|
|||
Занятие 3-4 РЕЖИМЫ ПОВЕСТВОВАНИЯЗанятие 3-4 РЕЖИМЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ Режимы (или типы ) повествования — это избираемые автором художественного произведения способы воплощения сюжета в тексте. Наррация (лат. Narratio, первоначально термин классической риторики, обозначающий «изложение» ) — термин нарратологии, в широком смысле то же, что процесс повествования. Наррация («рассказывание» ) как процесс возможна лишь в форме того или иного режима повествования. Точка зрения : 1. От первого лица 2. От второго лица 3. От третьего лица Техника подачи - выбор «голоса» — 1. Прямое воспроизведение мыслей и чувств одного персонажа - создания иллюзии безусловного присутствия нарратора при всех событиях. И если он не может быть сразу во всех местах, то он использует приемы: чтения чужого письма, пересказа с чужих слов, догадок и проч. В этом случае режим повествования предполагает конструирование идиолекта — речевых черт рассказчика от нейтрального, стёртого, «нулевого» в плане фразеологии до Опосредованное повествование через литературного героя В роли нарратора может выступать, например: 2) автор-повествователь 3) один из участников событий произведения 2. Повествование от нескольких лиц
Временная организация 1. Прошедшее время 2. Настоящее время 3. Будущее время №4 Д/з Написать на один и тот же сюжет небольшие стихи или рассказы в разных временах (1 сентября, Новый год, первый день каникул) Фокализация: 1. Нулевая фокализация: классический нарратив с повествователем - «богом», знающим всё о своих героях, их мысли и чувства, их прошлое, настоящее и будущее, способным присутствовать одновременно в разных местах; в текстах с нулевой фокализацией 2. Внутренняя фокализация: читателю доступен взгляд на мир исключительно с точки зрения «фокального персонажа» - его глазами. Читатель получает информацию о мире текста преломленной через призму субъективного сознания героя, неполную и отражающую его интерпретацию событий. 3. Внешняя фокализация: взгляд на героя оформляется с помощью внешнего нейтрального, объективированного, безоценочного нарратива, который можно уподобить беспристрастной камере оператора -документалиста, находящегося, однако, внутри мира текста. В реальных художественных текстах разные типы фокализации могут формировать сложные структуры с доминированием одного из них. №5 Д/з Написать на один и тот же сюжет небольшие стихи или рассказы от лица разных персонажей на примере
|
|||
|