Основной этап работы
1. Криотерапия
Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В. А. Киселева [4]).
Рис. 1. Схема расположения активных точек в области губ.
| 2. Полоскание полости рта
- Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.
- Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
3. Логопедический массаж
- Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е. Ф. Архипова [1]).
- Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
Рис. 2. Массаж в углублениях под языком.
| - Массаж по точкам
Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2, 5 минуты – с открытым ртом, 2, 5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) (В. А. Киселева [4]). - Массаж мягкого нёба
Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса (В. А. Киселева [4]). 4. Жевание твёрдой пищи.
Инструкция для родителей детей-дизартриков:
- Грызём, жуём, глотаем - морковку.
- Грызём - сухари, баранки, сушки.
5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения(Е. М. Косинова [5], О. А. Новиковская [7]).
- Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
- «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
- «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
- «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
- «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
- «Упражнение йогов» - рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
- «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.
6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
- Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
- На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.
8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В. А. Киселева [4]).
- а а а; э э э; и и и;
- аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
- аэи, аэи, аэи.
Основываясь на практическом опыте, при систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.
Список литературы
1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М., 2007. 2. Блыскина И. В. Логопедический массаж. - СПб., 2004. 3. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. - М., 2005. 4. Киселёва В. А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии. - М., 2007. 5. Косинова Е. М. Уроки логопеда. - М., 2003. 6. Краузе Е. Н. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. - М., 2005.
|