|
|||
Мастер-класс Северодвинская (Пермогорская) роспись.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Мастер-класс Северодвинская (Пермогорская) роспись. Проводит педагог дополнительного образования МОУ ДЮЦ Волгограда Широбакина Елена Олеговна Цели и задачи мастер-класса: 1. Познакомить детей, их родителей и педагогов с техникой Пермогорской росписи. Познакомить с элементами и композицией этого Северодвинского промысла. 2. Развивать интерес к народному творчеству и бережное отношение к народному наследию. Материалы: 1. Кисти (№1, 3, 5), краски – гуашь, палитра, салфетки, картонные одноразовые тарелочки. 2. Зрительный ряд: демонстрационный материал, эскизы, шаблоны основных элементов Пермогорской росписи. Ход мастер-класса Беседа. Изучение росписей русского Севера началось с 1959 года, когда музей — заповедник в Сергиевом Посаде организовал экспедицию на Северную Двину. Так были установлены и классифицированы три самостоятельных вида росписей: Пермогорская, Ракульская и Северодвинские. К последним отнесли близкие по композиционному строю Борецкую, Тоемскую и Пучугскую росписи. Техника исполнения Пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты — все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией. Особенно это легко проследить на большой поверхности прялки. Пермогорские прялки — корневого типа с большой широкой лопаской. Верх завершается «маковками», «городками», низ — «серьгами», по-местному «чусками». Обычно лицевая поверхность разбивалась на две части (ставы). Верхняя была больше, чем нижняя, но при этом не создавалось впечатления неустойчивости, так как переход от лопаски к стояку был ступенчатым, широким и уравновешивал такую композицию.
Рис. 1 Примеры изделий украшенных Пермогорской росписью. На первый взгляд палитра, используемая в Пермогорской росписи, может показаться бледной. Всего четыре краски. Но красная, желтая, зеленая и черная на белом фоне производят яркое, праздничное впечатление. Первоначально для Пермогорской росписи было характерно изображение львов, единорогов, птиц-дев и других мифологических существ. Но в последствии они сменились разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни, пышным букетом расцвел растительный узор. Традиционным стало и изображение птицы Сирин. У крестьян ее образ ассоциировался с благополучием. Птицу Сирин называли «птицей счастья», «райской птицей». Роспись создавалась с учетом определенных правил. Основные узоры Пермогорской росписи – это цветы, побеги, листья, ягоды, животные и птицы. Располагая сюжет, художник невольно получал некие пустоты, которые заполнял растительным орнаментом. Характерны для данной техники и рамки, которые отсекают одно поле с сюжетом от другого. Они могут быть узкими, в виде линии, и широкими, заполненными геометрическим или растительным орнаментом.
Рис. 2 Таблицы с элементами Пермогорской росписи и примеры последовательного выполнения узоров и элементов.
|
|||
|