|
|||
Как измерить духовность
Бинго! Ты только что нашел решение своей проблемы! Только давай договоримся – ты прочтешь текст до конца, окей? : ) Давай начистоту - тут один шлак, лучше закажи работу наauthor-24. site и не парься – мы все сделаем за тебя! Даже если остался день до сдачи работы – мы справимся, и ты получишь «Отлично» по своему предмету! Только представь: ты занимаешься своим любимым делом, пока твои лохи-одногруппники теряют свои нервные клетки… Проникнись… Это бесценное ощущение: ) Курсовая, диплом, реферат, статья, эссе, чертежи, задачи по матану, контрольная или творческая работа – всё это ты можешь передать нам, наслаждаться своей молодостью, гулять с друзьями и радовать родителей отличными оценками. А если преподу что-то не понравится, то мы бесплатно переделаем так, что он пустит слезу от счастья и поставит твою работу в рамочку как образец качества. Еще сомневаешься? Мы готовы подарить тебе сотни часов свободного времени за смешную цену – что тут думать-то? Жизнь одна – не трать ее на всякую фигню! Перейди на наш сайт author-24. site - обещаю, тебе понравится! : ) А работа, которую ты искал, находится ниже: )
Как измерить духовность Т. С. Злотникова В 2004 учебном году департамент образования Администрации Ярославской области провел экспериментальный мониторинг уровня обученности учащихся по образовательной области " Искусство". Подготовка к проведению мониторинга велась на протяжении 2003 года. Несмотря на отсутствие прецедентов (или наличие негативного опыта, в качестве которого педагогическая общественность рассматривает опубликованные материалы ЕГЭ по литературе), мы сочли возможным предложить механизм измерения ЗУНов по образовательной области " Искусство". Также, вопреки настроениям и репликам учителей ИЗО и музыки, работающих в общеобразовательных школах, и в соответствии с многократно высказанными суждениями специалистов в области высшего профессионального образования − музыкантов, архитекторов, историков и теоретиков изобразительного искусства − мы полагали возможным попытаться: - установить качество знаний школьников о том или ином виде искусства, - выявить их умение воспринимать художественный образ не только на эмоциональном уровне, но и на уровне рациональном, в том числе актуализирующемся в вербализации впечатлений, - установить наличие у школьников навыков в области анализа конкретных произведений искусства. Условием решения поставленных в ходе мониторнга задач было определено сочетание высокого научно-теоретического уровня и педагогического мастерства у преподавателей " школьных" предметов, обязательно оснащенных необходимыми техническими средствами для ведения учебных занятий. Настоящая статья является обобщением двухлетнего опыта подготовки, апробации и анализа результатов мониторинга, проведенного совместными усилиями Центра оценки и контроля качества образования департамента образования Администрации Ярославской области (специалист по мониторингу Центра − О. В. Данилова) и кафедры культурологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского (рабочая группа под руководством автора данной статьи включала в свой состав на разных этапах работы доцента З. М. Куватова, кандидата культурологии Т. И. Ерохину, кандидата педагогических наук И. М. Ан-драмонову). Кроме задач, которые традиционно ставятся в процессе мониторинга знаний, умений и навыков учащихся, мы полагали важным обратить внимание на специфические личностные качества и мотивации детей, их готовность к самостоятельному творческому поиску и выбору как содержания изучаемого материала, так и способов его постижения. К числу личностных качеств, выявляемых в ходе мониторинга, следует отнести такие взаимодополняющие качества, как психологическую конформность (готовность принять доказательно изложенную чужую точку зрения) и бесстрашие (способность высказывать собственное суждение вопреки общему мнению); в данном случае речь идет о необходимости выявить сформированость у детей своего рода духовного иммунитета к массовой культуре, избежать воздействия которой невозможно, но сохранять чувство собственного достоинства и опираться на отчетливые эстетические критерии вполне осуществимо. Мотивациями, выявляемыми в ходе мониторинга, выступают любознательность (существенно притупившаяся даже у школьников младших классов и практически отсутствующая у детей 10-15 лет) и коммуникативный голод (хорошо заметный в условиях растущего влияния СМИ, Интернета и выражающийся в разрыве духовных контактов между подростками и педагогами, собственно в подростковой среде). Готовность к самостоятельному поиску в ходе мониторинга выявляется в связи с приобретенными школьниками умениями: (1) формулировать вопросы, требующие ответа в ходе изучения учебного материала; (2) находить недостающие сведения через дополнительные источники (словари, справочники, энциклопедии, научно-популярные издания); (3) ассоциативно мыслить при анализе явлений культуры. Готовность к выбору содержания и способов постижения материала является, как это ни покажется парадоксальным, важнейшим аспектом умений учащихся, выявляемых в процессе мониторинга. При наличии образовательных стандартов, которым должен соответствовать уровень знаний и умений учащихся, проблема личностно-мотивированно-го и активного выбора может быть решена путем соотнесения общих позиций (фактов, дат, персон, художественных образцов) с конкретными аспектами их изучения. Так, при выборе в качестве изучаемого содержания общих закономерностей эпохи, взаимодействия видов искусства, творческих личностей учащиеся могут обнаружить склонность к системному, строго логическому анализу. При выборе же в качестве изучаемого содержания отдельных художественных явлений они могут проявить тонкость интуиции, способность к эссеистической форме изложения мысли. Данные варианты соотношения содержания и способов его постижения не являются единственными. В ходе мониторинга могут быть выявлены и обобщены другие соотношения выбранного для изучения материала и способов его постижения, исходя из склонности детей к репродуктивной или творческой деятельности в учебном процессе. Косвенной задачей мониторинга, не заявленной " вслух", но значимой с точки зрения межличностного взаимодействия учителей и учеников, мы рассматривали стимулирование педагогов к развитию у школьников творческой активности и формирование у детей стремления к проявлению ее. Особое внимание было уделено нравственной компоненте предметов образовательной области " Искусство". Так, в ходе мониторинга могли быть выявлены: - нравственные категории, осознаваемые школьниками в качестве приоритетных благодаря их интерпретации в отдельных учебных курсах (категории долга, чести, бескорыстия); - нравственные ориентиры, влияющие на характер взаимоотношений в малых группах (дружба, любовь, ненависть) и учитывающие культурный опыт, изученный в школьных курсах; - система ценностей, определяющих духовную преемственность поколений (вера, добро, зло); - способность социокультурного позиционирования и саморефлексии (идеал как критерий отношения к стратам и субкультурам, понимание смысла деятельности интеллигенции, способность воспринять значение крестьянской культуры, понимание проблем взаимодействия личности и государства как актуальных для современного молодого человека). В силу указанных подходов часть вопросов и заданий, намеренно рассредоточенных среди тех, что основаны на материале отдельных учебных предметов, имеет в виду установление учащимися межпредметных связей на основе понимания общекультурных закономерностей бытия человеческой личности. Измерители, разработанные нами, представляли собой интегрированный тест по предметам " Изобразительное искусство" и " Музыка". Часть заданий была строго ориентирована на каждый предмет и проверяла непосредственно предметные знания. Часть имела компетентностную направленность и позволяла отследить способность учащихся интегрировать признаки явлений, относящихся к разным видам искусства, умение видеть связь между культурными и историческими событиями конкретных эпох, а также давать моральную и социальную оценку явлений, отраженных в художественных произведениях. Содержание вопросов и заданий полностью совпадало с содержанием образовательного стандарта. В силу того, что обучение в рамках образовательной области " Искусство" завершается в 7 классе (с учетом работы начальной школы по программе " 1-3" ), тестирование проводилось в 8 классе. Приведу пример заданий и вопросов, аналогичных тем, что предлагались в ходе проведения мониторинга. Часть А. (Закрытые задания с выбором одного верного ответа). 1. Кому из художников принадлежит картина " Не ждали"? А. — Репину В — Сурикову С — Васнецову 2. Исключите из логического ряда лишнее понятие А — соната В — балет С — мажор 3. Соотнесите художников и страны, в которых они жили: А— 1c, 2a, 3b В— 1a, 2c, 3b С— 1b, 2a, 3c 1) Н. Ге а) Франция 2) К. Моне b) Италия 3) Рафаэль c) Россия 4. Понятия симфония, комедия, портрет относятся к …. А — жанрам искусства В — видам искусства С — родам искусства Часть В. (Открытые задания со свободно формулируемым ответом). 1. Определите, признаки каких живописных жанров присутствуют в картине В. Сурикова " Боярыня Морозова". 2. Если бы вы были композитором, какую музыку сочинили бы после знакомства с пейзажем И. Левитана " Весна. Большая вода"? Назовите темп, лад, интонацию, жанр предполагаемого сочинения. Анализ итогов мониторинга, завершившегося в 2003-2004 учебном году, позволил сделать как общие, так и локальные выводы. Прежде всего, необходимо отметить, что в связи со специфическим характером изученного школьниками художественного материала измерения учитывали как количественные (оценочные, балльные), так и качественные показатели. Анализ позволил, в частности, оценить не только результаты выполнения заданий по вариантам (открытые и закрытые задания), но и отдифференцировать пошаговые действия учащихся. Этот инновационный опыт позволяет делать выводы и прогнозы, направленные на актуализацию принципов личностно-ориентированного обучения по дисциплинам гуманитарного цикла. Справляемость учащихся с заданиями носила предсказуемый характер: на 1 (репродуктивном) уровне − 54, 01%, на 2 (алгоритмическом) уровне − 44, 13%, на 3 (эвристическом) уровне − 25, 16%. Контент-анализ проводился на основании репрезентативной выборки в 159 учащихся-восьмиклассников из 4 школ 3 муниципальных округов Ярославской области. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) составлены на основе минимума содержания по предметам " Музыка" и " Изобразительное искусство" и требований к уровню подготовки учащихся основной (базовой) школы. С помощью данных материалов проверялись: - усвоение понятийного аппарата и фактологии, характеризующих образовательную область " Искусство"; - обученность восприятию и вербализации художественно-образных представлений в сфере музыки и изобразительного искусства; - общекультурный уровень, в том числе - гносеологические и аксиологические аспекты эмоциональных, социально-нравственных, религиоведческих представлений. Максимальный балл (82) не набрал ни один учащийся. Успешность выполнения заданий (выполнили КИМ на " 4" и " 5" ) − всего 13, 84 % учащихся. Таким образом, справляемость составила по области 82, 39 %; успешность − 13, 84%. В ходе проведения мониторинга учащиеся получили отметки (%): " 2" − 17, 61%, " 3" − 68, 55%, " 4" − 11, 95%, " 5" − 1, 89%. Следует подчеркнуть, что эти результаты, вынуждающие говорить о низком общекультурном, а не просто образовательном уровне учащихся, являются серьезным аргументом как в пользу увеличения внимания к изучению предметов гуманитарного цикла, так и в пользу невозможности перехода на безоценочную систему преподавания предметов образовательной области " Искусство". Позитивные и негативные особенности усвоения учебного материала на уровне открытых вопросов характеризуются следующими показателями. Наилучшая справляемость отличала ответы на задания, которые требовали: - знания жанров живописи; - знания музыкальных терминов, характеризующих темп и лад; - знания биографий музыкантов и технических характеристик музыкальных инструментов. Наихудшая справляемость отличала ответы на задания, которые требовали: - сопоставительного анализа элементарной музыкальной и живописной терминологии; - знания образной и технической специфики видов изобразительного искусства и умения сопоставлять эти знания с общекультурной информацией. По заданиям части " В" (в том числе со свободной формулировкой ответа) были характерны следующие результаты. Наилучшая справляемость отличала ответы на задания, материал которых прорабатывался многократно на протяжении обучения школьников разным предметам или в разные годы данному предмету (определение жанра прослушанного музыкального произведения на основе его ритма и интонации). Наихудшая справляемость отличала ответы на задания, предполагавшие - умение анализировать содержание и форму живописного полотна с учетом его жанра; - знание историко-культурных реалий; - владение общекультурными понятиями; - наличие религиоведческих знаний и сформированность нравственных ориентиров. В целом анализ всех ответов учащихся на задания показывает, что качество ответов наиболее высоко (от 50 % до 91 %) в случаях, когда предполагается репродуктивное воспроизведение знаний, полученных не только по предметам образовательной области " Искусство", но и по таким учебным предметам, как МХК, литература, история. По мере возрастания требований к эвристичности анализа, ассоциативному мышлению, выявлению общекультурной компетенции качество ответов снижается до 25-12 %, в отдельных случаях, на которые было указано, − до 0 %. Анализ полученных результатов позволяет указать на необходимость перехода в сфере обучения дисциплинам гуманитарного цикла на качественно новый уровень, учитывая 2 основных направления работы: - углубление теоретико-методологической базы обучения по образовательной области " Искусство" (формирование четких представлений о понятийном аппарате); - изучение отдельных видов искусства, обучение основам научно обоснованного анализа художественно-образных систем; - обеспечение межпредметной интеграции (" Музыка", " Изобразительное искусство", с одной стороны, - и " Мировая художественная культура", " Литература", " История", а также факультативно вводимые дисциплины, включая перспективу изучения этических, религиоведческих, страноведческих, регионоведческих проблем). Для решения обозначенных задач представляется необходимым продолжить тестирование; разработать варианты тестовых заданий для изучения уровня гуманитарной образованности учащихся как младших, так и старших классов; провести социокультурное исследование, включив 3 анкеты (для учащихся, учителей образовательной области " Искусство", учителей начальных классов и предметников); кардинально изменить систему повышения квалификация учителей образовательной области " Искусство"; активизировать работу по межпредметной интеграции путем проведения мастер-классов и других методических мероприятий, а также издания нового поколения научно-методической литературы. Выводы, полученные по итогам проведения мониторинга, позволили обозначить результаты, перспективы и прогноз деятельности в разработанном направлении. Наиболее значимыми результатами проведенного мониторинга является получение данных о состоянии гуманитарной культуры учащихся, об их нравственных, гражданских, религиозных представлениях и − в определенной степени − предпочтениях, а также об уровне преподавания дисциплин гуманитарного цикла. На уровне школьников: обнаружено отсутствие фундаментальной гуманитарной культуры (включая исторические, религиоведческие, лингвистические, эстетические познания); выявлена власть интеллектуальных стереотипов и эмоциональных стереотипов; выявлены трудности вербализации явлений эмоциональной и экзистенциальной сферы; выявлена неотчетливость распознавания общеизвестных культурных ценностей (на репродуктивном уровне), отсутствие навыков алгоритмических действий в гуманитарной сфере, недостаточные умения в области эвристической деятельности, бедность воображения и отсутствие склонности к ассоциативному мышлению. На уровне учителей: выявлено отсутствие интеграции в преподавании дисциплин гуманитарного цикла (с учетом необходимости формирования минимизированного и методологически обоснованного понятийного аппарата); выявлено отсутствие межличностного взаимодействия учителей-предметников. Перспективы дальнейшей работы по проведению мониторинга и использованию его результатов в практической деятельности образовательных организаций Ярославской области определяются в аспекте целеполагания (уровень общий, характеризующий единство целей для школьников и учителей, уровень школьников и уровень учителей), а также в прогностическом аспекте. Целеполагание (уровень, общий для школьников и учителей) предполагает следующие позиции. Необходимость повысить конкурентоспособность жителей ярославской " глубинки", приведение в единую систему требований к гуманитарной культуре детей и взрослых, как живущих в непосредственной близости от культурных раритетов, так и не имеющих возможности непосредственного контакта с ними. Необходимость уравновесить с помощью освоения культурных ценностей стрессогенность современной социокультурной ситуации. Необходимость компенсировать ментально обусловленный дефицит потребности и способности к выбору как экзистенциально и социально значимой личностной интенции. Необходимо сформировать единое культурное пространство, обитатели которого способны осуществлять корреляцию негативных географических, экономических, социальных тенденций локального социума. Целеполагание (уровень школьников) предполагает: развитие интеллектуальной сферы; развитие эмоциональной сферы; стимуляцию любознательности; формирование общекультурных компетенций в их гуманитарном инварианте; подготовку почвы для формирования частных компетенций (в сферах нравственной культуры, религиозной культуры, художественной культуры). Целеполагание (уровень учителей) предполагает: формирование чувства ответственности педагога-предметника за эмоционально-психическую, а не только интеллектуальную сферу личности ребенка; пробуждение потребности в профессиональном совершенствовании; приобщение к значительно изменившимся за последние годы методологическим и методическим принципам преподавания гуманитарных дисциплин. Прогноз, базирующийся на анализе итогов мониторинга, опирается на следующие предположения. При планомерном осуществлении мониторинга и осуществлении серии методических и организационных мероприятий, смысл которых вытекает из результатов мониторинга, можно прогнозировать утверждение следующих позитивных факторов, характеризующих учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных школах. (1) Фундаментальная подготовка к переходу на предпрофильное и профильное обучение в старших классах. (2) Обеспечение позитивных компетентностных и личностных результатов обучения школьников в соответствии с современным уровнем требований к гуманитарной культуре молодых людей. (3) Укрепление психического здоровья детей как следствие сформированности нравственной сферы. (4) Корреляция неблагополучного воздействия массовой культуры на духовную сферу детей и подростков. (5) Демонстрация опыта проведения мониторинга и инновационной образовательной деятельности в гуманитарной сфере в качестве пилотного материала для экстраполяции в образовательную систему Центрального региона и России в целом.
|
|||
|