Антон Ежов
https: //www. b17. ru/article/52542/
«Переломный момент: психосоматика " случайных" травм.
В статье обсуждается связь травм и несчастных случаев с психологическим состоянием с позиций психосоматической медицины. Описываются профили личности, типичные контексты возникновения травм и техники работы.
Фильм режиссера Майвенн Ле Беско «Мой король» -о том, как женщина, притянутая в орбиту обаятельного, но нарциссичного мужчины, пробыв в ней в течение 10 лет, полных бросаний и прощений, находит единственный способ отделиться в виде травмы колена с последующей длительной физической, но, что, еще важнее для героини, психологической реабилитацией, возможностью преодолеть силу созависимого притяжения. Героиня рвет связки, чтобы в разорвать тяжелые отношения.
Несчастные случаи и связанные с ними телесные травмы. Есть достаточно много убедительных исследований, в которых доказана связь несчастных случаев с риском повторных эпизодов с личностными особенностями пациентов. Классическим трудом считается научная работа Хелен Фландерс Данбар, в которой – возможный профиль человека склонного к травматизму: «он решителен или даже импульсивен, ориентирован на быстрое получение удовлетворения, склонен действовать под влиянием момента, любит возбуждение и приключения, не любит планировать и подготавливать будущее. Многие склонные к травмам люди получили строгое воспитание и вынесли из него чувство протеста против людей, облеченных властью».
Есть психоаналитические исследования, которые сфокусированы на бессознательных мотивах, побуждающих людей вести себя с риском получить травму. Общим в этих случаях является чувство вины, которую человек пытается искупить самонаказанием. Бессознательно спровоцированный несчастный случай служит этой цели.
В психодинамике травмы часто соединяются два разнонаправленных импульса -протест и желание разрушить ограничения, и связанное с этим желанием чувство вины и страх наказания. Травма как компромисс в этом случае «разрешает» этот внутренний конфликт, удовлетворяя все стороны.
В работе с психосоматическим симптомом важно не только опираться на общие концепции, но и расшифровывать персональный смысл его возникновения у конкретного пациента.
Варианты бессознательных мотивов получения травм:
1) Возможность «замедлиться». Клиентка, Н., 24 года. Профессионально занимается спортивными танцами. Параллельно с этим учится на психолога и между соревнованиями, конкурсами и поездками пытается строить личную и семейную жизнь, мечтает начать частную практику. Перед ответственным конкурсом ломает себе лодыжку (я подчеркиваю, именно ломает себе, то есть является «автором» этого события, а не получает перелом), на какое-то время выпадает из жесткого графика, набирает вес и, вернувшись в спорт понимает, что уже не тянет тот темп и ритм, в котором была последние годы. Переходит на медленные танцы, начинает учить все заново, но уже в медленном темпе. Психология становится основным занятием, танцы как хобби, начала совместную жизнь с молодым человеком. Вес сохраняется как контрсимптом, своего рода «якорь», чтобы опять не унесло в бурные воды амбиций и соревнований. Проходя личную терапию на одной из сессий, Н. произнесла с благодарностью – «если бы не перелом, так бы до сих пор и моталась»
2) Разрешить себе отдохнуть, легальный регресс. Близкий к первому пункту мотив, но с той особенностью, что в основе лежит регрессивное желание быть беспомощным, любимым и опекаемым. Особенно типично для трудоголиков, перфекционистов или контролирующих личностей. Клиент, А., мужчина 37 лет занимается строительством, желая побольше заработать, берет одновременно несколько заказов, не успевает, но, будучи человеком ответственным, не может сообщить об этом заказчикам, а пытается уложиться в сроки. На каком-то этапе внутреннее напряжение между желанием «все бросить, отдохнуть» и «успеть в срок» достигает пика. Клиент решает сам проверить качество проделанных высотных работ, залезат на лестницу и, как впоследствии признается, «когда я там стоял наверху, мне реально хотелось сделать шаг вниз. Я не хотел и хотел упасть». Тяжелый перелом бедренной кости, 6 месяцев реабилитации. Заказчики в бессильной ярости, все дела переходят к заместителям и коллегам, клиент счастлив. Впоследствии, после операций и реабилитации, он говорил мне: «как же было хорошо с поломанной ногой. Это самый лучший период за последние годы. Жена заботилась, а я просто лежал, смотрел ноутбук и ничего не делал». Регрессия иногда прекрасна в своей простоте удовольствия, не правда ли?
3) Решение проблем сепарации. Пожалуй, один самых частых мотивов в моей практике. Несколько клиентских случаев. А) Вывих колена во время танца в ресторане (до сих пор не понимаю, как это технически возможно) за неделю до длительного отъезда любимой девушки, как результат, ее поездка сократилась вдвое. Дальнейшее прояснение выявило катастрофическую фантазию, о том, что «уедет она в свою Америку и не вернется». Б) Другой случай: муж ломает ногу в автомобильной аварии, тяжелый перелом, прикован к постели, ухаживать, кроме жены за ним некому. Событие произошло за день (! ) до того, как супруга решилась после долгих сомнений озвучить желание расстаться. Нога повреждена, союз цел. В) Во вступлении к этой статье описан мотив. Во всех этих случаях общим является напряжение, связанное с динамикой зависимых отношений и угрозой/желанием сепарации.
Вы можете дополнить этот список, исходя из своей практики и жизненного опыта. Относительно терапевтических рекомендаций можно выделить:
1) Исследование «авторства» клиента в этом событии, развитие персонального смысла несчастья от пассивно-объектной формы: «я получил травму» и «со мной случилось несчастье» к активно-субъектной, исследовательской «я сломал себе ногу» или, как было сказано выше «похоже, мне нужно замедлиться».
2) Совместное с клиентом исследование контекста несчастного случая, его формы, содержания и смысла. Это сформулировал один из основателей психосоматической дисциплины Виктор фон Вайцзеккер в двух базовых психосоматически ориентированных вопросах «Почему именно сейчас? Почему именно в такой форме»?
3) Технические приемы:
реконструкция травмы: «расскажи это так, как будто это происходит здесь и сейчас». Медленно и не торопясь воспроизводится весь эпизод - от событий до к ключевому моменту и после. В ходе такого проигрывания можно выйти на тот актуальный конфликт и выбор, который предшествовал травме, но не был осознан. То есть это дает углубленное понимание феноменологии эпизода с возможностью выхода на специфические конфликты в фоне этого события.
«где и с кем или с чем ты хотел бы сделать так же, как со своей ногой? » Например: «я порвал себе связки» переводится в «я хочу порвать эту мучительную связь».
|
Антон Ежов
Врач-психотерапевт - г. Москва
https: //zen. yandex. ru/media/id/5dcaedc872b73d07e87e3c2b/psihosomatika-perelomy-razryvy-suhojilii-vyvihi-5f5a4ba08279b409468113c1
|