Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. Соловьев «Милый друг, иль ты не видишь…»



В. Соловьев «Милый друг, иль ты не видишь…»

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?

Можно сказать, что для поэта существует два мира, которые он обозначил в своём стихотворении. Первый мир – это мир реальный. Поэт характеризует его следующим образом: Видимое,
Только отблеск, только тени, Слышишь, Житейский шум трескучий,
Отблеск искажённый. Второй мир – идеальный. Для него характерны: Незримое, Торжествующие созвучия, Сердце к сердцу говорит в немом привете.

Таким образом, становится понятно, что первый мир можно познать с помощью зрения, слуха и т. д., а мир идеальный – это нечто высшее и таинственное.

З. Гиппиус «Мне мило отвлечённое…»

Мне мило отвлеченное:

Им жизнь я создаю...

Я всё уединенное,

Неявное люблю.  

Я — раб моих таинственных,

Необычайных снов...

Но для речей единственных

Не знаю здешних слов...  

В этом стихотворении также есть мир реальный и мир идеальный, которые противопоставляются друг другу. Мир идеальный не всегда можно увидеть («Неявное люблю…»).
Поэтизируется область снов, которые мимолётны. Лирической героине ближе мир идеальный. Это доказывают утверждения «мне мило отвлечённое», «неявное люблю», «я – раб моих таинственных, необычайных снов». Она считает, что «здешними словами» не всегда можно передать смысл «речей единственных».

То есть, можно сделать вывод о том, что символисты относились к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, ценили миг, мимолётность. Это ещё одна характерная черта символизма.
Ещё одна особенность: стихотворения написаны от первого лица. Они принадлежат перу личности незаурядной, скорее всего, это человек искусства, художник, творец, приобщённый к высшей реальности. Владимир Соловьев обращается к читателю «Милый друг», то есть видит в нем своего единомышленника, хочет приобщить к высшему миру тайн. Но для того, чтобы читатель смог понять тайный смысл, нужно было как-то его выразить.  Именно символ и явился таким средством. Дадим определение символа:

Символ – многозначный образ, выражающий суть какого-либо явления.

Именно слово «символ» дало название направлению.

Символизм это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символисты считали, что поэт разгадывает тайны слова. Символ – многозначное иносказание. Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Поэтому особенностью произведений символистов стали намеки, иносказания.

Символизм был тесно связан не только с философией, но ещё и с музыкой, которую символисты считали высшим видом искусства. Для их произведений также характерна музыкальность, поэты активно использовали звукопись. Например, в стихотворении Ф. Сологуба:

Лила, лила, лила, качала
Два тёмно-алые стекла,
Белей лилей, алее лала
Бела была ты и ала.

Звук л, повторяющийся в стихотворении, придаёт ему напевность, музыкальность.

Рассмотрим также стихотворение И. Анненского «Аметисты»:

Когда, сжигая синеву,

Багряный день растет неистов,

Как часто сумрок я зову,

Холодный сумрак аметистов.

И чтоб не знойные лучи

Сжигали грани аметиста,

А лишь мерцание свечи

Лилось там жидко и огнисто.

И, лиловея и дробясь,

Чтоб уверяло там сиянье,

Что где-то есть не наша с в я з ь,

А лучезарное с л и я н ь е...

Звук с придаёт звучанию приглушённость, а и, напротив, преодолевает пространство, как горение свечи. Кроме того, в стихотворении большое внимание уделяется описанию цвета.

Также сильно, как и с музыкой, символизм был связан с живописью. Как и у живописцев, в творчестве поэтов-символистов важную роль играла символика цвета. Символистами ценилась греческая и римская мифология, сюжеты которой поэты могли заимствовать, переделывать. Это особенно заметно в лирике раннего А. Блока, Ф. Сологуба.

  Выделим основные черты символизма:

  • поэтика намёка и иносказания;
  • отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов;
  • апология (восхваление) мига, в котором отражается Вечность;
  • стремление создать картину идеального мира, существующего по законам Вечной Красоты;
  • глубокий историзм, с позиций которого видятся и современные события;
  • изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога.

Домашнее задание:

Выполнить поэтические листы по творчеству одного из выбранных вами поэтов: В. Брюсова, И. Анненского, А. Белого, А. Блока, К. Бальмонта. Поэтический лист должен быть сделан на листе формата А4 и выглядеть следующим образом:

Портрет поэта

И. О. Ф. поэта (годы жизни)

Цитата, отражающая суть личности и творчества поэта;

Хронологическая таблица по творчеству поэта: год, жанр произведения или название

сборника;

стихотворение, которое можно назвать «визитной карточкой поэта» или то, с которым данный поэт ассоциируется у вас.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.