|
|||
Йозеф Гайдн. Симфония №103 С тремоло литавр ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Йозеф Гайдн (1732-1809) - великий австрийский композитор. Музыкальные образы его сочинений навеяны жизнью и бытом австрийского крестьянства. Картины мирной счастливой жизни, танцы и хороводы, природа, радости крестьянского труда составляют содержание его произведений. Многие мелодии, сочинённые Гайдном, становились народными и распевались теми, кто даже не знал имени их создателя. Оптимистическое отношение к жизни отразилось в его музыке жизнерадостной, пронизанной сияющей улыбкой и народным юмором. Основное историческое и художественное значение приобрела инструментальная музыка Гайдна симфоническая и камерная, а также оратории «Сотворение мира» и «Времена года». С творчеством композитора связан расцвет таких жанров, как симфония, струнный квартет, клавирная соната. Одной из главных исторических заслуг Гайдна является то, что именно в его творчестве приобрела окончательный вид симфония. Над этим жанром он работал в течение тридцати пяти лет, отбирая самое необходимое, совершенствуя найденное. Его творчество предстаёт как сама история формирования этого жанра. В творчестве Гайдна утвердилось особое отношение к симфонии. Она была рассчитана на массовую аудиторию, имела больший масштаб и силу звучания. Исполнял симфонии симфонический оркестр, состав которого также утвердился в творчестве Гайдна. Хотя в то время в состав оркестра входили ещё немногие инструменты: скрипки, альты, виолончели и контрабасы - в струнно-смычковую группу; деревянную группу составляли флейты, гобои, фаготы (в некоторых симфониях Гайдн использовал и кларнет). Из медных инструментов были представлены валторны и трубы. Из ударных инструментов Гайдн использовал в своих симфониях только литавры. Исключение составляет соль мажорная «Лондонская симфония» («Военная»), в которую композитор ввёл ещё треугольник, тарелки, большой барабан. Ярким примером симфонического цикла в творчестве Гайдна является одна из «Лондонских симфоний» - Симфония № 103 ми бемоль мажор. Композитор открывает её ярким приёмом – тремоло (от итал. tremolo - дрожащий) литавр, отсюда и название «Симфония с тремоло литавр». Как и положено, в этом произведении четыре части. Причём в творчестве Гайдна сложилась не только характерная последовательность частей, но и их характер и строение. Все части Симфонии № 103, при всём различии, объединены единым танцевальным ритмом и бодрым праздничным настроением. 4. Запишите: Йозеф Гайдн. Симфония №103 " С тремоло литавр", фрагмент 1-ой части" Первая часть симфонии открывается медленным вступлением, оттеняющим весёлое и стремительное allegro. Композитор начинает симфонию дробью литавр, напоминающей раскаты грома. Главная тема в экспозиции (Allegro) очень напоминает картину народного праздника. В его основе лежат две темы танцевального характера (начинает звучать со 2 мин 12 сек., дослушать до 3 мин. ). 5. Прослушать фрагмент Й. Гайдн. Симфония №103 " С тремоло литавр": https: //www. youtube. com/watch? v=7NGSvK8NUpY
6. В тетради написать анализ прослушанного музыкального фрагмента: 1) Жанр (вид произведения)_________________________________ 2) Исполнитель (солист, оркестр, квартет, хор)_________________ 3) Темп (быстрый, умеренный, медленный)____________________ 4) Динамика (громкая, тихая, не очень громкая, …) ______________ 5) Музыкальный лад (мажор, минор)___________________________ 6) Образ (драматический, лирический, эпический)________________ 7) Характер музыки (какая? )____________________________
7. Домашнее задание: анализ фрагмента (см. выше) написать в тетрадь.
8. Выучить песню «Офицеры» (О. Газманова): https: //www. youtube. com/watch? v=FPZFNe2N5kY Минус песни: https: //www. youtube. com/watch? v=xQE0JrpH5XI «Офицеры» Господа офицеры, по натянутым нервамЯ аккордами веры эту песню поюТем, кто бросив карьеру, живота не жалеяСвою грудь подставляет за Россию свою Тем, кто выжил в Афгане, свою честь не изгадивКто карьеры не делал от солдатских кровейЯ пою офицерам, матерей пожалевшимВозвратив им обратно живых сыновей Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицеломЗа Россию и свободу до концаОфицеры, россияне, пусть свобода воссияетЗаставляя в унисон звучать сердца Господа офицеры, как сберечь вашу веруНа разрытых могилах ваши души хрипятЧто ж мы, братцы, наделали, не смогли уберечь ихИ теперь они вечно в глаза нам глядят Вновь уходят ребята, растворяясь в закатахВоззвала их Россия, как бывало не разИ опять вы уходите. Может, прямо на небоИ откуда-то сверху прощаете насТак куда ж вы уходите? Может, прямо на небоИ откуда-то сверху прощаете нас Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицеломЗа Россию и свободу до концаОфицеры, россияне, пусть свобода воссияетЗаставляя в унисон звучать сердца
|
|||
|