|
|||
Практическая работа № 17. Круговорот кислородаПрактическая работа № 17 Круговорот кислорода Цель: научиться анализировать схему круговорота кислорода. Теоретическая часть: В количественном отношении главной составляющей живой материи является кислород, круговорот которого осложнён его способностью вступать в различные химические реакции, главным образом реакции окисления. В результате возникает множество локальных циклов, происходящих между атмосферой, гидросферой и литосферой. Кислород, содержащийся в атмосфере и в поверхностных минералах (осадочные кальциты, железные руды), имеет биогенное происхождение и должно рассматриваться как продукт фотосинтеза. Этот процесс противоположен процессу потребления кислорода при дыхании, который сопровождается разрушением органических молекул, взаимодействием кислорода с водородом (отщеплённым от субстрата) и образованием воды. В некотором отношении круговорот кислорода напоминает обратный круговорот углекислого газа. В основном он происходит между атмосферой и живыми организмами. Потребление атмосферного кислорода и его возмещение растениями в процессе фотосинтеза осуществляется довольно быстро. Цикл кислорода занимает на Земле около 2000 лет, воды – около 2 млн лет. Это значит, что атомы этих веществ за историю Земли многократно проходили через живое вещество, побывав в телах древних бактерий, водорослей, древовидных папоротников, динозавров и мамонтов. Ход работы: Изучите схему круговорота кислорода в биосфере.
Круговорот кислорода Контрольные вопросы: 1) Какую роль играют растения в круговороте кислорода? 2) Какова роль животных в круговороте кислорода? 3) Благодаря каким биологическим процессам поддерживается постоянное содержание двуокиси углерода в атмосфере? 4) Какую роль играет деятельность человека в круговороте кислорода?
|
|||
|