Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Юрий Семенов



Юрий Павлович Семенов – президент и генеральный конструктор ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королева, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии наук. Этот выдающийся советский и российский ученый – настоящий продолжатель дела академика Королёва. На его счету многочисленные военные разработки, он возглавлял разработку кораблей серий «Союз», «Прогресс», орбитальных станций «Салют», научно-исследовательского комплекса «Мир»; был руководителем разработки и реализации национальных и международных программ, пилотируемых космических полётов на космических кораблях «Союз» и орбитальных станциях «Салют», «Мир».

 

****
А теперь перенёсёмся за тысячи километров от Торопца, в Индийский океан и сделаем это отнюдь не случайно

Стремление к мировому господству, империалистических кругов США, обусловило их притязание на обширные районы земного шара, под видом «зон жизненных интересов» США. Одним из таких районов они считают и Индийский океан, удаленный от Соединенных Штатов на многие тысячи километров, но имеющий большое стратегическое значение, поскольку через него проходят важнейшие морские и воздушные трассы, связывающие Европу со странами Азии, Восточной Африки, с Австралией и Океанией.
Создание военной базы на островах Индийского океана в 1972 году было узаконено дополнительным соглашением, которое лимитировало масштабы строительства, однако по договоренности 1976 года все ограничения были сняты. Новым соглашением оговорено, что все расходы по строительству и эксплуатации базы должны нести США, а использовать ее имеют право также корабли и самолеты Великобритании, Франции и Австралии.

Одной из задач этой базы было отследить полёт Бурана.

Дело в том, что после старта " Буран" должен был подлетать к Америке с той стороны, где у американцев не действует система ПРО, и в принципе он с первого полу витка мог нанести ядерный удар по США.

5 января 1972 года президент США Ричард Никсон утвердил программу создания многоразовой космической системы (МКС) Space Shuttle, разрабатывавшейся с участием Пентагона. А уже в марте 1972 года обсуждение МКС состоялось на Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК). В конце апреля этого же года состоялось расширенное обсуждение этой темы с участием главных конструкторов.
В 1975 году министр обороны СССР Дмитрий Устинов изучил секретные документы, попавшие в распоряжение Главного разведывательного управления Генерального штаба. Документы касались перспективных разработок американской системы " Space Shuttle" -" космический челнок". Тактико-технические характеристики, схемы и фотографии свидетельствовали о том, что американцы приступили к разработке принципиально нового сверхсекретного оружия. Материалы были незамедлительно направлены на экспертизу в военные исследовательские институты. Ученые подтвердили: американцы задумали создание космического корабля многоразового использования, способного нести ядерные заряды и атаковать ими территорию СССР из любой точки околоземного пространства, недоступного для отечественных средств раннего оповещения и перехвата.
После проверки достоверности секретных документов была подготовлена докладная записка Леониду Брежневу, а Устинов выступил с докладом на Политбюро.

Стало ясно, что для поддержания военно-стратегического паритета нужно было срочно создавать аналогичную систему. Правительственное постановление о создании многоразовой космической системы (МКС) было подготовлено в феврале 1976 года. Заказчиком проекта было определено Министерство обороны, головным предприятием-изготовителем - НПО " Энергия". И уже осенью 1976 года лично министр обороны СССР подписал техническое задание на создание многоразовой космической системы 1К11К25 с секретным названием " Буран".

В конце 1981 г. Ю. П. Семенов был назначен главным конструктором этого корабля, одновременно получив статус первого заместителя генерального конструктора.
Юрий Павлович родился 20 апреля 1935 г. в городе Торопец Тверской области, в семье служащего. В 1953 г. после окончания школы поступает в Днепропетровский государственный университет на физико-технический факультет.

После его окончания в 1958 г., получив специальность " инженер-механик по жидкостным ракетным двигателям", начинает работать в Днепропетровском ОКБ-586. В этой организации Юрий Павлович прошел прекрасную школу, которая своими корнями была связана с ОКБ-1, в котором выдающийся конструктор М. К. Янгель работал вместе с С. П. Королевым.
Программа работ по системе " Энергия - Буран" является самой масштабной за всю историю не только отечественной, но и мировой космонавтики. Головной организацией по программе было НПО " Энергия". К теме было привлечено более тысячи предприятий Советского Союза, по ней трудилось около двух миллионов человек. Экспериментальная отработка элементов системы велась более четырех лет - в круглосуточном режиме, без выходных дней.
В этот период высшая академическая общественность страны по рекомендации В. П. Глушко избирает Ю. П. Семенова членом-корреспондентом АН СССР (1987).
Первый и единственный полет корабля " Буран" состоялся 15 ноября 1988 года. Он был успешным. Корабль в автоматическом режиме совершил орбитальный полет, дважды облетев Землю, и выполнил точную посадку на аэродром. До сих пор этого повторить не удалось никому в мире!

Американская система " Спейс Шаттл" эксплуатируется исключительно в пилотируемом режиме.

Внешне " Буран" как две капли воды похож на американский шаттл. В свое время злые языки не без оснований утверждали, что наши просто срисовали " Буран" с американского аналога. Доля истины в этом, вероятно, есть. Разведки обеих стран не сидели сложа руки. И если советской резидентуре удалось в свое время добыть часть материалов по шаттлу, это не повредило ни обороноспособности, ни экономике страны в целом.

Главный конструктор " Бурана", генеральный директор НПО " Молния" Глеб Лозино-Лозинский как-то признался, что " по термозащите у нас никакой информации не было. Мы знали только, из чего делать плитки (для термозащиты корпуса " Бурана". - Авт. ), а как - понятия не имели". Это и многое другое разработчикам " Бурана" пришлось делать самостоятельно. Американцы, например, опубликовали весовые параметры шаттла. По отдельным узлам все совпадало, а в общей сумме цифры не сходились. Ясно, что какая-то информация умышленно замалчивалась.

В ходе разработки проекта советскими учеными и конструкторами было сделано около 400 научных открытий и изобретений, которые и по сей день используются в различных отраслях. Над программой работало около 1, 5 млн человек, было задействовано более полутора тысяч НИИ и отраслевых предприятий. К параллельным исследованиям советских конструкторов американцы относились с большим вниманием и серьезностью.
15 ноября 1988 года ценой неимоверных усилий мы догнали и в чем-то даже перегнали американцев.

Полет " Бурана", несмотря на всю сложность вывода корабля на орбиту и его спуска, проходил полностью в автоматическом режиме. Этого американцам не удалось добиться до сих пор. Отклонение по осевой линии при посадке не превысило 3 метров, в поперечнике - не более 1 метра. При катастрофическом отставании СССР в области компьютерных технологий и средств автоматики это был умопомрачительный успех.
Проект разрабатывался по отличному от американской программы пути.

В НПО " Энергия" уже к 1987 году построили ракету-носитель первой ступени " Энергия", в НПО " Молния" конструировался собственно космолет " Буран", который " Энергия" и должна была вывести на орбиту. В результате был построен универсальный ракетоноситель, способный поднять на орбиту кроме " Бурана" любой груз весом до 100 тонн. Американцы до сих пор не имеют такой системы.

По большому счету внешним очертанием космопланов сходство между «Шаттлом» и «Бураном» заканчивается. В основе создания лежат совершенно различные принципы. Если " Спейс Шаттл" конструировался исключительно как система вывода на орбиту челнока, и не мог быть использован как либо еще (это единая блочная система), то ракетно-космическая система " Энергия” представляла собой универсальную разработку, способную доставить в космос любой крупный объект. Несомненным достоинством ракетоносителя «Энергия» можно считать последовательный запуск первой и второй ступени, тогда как «Спейс Шаттл» срабатывает сразу и одновременно. Доставка на позицию старта осуществлялась по разному – Буран везли горизонтально, а Шаттл - вертикально. И наконец главное отличие. Советский космоплан мог совершать беспилотные полеты в отличие от своего Американского собрата.
Существенное отличие состояло в том, что двигатели второй маршевой ступени были расположены на топливном баке, а не на самом «шаттле».

Это делало ракету «Энергия» универсальной – вместо «самолета» на нее можно было поставить любой полезный груз, что и было испытано в реальном полете: первый запуск был произведен с грузом под обтекателем, а второй с «Бураном». Те, кто смотрят на картинку «Бурана» и полагают, что это копия шаттла, глубоко заблуждаются: технически это совсем разные конструкции.

«Буран», в частности, был значительно более безопасным.

«Конструкция «Бурана» позволяла команде спастись в случае нештатной ситуации на любой стадии полета.

А что же Шатллы?

В общей сложности к дате закрытия программы в 2011 году шаттлы совершили 135 полётов, из них «Дискавери» — 39, «Атлантис» — 33, «Колумбия» — 28, «Индевор» — 25, «Челленджер» — 10.

Первого февраля 2003 года, на глазах у сотен тысяч телезрителей взорвался американский космический корабль " Columbia". Вместе с ним погибли семеро членов экипажа. Это была вторая по масштабам космическая катастрофа в истории американской космонавтики после трагедии " Challenger" в 1986 году. Сразу же после отрыва корабля от земли левое крыло шаттла повредил оторвавшийся кусок обшивки внешнего топливного бака. И именно в левом крыле челнока при посадке отказали термодатчики, о чем за несколько секунд до аварии экипаж доложил наблюдателям из центра управления полетом. Как признаются сами специалисты NASA, в СССР при подготовке к запуску аналогичных космических кораблей меры безопасности соблюдались значительно строже. Кроме того, уникальная система керамической термозащиты " Бурана" была одним из главных достоинств проекта и гордостью создателей российского челнока. Но использовать российский опыт для усовершенствования американских челноков в силу причин политического свойства в свое время не удалось.

Так или иначе " Challenger" и " Columbia" постигла та же участь, что была уготована " Бурану". Разными были только причины, повлекшие трагедии и отбросившие человечество на добрых три десятка лет назад в освоении космоса...

А вот и отзывы американцев.

КРИСТОФЕР ФЕРГЮ

ОН, командир экипажа: Сейчас нас четверо, хотя обычно экипаж состоит из 6-7 человек. Если вы взгляните на наш план полета, то увидите, что у нас не так много свободного времени. Мы будем очень заняты. Я думаю, что, когда миссия завершится, мы будем чувствовать усталость и будем хотеть спать.

Знаете, завершение программы по запуску шаттлов вызывает смешанные чувства. НАСА завершило свою миссию по строительству Международной космической станции. И сегодня, по всеобщему признанию, пришло время двигаться дальше. Тем не менее астронавты считают, что программа космических шаттлов - это то, чем должны гордиться все американцы.

Отзывы американцев.

САНДРА МАГНУС, астронавт: Это символ американской изобретательности. Это символ того, чего мы способны добиться, если захотим. Это символ стремления нашей страны к исследованиям, а также желания и национальной воли к осуществлению подобных проектов, чтобы показать, что представляет собой Америка.

КРИС ГУТЬЕРРЕС, корреспондент Fox News: А вот и неожиданный поворот событий, Джули. Следующие пять лет, или около того, чтобы добраться до Международной космической станции, наши астронавты НАСА будут полагаться на русских. И, честно говоря, Джули, для многих это, как проглотить горькую пилюлю.
Список источников

https: //skif1959. livejournal. com/290026. html

https: //news. rambler. ru/other/42210938-sevir-bogdanov-kak-russkiy-izobretatel-posle-nemetskogo-plena-sozdal-amerikanskiy-shattl/

фильм https: //yandex. ru/video/preview/? filmId=16475455807070675165& from=tabbar& p=1& parent-reqid=1616556731574361-1203336738032472325573674-production-app-host-vla-web-yp-172& text=%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C+%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80%D0%B0& url=http%3A%2F%2Ffrontend. vh. yandex. ru%2Fplayer%2F11540057891248771159

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.