Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЯ



Тема: СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Цель: формирование навыков синтаксического разбора словосочетания.

Задачи:

образовательные:

· повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании;

· закрепить понятия словосочетание, главное и зависимое слово;

· закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их структуре;

· изучить порядок синтаксического разбора словосочетания;

· формировать навыки синтаксического разбора словосочетания;

развивающие:

· содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой и коммуникативной компетенции;

воспитательные:

· формировать навыки контроля и самоконтроля;

· воспитывать патриотизм, любовь к своей малой родине.

Ход урока

I Организационный момент

II Тема урока. Постановка целей

Мне очень приятно, что вы все готовы к уроку, и хочу поделиться своим хорошим настроением с вами.

Пусть хорошее настроение не покидает вас, несмотря на то, что всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер.

Всё чаще дуют ветры-листодёры, срывают с деревьев весь роскошный наряд. И ложится он золотым ковром, прикрывая родную землю. Вот уже и первый снег припорошил дорожки.

И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки... Воздух прозрачен и чист, дышится легко. Все это мы видим, слышим и радостно на душе от этой красоты. Душа просит песни...

— Тема сегодняшнего урока тесно связана с темой любви к своей малой Родине. Вы научитесь делать синтаксический разбор словосочетания. Прежде, чем перейти к теме синтаксического разбора словосочетания, повторим то, что вам известно с прошлых уроков.

III Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.

1. Терминологический диктант.

а) Два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически (словосочетание)
б) Из каких слов состоит словосочетание (из главного и зависимого)
в) Какова связь между главным и зависимым словом в словосочетании (подчинительная)
г) Подчинительная связь, при которой с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова (согласование)
д) Подчинительная связь, при которой зависимым словом являются неизменяемые слова (примыкание)
е) Образец, по которому строится словосочетание (схема)
ж) Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний (синтаксис)
Задание: выписать из предложений словосочетания.

Там, где озера и поля в белом краю берез,
Это родная сторона, мир моих светлых грез
Мой район Жамбылский, здесь моя земля,
Красотой чудесною славится она.
Шепчут нивы хлебные, золотом маня:
«Ты такая милая, Родина моя! »

Какие теоретические знания необходимо применить для выполнения задания?

— Знать определение словосочетания

— Что не является словосочетанием.

Чтобы выделить словосочетание, нужно: найти грамматическую основу предложения, она не является словосочетанием; при помощи вопросов выделить все словосочетания.

Выписанные словосочетания: нивы хлебные, красотою славится, в краю берез.

3. Записать словосочетание, привести доказательства.

— Ребята, а какого типа словосочетаний не было в выписанных? (Примыкание)

— Придумайте словосочетание с таким видом подчинительной связи, запишите его. (Легко дышится)

4. Самостоятельная работа.

Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного.

Задание: составьте словосочетания со значением «предмет и его признак», «действие и его признак», «действие и предмет, на который оно направлено», используя слова

истинный, подлинный, талантливый, государственный, преданность, потрясающе, поразительно, замечательно, патриот, традиция, Родина.

Постарайтесь связать словосочетания с темой Родины.

Физминутка

IV. Изучение порядка синтаксического разбора словосочетания (§ 12)

V. Закрепление темы

По изученному плану выполнить в тетрадях синтаксический разбор выписанных словосочетаний.

VI. Итог урока

— С чем познакомились сегодня на уроке?

— Научились ли вы делать разбор словосочетания?

VII. Домашнее задание. Написать мини-сочинение о своей малой Родине. (5-6 предложений) Выписать словосочетания с разными типами связи. Разобрать их.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.