Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема «Проблема познаваемости мира. Понятие истины».



Тема «Проблема познаваемости мира. Понятие истины».

Задание.

1. Изучить материал лекции.

2. Выписать в конспект основные понятия.

3. Сделать фото выполненной работы и отправить преподавателю.

            1. Проблема познаваемости мира – одна из основных в философии. Гносеология – раздел философии, занимающийся проблемами познания.

       Познание - это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. Знание — это результат познания.

       Процесс познания состоит из следующих элементов: субъект познания (человек. все общество), результат (знание), объект познания (познаваемый предмет, внутреннее состояние человека, весь мир).

Познаваем ли мир? На этот вопрос существуют следующие ответы:

1. Пессимисты отрицают познаваемость мира  

2. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем, возможно получение достоверных знаний о мире.           

3. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания

       Выделяют два вида познания: чувственное и рациональное.

       Чувственное познание осуществляется в следующих формах:

-ощущения-отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов;

-восприятие-целостное отражение предметов в многообразии их свойств;

-представление-отражение не конкретного предмета, а некий «усредненный» образ объекта (Для представления характерна память, ее «оживление». Нередко в представлении действует и воображение).

       Рациональное (логическое) познание осуществляется в следующих формах:       

-понятие- мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (например, понятие „человек” не ограничивается образом какого-то конкретного человека)

-суждения-мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания (деревья зеленые, все металлы проводят электричество).

-умозаключения-рассуждение, формирующееся на базе понятий и суждений, в ходе которого логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

       Рациональная познавательная способность (как, впрочем, и чувственная — на уровне представлений) связана с мышлением.

       Существуют следующие точки зрения на соотношение чувственного и рационального познания:

1. Сенсуализм (от лат. sensus – чувства) на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность (Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»)

2. Рационалисты признают основой познания и поведения людей  разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.

       Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других — рациональное начало.

           

2. Истина и ее критерии

      Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.

       Относителъная истина — это ограниченное верное знание о чем-либо. Человек не всегда может познать истину в полном объеме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы) и знания его ограничены данным конкретным моментом)

       Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Она практически недостижима. Из относительных истин складывается абсолютная истина.

       Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.

Критерием истины выступает практика, которую рассматривают как основу формирования знаний и одновременно как средство проверки их истинности, т. е. выявления меры соответствия знаний объективной действительности.    

Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью.

       Заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, ложь —это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.