Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Домашняя работа.. Подготовка к Международной конференции средневековой Европы.. Византия, Венеция, Франция, Германия, Англия, Польша.. Найти в тексте и по ссылкам информацию о стране в указанный период, выполнить задания. 3. Вопросы для доклада.



Домашняя работа.

Подготовка к Международной конференции средневековой Европы.

Византия, Венеция, Франция, Германия, Англия, Польша.

Найти в тексте и по ссылкам информацию о стране в указанный период, выполнить задания

1) 1-2 символа государства (флаг, герб, щит и пр. на выбор) для ПРИВЕТСТВИЯ

2) Составить текст приветствия на языке своей страны. 2-3 предложения ( Здравствуйте, уважаемые дамы и господа. От лица народов моей страны выражаю почтение участникам этой встречи)

3) Доклад о ситуации в стране (3-5 минут) за 100-150 лет промежуток. Экономика, политика, культура.

4) Набор терминов (для раздачи для игры в шляпу)

 

3. Вопросы для доклада.

1. Как и когда появилось Польское государство?

2. Опишите устройство власти в Польше. Кто вершил суд, платил и собирал налоги, руководил армией.

3. Какие культурные, торговые и военные контакты были у Польши в 10-11 веках.

 

Название Этноним «Польша» возник от латинского Polonia, который применяли для обозначения земель полян. Это историческая область Великая Польша, на которой проживали указанные племена. Постепенно название распространилось на все королевство. Произошло это в конце 10 – начале 11 в., когда Польша уже существовала как отдельное государство в Центральной Европе и проводила самостоятельную внешнюю политику.

 

Столица В 877 году столицей польского государства стал город Гнезно, основанный племенем полян. Это был главный город Большой Польши, которую в указанный год покорили племена, проживавшие в области Моравия. Ими же тогда была завоевана и Малая Польша. Центром формирования государственности стала Большая Польша с городом Гнезно, в котором располагалась резиденция правителей из династии Пястов. Тут же построили первое архиепископство Польши.

Создание первого государства

 Праславянские племена были многочисленными, но название современной Польши и народа произошло от полян. Рядом с ними жили и другие народности, обитавшие в Поморье, Силезии, на Висле и Одере, где возникли самые крупные политические и торговые центры славян. Первыми городами были Краков, Щецин, Волин, Гданьск, Гнезно, Плоцк, возникшие как центры племенных объединений. Историки называют подобные центры опольями – объединения десятков поселений, возглавляемые вечем. Это было собрание мужчин, на котором решались важные вопросы внутренней и внешней жизни племени и всего поселения. В центре ополья располагались гроды. Ими управляли князья с собственными военными дружинами, властью, ограниченной вечем. Князь облагал население налогами, решал, какие племена покорять, превращать в рабов. В 70-х гг. 9-го в. правители Великой Моравии захватили княжества Большой и Малой Польши. Так появилось первое протогосударство, но оно просуществовало до 906 г., когда его захватила Чехия. Самостоятельное княжество, которое успешно освободилось из-под власти чехов, появилось в 966 г. Его создал Мешко Первый, представитель древней польской династии Пястов. В состав его государства входили такие земли: Гданьск и его окрестности, Поморье, в том числе и Западное Поморье, Силезия, территории вдоль Вислы. Мешко был женат на дочери чешского правителя Болеслава Первого, которую звали Добрава. В 966 г. Мешко крестился в городе Регенсбурге, который принадлежал чехам. С того момента на польских землях стало распространяться христианство. Для усиления его роли в 968 г. в Польше создали собственное епископство, которое формально подчинялось римским папам. Мешко чеканил свою монету и проводил активную внешнюю политику. Разорвав отношения с чешскими правителями, первый король Польши приобрел для страны врага, с которым королевство постоянно соперничало. Наследие Мешко Первого

После смерти первого короля Польша стала активно развиваться. В течение 11-го в. произошли такие изменения: Создано архиепископство в городе Гнезно. Открыты епископства в Кракове, Вроцлаве, Колобжеге. Расширены границы государства. Активное строительство костёлов по всей стране в византийском и готическом стилях. Польша попала в зависимость от Священной Римской империи. Проведена административная реформа, по результатам которой королевство Пястов разделили на провинции, а они – на каштелянии, т. е. городские округа. Существовали области, ставшие потом воеводствами.

 

В некоторых областях сохранялась власть местных князей. Во внешней политике Польши в начале 11 века центральное место занимали взаимоотношения со «Священной Римской империей», а также взаимоотношения с Чехией и Русью. Германско-польские войны (в 1003-1018 годы, с перерывами) закончились Будишинским миром 1018 года, по которому к Польше отошли Лужица, часть Мишенской марки и Моравия. Захватническая восточная политика Болеслава I ослабила Польшу, вызвав на длительный срок враждебные отношения Польши с Русью. Последние годы правления Болеслава (в 1025 году он принял королевский титул) и правление Мешко II ознаменовались столкновением центральной княжеской власти с представителями крупного духовного и светского землевладения. Пользуясь этим, «Священная Римская империя» и Чехия в 1029-1031 годы напали на Польшу. Потерпев поражение, Польша потеряла Лужицу, а в 1038 году, после похода чешского князя Бржетислава на Гнезно, - и Силезию. В 1034 году, после смерти Мешко II, усилившаяся светская и духовная феодальная знать выступила против центральной власти, что привело к отделению от Польши Мазовии и Поморья. В 1037-1038 годы вспыхнуло антифеодальное восстание, охватившее значительную часть территории Польши. Крестьянство выступало и против христианской церкви, требуя возвращения к языческой религии, с которой оно связывало свою прежнюю свободу. В 1039 году польский престол занял сын Мешко II - Казимир I, признавший вассальную зависимость Польши от «Священной Римской империи».

Культура

X – XII вв. - время приобщения Польши к латинской культуре Запада, стадия, так сказать, ученичества, когда польское общество осваивало достижения средневековой христианской цивилизации, прежде чем внести свой собственный оригинальный вклад в европейскую культуру. Естественно, центральным процессом здесь стала постепенная христианизация польского населения, поскольку на протяжении всего средневековья культура и религия были неразлучно соединены.

" Крещение" и христианизация Польши

Как и во многих других случаях, например, при " крещении" Руси, непосредственным толчком к провозглашению христианства государственной религией послужили политические обстоятельства. Ведя борьбу за Западное Поморье и столкнувшись с угрозой немецкой политико-религиозной экспансии, Мешко I стремился найти союзника в лице чешских правителей и встать на равную ногу в политических и дипломатических отношениях с Германией. Союз с Чехией был подкреплен браком с чешской княжной Дубравой, который сопровождался крещением самого Мешко I и его ближайшего окружения. По всей видимости, сам акт крещения произошел не в Польше, а в Баварии.

           Перед Мешко I и другими польскими правителями встала сложная двоякая задача: внедрить христианство в практику каждодневной жизни и в сознание польского общества; обеспечить возникшей польской церкви независимость от немецкой иерархии. Последняя потребность была особенно настоятельной, так как Польша в качестве поля деятельности христианских миссионеров, должна была бы попасть в церковно-административную зависимость от Магдебургской архиепископии. Первым польским монархам удалось, однако, избежать этого: сначала прибывшее в Польшу духовенство возглавлял прибывший из Чехии епископ Иордан (итальянец по происхождению), позднее, в 1000 году была создана подчиненная непосредственно Риму Познанская архиепископия во главе с Гаудентым, представителем чешской аристократии и чехом по крови.

Сеть приходов сложилась, разумеется, далеко не сразу. Первоначально главными оплотами христианства становились монастыри, которые обращали в новую веру местное население и были центрами подготовки польского духовенства. Польские же епископы, видимо, долгое время оставались генералами без армии, а сама церковь – фактической частью государственного аппарата, полностью зависимого от князя. Только в XII в., после распространения на Польшу реформ знаменитого папы Григория VII духовенство приобрело сословные привилегии и права, дававшие церкви независимость от государства.

Восстание 1037 года свидетельствует, с каким трудом христианство проникало в народные слои. Христианизация основной массы населения, действительно, была делом не одного десятилетия и, может быть, даже не одного столетия. Даже в дружинно-княжеской среде христианские нормы и верования утвердились далеко не сразу. Сам Мешко I после смерти Дубравы женился на монахине, Болеслав Храбрый был женат много раз и имел наложниц; при Болеславе Смелом за мясоядение во время постов выбивали зубы; сами церкви первоначально были очень маленькими и могли вместить во время богослужения лишь представителей элиты. Даже такие фундаментальные для христианства обряды как крещение, венчание и погребение исполнялись очень нерегулярно, детей если и крестили, то делали это через несколько лет после их рождения; покойников продолжали сжигать, в могилы клали предметы быта и пр. Сами священники мало чем отличались от своих прихожан: были очень часто неграмотны, имели жен и детей, пахали и охотились наравне с крестьянами. Епископская власть оставалась номинальной, христианизация вплоть до XII века была заботой государства. Вместе с тем процесс преобразования религиозных обычаев и норм поведения шел, народная языческая культура вытеснялась христианской, новые верования сплавлились со старыми, годовой цикл христианских праздников и постов совершался со все большей регулярностью. Словом, в X – XII вв. польская культура переживала процесс глубокой внутренней трансформации, становясь частью западного христианства.

Образование, просвещение, искусство

Распространение образования и книг теснейшим образом, как и повсюду в " варварской" Европе, было связано с утверждением христианства. Поэтому возникновение первых школ и библиотек, от которых не оставалось документальных следов в источниках, следует относить ко второй половине X века, хотя вплоть до конца XI века польское духовенство получило образование в большинстве случаев вне пределов Польши. Первая собственно польская школа для духовенства известна по источникам конца XI века. В XII веке школы существовали при всех кафедральных соборах Польши. Нет сомнения, что одна из школ существовала и прежде при княжеском дворе. Про Мешко II известно, что он знал не только греческий, но и латинский языки; его дочь Гертруда владела латынью. В краковском кафедральном соборе в начале XII в. имелась библиотека из почти что 50 томов; нужно думать, что аналогичные библиотеки существовали в Гнезно и в Плоцке, где в конце XI – начале XII в. размещалась резиденция монарха.

Первыми памятниками польской литературы были, соответственно, жития и хроники, создаваемые в монастырях и при княжеском дворе. Житийная литература представлена житием знаменитого миссионера св. Войцеха, созданным уже в X веке и повествованием о жизни и мученичестве 5 других монахов, принимавших участие в миссионерстве на территории Польши. Автором последнего произведения и одной из редакций жития св. Войцеха был Бруно из Кверфурта. С конца XII в. стала формироваться и рукописная традиция жития св. Станислава, краковского епископа, казненного Болеславом Смелым.

Светская литература этого времена представлена хроникой Галла Анонима, написанной в начале XII в., первыми рочниками и так наз. " Песней Маура" XII в., воспевающей деяния воеводы польского короля Владислава Изгнанника, старшего сына Болеслава Кривоустого.

Разумеется, как и во всяком обществе, в Польше сохранялись на протяжении всего средневековья богатейшие фольклорные традиции, отразившиеся и в ряде повествовательных источников XII и последующих веков.

Польская архитектура XI - XII вв. представлена в основном церковными памятниками романского стиля, хотя известны и следы первых княжеских замков, восходящие к рубежу X и XI вв. В романском стиле были построены или перестроены соборы в Гнезно, Познани, Кракове и Плоцке, монастырские храмы в Тынце, Крушвице, церковь св. Андрея в Кракове, храм в Стшельно. Самый приметный памятник искусства этой эпохи – бронзовые двери Гнезненского кафедрального собора (вторая половина XII в. ), украшенные 18 скульптурными сценами из жития св. Войцеха. Известен и ряд других скульптурных памятников этих веков и многие произведения мелкой пластики и прикладного искусства. В XII веке начинают складываться и традиции книжной миниатюры в польской культуре.

 Пo пpeдaнию cчитaeтcя, чтo бeлoгo opлa, чeй oбpaз и cтaл впocлeдcтвии гepбoм пoльcкoгo гocyдapcтвa, yвидeл Лex вмecтe co cвoими бpaтьями Чexoм и Pycoм, poдoнaчaльникaми cлaвянcкиx нapoдoв. B мecтe, гдe этo cлyчилocь, Лex ocнoвaл гopoд и нaзвaл eгo Гнeзнo (Gniezno), пoтoмy чтo opeл кpyжил нaд cвoим гнeздoм.

 

Пoльcкиe иcтopики пpoтивoпocтaвляют мифoлoгичecкoй вepcии иcтopичecкyю. Для тoгo, чтoбы пpocтoмy opлy oкaзaтьcя нa гocyдapcтвeннoм гepбe, мaлo пoпacтьcя нa глaзa пpapoдитeлю. Дa и гepб-тo пoявилcя тoлькo в XIII вeкe, нecкoлькo cтoлeтий cпycтя пocлe yпoмянyтoгo coбытия, и пoэтoмy пpипoмним иcтopию тex вpeмeн.

 

Пoнaчaлy opeл был личным знaкoм oднoгo из пpeдcтaвитeлeй динacтии Пяcтoв, нo пocтeпeннo cтaл oбщeгocyдapcтвeнным cимвoлoм. K тoмy вpeмeни нeмeцкиe фeoдaлы пoдчинили ceбe пoльcкoe Зaпaднoe Пoмopьe, a в Bocтoчнoй Пpyccии yкpeпилиcь кpecтoнocцы. Taкoe пoлoжeниe cтaлo ocoбeннo oпacным и в Пoльшe зpeли идeи cплoчeния для бopьбы c нeмeцкoй yгpoзoй. Cимвoлoм гepмaнcкoй импepии был двyглaвый чepный opeл. Ho пoльcкий opeл никoгдa нe пoдчинилcя нeмeцкoмy и вcтyпил c ним в cпop бeлый цвeт вышe чepнoгo, цвeт чиcтoты и блaгopoдcтвa пpoтивoпocтaвлялcя cимвoлy мpaкa и cмepти. A кpacнoe пoлe гoвopилo нe тoлькo o cвящeннoм пpaвe нa нeзaвиcимocть, нo и звaлo к бopьбe. Этa cимвoликa былa aктyaльнa пoчти вcю пoльcкyю иcтopию и coxpaнилacь пo ceй дeнь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.