|
|||
В. Соловьев «Милый друг, иль ты не видишь…» ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В. Соловьев «Милый друг, иль ты не видишь…» Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами - Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий - Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете - Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? Можно сказать, что для поэта существует два мира, которые он обозначил в своём стихотворении. Первый мир – это мир реальный. Поэт характеризует его следующим образом: Видимое, Таким образом, становится понятно, что первый мир можно познать с помощью зрения, слуха и т. д., а мир идеальный – это нечто высшее и таинственное. З. Гиппиус «Мне мило отвлечённое…» Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю... Я всё уединенное, Неявное люблю. Я — раб моих таинственных, Необычайных снов... Но для речей единственных Не знаю здешних слов... В этом стихотворении также есть мир реальный и мир идеальный, которые противопоставляются друг другу. Мир идеальный не всегда можно увидеть («Неявное люблю…»). То есть, можно сделать вывод о том, что символисты относились к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, ценили миг, мимолётность. Это ещё одна характерная черта символизма. Символ – многозначный образ, выражающий суть какого-либо явления. Именно слово «символ» дало название направлению. Символизм – это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символисты считали, что поэт разгадывает тайны слова. Символ – многозначное иносказание. Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Поэтому особенностью произведений символистов стали намеки, иносказания. Символизм был тесно связан не только с философией, но ещё и с музыкой, которую символисты считали высшим видом искусства. Для их произведений также характерна музыкальность, поэты активно использовали звукопись. Например, в стихотворении Ф. Сологуба: Лила, лила, лила, качала Звук л, повторяющийся в стихотворении, придаёт ему напевность, музыкальность. Рассмотрим также стихотворение И. Анненского «Аметисты»: Когда, сжигая синеву, Багряный день растет неистов, Как часто сумрок я зову, Холодный сумрак аметистов. И чтоб не знойные лучи Сжигали грани аметиста, А лишь мерцание свечи Лилось там жидко и огнисто. И, лиловея и дробясь, Чтоб уверяло там сиянье, Что где-то есть не наша с в я з ь, А лучезарное с л и я н ь е... Звук с придаёт звучанию приглушённость, а и, напротив, преодолевает пространство, как горение свечи. Кроме того, в стихотворении большое внимание уделяется описанию цвета. Также сильно, как и с музыкой, символизм был связан с живописью. Как и у живописцев, в творчестве поэтов-символистов важную роль играла символика цвета. Символистами ценилась греческая и римская мифология, сюжеты которой поэты могли заимствовать, переделывать. Это особенно заметно в лирике раннего А. Блока, Ф. Сологуба. Выделим основные черты символизма:
Домашнее задание: Выполнить поэтические листы по творчеству одного из выбранных вами поэтов: В. Брюсова, И. Анненского, А. Белого, А. Блока, К. Бальмонта. Поэтический лист должен быть сделан на листе формата А4 и выглядеть следующим образом: Портрет поэта И. О. Ф. поэта (годы жизни) Цитата, отражающая суть личности и творчества поэта; Хронологическая таблица по творчеству поэта: год, жанр произведения или название сборника; стихотворение, которое можно назвать «визитной карточкой поэта» или то, с которым данный поэт ассоциируется у вас.
|
|||
|