Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Правовое регулирование прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов



Правовое регулирование прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов

Задание 1

1. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами, определен, прежде всего, п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, каковым является: соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федерального законодательства всеми структурами службы судебных приставов, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых должностными лицами служб судебных приставов. А также:

· надзор за соблюдением прав и свобод физических и юридических лиц судебными приставами;

· надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами.

· соблюдение судебными приставами при выполнении возложенных на них функций прав и свобод человека и гражданина;

· исполнение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

· выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законности принимаемых ими решений.

Основными задачами прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре являются:

· обеспечение верховенства закона, единства и законности в деятельности судебных приставов, защита прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства;

· своевременное, полное выявление, устранение и пресечение нарушений действующего законодательства в деятельности судебных приставов, привлечения лиц, виновных в нарушении законов, к определенному виду ответственности;

· соблюдение законности судебными приставами при принятии ими определенных действующим законодательством мер по обеспечению установленного порядка деятельности судов и осуществлении властных полномочий в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, а также защита прав и интересов физических и юридических лиц, вовлеченных в сферу исполнительного производства.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами возложенных на них функций в соответствии с ч. 4 ст. 19 Закона о судебных приставах осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

 

 

2. Организация работы по надзору прокурора за исполнением законов судебными приставами распределена между структурными подразделениями прокуратуры, осуществляющими:

· надзор за исполнением законов и законностью правовых актов;

· надзор за исполнением законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства;

· надзор за соответствием федеральным законом нормативных актов, издаваемых главным судебным приставом Российской Федерации;

· надзор за законностью постановлений по гражданским делам;

· обеспечение участия прокурора в арбитражном суде;

· рассмотрение заявлений и сообщений о совершенных или подготавливаемых судебными приставами при осуществлении возложенных на них полномочий преступлениях.

Осуществление прокурорского надзора в сфере деятельности судебных приставов возлагается: на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, на Главное управление по надзору за следствием, на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, на управление по надзору за расследованием особо важных дел.

При осуществлении им надзора за исполнением законов в деятельности судебных приставов, он должен: изучить законодательство, регулирующее деятельность службы судебных приставов; проанализировать соответствующие статистические данные; обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности службы судебных приставов.

В процессе проверки прокурор выясняет:

· было ли сделано должнику предложение о добровольном исполнении решения; соблюдается ли срок, предоставленный законом для добровольного исполнения (не более пяти дней);

· правомерно ли наложены на должника взыскания за неисполнение решений суда;

· выполняются ли судебными приставами-исполнителями требования по розыску должника, его имущества;

· соблюден ли порядок обращения взыскания на имущество должника;

· имеют ли место нарушения в части наложения ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства;

· соблюдаются ли требования о наложении ареста на имущество должника и о его реализации;

· соблюдаются ли требования об исполнении исполнительных документов по спорам неимущественного характера;

· допускаются ли нарушения в части привлечения виновных граждан и должностных лиц к ответственности за невыполнение их законных требований;

· каковы результаты рассмотрения заявлений и жалоб граждан, должностных лиц, организаций на действия судебных приставов, обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

Проверка исполнения требований законов о возбуждении исполнительного производства проводится прокурором по специальному плану.

При осуществлении организационных мероприятий прокурор устанавливает: налажен ли в службе судебных приставов учет документов, в том числе и исполнительных; соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и нет ли фактов уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительного производства; своевременно ли направляются копии постановлений о возбуждения исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или иной орган, выдавший исполнительный документ; все ли предусмотренные законом меры принимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложения ареста на его имущество; - принимаются ли меры к розыску скрывшихся должников и их имущества; соблюдается ли двухмесячный срок совершения исполнительных действий; соответствует ли закону принимаемые судебными приставами решения, не ущемляют ли они права физических и юридических лиц, в частности не превышены ли полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций; на законном ли основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия; регистрируются ли поступающие в службу жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваются и разрешаются, соответствует ли закону принимаемые по ним решения. Данные положения позволяют сформулировать и наиболее типичные ошибки и нарушения закона в деятельности судебных приставов, выявляемые прокурорами в процессе проведения прокурорских проверок.

Прокурором в службах судебных приставов изучается работа по рассмотрению жалоб граждан на нарушение их прав в ходе совершения исполнительных действий и анализируется адекватность правовых мер, принятых территориальными органами юстиции по фактам допущенных нарушений прав граждан.

 

 

3. Наиболее типичные нарушения закона в деятельности судебных приставов, выявляемые прокурорами:

· нарушение сроков возбуждения исполнительных производств:

· нарушение сроков направления сторонам исполнительных производств копий постановлений;

· нарушение сроков окончания исполнительных производств;

· возбуждение исполнительного производства на основании копии исполнительного листа;

· нарушение ч. 1 ст. 34 Закона об исполнительном производстве, об объединении исполнительных производств в сводное производство;

· наличие в материалах исполнительных производств процессуальных документов, не утвержденных начальником отдела — старшим судебным приставом;

· использование факсимиле судебного пристава для подписания и утверждения процессуальных документов;

· отсутствие исходящих номеров на документах, направленных в адрес должностных лиц и органов, выдавших исполнительные документы, сторон исполнительного производства и третьих лиц (постановлениях и запросах);

· нарушение порядка уничтожения исполнительных производств по истечении сроков хранения;

· отсутствие зональных книг учета исполнительных производств; - несоответствие зональных книг учета исполнительных производств установленному образцу и ведение их с нарушением установленного порядка;

· отсутствие в зональных книгах учета исполнительных производств сведений об остатках исполнительных производств, перенесенных на начало года (вместо этого приобщаются акты инвентаризаций остатков исполнительных производств);

· необоснованное вынесение постановлений о временном ограничении выезда граждан из Российской Федерации;

· непринятие мер, направленных на проверку имущественного положения должника (нет запросов в регистрирующие органы, кредитные организации, не выходили по месту жительства и нахождения должника, не объявлен розыск имущества и т. д. );

· отсутствие обращения к бухгалтерии работодателя должника судебным приставом-исполнителем при вынесении постановления о наложении взыскания на доходы должника;

· отсутствие должного взаимодействия подразделений розыска с правоохранительными и иными органами исполнительной власти;

· заведение дел о розыске имущества и должников без достаточных на то оснований;

· нарушение сроков ведения розыскных дел и несвоевременное продление этих сроков;

· наложение ареста на имущество должника, на которое не может быть обращено взыскание;

· наложение ареста на имущество, явно не принадлежащее должнику;

· окончательная оценка арестованного имущества с нарушением установленного порядка (без привлечения оценщика);

· нарушение сроков передачи арестованного имущества на реализацию;

· нарушение порядка ведения книг учета арестованного имущества;

· несвоевременная проверка книг учета арестованного имущества

· привлечение виновных к административной ответственности в нарушение сроков давности (ст. 4. 5 КоАП РФ);

· незаконное возбуждение административного производства при отсутствии достаточных оснований полагать о наличии административного правонарушения.

Задание 2

Задача 4: Предмет прокурорского надзорарегулирование общественных отношений, которые связаны с соблюдением норм Конституции Российской Федерации и исполнением требований, предписанных законами.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 26 ФЗ от 17. 01. 1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Прокурор обязан вмешаться при нарушении исполнения закона, ненадлежащего исполнения законов, при осуществлении действий, противоречащих существующему законодательству.

Прокурор: генеральный, районный, окружной, городской, военный.

Задача 8: Военный прокурор обязан распорядиться о проверке законности информации Вяхина. При установлении причин, не освобождающих от военной службы, прокурор должен привлечь к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ ст. 328 «Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

Осуществить прокурорский надзор за исполнением законодательства, направленного на розыск лиц, обвиняемых в нарушении порядка прохождения военной службы, непрерывно и последовательно с момента получения сигнала об уклонении от службы и до утверждения обвинительного заключения по уголовному делу.

Вынести документы прокурорского реагирования, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению уклонений от военной службы, и об устранении нарушений уголовно - процессуального закона, допускаемых органами дознания, незамедлительно после их обнаружения.

Дать органу дознания письменные указания о выполнении следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий, направленных на: установление и проверку возможных мотивов совершенных уклонений от военной службы.

Указание Генпрокуратуры РФ от 19. 11. 97 N СУ-143 «О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА РОЗЫСК ЛИЦ, ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОРЯДКА ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Данная деятельность относится к надзору за исполнением актов военного законодательства, Конституции РФ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.