![]()
|
||||||||
Ефремовский отдел
Ефремовский отдел
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
И пожалуй, нет таких родителей, которые бы не прикладывали стараний, чтобы их ребенок выглядел привлекательно, - одевают его как можно лучше и наряднее, стараются нагулять розовые щечки.
Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность нашего ребенка не только в красоте его внешнего вида? Главное в другом – как подрастающий ребенок ведет себя? Как держится на людях? Каковы его манеры – мимика, жесты, движения, осанка? А ведь во всех этих проявлениях огромную роль играют привычки.
Достаточно присмотреться, чтобы понять: человек может выглядеть либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызвать осуждение от того, какими привычками он обладает. Недаром подмечено: привычки – это визитная карточка культуры человека.
Вот почему, дорогие папы и мамы, от вас требуется должное внимание к тому, чтобы у ребенка складывались привычки-помощники: гигиенические (потребность к чистоте и опрятности); культурные (проявлять вежливость, уметь вести себя за столом, в общественных местах, соблюдать общепринятый этикет в общении с людьми); моральные (уважать старших, быть честным, правдивым, скромным, дисциплинированным и т. д. ).
Привычки, как известно, возникают у истоков жизни человека. Еще в раннем детстве, когда только начинают складываться стереотипы поведения, необходимо, чтобы ребенок с помощью режима приобретал полезные
Это очень важно: во-первых, потому что дети, которые живут в ритме режима, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, более организованны и уравновешенны. У них нет причин для препирательств («хочу – не хочу» есть, «буду – не буду спать, «пойду – не пойду» гулять и т. п. );
во-вторых, потому что уравновешенные и организованные дети более податливы педагогическим влияниям. И при целенаправленном воспитании у таких детей легко складывается целый ряд других не менее значимых для жизни привычек, которые помогают им нормально расти и развиваться.
Нельзя допускать, чтобы привычки возникали стихийно, ибо в этом случае могут рождаться привычки- сорняки, которые придется впоследствии выкорчевывать, что, как известно, нелегко.
Нередко родители спрашивают: «Откуда у ребенка плохие привычки? Ведь мы его этому не учили! ». Действительно, не учили. Но и о воспитании хороших привычек вовремя не позаботились.
На ребенка покрикивают: «Опять не убрал за собой! », «Сколько раз говорить, чтобы садился за стол с вымытыми руками! », а с него, как с гуся вода! Да и правомерны ли эти упреки, если ребенка своевременно не приучали к чистоте и аккуратности, не показывали, как
Иногда родители терпимо относятся к тому, что у дочери или сына возникла дурная привычка. Оправдывают это тем, что дети наследуют привычки от близких: «Весь в папу», «Вся в маму». Эти слова ребенок не принимает как порицание. Наоборот, это своеобразное поощрение: какой малыш не хочет походить на своих родителей! А результат? Закрепляются отрицательные привычки.
Малыш не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путем подражания, а главное – воспитания. Ведь случается, что ребенка чуть ли не до 2-3 лет кормят из ложки, умывают и одевают его, дают, есть не по часам, а тогда, когда он хочет, постоянно идут ему на уступки.
Подобный образ жизни не может не влиять на поведение дошкольника, он растет неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия: «Хочу – не хочу», «Буду – не буду», «Нравится – не нравится». Так родители незаметно для себя допускают накапливание ребенком таких привычек поведения, с которыми сами же впоследствии борются.
Ведь, в сущности, плохая привычка – это отсутствие хорошей. Если вовремя не выработать у ребенка полезные привычки, то он сам «создает» привычки, удобные для него. Ребенку, например, проще пролить суп из ложки, чем не пролить; замочить рукава при умывании, чем закатать их и не замочить; не поздороваться, не извиниться, не послушаться и т. д. И если он постоянно
Итак, если поведение ребенка постоянно выходит за рамки дозволенного (даже «чуть-чуть! »), а вы не замечаете этого, то аморальные способы поведения накапливаются и становятся привычными. На этом фоне воспитание становится делом трудным. Например, у ребенка отсутствует привычка правильно реагировать на родительское «нельзя» - это может стать источником многих негативных проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных «бурь», непослушания. Такой ребенок, подрастая, не способен регулировать собственное поведение, не способен к самоограничению, так как его воля всегда направлена на удовлетворение своих желаний.
В основе любой привычки лежит целый ряд навыков, которые обеспечивают правильность действий, их последовательность, быстроту, качество. Но малыш еще не обладает необходимыми навыками, у него недостаточно развита координация движений, и его действия выглядят неумелыми, беспомощными. Посмотрите, как неуклюже он держит ложку, с каким трудом расстегивает пуговицу, снимает шапку и т. п. И только по мере многократного повторения одних и тех же действий (например, связанных с тем, чтобы снять с себя одежду) его движения со временем станут более совершенными. Постепенно возникнет соответствующий навык. Навык же (снимать с себя платье, калготы и т. п. ) перейдет затем в привычку раздеваться самостоятельно при условии, что малыш систематически упражняется в этих действиях. Здесь недопустимы невинные на первый взгляд отступления, которые мы оправдываем тем, что
…Сегодня, завтра, послезавтра, пятилетняя Катя убирает за собой постель, самостоятельно приводит себя в порядок, аккуратно складывает вещи. Все это делает обстоятельно, ничего не забывая. И так каждый день.
Но вот случай, который нарушает привычный строй действий. Ребенок погостил у бабушки. А та разрешает любимой внучке утром чуть дольше полежать в постели. Сама умывает и кормит ее, убирает за нее постель. И вот, очутившись снова дома, девочка вдруг заявила: «Не хочу сама умываться», «Помогите одеваться», «Постель убирать не буду».
Всего несколько дней отступлений, из-за которых многое придется начинать сначала.
Формирование положительных привычек имеет огромное значение для развития ребенка.
Возьмем привычку к чистоте, умение замечать неопрятность в одежде. Как это требование выглядит для ребенка? Взрослый формирует его в виде несложных, конкретных и понятных правил: «Следи за своей одеждой, не пачкай ее», «Если что-то развязалось, запачкалось, оторвалось, скажи мне, вместе устраним неполадки»,
Изо дня в день выполняя эти правила, ребенок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть опрятным во всем: в одежде, в бережном отношении к игрушкам, книгам, своим вещам. Потребность быть опрятным, побуждает ребенка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться носовым платком, салфеткой, щеткой для одежды и обуви, мыть руки после каждого загрязнения и т. д.
Так одна укоренившаяся привычка прокладывает дорогу для установления других. Это в равной степени относится к возникновению и положительных и отрицательных привычек. Об этом важно помнить, так как одна плохая привычка может потянуть за собой целую цепочку дурных.
Положительные привычки вносят порядок в детскую жизнь, экономят нервную энергию, упорядочивают поведение, являются как бы фундаментом для формирования поведения, характера, моральных качеств личности.
Нигде так отчетливо не видна невоспитанность ребенка, как в общественных местах – на улице, в транспорте, кинотеатре… И что ведь самое удивительное, что мама и папа такого ребенка считают это в порядке вещей.
А как часто приходится краснеть нам за поведение своих детей за столом!
Все это требует от взрослых терпения и терпения! Зато это окупается с лихвой. Вы не будете краснеть за своего малыша в гостях или на отдыхе. Вы будете уверены, что он не полезет рукой или своей вилкой в общее блюдо (он знает, что это правило связано с гигиеническими требованиями), не станет раскачиваться на стуле или громко выражать свое неудовольствие: «Горячо», «Невкусно», «Это я не ем», разговаривать с набитым пищей ртом и т. п.
К сожалению, иные папы и мамы не уделяют должного внимания воспитанности у своих детей.
Нельзя, например, сказать о девочке, что она красива (даже с очень хорошими физическими данными! ), если шагает размашисто, неженственно, подняв плечи и раскачивая корпусом, если в присутствии посторонних сидит, развалившись, охорашивается, любуясь своим отражением в зеркале, держится манерно и напыщенно.
Но пока ребенок мал, мы склонны многое в нем не замечать. Даже его недостатки порой вызывают любование.
Ребенку надо объяснять, что, например, ходить, косолапя, или разговаривать, гримасничая и одновременно теребить челку, или показывать пальцем на человека, чесаться, шмыгать носом и т. п. – некрасиво, неприлично, от этого он выглядит смешным, некрасивым.
Народная мудрость утверждает: посеешь привычку – пожнешь характер. Сейте же, дорогие родители, привычки, которые дают добрые всходы: это привычка ценить и беречь наш с вами труд; привычка ребенка к труду; уважать старших; правильно реагировать на родительское слово. И конечно, это – культурные привычки, помогающие растущему человеку выглядеть по- человечески привлекательным. Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребёнка в моральных поступках.
Нужные привычки успешно формируются, если выполняются постоянно, в любых условиях.
1. Соблюдение чистоты и личной гигиены. o Воспитывать опрятность o Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, чистить зубы, пользоваться мылом, расческой, полотенцем, носовым платком - исключительно своими предметами личной гигиены o Прививать навыки поведения за столом: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать ее с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой. 2. Соблюдение питьевого режима 3. Закаливание Виды закаливания, которые можно использовать в домашних условиях: o Соблюдать тепловой и воздушный режим в помещениях o Следить за тем, чтобы ребенок был одет соответственно сезону и температурным показателям в помещение и на улице o Регулярно выполнять гигиенические процедуры o Приучать ребенка полоскать рот после еды, а перед сном горло кипяченой водой комнатной температуры o Умываться и мыть руки следует прохладной водой 4. Утренняя гимнастика 5. Двигательная активность 6. Длительные прогулки на свежем воздухе 7. Соблюдение режима дня 8. Правильное питание o o На первых порах предлагайте попробовать блюдо и не давайте сразу большую порцию o Не заостряйте внимание на плохом аппетите, не упрашивайте есть, лучше покажите ребенку пример o Очень важно создать за столом доброжелательную, приятную обстановку и хорошее настроеение.
|
||||||||
|