяков, не слушают ночами ругань за стеной и звон посуды”. В данном случае имеется в виду страна Нетландия из мультфильма (или же, как её назвали в самой игре – Небыляндия), где все остаются детьми и время на них никак не влияет. Всё это мечты ребёнка, который не хочет переходить во взрослый мир.

 

Возьмём ещё одну важную деталь: красной нитью через всё повествование протянуто некое соперничество между цивилизацией и древностью, нынешним человеком и его истоками. Выражается это в образе леса, тайги и животных.

 

Остановимся на понятии леса в игре. Именно в нём Антон увидел варежку пропавшего мальчика Вовы, про которого за несколько минут до этого его вместе с мамой спрашивал лейтенант Тихонов, расследующий это дело. Тут нам предстоит сделать первый важный выбор – сбежать или сорвать варежку с дерева, держаться от леса подальше или побороть его страх, ведь изначально он Антону кажется страшным.

 

Лес в мифологии различных народов, прежде всего, связан с животным миром. Это одно из основных местопребываний сил, враждебных человеку. Через лес проходит путь в мир мертвых, духов или же в совершенно иное пространство.

В народной лирике “тёмный лес” наделён символами печали, тоски и горя.

“Войти в тёмный лес” – это значит столкнуть душу с чем-то неведомым; с секретами природы, в которые надо проникнуть, чтобы понять их смысл. Это может являться и символическим перерождением, переходом в бессознательное после долгих колебаний, внутренней дезориентацией.

 

Если рассматривать данные определения в условиях всего сюжета, то, скорее всего, лес здесь символизирует переход Антона во взрослую жизнь и то, как он этого боится. Мир взрослых ему неведом и непонятен. А из-за отсутствия какой-то уверенности и поддержки в лице родителей он совершенно потерян.

В трудные минуты Антон представляет себя в лесу, он хочет перенестись туда, уединиться от всех. Это может означать его желание повзрослеть только по одной причине – поскорее уйти от нынешних проблем.

 

Для подтверждения данного тезиса можно обратиться к образу и понятию самой тайги. На её важность нам намекают в начале первого эпизода, когда Антон вспоминает, как бабушка говорила ему: “Тайга – особое место, дитятко. Она к тебе присматривается, принюхивается…”/ “... Понравишься – в беде не бросит. А будешь проказничать – схватит за бочок и утащит с собой под землю”.

 

“Тайга” – это не просто слово для обозначения определённого типа сибирского пространства, а, прежде всего, природный концепт.

Считается, что “тайга” – пространство, которое выделяется из “цивилизованного” мира. Это некий “антимир” или даже “ад”.

Трактовка “тайги” как однообразной, пустынной и дикой природы имеет обозначение “первобытного хаоса”, который не может быть подчинён никаким законам. Герои сибирских легенд, попав в тайгу, не могут получить ни совета, ни наставления, ни указаний; они совершенно свободны в своих действиях.

 

А как мы уже поняли, Антон, действительно, не может получить никакого совета или наставления и почти полностью предоставлен себе, о чём в дальнейшем убедимся ещё не раз.

 

Играет свою роль и время года в игре – зима. С чем она у нас ассоциируется? Правильно – с белым снегом, которого очень много в пейзажах игры. Белый цвет символизирует новизну, что-то непознанное, а также смерть. Но если принять, что жизнь не кончается после смерти, то смерть – это обновление. Переход на совершенно новый уровень, выход в новое измерение. Метель представляет собой перемены или сильные эмоции.

 

Соответственно, выход Антона в темный, зимний лес можно считать началом его перерождения и познания чего-то нового, так как он входит во взрослую жизнь, от которой ему никуда не деться (в школу ему надо идти через лес и никак иначе).

 

И на выходе из этого самого леса, встав на путь взросления, ему встречается то ли антропоморфная лиса, то ли девочка в маске лисы (разработчики держат в секрете, кто это на самом деле), которой позже он даст имя Алиса, ответив на её вопрос “Ну и как бы ты назвал такую лису, как я? ”, и она будет не против. Разумеется, и она совершенно непростой герой.

 

В интернете ведутся споры насчет того, настоящая ли она или всего лишь плод воображения героя. Давайте обговорим тот момент, что для нас это совершенно не так важно. Для нас важно то, что она является Антону и, самое главное, влияет на него.

Кто же она такая и почему появляется именно в этот момент? Из её слов мы узнаём, что она не живёт среди людей, считает взрослых скучными, очень любит играть и веселиться.

По сути, она является олицетворением желания Антона обрести свободу и независимость.

А её появление именно в этот момент, я считаю, обусловлено тем, что Антон получает необходимую для себя поддержку, которая является в виде Алисы и помогает справиться со страхом перед школой. Опять же, важен тот факт, что она появилась, а не то, существует она или нет.

 

Вновь обратимся к символизму. Все мы знаем, что лиса, как правило, связывается с хитростью, лицемерием, сообразительностью, льстивостью, обманом, эгоизмом и жадностью. С её образом обычно соотносится представление о чём-то сомнительном, фальшивом.

Широко распространены истории о превращении Лисы в человека (особенно при полнолунии).

В некоторых сюжетах лисицы вводят людей в заблуждение и в порчу, очаровывают до того, что они начинают хворать и постепенно сходят с ума.

В китайских, японских мифологиях лисы заклеймены как опасные оборотни. Способность к оборотничеству приходит к ним с возрастом: к пятидесяти годам лиса приобретает способность превращаться в женщину.

 

Как можно заметить, символ лисы имеет скорее негативное значение. Однако мы не можем делать преждевременных выводов об Алисе до окончательного выхода всей игры. Но однозначно можно сказать, что она не та, за кого себя выдаёт и явно что-то скрывает.

 

После того, как Антон вместе с Алисой доходят до школы, последняя зовёт нашего героя встретиться на заднем дворе после уроков, чтобы пойти искать мальчика Вову. Антону хочется найти его, чтобы получить денежную награду, которая может спасти его семью. А, как сказала плутовка, она что-то знает о его местонахождении.

 

Герой приходит в свой новый класс и сразу сталкивается с главным задирой, Семёном, который мигом начинает издеваться над ним. Апогеем этого становится то, что на перемене он при всех начинает щёлкать Антона по лбу, и появляется новый важный выбор: “Дать отпор” или “Стерпеть”.

 

Рассмотрим самый частый выбор среди игроков – “Дать отпор”. Если Антон ударит задиру в ответ, то он будет удивлён данным поступком и пригрозит, что герою “*****ц”, а затем удалится.

После уроков к Антону подойдет девочка Полина и восхитится его смелостью, а также предложит проводить её домой после занятия скрипкой.

Тут открывается ещё один важный выбор: “Алиса” или “Полина”.

 

Для начала разберём “Алису”. При данном выборе Антон идёт на задний двор, где его, выпрыгнув из сугроба, встречает наша плутовка и предлагает поиграть. Сначала Антон возражает, говоря, что они собирались искать Вову, но лисичка своим ехидным голосом уговаривает его, и они начинают играть в снежки, а затем в догонялки.

 

Очень примечательным является момент игры. Во время неё Антон будто ощущает перерождение: “Мне казалось, внутри отворился какой-то потаённый ларец с новыми возможностями. Мои мышцы гудели, лёгкие увеличились, а я сам будто стал сильнее. Даже зрение обострилось…”. Причём перед этим монологом Алиса впервые называет нашего героя зайчиком и начинает наговаривать считалочку, которая является главным лейтмотивом произведения (каждая строчка считалочки – это название эпизодов новеллы. Также она звучит в трейлере, и мы очень часто встречаем её на протяжении всего сюжета). Что это за считалочка и какую роль она играет в момент “перерождения” Антона? – к этому мы ещё вернёмся.

 

   Весьма интригующей деталью образа Алисы является её явная симпатия к Антону. Да и сам он к ней явно неравнодушен.

Сначала разберём сторону Алисы. Помимо фразы “... ты нравишься Жульке (собаке, за которой ухаживает лисица). И не только ей” есть ещё те, которые даже несколько смущают.

Возвращаясь к игре между героями, можно вспомнить данную цитату: “Ты слишком быстрый, слишком сильный, лакомый слишком”. Или то, что в конце третьего эпизода она говорит “Я так счастлива наконец обрести тебя, Зайчик”. Но самый неоднозначный момент – это то, когда во время игры она начинает раздеваться, а вслед за ней хочет скинуть с себя одежду и сам Антон, однако вовремя одумывается.

 

К слову, с ним всё куда интереснее. Вновь рассмотрим цитаты: “Не думал, что мысли о хвостатых девочках могут быть такими… заразными…”, “Хотел догнать её, поймать, оседлать”, “Она была в моих руках, такая гладкая и желанная”, “Хотелось наклониться к ней, чтобы распробовать все тонкости ароматов”, “Захотелось принять душ, словно сами размышления о лисичке делали меня грязным, пачкали, сбивали с дороги и уводили в объятия леса”. Понятное дело, что простым интересом к лисичке у парня всё не заканчивается: похоже, что здесь всё приобретает больше эротический подтекст.

 

Дополняет данную мысль ещё одна важная деталь, на которую создатели сделали акцент – хвост лисицы, которым так озабочен Антон: хочет его увидеть.

В Юго-Восточной Азии лисий хвост считается средством сексуального возбуждения.

Также в восточных странах лиса означает сладострастие. Китайцы и японцы добавили к ней некоторые пикантные штрихи, объявив эротическим символом обольщения. В их мифологии особую опасность представляют женщины-лисы, непревзойденные соблазнительницы, которые крадут жизненную энергию человека посредством половых сношений с ним.

(Частично образ Алисы, а также остальных детей в масках зверей, которые появятся в конце третьего эпизода, можно связать с японскими оборотнями Ноппэрапономи и Каонаси, которые не имеют лица, а поэтому носят маски).

 

Итак, что же всё это значит в плане образов, которые работают на идейный смысл? Скорее всего, игра с Алисой, “пробуждение” в процессе, а также такой неоднозначный интерес к лисичке – это метафора взросления Антона: он испытывает совершенно новые для себя ощущения, в том числе и сексуальное влечение. Возьмём пока на заметку, что именно сексуальное.

 

Идём дальше по сюжетной ветке Алисы. Следующий важный для нас момент – это встреча с хулиганами Бяшей, Семёном и Ромой после того, как Антон почти начал раздеваться. Они начинают угрожать, издеваться над ним и подначивают на драку с Семёном, которую герой в итоге считает неизбежной и встаёт в оборону. Но в этот момент главарь банды, Рома, снимает рюкзак с Антона и вытряхивает всё содержимое. Среди всего прочего он находит непонятно откуда взявшуюся (в том числе и для Антона) маску зайца и говорит Семёну надеть её на героя, чтобы тот попрыгал перед ними, как зайчик. Появляется выбор: “Надеть маску зайца” или “Послать Семёна”.

 

Если мы наденем маску, ничего хорошего не произойдёт. Антон думает, что она принесёт спасение, даст ему силу, но чуда не происходит, и он получает удар в лицо после порции насмешек, а потом идёт домой.

 

Однако если мы решим послать Семёна, то герою явится лиса (на этот раз обычная, не Алиса), и неизвестный голос ему нашепчет “Скажи свинье заткнуться”, что Антон и сделает, добавив от себя ещё несколько слов, которые окончательно введут задиру в ступор. Напоследок он ещё и добьёт Семёна ударом в челюсть. Последний будет пытаться отомстить и заберёт у Антона очки, но Рома с Бяшей вступятся за него – изобьют задиру, прогонят и подружатся с героем.

 

Исходя из последствий нашего выбора, можно сделать следующие выводы: если мы надеваем маску, то, по сути, принимаем свой “внешний” облик “зайчика” – общепринятый образ трусливого животного, готового стерпеть боль и унижения.

Я специально делаю акцент на слове “общепринятого”, так как то, что заяц труслив – это, на самом деле, частично правдивый, но стереотип.

Таковым он прославился благодаря русским фольклору и сказкам, где его окрестили данным образом.

 

Однако если мы обратимся к мифологии, то выяснится следующее: заяц наделяется в народных представлениях демонической символикой (в частности, у славян). Он тесно связан с нечистой силой, находится в распоряжении у духов леса. Представлением о зайце, как о “нечистом” объясняется примета о том, что заяц, перебежавший дорогу или встреченный на пути, сулит несчастье.

Часто он наделяется и эротической символикой. На свадьбе исполнение песен про зайца нередко связано с обрядом брачной ночи и определением “честности” невесты. Сон с участием зайца толкуют, как скорое блудодейство или “грех с женою”.

В песенном русском фольклоре встречается мотив совокупления зайца с девушкой: “Заинька серенький, /Да не ходи по сеням, / Не топай ногою, / Я лягу с тобою”.

Но самое необычное – русский сказ про то, как заяц, убегая от лисы, так ловко юркнул из под носа, что она застряла между деревьев, после чего заяц её обесчестил.

 

Такова наиболее распространенная трактовка его образа в мифологии.

Можно понять, что если мы выбираем вариант “Послать Семёна”, Антон открывает своего внутреннего зверя, настоящую силу зайца, с чем помогает дух леса, воплощенный в образе лисы, которая является ему в этот момент.

 

Многие считают данное сюжетное развитие лучшим из-за того, что мы даём отпор Семёну, и с нами начинают дружить Рома с Бяшей, однако, если мы заглянем дальше, то всё обстоит несколько иначе. Но об этом позже.

 

Когда нас провожают Рома с Бяшей до дома, то в какой-то момент вместо них Антону является Алиса и на вопрос “И давно ты за нами идешь? ” отвечает: “Что значит давно? Я всегда была рядом”, и напоминает, что они шли искать пропавшего Вову, после чего заводит нашего героя в лес всё дальше и дальше. Затем перед ними возникает чёрный гараж, о котором нам буквально пару минут назад рассказывал Рома (якобы этот гараж преследует детей и похищает их), и Алиса предлагает заглянуть в него, предполагая, что Вова там. После стука из гаража выходит некое демоническое существо, именуемое Хозяином леса (о нём можно узнать из репортажа по телевизору, если мы выберем в первом эпизоде “Настроить сигнал”). Он воплощён в образе огромного чёрного козла.

 

В мифологии нет никаких моментов, за которые можно было бы зацепиться, по крайней мере сейчас, так как Хозяин леса совершенно не раскрыт, и делать какие-то выводы о нём – бессмысленно.

Но пока что можно охарактеризовать его, как сатану, то бишь, аллегорически – зло.

И это самое зло уже самолично нацепляет на Антона маску зайца, утверждая его животную природу, и называет “зайчиком”, нарекает его зверем. Почему именно зверем?

 

Давайте посмотрим на продолжение сюжета Алисы в третьем эпизоде. Важно, что это также и сюжет Ромы. Антон тесно начинает дружить с хулиганами только в ветке Алисы и только если выбрать вариант “Послать Семёна”, то есть пробудить в себе того зверя, которыми являются и наши новые “друзья”.

 

Рассмотрим ещё подробнее данный момент: первые негативные изменения Антона можно проследить сразу же, когда повержен Семён – он злобно улыбается, радуется чужой боли.

Позже он и сам сомневается на тему того, правильно ли он сделал, что связался с Ромой. Также, когда последний отбирает у какого-то школьника полароид и говорит, что на самом деле он ему “и в х*р не впился”, то Антон предлагает разыграть его в “камень-ножницы”. Если мы выигрываем, то наш герой заберёт аппарат и даже не подумает о том, чтобы его вернуть.

И именно в сюжете “Алисы-Ромы” Антон говорит о том, что одноклассники стали к нему лучше относиться (что он говорит в остальных случаях – об этом позднее), а всё потому, что он оказался в опасной компании, у него появилось чувство вседозволенности.

 

Школа больше не пугает, но что стоит за этим? Антон, по сути, становится подельником Ромы. Он не будет от этого лучше, наоборот, если он выберет этот путь, то, повзрослев, станет ещё хуже. А такие, как Рома, будут на коне, пока им потворствуют. Он – подлец, готовый буквально угрожать человеку ножом с целью собственной выгоды. В данном развитии сюжета мы, определённо, теряем себя, своё истинное лицо. К слову, Полина в своей сюжетной ветке умоляет Антона держаться подальше от Ромы.

 

Но вернёмся к Хозяину леса. После надевания маски он исчезает: Антона находит отец и забирает домой. По приезде мать наругает героя за потерю очков (Антон не скажет, что их забрал Семён), затем Оля расскажет о том, что видела лису в платье возле дома, на что мама отреагирует гневными вздохами. Антон же предостережёт сестру, сказав, чтобы она не подходила к лисе при следующей встрече.

 

Далее идёт кошмар Антона с участием Кати (напомню, одноклассница Антона, которая обожает распускать сплетни). Сон, как мы все знаем, это совокупность мыслей и переживаний на подсознательном уровне. И в данном случае мы наблюдаем именно это – совокупность переживаний Антона, о которых девчонка выдаёт всем: о его семейном «благополучии», о том, что каждую ночь к его сестре прилетает огромная сова и так далее. В зависимости от того, какое развитие событий мы выберем, будут меняться её реплики. Можно также понять момент, когда Катя говорит, что отец Антона бьёт мать и о том, что они укрываются в посёлке от криминального авторитета. Непонятно, правда это или нет, но Антон это яро отрицает. Как и любой другой на его месте, он, возможно, не хочет принимать факт того, что его отец плохой.

 

Когда Антон просыпается, то его в испуге зовёт Оля, которая показывает на сидящую за окном сову, и вместе с сестрой её видит и сам мальчик. Птица начинает звать его, и герой послушно подходит, открывает окно, но никого нет, кроме очков, лежащих на карнизе: тех самых очков, которые забрал Семён. Оля уходит к себе, а Антон забирает очки и ложится спать.

На следующий день он приходит в школу и видит на доске объявление о пропаже Семёна.

 

Данная часть эпизода, начинающаяся на приезде отца и заканчивающаяся объявлением о пропаже, характерна для всех сюжетных веток. Отличаются они лишь некоторыми деталями, которые потом будут оговорены.

 

Что примечательно, если мы выберем в школе Полину вместо Алисы, то лисица не придёт на помощь во время драки с Семёном и не разбудит внутреннего зверя Антона. Почему же? Пришло время полностью разобрать ветку Полины.

 

Полина – одноклассница Антона и, пожалуй, один из самых положительных героев в этой истории. Она играет на скрипке, живёт с дедушкой, которого очень любит (кстати, единственный герой, искренне любящий своего родственника). Она способна глубоко понимать и чувствовать, так как является творческой натурой.

 

Если мы выберем её вместо Алисы, то будем гулять с ней, говорить о разном, пока не услышим ту самую считалочку лисички, которую напевают дети. Тогда Антон спросит, что это за считалочка, и Полина нам расскажет, какая история с ней связана: однажды, молодой охотник должен был пройти обряд посвящения мальчика в мужчину – уйти в лес и охотиться там три дня. Но он пропал и вернулся лишь тогда, когда его перестали искать – весь исцарапанный и что-то нашёптывающий. Позвали шамана, и, когда охотник умер, то тот сказал, что когда он пришёл из леса, то уже был мёртв, и что это тайга говорила его голосом.

 

Какую же роль играет эта считалочка в сюжете? Мы говорили, что это главный лейтмотив всей истории и что её наговаривает Алиса в момент “перерождения” Антона.

Скорее всего, она является мотивом, опять же, взросления. Это некий зов к познанию себя и своей природы. А ведь это напрямую связано именно с природой леса: слившись с ней, познав её внутри себя по-настоящему, возможно выйти на совершенно иной умственный и физический уровень. Ведь природа – это то, с чем человек имеет самую древнюю, неразрывную связь.

 

После рассказа Полины они вместе с Антоном продолжают гулять и веселиться, пока их не застаёт уже знакомая нам шайка хулиганов. На заметку, встреча с ними произойдёт в любом случае, какой бы вариант развития мы не выбрали.

Но вот сама сцена драки (хотя, скорее, это избиение) отличается лишь тем, что нас поддерживает Полина.

Рома также отбирает рюкзак, находит там маску, говорит Семёну надеть её на нас, и вновь появляется выбор “Послать Семёна” или “Надеть маску”.

 

Если мы её наденем, то Антону также нанесут удар в лицо, и он отправится домой. Полина же будет смотреть на нас с непониманием.

 

Если же мы выберем “Послать Семёна”, то Антон его пошлёт, но на агрессию задиры в этот раз он не скажет ему “Заткнись, Свинья”, так как дух леса (лиса) не придёт к нему на помощь и не подскажет данную фразу. Вместо этого Антон пнёт Семёна в живот, после чего тот рассвирепеет, заберёт у героя очки, а затем ударит в лицо; Рома с Бяшей не вступятся, так как Антон не покажет, что остр на язык. Он остаётся лежать на снегу, пока Полину уводят хулиганы, а Рома ещё и добивает его ногой по лицу.

 

Главный вопрос для многих в данном исходе – это “почему Алиса не помогла? ”. Очевидно, потому что мы её не выбрали, но взглянем на выбор между Алисой и Полиной с более философской точки зрения.

 

Антон колеблется не столько между девушками, сколько между типами своего характера и, соответственно, своими чувствами: между животными инстинктами и тем, что дано только человеку – любовью. Если он выберет Алису, то сделает выбор в пользу обычного инстинкта – желания совокупиться. Напомню, что и до игры он испытывает влечение к лисичке. Ну а во время самих догонялок (к слову, у животных догонялки – это брачные игры) его внутренний зверь начинает своё пробуждение. А если мы вспомним об эротическом подтексте зайца, то это становится ещё точнее. И заметим, опять же, что именно такими зверьми являются Рома с Бяшей – для них нет понятия симпатии, истиной любви: для таких, как они, важно одно – поматросить и бросить.

 

Полина, наоборот, является выбором в пользу человеческой стороны. Антон любит её по-настоящему, и все мысли о ней не имеют никакой пошлости – это что-то возвышенное, что может ощущать только человек с душой.

И несмотря на то, что при выборе «Послать Семёна» Антон всё равно проиграет, он останется собой, в нём не будет того зверя, которого пробудила Алиса. А сама Полина оценит его упорство и продолжит с ним общаться.

 

Что же происходит после того, как Рома добивает нашего героя? Дальше идёт новый сон.

В данном случае Антон видит кошмар с участием своих родителей и сестры. В нём всё ярко, радостно: родители не ссорятся – все смеются. И когда он заходит на кухню, то родители радостно приветствуют его, говорят, что можно начинать завтракать, но перед этим просят снять маску с лица. Антон не понимает, о какой маске идёт речь, ведь на нём ничего нет. Поначалу родители смеются, но после повторения просьбы Антон всё равно говорит, что не понимает, о чём они. Картинка приобретает более мрачный характер: Оля начинает пугаться брата, а родители злиться. Апогеем всего становится то, что их лица искажают жуткие гримасы, а мама открывает кастрюлю, в которой оказывается отрубленная голова Антона. Затем перед ним предстают его родственники, на которых надеты головы животных: на матери – лисиная, на отце – волчья, а на Оле – заячья.

 

Для начала рассмотрим главное звено данного сна, а именно фразу «Сними маску, сын». Скорее всего, это призыв Антона перестать притворяться тем, кем он не является. Это некая аллегория того, что Антон переборол себя: он остался человеком, на нём, действительно, нет маски притворства.

 

Теперь поговорим о головах животных на родителях и Оле и постепенной перемене их настроения.

Я упоминал в самом начале о том, что родители Антона ссорятся из-за материальной недостаточности и переезда. Но Антон думает, что всё это из-за него. В свой день рождения вместо обещанной поездки в “Диснейленд” он получил «Тетрис» и очень разозлился на родителей, так как они не сдержали обещание. После этого мама и папа начали ругаться между собой каждый день, и Антон стал винить в этом себя.

 

Мне кажется, что данный конфликт просто случайно совпал с другими ссорами из-за финансовых положений, и наш герой не имеет к этому какого-то сильного отношения. Но дело в том, что многим детям свойственно винить себя в подобных ситуациях.

 

И именно это мы видим во сне: он считает себя виновным в данных переменах и не может с этим смириться.

Все члены семьи своим поведением стали напоминать ему, учитывая творческое мышление подростка, животных: Оля боится каждого шороха и, частично, родителей, поэтому для него она заяц. Мама превратилась в хищную лису с окровавленной мордой, так как «выедает» его вместе с отцом своим поведением. А сам отец, так как является для него героем, всё также ассоциируется с волком – вожаком, правда, грозным.

 

После этого кошмара Антон просыпается – его находит папа и везёт домой. Далее всё так же, как и в сюжете “Алисы-Ромы”. Отличия лишь в том, что отец похвалит сына за то, что он дрался за девушку, и в момент, когда отец даст ему салфетки вытереть кровь, в бардачке Антон увидит пистолет, но не придаст этому сильного значения (в “Алисе” такого нет).

Также рассказала отцу о том, что случилось, Полина вместо Ромы и Бяши.

 

Теперь про сюжет “Полины” в третьем эпизоде. В нём станет ясно, что одноклассники будут враждебны по отношению к Антону (в отличие от “Алисы-Ромы”), но Полина останется его лучшим и единственным другом, главной поддержкой.

 

Ещё в зависимости от выбора «Послать Семёна» или «Надеть маску» будет по итогу зависеть, продолжатся ли тёплые отношения с ней или нет.

Вариант «Надеть маску» отбрасывает нас в другую сюжетную линию – линию «Изгоя», которую мы тоже сейчас разберём.

 

Легче всего пойти по ней, если ещё в школе во время нападок Семёна выберем вариант “Стерпеть” вместо “Дать отпор”.

Мы говорили, что если Антон даст отпор, то задира будет в шоке, и позже нам будет доступен выбор между Полиной и Алисой.

Однако, если мы выберем “Стерпеть”, то для нас будет доступна совершенно другая линия – “без права на выбор”. Нам нельзя будет выбирать между “Полиной” и “Алисой” – Антон просто пойдёт домой. Полина, конечно, подойдёт и скажет, что нужно дать отпор ему в следующий раз, но не предложит её проводить.

Также в течение недели Антона постоянно станет доставать Семён, а он будет всё ещё терпеть и его, и насмешки одноклассников.

 

  И в один из дней, пока Антон будет идти домой, ему встретиться шайка Ромы. Всё будет стандартно до момента с маской. Нам уже не дадут выбрать вариант “Послать Семёна”, мы можем только надеть маску. И это справедливо: один раз дай слабину – всё, можно забыть о спокойной жизни. Первый раз заявить о себе – важно, и также важно не бояться этого сделать.

И вот Антон уже не может дать отпор, а только принять своё обличие трусливого зайца, покорно надев маску.

Над ним вновь потешаются, бьют, забирают очки и посылают домой. Тут уже мы идём сами, без помощи отца.

Но дальше всё остальное развитие совпадает с предыдущими сюжетами, начиная с отчёта за потерянные очки и заканчивая объявлением о пропаже Семёна.

 

Что интересно, если мы наденем маску в ЛЮБОМ из сюжетов, то нас автоматически перекинет в сюжет “Изгоя”, потому что мы показали слабость. И все дальнейшие действия после её надевания абсолютно идентичны во всех вариантах: и в “Изгое”, и в “Полине”, и в “Алисе-Роме” всё происходящее будет одинаково. Неизвестно, будут ли они как-то различаться в остальных эпизодах, но в конце второго и третьем всё повторяется один в один в случае выбора “Надеть маску”.

 

       Образ зайца в “Изгое” – именно трус, не способный постоять за себя.

Это можно ярко проследить во время диалога с Олей в третьем эпизоде, когда Антон сядет играть с ней в приставку. Данная сцена демонстрирует всю злобу героя, которую он копит в себе и будет копить, боясь высказать в открытую. Он говорит, что пропал ещё один мальчик, и что он не последний, однако это его радует, а не пугает, потому что для него такие, как они, не достойны жить в этом мире.

Данная трактовка тоже связана с образом зверя: уже не того, что в ветке “Алисы-Ромы”, а несколько иного, но всё ещё опасного для нашего героя. Даже ещё более опасного. И не только для него, но и для окружающих.

 

Также стоит обратить внимание на шрифт субтитров, которым написаны слова Антона: он изменился на “курсив”. До этого им выделялись только мысли его внутреннего зверя, которые были либо связаны с гневом, либо со страхом. И в данном случае мы видим, как этот зверь выбирается наружу.

Хотя Антон вовремя одумывается и извиняется перед Олей, от этого демона ему уже никуда не деться. И мы это видим почти сразу же.

 

После игры с Олей идёт телефонный диалог с Полиной, которая жалеет, поддерживает Антона и верит, что когда-нибудь он сможет дать отпор. Последнему это очень не нравится, так как он ожидал услышать слова любви, но вместо этого получил только жалость. Далее он роняет карандаш от шока и нагибается, чтобы его поднять, откладывая трубку, а когда берёт снова, то слышит следующее: “Прости меня, мне надо бежать. Представляешь, кое-кто втюрился в меня и теперь отирается у моих окон, требуя сходить с ним на свидание. Пойду прогоню его, пока дедушка не проснулся. Хм, или, может, дать ему второй шанс? Если интересно – расскажу тебе завтра. Мы, в конце концов, друзья”. На данных словах герой прощается и про себя называет её потаскухой.

 

Многие придерживаются мнения, что в момент откладывания трубки Полина уже отключилась и весь данный текст – это нездоровая фантазия Антона, что, я считаю, так и есть, ведь только что она нас утешала, да и, в принципе, в своём сюжете показывала положительные качества, а тут – такое.

 

Что насчёт дальнейшего развития сюжета. В зависимости от наших выборов, Антон как-то выходит на улицу: в “Алисе-Роме” на улице нас будут ждать Рома с Бяшей, а в “Изгое” и “Полине” мы увидим в окне, как Алиса уводит Олю в лес.

 

В любом случае, он выходит на улицу, и там нас будет ждать Алиса со своими друзьями: Совой, Волком и Медведем. Они также или антропоморфны, или дети в масках.

Опять же, нам неважно, есть они на самом деле или нет, важен лишь факт их явления для Антона.

Про них, как и про Хозяина леса, можно пока мало чего сказать, так как они не сильно раскрыты. Но мы постараемся рассмотреть каждого, исходя из их характера и символического значения, и в последующих эпизодах как-то это дополним.

 

Самые частые ассоциации с совой – это как с птицей мудрости или смерти.

Она помогает чувствовать направленные на человека негативные помыслы, угадывать намерения и мотивы действий других людей.

Тема смерти появляется в поверьях, связывающих этих птиц с душами умерших, причём во многих из них мотив смерти соединяется с маленьким ребёнком.

 

Волк олицетворяет защиту, ум и стремление к свободе, но также является предупреждением об угрозах или недоверии.

Стоит упомянуть, что волк уже являлся Антону до этого в первом эпизоде: ему снился сон, где он бросается на него с разинутой пастью.

Увидеть волка во сне – это значит быть подверженным страху принятия решений.

В русском фольклоре волк, чаще всего – это придурковатый и простоватый зверь, которого постоянно все обманывают.

 

Медведя называют “хозяином тайги”, его уважают и почитают северные народы, он считается у них хранителем домашнего очага. С одной стороны, его образ ассоциируется с эпитетами “сильный”, “умный”, “добрый”, но с другой – с эпитетами “неуклюжий”, “глупый”, “злой”.

 

Что же выходит? Все трое животных имеют довольно контрастные обозначения. С одной стороны – положительные, с другой – отрицательные.

И наши персонажи больше подходят именно под негативные трактовки, потому что, заметим очень важную деталь, – они ведут себя глупо и говорят странные вещи, соответственно, о каких высоких понятиях может идти речь?

 

Но при этом почему-то сама Алиса умна и полностью подпадает под свой образ хитрой, сладострастной лисы.

И, в отличие от медведя, волка и совы, лис не относят к мифологическим персонажам высших уровней, но Алиса среди них – главное действующее лицо и, опять же, самое умное.

 

Для полной картины стоит обратить внимание на ещё одно странное явление – снег, который в какой-то момент вместо того, чтобы продолжать падать вниз, начинает лететь вверх.

 

То бишь и животные, и погода ведут себя по-другому: все устоявшиеся в природе понятия начинают работать по принципу инверсии.

Если мы примем этот факт во внимание, то можно сделать следующее предположение – в данный момент Антон погружается в некое подобие ада, в мир, противоречащий логике и здравому смыслу (вспомним также одно из обозначений тайги как “ада” или “антимира”).

 

Все представленные животные, в свою очередь, являются сомнениями, страхами нашего героя, а соответственно, либо внутренними, либо физическими демонами (зависит от того, существуют ли они на самом деле или нет), которые начинают его поглощать, переманивать к себе.

Сова – страх смерти. Волк – страх принятия решений, скрытых угроз, а также это недоверие к другим. Медведь – страх развала семьи, “домашнего очага”.

И все они представлены в глупом амплуа не только по причине инверсии, но и потому, что Антон, смотря на происходящее вокруг него, убеждается в абсурдности мира, для него не существует “мудрых” или же “высших понятий” данных существ.

 

Также все отражают страх взрослого мира и то, каким его представляет Антон. На его вопрос “А куда подевался Семён? Что с ним стало? ” всех сковывает страх, и они начинают описывать маньяка, но весьма своеобразными фразами: “Тот, кого держали в клетке”, “Тот, кто режет мелко-мелко”, “Тот, кто носит кожаное лицо, забрал их”. На следующий за этим вопрос “Хотите сказать, это был человек? ” Алиса отвечает: “Разве можно назвать такого, как он, человеком? ”; Медведь продолжает: “Одно слово – взрослый”; Сова тоже подхватывает: “В мире взрослых так легко потеряться”; и Алиса завершает: “Убийцы, жесткие дрессировщики и равнодушные родители…”.

 

Люди – вот кто настоящие звери для Антона. Он видит мир взрослых опасным, потому что его населяют “убийцы, жестокие дрессировщики и равнодушные родители”. И наши новые знакомые только усугубляют этот страх.

 

Вернёмся к “погружению в ад”. Оно происходит тогда, когда Антон поддаётся этим демонам. Именно в тот момент, когда снег начинает лететь вверх, он говорит: “Новые знакомые уже не отпугивали, а, напротив, привлекали”.

 

Теперь вновь коснёмся темы Алисы. Как мы уже поняли, она самая умная среди своих “друзей” и полностью соответствует мифологическому образу лисы.

 

Можно понять, что плутовка задабривает, заманивает нашего героя, пытается сделать так, чтобы он поддался своим демонам и страхам, ведь это проще, чем пытаться бороться с ними. Она делает из него животное, иначе говоря, плохого человека, у которого вместо души зверь, дьявол.

Своей песней про школу она также подначивает Антона на негативные мысли (“Как детей не замечать, как мечты их развенчать / Учат в школе, учат в школе, учат в школе! / Крепко-накрепко вломить, с детства слабеньких чморить / Учат в школе, учат в школе, учат в школе! ”).

И чуть позже она напрямую внушает ему, что он зайчик: говорит, что “они нашли его настоящее лицо”, и вручает ему маску зайца. При этом у нас есть только один выбор – взять.

 

И когда Антон наденет её, то после предложения лисички попробовать прыгнуть он взлетит выше ёлок, и картинка из чёрно-белой станет цветной.

Данный момент всеми читается одинаково, но правильно – Антон наконец чувствует вкус жизни.

И если раньше мы думали, что чёрно-белая картинка – это стиль, то теперь можно убедиться в том, что мир в игре предстаёт таким, каким его видит Антон: серым и угрюмым. А так как Антон занимается рисованием, то становится понятно, почему все кадры игры нарисованы так, будто написаны маслом по холсту.

 

Но вернёмся к прыжку. Всё окрашивается, и Антон начинает описывать свои ощущения от полёта и восторг, в котором он пребывает: “Я услышал, как стонет под снегом сухая трава; увидел, что у деревьев и звёзд есть лица. Деревья ухмылялись, а звёзды корчились в страхе” (данная цитата ещё раз подчёркивает переход героя в ад). И все чувства вновь выделяются “курсивом”, так как его зверь пробуждается.

 

Ко всему прочему, нам показывают звёздное небо с огромной Луной, до которого Антон и остальные пытаются допрыгнуть. И в этот момент у Луны появляется лицо, которое беззвучно кричит в ужасе, на что Антон про себя говорит “Правильно! Бойтесь! Я допрыгну до вас и…”.

 

Несмотря на всю фантасмагоричность и даже комичность сцены, нам стоит и здесь обратиться к символизму. Луна олицетворяет душу, полноту чувств и женское начало (в том числе и в мужчине).

И в данном случае всё это в Антоне подвергнуто опасности, так как в нём начинает прибывать демон. Его внутренний мир в ужасе, потому что герой готов отказаться от своей человеческой сущности.

 

  И звучит следующий вывод: “Настоящие враги – я чувствовал это каждой шерстинкой своей маски – те, кто далёк от волшебства. Люди из посёлка”. Его Антон делает во время прыжков к Луне. Это в лишний раз показывает его чуждость как ко взрослым, так и к людям в целом.

 

В принципе, на этом третий эпизод заканчивается. После сцены с Луной мы продолжаем веселиться с новыми друзьями, но потом, в зависимости от сюжета, Антона будит либо Полина, либо Рома. Он просыпается в школе и говорит, что всё это был сон, и затем либо Полина, либо Рома говорят нам, что пропала Катя.

 

Но вернёмся к нашим детям в масках. Пока совершенно неясно, какую цель все они преследуют в плане сюжета, но в аллергическом смысле пока что можно сделать только такие, не самые примечательные выводы, которые дополнятся только после выхода следующих эпизодов.

 

Что также интересно, данный финал третьего эпизода, включающий в себя знакомство с друзьями Алисы и веселье под Луной, един абсолютно для всех сюжетов и никак не меняется. Это довольно странно, так как, если рассматривать его смысл с представленной точки зрения, то будто обесцениваются все наши предыдущие выборы.

 

Однако, я думаю, что его трактовка всё равно своя для каждого из сюжетов.

В “Алисе-Роме” и “Изгое” данный финал наиболее лаконичен, так как в первом мы становимся плохим человеком, со зверем внутри себя, а во втором терпеливым, трусливым зайцем, животным в ещё большей степени. Но в обоих случаях Алиса и остальные персонажи пытаются закрепить это в нас.

Однако в “Полине”, так как мы остаёмся собой, нам, по сути, предлагают свернуть на кривую дорожку. Но это лишь предположение, которое подтвердиться, опять же, в следующих эпизодах.

 

Итак, думаю, пришло время сделать выводы. О чём же, в общем, рассказывает нам визуальная новелла “Зайчик” на данном этапе?

 

Общая тема, на которую рассуждает игра – человеческая жестокость. Она изображается здесь в частых кровавых, холодных рисунках и сценах. И, конечно, в героях: неизвестный маньяк, похищающий и убивающий детей, бессердечные Рома, Семён, Бяша и Катя. Жесткость не имеет возраста, её истоки идут из глубокой древности, что выражается также в образах девственного таёжного леса, животных.

Всё это доносится создателями через названные в самом начале детские страхи, которые производят на игроков неизгладимый эффект.

 

  И, разумеется, всё идёт от родителей, атмосферы и микроклимата в семье.

Заметим, что среди всех детей мы видели только родственников Антона. Об остальных мы только слышали мельком: папа Ромы воевал в Афгане, у Семёна, судя по всему, есть только бабушка, а мама Бяши, со слов Ромы, ненормальная (есть ещё дедушка Полины, но о нём было упомянуто выше).

 

Родители самого Антона не лучше. Они не обращают на своих детей почти никакого внимания; не пытаются успокоить Олю, до чёртиков напуганную совой. В их семье всё настолько неуравновешенно, что если мы выберем вариант “Отказаться от амулета” в ветке Полины (она нам даёт его в качестве извинения за непредвиденную драку с Ромой и остальными), то Рома ранит Антона ножом в плечо, и родители на это никак не отреагируют: он скажет им, что напоролся на сук в лесу, а они этому поверят.

Подтверждается их неблагополучие и в рассказе Оли о том, как у мамы случился приступ эпилепсии при виде мёртвой рыбы, которую принёс отец, а последний на это сначала отреагировал смехом и лишь затем помог.

 

  Эта история о мире, который забирает подобных, неподготовленных детей во взрослый мир, а они, впоследствии, теряются в нём.

И происходят все события на фоне постсоветской эпохи, тяжелейшего времени как для детей, так и для их родителей. Времени, когда многие потерялись и не смогли найти обратной дороги в светлую жизнь…

Новелла рассказывает о взрослении, о терниях, через которые приходится проходить герою, о том, кем он станет по итогу: очередным жестоким взрослым, настоящим зверем или останется человеком.

И такой же вопрос нам задают создатели: “Кем вы хотите стать в этой жизни? ”, “Какой выбор вы сделаете? ”. Именно от выбора, как в новелле, так и в жизни зависит наше будущее.

 

Примерно такова моя интерпретация всех образов, символов и аллегорий, которые заложили авторы “Зайчика” в общую композицию данного произведения.

Естественно, всё сказанное может как-то измениться или дополниться с выходом остальных эпизодов. Версий становления Антона тоже может быть намного больше, здесь приведены лишь возможные и, во многом, обобщённые варианты.

 

Этот проект, действительно, вызывает у меня огромное восхищение! Люди, которые приложили руку к нему, настолько близки к понятию искусства: выстраиванию системы образов и персонажей, заложению каких-либо идей и смыслов, выражению их через символы, подаче истории, чтобы она была близка любому русскому игроку.

Несмотря на то, что это игра, она пробивает на эмоции и, самое главное, заставляет задуматься, по-другому посмотреть на весь Мир и сделать выводы.

 

Конечно, кто-то может не согласиться с данной трактовкой или сказать, что создатели вообще здесь ничего не закладывали.

На последнее утверждение я готов резко возразить: в одном из последних интервью разработчики подтвердили, что заложили символы в сюжет, и что игра в этом плане очень проработана (ссылка на интервью: https: //www. youtube. com/watch? v=1KGAKqtVvuo).

 

К тому же, замысел всякого художественного произведения воплощается и закрепляется в художественных образах и символах, и любой талантливый сценарист или писатель это умеет.

Продуманная система образов раскрывает центральную тему произведения, передаёт основные смысловые и эмоциональные посылы.

 

Но стоит оговориться, что образно-символический характер идейного смысла любого произведения ведёт к субъективности его восприятия и оценки со стороны читателя (в нашем случае – игрока). Каждый видит и выделяет то, что ему кажется наиболее важным и значимым.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.