Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основной этап работы



1. Криотерапия

Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В. А. Киселева [4]).

Рис. 1. Схема расположения активных точек в области губ.

2. Полоскание полости рта

  • Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.
  • Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

3. Логопедический массаж

  • Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е. Ф. Архипова [1]).
  • Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.

Рис. 2. Массаж в углублениях под языком.
  • Массаж по точкам
    Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2, 5 минуты – с открытым ртом, 2, 5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) (В. А. Киселева [4]).
  • Массаж мягкого нёба
    Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса (В. А. Киселева [4]).

4. Жевание твёрдой пищи.

Инструкция для родителей детей-дизартриков:

  • Грызём, жуём, глотаем - морковку.
  • Грызём - сухари, баранки, сушки.

5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения(Е. М. Косинова [5], О. А. Новиковская [7]).

  • Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
  • «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
  • «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
  • «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
  • «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
  • «Упражнение йогов» - рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
  • «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.

6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.

  • Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
  • На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.

7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.

8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В. А. Киселева [4]).

  • а а а; э э э; и и и;
  • аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
  • аэи, аэи, аэи.

Основываясь на практическом опыте, при систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.

Список литературы


1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М., 2007.
2. Блыскина И. В. Логопедический массаж. - СПб., 2004.
3. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. - М., 2005.
4. Киселёва В. А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии. - М., 2007.
5. Косинова Е. М. Уроки логопеда. - М., 2003.
6. Краузе Е. Н. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. - М., 2005.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.