Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ефремовский отдел



   

                                   Ефремовский отдел

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Посеешь привычку – пожнёшь характер»

 


Дети – наша гордость. В них все нам мило и дорого.

И пожалуй, нет таких родителей, которые бы не прикладывали стараний, чтобы их ребенок выглядел привлекательно, - одевают его как можно лучше и наряднее, стараются нагулять розовые щечки.

 

Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность нашего ребенка не только в красоте его внешнего вида? Главное в другом – как подрастающий ребенок ведет себя? Как держится на людях? Каковы его манеры – мимика, жесты, движения, осанка? А ведь во всех этих проявлениях огромную роль играют привычки.

 

Достаточно присмотреться, чтобы понять: человек может выглядеть либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызвать осуждение от того, какими привычками он обладает. Недаром подмечено: привычки – это визитная карточка культуры человека.

 

Вот почему, дорогие папы и мамы, от вас требуется должное внимание к тому, чтобы у ребенка складывались привычки-помощники: гигиенические (потребность к чистоте и опрятности); культурные (проявлять вежливость, уметь вести себя за столом, в общественных местах, соблюдать общепринятый этикет в общении с людьми); моральные (уважать старших, быть честным, правдивым, скромным, дисциплинированным и т. д. ).

 

Привычки, как известно, возникают у истоков жизни человека. Еще в раннем детстве, когда только начинают складываться стереотипы поведения, необходимо, чтобы ребенок с помощью режима приобретал полезные


привычки. И в первую очередь привычку на время: спать, пробуждаться, есть, гулять – все во время!

 

Это очень важно:

во-первых, потому что дети, которые живут в ритме режима, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, более организованны и уравновешенны. У них нет причин для препирательств («хочу – не хочу» есть, «буду – не буду спать, «пойду – не пойду» гулять и т. п. );

 

во-вторых, потому что уравновешенные и организованные дети более податливы педагогическим влияниям. И при целенаправленном воспитании у таких детей легко складывается целый ряд других не менее значимых для жизни привычек, которые помогают им нормально расти и развиваться.

 

Нельзя допускать, чтобы привычки возникали стихийно, ибо в этом случае могут рождаться привычки- сорняки, которые придется впоследствии выкорчевывать, что, как известно, нелегко.

 

Нередко родители спрашивают: «Откуда у ребенка плохие привычки? Ведь мы его этому не учили! ». Действительно, не учили. Но и о воспитании хороших привычек вовремя не позаботились.

 

На ребенка покрикивают: «Опять не убрал за собой! »,

«Сколько раз говорить, чтобы садился за стол с вымытыми руками! », а с него, как с гуся вода! Да и правомерны ли эти упреки, если ребенка своевременно не приучали к чистоте и аккуратности, не показывали, как


убирать за собой, не учили вежливости, а порой и сами взрослые не были примером.

 

Иногда родители терпимо относятся к тому, что у дочери или сына возникла дурная привычка. Оправдывают это тем, что дети наследуют привычки от близких: «Весь в папу», «Вся в маму». Эти слова ребенок не принимает как порицание. Наоборот, это своеобразное поощрение: какой малыш не хочет походить на своих родителей! А результат? Закрепляются отрицательные привычки.

 

Малыш не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путем подражания, а главное – воспитания. Ведь случается, что ребенка чуть ли не до 2-3 лет кормят из ложки, умывают и одевают его, дают, есть не по часам, а тогда, когда он хочет, постоянно идут ему на уступки.

 

Подобный образ жизни не может не влиять на поведение дошкольника, он растет неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия: «Хочу – не хочу», «Буду – не буду»,

«Нравится – не нравится». Так родители незаметно для себя допускают накапливание ребенком таких привычек поведения, с которыми сами же впоследствии борются.

 

Ведь, в сущности, плохая привычка – это отсутствие хорошей. Если вовремя не выработать у ребенка полезные привычки, то он сам «создает» привычки, удобные для него. Ребенку, например, проще пролить суп из ложки, чем не пролить; замочить рукава при умывании, чем закатать их и не замочить; не поздороваться, не извиниться, не послушаться и т. д. И если он постоянно


упражняется в том, как быть неаккуратным, невежливым, непослушным, то вот уже и готовы привычки отрицательные.

 

Итак, если поведение ребенка постоянно выходит за рамки дозволенного (даже «чуть-чуть! »), а вы не замечаете этого, то аморальные способы поведения накапливаются и становятся привычными. На этом фоне воспитание становится делом трудным. Например, у ребенка отсутствует привычка правильно реагировать на родительское «нельзя» - это может стать источником многих негативных проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных «бурь», непослушания. Такой ребенок, подрастая, не способен регулировать собственное поведение, не способен к самоограничению, так как его воля всегда направлена на удовлетворение своих желаний.

 

В основе любой привычки лежит целый ряд навыков, которые обеспечивают правильность действий, их последовательность, быстроту, качество. Но малыш еще не обладает необходимыми навыками, у него недостаточно развита координация движений, и его действия выглядят неумелыми, беспомощными. Посмотрите, как неуклюже он держит ложку, с каким трудом расстегивает пуговицу, снимает шапку и т. п. И только по мере многократного повторения одних и тех же действий (например, связанных с тем, чтобы снять с себя одежду) его движения со временем станут более совершенными. Постепенно возникнет соответствующий навык. Навык же (снимать с себя платье, калготы и т. п. ) перейдет затем в привычку раздеваться самостоятельно при условии, что малыш систематически упражняется в этих действиях. Здесь недопустимы невинные на первый взгляд отступления, которые мы оправдываем тем, что


«это всего лишь единственный раз», или тем, что нам некогда. Нельзя забывать, что привычки у детей могут легко утрачиваться – полезные вытесняться вредными. (Ведь для этого от ребенка не требуется усилий! ») Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль за ребенком, как тут же меняется его поведение.

 

…Сегодня, завтра, послезавтра, пятилетняя Катя убирает за собой постель, самостоятельно приводит себя в порядок, аккуратно складывает вещи. Все это делает обстоятельно, ничего не забывая. И так каждый день.

 

Но вот случай, который нарушает привычный строй действий. Ребенок погостил у бабушки. А та разрешает любимой внучке утром чуть дольше полежать в постели. Сама умывает и кормит ее, убирает за нее постель. И вот, очутившись снова дома, девочка вдруг заявила: «Не хочу сама умываться», «Помогите одеваться», «Постель убирать не буду».

 

Всего несколько дней отступлений, из-за которых многое придется начинать сначала.

 

Формирование положительных привычек имеет огромное значение для развития ребенка.

 

Возьмем привычку к чистоте, умение замечать неопрятность в одежде. Как это требование выглядит для ребенка? Взрослый формирует его в виде несложных, конкретных и понятных правил: «Следи за своей одеждой, не пачкай ее», «Если что-то развязалось, запачкалось, оторвалось, скажи мне, вместе устраним неполадки»,


«Снимая платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно сомнется и будет как старое» и т. п.

 

Изо дня в день выполняя эти правила, ребенок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть опрятным во всем: в одежде, в бережном отношении к игрушкам, книгам, своим вещам. Потребность быть опрятным, побуждает ребенка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться носовым платком, салфеткой, щеткой для одежды и обуви, мыть руки после каждого загрязнения и т. д.

 

Так одна укоренившаяся привычка прокладывает дорогу для установления других. Это в равной степени относится к возникновению и положительных и отрицательных привычек. Об этом важно помнить, так как одна плохая привычка может потянуть за собой целую цепочку дурных.

 

Положительные привычки вносят порядок в детскую жизнь, экономят нервную энергию, упорядочивают поведение, являются как бы фундаментом для формирования поведения, характера, моральных качеств личности.

 

Нигде так отчетливо не видна невоспитанность ребенка, как в общественных местах – на улице, в транспорте, кинотеатре… И что ведь самое удивительное, что мама и папа такого ребенка считают это в порядке вещей.

 

А как часто приходится краснеть нам за поведение своих детей за столом!


Необходимо с раннего возраста учить ребенка спокойно вести себя за столом, принимать правильную позу, держа корпус прямо, без напряжения, есть не торопясь; внушать, что класть локти на стол не следует, потому что это мешает тем, кто сидит рядом; напоминать, что ничего нельзя брать со стола первым, так как воспитанные дети знают, что начинают есть первыми взрослые. Если вы идете в гости, то предупредите ребенка заранее, что если ему не понравилось какое-либо блюдо, то об этом нельзя объявлять вслух, так как это обидит хозяев – ведь они так старались для гостей! В этом случае можно молча отодвинуть блюдо, сказав «спасибо, я сыт».

 

Все это требует от взрослых терпения и терпения! Зато это окупается с лихвой. Вы не будете краснеть за своего малыша в гостях или на отдыхе. Вы будете уверены, что он не полезет рукой или своей вилкой в общее блюдо (он знает, что это правило связано с гигиеническими требованиями), не станет раскачиваться на стуле или громко выражать свое неудовольствие:

«Горячо», «Невкусно», «Это я не ем», разговаривать с набитым пищей ртом и т. п.

 

К сожалению, иные папы и мамы не уделяют должного внимания воспитанности у своих детей.

 

Нельзя, например, сказать о девочке, что она красива (даже с очень хорошими физическими данными! ), если шагает размашисто, неженственно, подняв плечи и раскачивая корпусом, если в присутствии посторонних сидит, развалившись, охорашивается, любуясь своим отражением в зеркале, держится манерно и напыщенно.


А как ведут себя некоторые мальчики-подростки: разговаривают громко, размахивают руками, ходят вразвалку, голова втянута в плечи, руки в карманах, вся осанка в виде вопросительного знака. Весь вид – олицетворение дремучей невоспитанности. Они же считают это «мужским шиком». Почему? Да потому, что не знают, как по-мужски быть красивыми и как вести себя, чтобы у окружающих возникало к ним уважение. Очевидно, в дошкольном детстве было упущено время.

 

Но пока ребенок мал, мы склонны многое в нем не замечать. Даже его недостатки порой вызывают любование.

 

Ребенку надо объяснять, что, например, ходить, косолапя, или разговаривать, гримасничая и одновременно теребить челку, или показывать пальцем на человека, чесаться, шмыгать носом и т. п. – некрасиво, неприлично, от этого он выглядит смешным, некрасивым.

 

Народная мудрость утверждает: посеешь привычку – пожнешь характер. Сейте же, дорогие родители, привычки, которые дают добрые всходы: это привычка ценить и беречь наш с вами труд; привычка ребенка к труду; уважать старших; правильно реагировать на родительское слово. И конечно, это – культурные привычки, помогающие растущему человеку выглядеть по- человечески привлекательным.

Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребёнка в моральных поступках.

 

Нужные привычки успешно формируются, если выполняются постоянно, в любых условиях.


Полезные привычки.

1. Соблюдение чистоты и личной гигиены.

o Воспитывать опрятность

o Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, чистить зубы, пользоваться мылом, расческой, полотенцем, носовым платком - исключительно своими предметами личной гигиены

o Прививать навыки поведения за столом: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать ее с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой.

2. Соблюдение питьевого режима

3. Закаливание

Виды закаливания, которые можно использовать в домашних условиях:

o Соблюдать тепловой и воздушный режим в помещениях

o Следить за тем, чтобы ребенок был одет соответственно сезону и температурным показателям в помещение и на улице

o Регулярно       выполнять       гигиенические процедуры

o Приучать ребенка полоскать рот после еды, а перед сном горло кипяченой водой комнатной температуры

o Умываться и мыть руки следует прохладной водой

4. Утренняя гимнастика

5. Двигательная активность

6. Длительные прогулки на свежем воздухе

7. Соблюдение режима дня

8. Правильное питание


o К новой пище приучать малыша постепенно

o На первых порах предлагайте попробовать блюдо и не давайте сразу большую порцию

o Не заостряйте внимание на плохом аппетите, не упрашивайте есть, лучше покажите ребенку пример

o Очень важно создать за столом доброжелательную, приятную обстановку и хорошее настроеение.

 

 


 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.