|
|||
4. Психологический портрет Печорина. Герой в оценке второго рассказчика - странствующего офицера (глава «Максим Максимыч»).Стр 1 из 3Следующая ⇒
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ Стартовые задания для подготовки к семинару-беседе с элементами комментированного чтения по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Образ Печорина. Способ создания характера. Эволюция главного героя Лишь в человеке встретиться могло Священное с порочным. Все его Мученья происходят оттого. 1831-го июня 11 дня Образ Печорина – композиционный центр системы образов романа. Система образов в романе представлена различными социальными и этническими группами: горцами, контрабандистами, «водяным обществом», гарнизонными офицерами. Чтобы полнее раскрыть образ главного героя, Лермонтов противопоставляет его с одной стороны людям простым и цельным, близким к природе (Казбич, Азамат, Бэла, Максим Максимыч, контрабандисты), а с другой – дворянскому обществу, собравшемуся на целебных водах в Пятигорске. Только один персонаж не противопоставляется, а сопоставляется с Печориным, это доктор Вернер. Таким образом, можно сказать, что ведущим принципом в композиционном построении системы образов в романе является антитеза и параллелизм. Автор проводит своего героя через ряд испытаний. Он испытывает своего героя опасностью, дружбой, любовью. Таким образом автор раскрывает внутреннюю сущность Печорина.
Задания для работы с текстом по главам:
- Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал " Героя нашего времени"? - В чём заключается необычность композиции романа? - Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации? - Как испытывает автор своего героя?
- Что удивляет Максима Максимыча в характере героя? - Как вы объясните значение слова " странный"? - Читая исповедь Печорина в повести " Бэла", какие черты характера этого героя вы можете выделить? - Почему, полюбив Бэлу, он не обретает душевного равновесия? Найти цитату: " Я опять ошибся: любовь дикарки … - В чём он видит причину своей внутренней опустошённости? Найти цитату: " …во мне душа испорчена светом…"
Найти цитату: " А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!... ". - Но так ли его душа черства? Разве он не способен оценить красоту природы? - Как вы думаете, способен ли Печорин любить? Найти цитату: " Давно забытый трепет пробежал по моим жилам…" " Сердце его сжалось…" " Я скакал, задыхаясь от нетерпения. … При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья! " - Как это его характеризует? Найти цитату: " Во мне два человека: …". " У меня врождённая страсть противоречить; …" .
4. Психологический портрет Печорина. Герой в оценке второго рассказчика - странствующего офицера (глава «Максим Максимыч»).
- Что увидел странствующий офицер в облике Печорина? Найти цитаты: " …стройный, тонкий стан его … " " …он не размахивал руками - верный признак …" " …он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка …" " …его кожа имела какую-то женскую нежность…" " …усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке…" " …О глазах я должен сказать ещё несколько слов …" " … имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским…".
Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование. Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя. - Какова роль портрета Печорина? - Можем ли мы говорить о жестоком отношении Печорина к Максиму Максимычу? - Но может быть, он просто не хотел, чтобы кто-то вторгался в его внутренний мир? Найти цитату: " А помните наше житьё-бытьё в крепости? Славная страна для охоты!.. " - Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?
|
|||
|