Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Занятие 3-4 РЕЖИМЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ



  Занятие 3-4   РЕЖИМЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ

Режимы (или типы ) повествования — это избираемые автором художественного произведения способы воплощения сюжета в тексте.

Наррация (лат. Narratio, первоначально термин классической риторики, обозначающий «изложение» ) — термин нарратологии, в широком смысле то же, что процесс повествования.

Наррация («рассказывание» ) как процесс возможна лишь в форме того или иного режима повествования.


Точка зрения :

1. От первого лица


2. От второго лица

3. От третьего лица


Техника подачи - выбор «голоса»

1. Прямое воспроизведение мыслей и чувств одного персонажа -

создания иллюзии безусловного присутствия нарратора при всех событиях. И если он не может быть сразу во всех местах, то он использует приемы: чтения чужого письма, пересказа с чужих слов, догадок и проч.

В этом случае режим повествования предполагает конструирование идиолекта — речевых черт рассказчика от нейтрального, стёртого, «нулевого» в плане фразеологии до


Опосредованное повествование через литературного героя


В роли нарратора может выступать, например:
1) вымышленный и интегрированный в текст рассказчик, обладающий именем, элементами биографии и т. д., но внешний по отношению к событиям, разворачивающимся в

2) автор-повествователь

3) один из участников событий произведения

2. Повествование от нескольких лиц

Временная организация

1. Прошедшее время

2. Настоящее время

3. Будущее время

№4 Д/з Написать на один и тот же сюжет небольшие стихи или рассказы в разных временах (1 сентября, Новый год, первый день каникул)

Фокализация:

1. Нулевая фокализация: классический нарратив с повествователем - «богом», знающим всё о своих героях, их мысли и чувства, их прошлое, настоящее и будущее, способным присутствовать одновременно в разных местах; в текстах с нулевой фокализацией
объём знаний читателя превосходит объём знаний персонажа.
И. С. Тургенев «Му-му»

2. Внутренняя фокализация: читателю доступен взгляд на мир исключительно с точки зрения «фокального персонажа» - его глазами. Читатель получает информацию о мире текста преломленной через призму субъективного сознания героя, неполную и отражающую его интерпретацию событий.
Объём знаний читателя равен объёму знаний персонажа.
Может быть, как от первого лица, так и от третьего лица, передающего взгляд на события с точки зрения главного героя.

3. Внешняя фокализация: взгляд на героя оформляется с помощью внешнего нейтрального, объективированного, безоценочного нарратива, который можно уподобить беспристрастной камере оператора -документалиста, находящегося, однако, внутри мира текста.
Персонаж при этом обладает большим объёмом знаний, чем читатель. Последний может только выдвигать более или менее правдоподобные мотивировки действий героя.

В реальных художественных текстах разные типы фокализации могут формировать сложные структуры с доминированием одного из них.

№5 Д/з Написать на один и тот же сюжет небольшие стихи или рассказы от лица разных персонажей на примере
«Му-му» И. С. Тургенева (барыня, Герасим, собачка Му-му),
 «Сказка о рыбаке и рыбке» (старик, старуха, рыбка)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.