|
|||
«Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ»«Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ» Шакирова Ольга Валентиновна Педагог-психолог МБДОУ №65 г. Набережные Челны Реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый характер. Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так называемыми трудностями обучения. Среди них часто можно наблюдать детей очень подвижных, не умеющих сидеть на месте во время занятий, слушать педагога и выполнять его инструкции, с быстрой отвлекаемостью и беспокойством поведения. Такой ребенок не может запомнить пошаговую инструкцию педагога и поэтому не может выполнить рекомендуемое задание, теряет интерес и начинает заниматься посторонними делами. Такие дети моторно неловки, слабо координированы. При выполнении какого-либо задания на координацию им свойственна беспорядочность, неточность, размытость выполняемых движений. Я предлагаю Вашему вниманию опыт моей работы с ребенком, у которого стоит диагноз СДВГ. При организации коррекционно-развивающей работы как достаточно весомое дополнение я использовала нейропсихологическую коррекцию. Хочу обратить ваше внимание методы, применяемые в нейропсихологической коррекции. Ознакомившись с ними, мы увидим, что достаточно значимая их часть включает в себя элементы кинезиологии. Для сравнения давайте рассмотрим основные задачи, решаемые в рамках этих направлений. В нейропсихологии:
В кинезиологии:
Таким образом, мы приходим к рассмотрению кинезиологии, как к одной из составляющий нейропсихологической коррекции. Для лучшего понимания направлений работы, рассмотрим представление о 3 компонентной структуре симптомокомплекса в нейропсихологии.
В соответствии с этим подходом симптомокомплекс при СДВГ, в рассматриваемом нами случае, будет выглядеть следующим образом:
Не менее важно рассмотреть представления о 3 функциональных блоках мозга, обеспечивающих функционирование ВПФ на разных организационных уровнях. I блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации) II блок приема, переработки и хранения информации (операциональный) III блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации) Работа этих блоков, идет в тесном взаимодействии и взаимовлиянии, несмотря на то, что у нас первичный дефект идет от поражения образований относящихся к III блоку, как мы видели в картине симптомокомплекса, вторично страдают образования всех 3 блоков. Согласно этой концепции нам необходимо работать не только в рамках коррекции и абилитации образований III блока мозга - навыков внимания как таковых, или самоконтроля, основ программирования своей деятельности и т. д. Помимо этого, нам нужно развивать основные сенсомоторные навыки, мнестическую деятельность – тогда мы направляем работу на II блок мозга. И конечно же на базовом уровне нам нужно нормализовать работу образований I блока мозга оказывающую активизирующие и тонизирующие влияния на работу всех ВПФ. Получились следующие направления коррекционно-развивающей работы:
Подводя итоги, следует отметить, что необходимо учитывать весь спектр методов психокоррекции, включающий в себя своевременную диагностику, зачастую и медикаментозное лечение, регулярная работа с родителями и работа самих родителей с ребенком дома, все это помогает решать проблему СДВГ, компенсировать нарушения центральной нервной системы и головного мозга, что дает возможность для полноценной адаптации ребенка в социуме. Безусловно элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать весьма эффективными составляющими в комплексе психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ.
|
|||
|