|
|||||||||||
Тема: Музыкально – поэтическая символика огня.
Рабочий лист урока №7
Ход урока 1. Ознакомьтесь с материалом урока: https: //www. sites. google. com/site/muzyka6klass/urok-no30 2. Посмотреть видеофрагмент - https: //vk. com/video181123293_456239027 3. Новый материал. Запишите тему урока. Прочитайте. Музыкальнo-поэтическая символика огня В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871/72—1915) — выдающийся русский композитор, пианист, педагог — создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки. Это было ново и необычно. В основе поэмы лежит древнегреческий миф о Прометее, который похитил огонь у богов и подарил его людям. По-гречески слово «прометей» означает «провидец», «смотрящий вперед». Образ Прометея — одн из вечных тем искусства. С мифом о Прометее связывали Симфонию №5 Л. Бетховена, а финал Симфонии №3 («Героической») вырос непосредственно из музыки, которая первоначально была задумана как музыка балета «Прометей». А. Скрябина вдохновляли две идеи: выражение энергии, движения, жизни, творчества и стремление «пропеть гимн дерзновенной воле человека». Композитор так определял содержание поэмы: «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это —активная энергия Вселенной, творческий принцип, это — огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». Не случайно музыкальные темы поэмы получили образные характеристики: «тема творческих устремлений», «тема воли», «тема разума», «тема наслаждения» и др. Во вступлении (интродукции) таинственное повествование символизирует темный, сине-лилово-серый хаос. На фоне «прометеевской гармонии» вступает мелодия — символ дерзновенной мечты самого Прометея. «Живое дыхание» космической стихии прорезывает соло трубы. Главная тема экспозиции обозначена композитором в световой строке как ярко-синяя. Психологически насыщенная разработка ассоциировалась у Скрябина с красным цветом. В репризе — кульминация поэмы с ее органными и колокольными звучностями. Здесь Скрябин предполагал «озарение» всего зала ослепительными лучами белого света. Неожиданно резкое завершение поэмы производит впечатление внезапно угасшего пламени грандиозного, космического пожара. Героический симфонизм «Прометея» явился вестником социальных бурь начала XX в. При жизни Скрябина не удалось реализовать световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру». Однако идея зримой музыки оказалась чрезвычайно созвучной художникам русского авангарда, дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью и интереснейшим изобретениям. Появились цветосветовые установки, аппарат «Цветомузыка», оптический синтезатор звука, который был назван в честь Александра Николаевича Скрябина — АНС. Все эти направления позднее воплотились в современной электронной музыке (Э. Артемьев, А. Рыбников, Ж. -М. Жарр и др. ). 2. Послушайте симфоническую поэму Скрябина «Прометей», https: //zen. yandex. ru/video/watch/61c5cdb8f13dc816fdc6e9d0 3. Ответьте на вопросы письменно: 1. Какую роль играет включение в репризе хора, который исполняет «тему творческих стремлений», а в кульминации — «тему Прометея»? 2. Какие жанры музыкального искусства помогли композитору создать образ Прометея (выберите из предложенных и аргументируйте свое мнение): программная симфония, концерт для фортепиано с оркестром, кантата? 3. Сравните высказывания двух композиторов. Что их объединяет? Бетховен: «Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности». Скрябин: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы стать оптимистом… нужно испытать отчаяние и победить его». 4. Домашнее задание. Нарисовать свою цветовую композицию симфонической поэмы А. Н. Скрябина «Прометей»и выписать названия и авторов произведений различных видов искусства, где есть тема огня и солнца.
|
|||||||||||
|