Педагогический проект Мы читаем и рисуем сказки Пушкина в подготовительной группе ДОУ
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ТНР МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры Описание: Вниманию педагогов предлагаю проект по ознакомлению дошкольников с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, сказки в стихах которого как никогда актуально сегодня. Материал проекта заинтересует педагогов ДОУ, начальной школы. В проекте принимали участие дошкольники 6-7 лет с ОВЗ первого года обучения. Назначение: проведение с детьми 6-7 лет в ДОУ Тип проекта: творческо – познавательный, групповой, долгосрочный. Сроки реализации проекта: апрель 2019 – июнь 2019 Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №7 «Звоночки» МОУ «Бендерский детский сад №9». Руководитель проекта: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель. Актуальность: Сегодня, как никогда актуальным становится присоединение детей к миру русского языка, его богатству. В этом году 6 июня весь русскоязычный мир отмечает 220 летие со дня рождения Гения русской литературы всех времен – Александра Сергеевича Пушкина. Написанные им сказки, поэмы, стихи увлекают детей и взрослых, раскрывая перед нами великолепные сказочные образы. Для любого дошкольника сказки – это увлекательный мир, в котором разговаривают животные, птицы, где добро побеждает зло. Обычная сказка всегда может научить дошкольника доброте, милосердию, позволит узнать ценность дружбы, понять, что «хорошо» и что «плохо». Для детей именно сказки Александра Сергеевича Пушкина всегда познавательны и интересны. Они легки для их восприятия и понимания, потому как написаны в стихах. Все герои привлекают детей своей необычностью и запоминаются надолго, что не дает возможность долго оторваться от интересной сказки и дать волю своему воображению и творчеству. Дети очень легко могут представить и даже изобразить и «ученого кота», и «Шамаханскую царицу» и величественных богатырей, которые выходят из волн морских. По сюжетам сказок Александра Сергеевича Пушкина снято много мультфильмов. Дети с огромным удовольствием их смотрят, но потом прекрасно могут представить и изобразить главных героев сказок. Придумать, что их окружало, какими они были. Мы с дошкольниками заинтересовались сказками Александра Сергеевича Пушкина, приобщились к его разнообразному творческому наследию и дошкольники самостоятельно изобразили полюбивших героев сказок великого поэта и писателя.
Проблема: дошкольники очень мало знакомы со сказками А. С. Пушкина, практически не могли назвать героев его сказок, мало знакомы с его стихами и сказкам, не могут распознать их среди других стихотворных произведений, не имеют познаний о героях и сюжетах сказок А. С. Пушкина. Цель проекта: Расширение познаний дошкольников и родителей о сказках Пушкина, его жизни через речевую, игровую и художественно - продуктивную деятельность. Задачи проектной деятельности: 1. Подобрать необходимые материалы для расширения представлений у дошкольников о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина. 2. Развивать стремление узнать о творчестве Александра Сергеевича Пушкина и его сказках. 3. Рассмотреть иллюстрации художников, которые изображали героев сказок А. С. Пушкина 4. Развивать стремление приобщаться к богатству русского языка через сказки поэта, правильно воспринимать содержание сказок и героев, способствовать развитию таких навыков, как интонация, жесты и мимика. 5. Закреплять художественные навыки для создания сюжетов по сказкам А. С. Пушкина, поощрять творческие, композиционные и цветовые решения в рисунках. 6. Составить методические рекомендации для родителей по знакомству детей со сказками и жизнью А. С. Пушкина 7. Сделать анализ и обобщение результатов проекта. Обеспечение проектной деятельности: - методическое: подбор иллюстративного, речевого и музыкального материала, дидактических игр по теме; - материально – техническое: ноутбук, проектор, презентации об А. С. Пушкине, мультфильмы по сказкам поэта и писателя, фотографии, сюжетные детские рисунки к сказкам поэта и писателя. Предполагаемые результаты: - знакомство дошкольников со сказками Пушкина, жизнью поэта - обучение пониманию смысла и идей сказок Пушкина - расширение художественных наклонностей при изображении героев сказок поэта и писателя - приобщение родителей к получению знаний о жизни и сказках А. С. Пушкина Презентация проекта: выступление педагога Павловой В. В. на педсовете в ДОО Методы проекта: беседы, НОД «Сказки Пушкина», викторина по сказкам Пушкина, совместная художественно - продуктивная деятельность. Продукт проектной деятельности: альбом «Наши любимые герои сказок Пушкина» Практическая значимость исследования:
Узнать больше
- сформирован интерес к жизни и сказкам А. С. Пушкина - разработан конспект НОД «Сказки Пушкина» с презентацией; - систематизированы дидактические игры; -систематизированы методические рекомендации по знакомству детей с жизнью и сказками А. С. Пушкина для родителей. Этапы реализации проекта: Подготовительный этап: (апрель 2019) Работа с детьми: - Изучение тематики и проблемы проектной деятельности - Воспитанники принимали участие в муниципальном конкурсе детского рисунка «Что за прелесть эти сказки» (Василиян Офелия, Горбачев Сергей, Бундуки Артем, Стефанко Костя) Работа с родителями: -Проведение анкетирования для родителей «Пушкин – известный и неизвестный» - Рассмотрение цели, задач и путей реализации проекта Работа педагога: - Отбор литературных материалов для расширения представлений у дошкольников о жизни сказках А. С. Пушкина - Планирование реализации проекта - Оценка предметно – развивающей среды и условий для проведения проекта - Подборка иллюстративного, дидактического и литературного материалов для проведения проекта -Нахождение и использование разнообразных материалов для художественно – продуктивной деятельности. Практический этап: (май 2019) Работа с детьми: - Беседы о жизни А. С. Пушкина и его сказках, экскурсия в библиотеку - Ознакомление с иллюстрациями художников к сказкам А. С. Пушкина, просмотр мультфильмов на основе его сказок - Ознакомление с презентацией «Сказки Пушкина» - Дидактические игры о стихотворных сказках А. С. Пушкина, творческие игры. - Чтение сказок А. С. Пушкина: Сказка «О рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне и семи богатырях», «О царе Салтане», «О золотом петушке», «О попе и его работнике Балде» - Разучивание загадок о героях сказок Пушкина - Изобразительная деятельность, сюжетное рисование по сказкам А. С. Пушкина - НОД «Сказки Пушкина»; НОД по развитию речи «Пересказываем любимые отрывки из сказок Пушкина» - Викторина «Наши любимые сказки Пушкина» - Детская выставка художественно – продуктивных работ «Что за прелесть эти сказки» Работа с родителями: -Беседы: «Развитие интереса детей к чтению сказок Пушкина», «Пушкин известный и неизвестный» -Консультации: «Как приобщить дошкольника к чтению сказок дома? », «Узнаем интересное об А. С. Пушкине» - Методические рекомендации по развитию интереса к жизни и сказкам А. С. Пушкина - Посильная помощь в обогащении и пополнению развивающей среды группы Оснащение развивающей образовательной среды: - Обновление уголка книги путем приобретения детских книг со сказками Пушкина -Составление наглядной информации для детей и их родителей о жизни и сказках Пушкина Заключительный (июнь 2019) - Викторина «Наши любимые сказки Пушкина» - Итоговое анкетирование среди родителей по результатам проекта. - Изготовление альбома с рисунками дошкольников к рассказам Пушкина - Анализ и обобщение результатов деятельности Реализация проекта: При знакомстве с творчеством русского поэта и писателя А. С. Пушкина дошкольники не могут вспомнить героев его сказок. Нам с дошкольниками предложили поучаствовать в муниципальном конкурсе детского рисунка «Что за прелесть эти сказки», мы решили принять участие и прочитать известные сказки Пушкина. Объектом нашего творчества стали литературные стихотворные сказки поэта писателя Пушкина, которые мы прочитали и решили сделать к ним альбом с иллюстрациями. Почему литературное стихотворное сказочное творчество Александра Сергеевича Пушкина стало объектом нашего проекта: - Дошкольникам интересны герои сказок Пушкина, они все описаны в стихах, с юмором и любовью автора. - Дети внимательно читали дома и слушали в ДОУ с огромным интересом сказки, которые писал поэт для своих детей и не только. Со всеми сказочными персонажами происходят интересные приключения, что очень впечатляет детей и дает им материал для фантазии. - Дети усвоили, что каждая книга – это сотворчество писателя и художника – иллюстратора - Героев любимых сказок Пушкина дети самостоятельно придумали и нарисовали красками или карандашами.
Результаты реализации проекта: Дети расширили познания о Пушкине, его сказках, о героях и сюжетах, повысился интерес к книгам с произведениями писателя. Дети умеют отображать свои впечатления о героях сказок с помощью рисунков цветными карандашами или красками. Был пополнен уголок книги произведениями Пушкина и собрана информация о Пушкине при участии родителей воспитанников. Наши воспитанники Василиян Офелия, Бундуки Артем, Горбачев Сергей, Стефанко Костя принимала участие в муниципальном конкурсе детского рисунка «Что за прелесть эти сказки»
Опыт работы над проектом «Мы читаем и рисуем сказки Пушкина» был представлен на педагогическом совете в ОДО. Оценка эффективности реализации проекта: После завершения проекта у дошкольников повысился интерес к сказкам Пушкина. Дети приобщились к богатству русского языка, его выразительным формам. Дошкольники расширили свои познания о русском народном быте, истории, культуре благодаря сказкам Пушкина. Дети были увлечены сказками Пушкина, в которых они узнают героев и сюжеты, изображая их при помощи карандашей и красок. Родители обогатили свои представления о великом поэте Пушкине, его сказках. Рассматривая все представленные результаты можно сделать вывод об актуальности и хорошей результативности работы по данному проекту. Литература: Л. М. Жукова. История о великом поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г. Л. Жукова. Я памятник воздвиг себе нерукотворный… Стихи о жизни, любви и красоте. Изд. Белый город, М., 2001г. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада». И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Издательский дом «Цветной мир». Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в подготовительной группе»
|